Статья 15 - раздел Политика, Русского централизованного государства. Том 2 В Статье 15 В Троицком И Археографическом Изводах Совпадают Только Начальные...
В статье 15 в Троицком и Археографическом изводах совпадают только начальные формулы, в которых организация церковного престольного праздника Рождества Ивана Предтечи (24 июня по старому стилю) поручается иванским купеческим старостам, хотя и здесь имеется разночтение: в Троицком изводе старостам купецким и купцам, в Археографическом — старостам, иваньскым купцам. Более исправное чтение — в Археографическом изводе: оно отличается конкретностью, поскольку старосты и были иванскими (т. е. пошлыми) купцами. В остальной части оба извода резко отличны в изложении ст. 15, хотя трактуют один и тот же сюжет. Поэтому их следует рассмотреть отдельно и в противопоставлении друг другу.
Согласно Троицкому изводу, старосты купецкие и купцы ежегодно берут из вощаного веса на организацию праздника 25 гривен серебра. Из этой суммы часть идет на свечи (нужно было поставить в церкви 70 свечей), на темьян и ладан, т. е. на церковные благовония. Другая часть идет на оплату архиепископа, совершающего богослужение в самый день праздника за одну гривну серебра, и ипское сукно, юрьевско-
му архимандриту, который за службу на второй день праздника получает полгривны серебра, и антониевскому игумену, который за службу в третий день праздника получает также полгривны серебра. Других расходов в Троицком изводе не указано, и можно только догадываться, что известная часть из огромной суммы 25 гривен серебра шла на оплату братчин-ного пира, поскольку сумма, остающаяся за вычетом 2 гривен серебра, назначавшихся владыке, архимандриту и игумену, слишком велика, чтобы быть истраченной только на свечи, темьян, ладан и штуку сукна. Как будет показано ниже, стоимость ипского сукна определяется в половину гривны серебра. Относительно темьяна Псковская летопись под 1463 г. отмечает: Того же лета бысть во Пскове темьян дорог — по 60 денег рублевая гривенка (около 200 г)744. Торговая книга начала XVII в. сообщает: Ладан желтой купят пуд за 1 рубль 21 алтын и 4 деньги, а коли дорог, за 7 рублей. Ладан белой купят пуд за 2 рубля, а коли дорог, за 9 рублей. Темьяну пуд купят за 20 алтын, а коли дорог, за 1 рубль7*6. Источник конца XVI в. определяет цену воска в 40 алтын за пуд, т. е. в 1 рубль 20 копеек московскими деньгами746. Таким образом, расход на свечи, ладан и темьян сравнительно с суммой в 25 гривен серебра был относительно невелик. Поэтому не исключено, что ст. 15 в Троицком изводе сохранилась не во всем объеме.
Два термина, фигурирующие в этой статье, А. А. Зимин считал анахронистическими не только относительно XII в., но и относительно XIII в. Он писал, что сведения об ипском (ипрском) сукне характеризуют торговлю Новгорода с Западной Европой XIV — XV вв., а не XIII в., сославшись на первое упоминание ипрских сукон в связи с Новгородом только в 1327 г. Однако широкое распространение таких тканей в Северной Европе фиксируется письменными памятниками уже конца XIII в.747. А. Нахлик, исследовавший обширную коллекцию тканей из новгородских раскопок, доказал, что активное внедрение фламандских сукон на новгородский рынок для всей второй половины XIII в. было уже вполне характерно748.
Второй термин, по мнению А. А. Зимина, анахронистич-ный, — юрьевский архимандрит, который якобы впервые конституируется «после 1297 г., но до 1324 г.». Это неверно: архимандриты новгородские, резиденцией которых был Юрьев монастырь, упоминаются в Новгородской Первой летописи старшего извода уже под 1226 и 1270 гг.749. Таким образом, оба этих термина анахронистичны для XII в., но никак не для XIII в.
Более важным представляется то, что и в этой статье, и на протяжении всего текста Троицкого извода, как уже отмечено, употребляются в качестве основной денежной единицы Новгорода гривны серебра, существовавшие до начала XIV в., но не рубль, который пришел на смену гривне серебра в указанное время.
Рукописание
князя Всеволода
Псковские летописи, вып. 2. М., 1955, с. 157.
745 Торговая книга.—
Записки Отделения
русской
и славянской
археологии имп.
Археологического
общества, т. I.
Спб., 1851, отд. III,с. 124.
Макарий. Указ. соч., с. 25-39.
Хорошкевич А. Л. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и Западной Европой
в XIV-XV веках. М., 1963, с. 178.
748 Нахлик А
Ткани Новгорода.—
Материалы
и исследования
по археологии
СССР, № 123 М..
1963, с. 285-292.
Новгородская Первая летопись,
с. 65, 88. О новгородских архимандритах см.: Янин В. Л.
Очерки
комплексного источниковедения. Средневековый Новгород, с. 136-149.
Законодательство
Древней
Руси
Археографический извод ничего не сообщает об использовании для организации праздника 25 гривен серебра из вощаного веса, о необходимости ставить свечи, темьян и ладан, однако отражает тот же порядок участия в праздничной службе архиепископа, юрьевского архимандрита и антониев-ского игумена. Между тем вознаграждение этим лицам установлено в денежных единицах, появившихся не ранее рубежа XIII—XIV вв.: владыке положен рубль, архимандриту — ип-ское сукно, антониевскому игумену — полтина. Поскольку архимандрит и игумен в Троицком изводе выступают как равноправные в отношении оплаты, заключаем, что стоимость ипского сукна приравнивается к вознаграждению антониев-ского игумена, т. е. в данном случае к полтине. Кроме этих расходов, церковь Ивана на праздник должна выдать дар княжеским наместникам (их было два) — княжескому дворецкому — ипское сукно и княжескому тиуну — тумасское сукно.
Церковь не только несет расходы, но и кое-что получает, а именно: от наместников — 20 пудов меда, от дворецкого — 10 пудов меда, от тиуна — 5 пудов меда; всего 35 пудов меда, необходимого на подсласту, т. е. на угощение, а от антониев-ского игумена — 40 калачей, 40 хлебов, капусту и уксус. Поскольку тиун дает вдвое меньше дворецкого, то и получаемые ими дары, надо полагать, находятся в обратной пропорции, т. е. тумасское сукно стоило вдвое меньше ипского, а именно четверть рубля. Поэтому расход церкви на дары можно определить в 1,75 новгородского рубля, иначе — в 378 новгородских денег (216 денег в рубле).
Попытаемся подвести баланс доходов и расходов церкви Ивана при организации праздника, как она изложена в Археографическом изводе. Для этого необходимо знать торговую цену меда. Из источников конца XVI в. известно, что в Новгороде за пуд меда тогда платили 25 копеек, которые в новгородском счете соответствовали деньгам. Следовательно, 35 пудов меда стоили 876 копеек-новгородок. Баланс доходов и расходов составляет 497 новгородок, что соответствует 2 новгородским рублям 65 новгородским деньгам.
Чтобы оценить этот результат, следует обратиться к источнику начала 80-х гг. XVI в. — «Записи о новгородских руж-ных церквах». В ней относительно руги церкви Ивана на Опоках сообщается следующее:
На Опоке к церкве Иванна Предтечи идет годовые руги двем попом Ивану Иванову да Микуле Обросимову тридцать четыре рубли и осмнадцать алтын и четыре денги, по семи-надцати рублев и по десяти алтын и по две денги попу, дьякону Роману Семенову восмь рублев и двадцать один алтын и две денги, дьячку Федку Ларионову шесть рублев и шестнадцать алтын, да за воск и за свечи четыри рубли и десять алтын четыре денги, да на вино и на темьян полтина, двем пономарем Михалку Офанасьеву да Овдейку Федотьеву шесть рублев и шеснадцать алтын. И всего годовые руги попом, и
дьякону, и дьячку, и пономарем, и за воск, и за темьян денег шесдесят рублев и тридцать два алтына и четыре деньги.
Архиепископу Александру идет от службы два рубли и пять алтын и две деньги, что он служит у Ивана Предтечи на Опоках на праздник. Юрьевскому архимандриту идет от службы рубль и два алтына и четыре деньги, что он служит у Ивана Предтечи на Опоках на другой день праздника, а июня в 27 дано, взял слуга Гриша Пиминов.
Спаского Хутыня монастыря игумену Селивестру идет от службы рубль и два алтына и четыре деньги, что он служит обедню у Иванна Предтечи на третий день праздника, а июня в 27 день те деньги дано, взял слуга Сошко Сухлянской.
Да в пределе святаго пророка Захарии на полатех идет годовые руги попу Игнатью Ондрееву четыре рубли, дьячку Калинке Офонасьеву да понамарю Данилку Иванову по полтине человеку, за полпуда воску на свечи по осминадцати алтына, да на понахиды по великого князя родителех да полпуда меду четыре алтына с деньгою, да на вино служебное и на темьян и на ладан шесть алтын и четыре деньги. И всего годовые руги к той церкве денег и за воск и за темьян, за вино и за ладан пять рублев и двадцать восмь алтын и две деньги.
Проскурнице Анне Омельянове дочере, что печет просфиры к трем престолом Иванна Предтечи, да в придел Захария Пророка на полатех, да к церкве Бориса и Глеба в Торгу, дают Иванские попы с Опок и за свечи рубль и два алтына и четыре деньги, по осминадцати алтын с попа, да Иванской же проскурнице четыре лавки, а поземских идет проскурнице рубль и четыре алтына
Наблюдения над слагаемыми этой руги показывают, что в ее расчете проявляются два разновременных пласта. Все суммы выражены в единицах московской денежной системы (в рубле 200 денег, иначе 100 копеек; в алтыне 3 копейки), но в одних случаях назначены круглые суммы (например, «попу... четыре рубли, дьячьку... да понамарю... по полтине человеку»), в других они производят впечатление громоздких и неудобных (например, «по семинадцати рублев и по девяти алтын и по две денги попу»). Перевод последних в «новгородское число» (в рубле 216 копеек-новгородок, в гривне 14 копеек-новгородок) обнаруживает, что в единицах новгородской денежной системы эти суммы обретают логическую закономерность (например, 17 рублей 9 алтын 2 денги равны 8 новгородским рублям). Это значит, что выраженные в «неудобных» цифрах частные нормы руги восходят к более раннему времени, чем «удобные».
Приведя для удобства сопоставления, фигурирующие в «Записи о ружных церквах», к единицам новгородской денежной системы и сравнив их с нормами «Рукописания», получим:
«Рукописание Всеволода» «Запись о ружных церквах» попам — по 8 гривен серебра попам — по 8 рублей
Рукописание
князя Всеволода
Макарий Указ. соч , с 31-32.
Законодательство
Древней
Руси
дьякону — 4 гривны серебра дьяку — 3 гривны серебра сторожам — 3 гривны серебра владыке — 1 гривна серебра архимандриту и игумену — по 0,5 гривны серебра
дьякону — 4 рубля дьячку •— 3 рубля 2 пономарям — 3 рубля архиепископу — 1 рубль архимандриту и игумену — по 0,5 рубля.
Это поразительное соответствие цифр может свидетельствовать только о том, что исчисление главных позиций руги иванскому клиру в конце XVI в. опиралось на традицию времен новгородской независимости, запечатленную в «Рукописании Всеволода». Однако существует один весьма важный аспект анализа слагаемых руги конца XVI в. Кроме жалования клиру и вознаграждения владыке, архимандриту и игумену (в конце XVI в. служить в третий день праздника предписано не антониевскому, а хутынскому игумену), существуют еще суммы расходов на праздник. И если в Троицком изводе на праздник положено 25 гривен серебра, то Археографический извод, как мы убедились, определяет эти расходы резко сокращенной суммой в 2 рубля 65 денег (в «новгородское число»). Опирается ли и в этой позиции «Запись о ружных церквах» на «Рукописание», и если да, то на какой из его изводов?
Сумма дополнительных расходов в «Записи о ружных церквах» слагается следующим образом: за воск и за свечи в церковь Ивана 4 рубля 10 алтын 4 денги (т. е. 2 рубля новгородских); за вино и темьян — полтина (т. е. 50 денег новгородских); за воск в придел Захарии — 36 алтын (по 18 алтын дьячку и пономарю, т. е. новгородская полтина); на вино, темьян и ладан в придел Захарии — 6 алтын 4 денги (т. е. 20 денег новгородских). Общая сумма здесь равна 2 рублям 178 денгам. Однако иванские попы от себя платят проскурнице 1 рубль 2 алтына 4 денги (т. е. новгородскую полтину). Баланс, таким образом, равен 2 рублям 70 деньгам новгородским, что при самой минимальной разнице цифр совпадает с дополнительными расходами по Археографической редакции «Рукописания».
Изложенные наблюдения характеризуют ст. 15 в Археографическом изводе как, несомненно, более позднюю сравнительно с аналогичной статьей Троицкого извода. Поскольку Археографический извод фиксируется в списке середины XV в., а ст. 15 в нем содержит ссылки на пошлины по старине и оперирует рублями, а не гривнами серебра, время возникновения Троицкой редакции в значительно более ранний период подтверждается и этими наблюдениями.
Существует еще одно обстоятельство, свидетельствующее о том, что порядок финансирования церкви Ивана на Петря-тине дворе в середине — третьей четверти XV в. существенно изменился сравнительно с более ранним. Во время последних переговоров Новгорода с Иваном III, закончившихся потерей новгородской независимости, 13 января 1479 г. шла речь и об иванской руге: Да и о попех Ивановских говорили.., чтобы
попом ругу отдали, задние годы, что им не дали, да и впредь бы давали ругу751. По смыслу установлений, отраженных в «Рукописании», материальное обеспечение церкви Ивана не зависело от прямых выдач денежных сумм княжеской администрацией: старосты сами собирали определенные существовавшим порядком суммы вощаного веса. Задолженность великого князя, образовавшаяся к 1479 г., свидетельствует, что на протяжении какого-то периода еще в эпоху новгородской независимости старый порядок был упразднен, а организация иванской руги перешла в руки великокняжеских наместников. Выяснение времени этого изменения остается пока нерешенной проблемой. А. А. Зимин возводил Археографический извод «Рукописания» к гипотетически реконструируемому юридическому сборнику, составленному около 1421 г. Указания ст. 15 этого извода на пошлины по старине, по-видимому, подтверждают такое мнение, коль скоро они фигурируют в Комиссионном списке «Рукописания» середины XV в.
Статья 15а
Весь заключительный раздел «Рукописания», начиная с этой статьи, по-видимому, представляет собой текст, основанный на ином источнике, нежели все предыдущие статьи.
Статья 15а имеется только в Троицком изводе «Рукописания» и отличается крайней неконкретностью и противоречивостью. Она начинается с дублирующего ст. ст. 1 и 2 утверждения о предоставлении церкви Ивана Петрятина дворища и пошлин с купцов в Руси. Последнее установление как бы дублирует и дополняет ст. 10, но бесполезно в практическом отношении. Предписание имати тая старина с гостей тверского, новгородского, бежецкого, деревского и всего Помостья по своему смыслу является свидетельством того, что к моменту составления статьи такой порядок уже существовал и даже был стариной, что как бы превращает пожалование в подтверждение. Это предписание к тому же не сопровождается разъяснением, какого размера должна быть упомянутая пошлина. Платит ли тверской купец по низовскому тарифу? Приравниваются ли к новгородцу деревский, бежецкий и по-мостский гости? Ведь все они были жителями Новгородской земли. Имеет ли эта статья отношение к торговле воском или касается каких-то иных пошлин? Почему, говоря о купцах в Руси, статья ограничивает пределы Руси Тверью и прилегающими к ее земле районами новгородских владений? Весьма противоречива и терминология этого текста. Новгородские купцы отнюдь не являются гостями: этот термин употреблялся в Новгороде применительно к иногородним купцам, совершающим дальние поездки. Трудно представить себе деревского, бежецкого и помостского госгя. Эти сельские территории Новгородской земли не располагали условиями Для возникновения здесь купеческих сословных групп, а про-
Рукописание
князя Всеволода
ПСРЛ, т. XII. Спб., 1901, с. 186.
Законодательство
Древней
Руси
ПСРЛ, т. 1,вып. 2. Л., 1927, стб. 435.
Ключевский В. О.
Сказание
о чудесах
Владимирской
иконы божьей
матери. Спб.,
1877.
754 Семенов А. И.
Древняя
топография
средней части
Торговой стороны
Новгорода.—
Новгородский
исторический
сборник, вып. 10.
Новгород, 1961,
с. 148-149.
755 Памятники
русского права.
Вып. второй,
с. 181-182.
Хорошев А. С. Раскопы южной
части
Плотницкого
конца.— В кн.:
Археоло! ическое
изучение
Новгорода. М.,
1978, с. 177.
дукты с этих территорий поступали в Новгород в видефеодальной ренты.
Упоминание в ст. 15а тверского гостя является анахронизмом относительно времени княжения Всеволода Мстиславича. Тверь в летописях упоминается только с 1209 г.752, а в «Сказании об иконе Владимирской богоматери» — в 60-х гг. XII в.,
но это сказание существует только в поздних записях
Все темы данного раздела:
Русская Правда. Краткая редакция
м
/. Убьеть муж(ь) мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отию сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову;
Статья 2
Статья содержит нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Некоторые положения статьи являются, по-видимому, общими для нескольких последующих статей. Таковы доказательства совершения
Статья 3
Если в ст. 2 основное внимание уделено характеру телесных повреждений, то ст. 3 рассматривает орудия, какими наносятся побои: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Перечень
Статьи 5, 6, 7
Членовредительству посвящено в Правде Ярослава три статьи. Выделяются три вида членовредительства: травма руки, ноги, пальца. Отнятие руки или лишение возможности ею пользоваться рассматривалось
Статья 9
Статья трактовалась по-разному. Одни исследователи видели в ее диспозиции покушение на совершение преступления; другие — оконченное преступление (угроза, оскорбление). Текст дает возможность приня
Статья 10
Обида, о которой идет речь в статье, может рассматриваться двояко: или оскорбление действием, или нанесение побоев. В пользу первого говорит то, что в варианте статьи, встречаемом в Пространной ред
Статьи 13, 14
Статьи содержат нормы права, определяющие порядок изъятия собственником своей вещи у владельца. Можно рассматривать ст. 13 как статью, содержащую норму материального права, в то время как в ст. 1
Статья 15
Статья вызывала множество толкований. Можно согласиться со старой точкой зрения Н. М. Карамзина, развитой в наше время А. А. Зиминым. Речь в статье идет о том случае, когда в результате свода похит
Статья 17
Статья интересна двояким отношением к холопу в древнерусском обществе. С одной стороны, холоп не субъект права — за свои действия он не отвечает и отвечать не может, поскольку имущественные санкц
Статья 31
Статья говорит о наказании в случае совершения преступления несколькими лицами. Русская Правда, таким образом, знает уже институт соучастия. Видимо, в тексте ст. 31 имеется неточность в указании р
Статья 43
Урок мостников непосредственно продолжает и завершает статьи Краткой Правды о порядке оплаты княжеских слуг. Место возникновения Урока определяют по-разному. М. Н. Тихомиров видит в нем новгородски
Редакция
78 176
Законодательство TIV' К в начале за"аВИе
Древней Руси
МП, АИ, CMV, TIV и др. не будеть
Редакция
Законодательство
Древней
Руси
По Ярославе
— после смерти
Ярослава,
Совокупишеся — собрались;
Отложиша убиение за голо
Статья 2
Статья содержит историко-юридический экскурс во времена вскоре после смерти Ярослава, когда Ярославичи, вместе со своими боярами собравшись на съезд, отменили кровную месть, установив замену ее ден
Статья 3
с»той статьей начинается первый тематический раздел (.ст. ст. 3—8) об ответственности за убийство на территории верви. Статья устанавливает порядок взыскания виры за убийство в разбои предст
Статья 4
Статья устанавливает порядок выплаты вервью дикой виры. Дикая вира (возможно, от слова дикий — чужой, т. е. вира за чужую вину) — штраф, который платят сообща члены верви за убийство
Статья 5
Данная статья — одна из наиболее сложных для понимания. Она предполагает другой случай уплаты виры вервью, — когда убийца — член общины и, как таковой, участвует (прикладывает) в денежной
Статья 6
Статья отграничивает убийство, совершенное в общественном месте, на глазах у присутствующих, от убийства в разбое,\ очевидно, в корыстных целях. Оно расценивается как менее тяжкое преступление и п
Статья 8
Статья дает существенное дополнение к нормам ответственности общины за преступление ее члена. Эта ответственность не является абсолютной даже в случаях, когда преступник не изымался из общины и не
Статья 9
Статья содержит указание на традиционные (существовавшие во времена княжения Ярослава Владимировича) размеры натурального обеспечения общиной государственных чиновников, собиравших виры, хотя сам
Статья 11
Статья начинает раздел (ст. ст. 11 —17), устанавливающий ставки штрафов за убийство представителей различных социальных групп, связанных с княжеским (и отчасти боярским) хозяйством, начиная от выс
Статья 12
какой степени можно отождествлять огнищанина с огнищ-ным тиуном (как это делает А. А. Зимин),неясно. Стремление к Унификации в социальной терминологии представителей различных гр
Статья 16
Смердии холоп появился в Пространной Правде в результате переосмысления нормы ст. 26 Краткой Правды, где возмещение за жизнь смерда и холопа уравнено одной ставкой. Значение этого переосмы
Статья 18
Для отведения ложного обвинения в убийстве необходимо выставить не менее семи послухов, которые могут вывести ви-РУ, т. е. отвести это обвинение (в списке TIV : го им и ве-рят). Послухи
Статья 21
Если обвиняемый в убийстве не может найти послухов, то дело решается путем испытания железом. Железо — одна из форм средневековых ордалий, определение виновности по степени ожога от раскале
Статья 22
Статья определяет пределы применения ордалий в уголовном процессе при отсутствии поличного: раскаленным железом можно пользоваться при обвинении не только в убийстве, но и в краже значительных цен
Статья 29
В статье рассматривается тот же случай, что и в ст. 2 Краткой Правды, но вместе с этим отражаются развитие и изменение правовых норм: упоминается княжеский дво/ бывший в XII в. местом суде
Статья 32
Нелядин, убежавший от своего господина и скрывшийся в чужом доме, должен быть выдан ему в течение первых двух дней; если же егб не выдадут в эти дни, то, будучи опознан, се равно возвращ
Статья 40
Статья повторяет норму ст. 38 Краткой Правды. Вор, забравшийся ночью в дом, может быть убит на месте преступления (во пса место — как собака). Эта древняя норма имеет аналогию в ст. 6 дого
Статья 45
Если краденого в наличии нет, но вор известен, он должен возместить собственнику стоимость краденого, причем за коня, принадлежавшего княжескому хозяйству, в полтора раза больше, чем за коня друго
Статья 46
В статье говорится об ответственности за кражу, произведенную холопами, которые не платят продажи, зане суть не свободны. Эта ответственность лежит на их господах, которые возмещают потерпе
Статья 51
Статья вставлена между ст. 50 и ст. 52 позднее. Величина процентов по займу находилась в зависимости от срока договора: больший срок предполагал более высокую
ставку процен
Статья 53
Статья содержит изменения, внесенные законодательством Владимира Мономаха и представителей городских верхов Киева, Белгорода и Переяславля в установления о резах.
После смерти в 1113 г. ки
Статья 54
Статья примыкает по содержанию к ст. ст. 48 и 49 и также говорит об особом юридическом положении купца и его денежных и товарных операциях, на которые не распространяется право получения кредита о
Статья 56
Статья впервые упоминает закупа, начиная раздел о нем (ст. ст. 56—61). По мнению большинства советских исследователей, закуп отрабатывал или должен был выплатить полученную от господина купу
Статья 57
Конь и орудия, которыми работает закуп, принадлежат господину. Если у него во время работы погибнет конь, он не оплачивает его стоимость, но если он потеряет или сломает плуг и борону, которые нах
Статья 59
Господин не имеет права нарушить условия заключенного с закупом соглашения о размере предоставленных ему средств (купы) или земельного участка (отарица, близкая по значению к пекулию). В противном
Статья 64
Статья вновь возвращается к юридическому положению за-кУпа. .da закупа, попавшегося на краже, отвечает его господин,
Русская Правда.
Пространная
редакция
Статья 65
Статья воспроизводит норму ст. 17 Краткой Правды, отражая изменения, внесенные в нее ко времени создания Пространной Правды. Господин мог предоставить холопу, ударившему свободного, убежище и вз
Статья 67
Статья начинает новый раздел Пространной Правды (ст. ст. 67—89), посвященный уголовному и частично — процессуальному праву. Он содержит нормы жизни вотчины, восходящие к XI в. и близкие к нормам
Статьи 69 и 70
Статьи тесно связаны между собой, так как рассматривают разные стороны одного и того же состава преступления — кра жи бобра, совершенного (как видно по процедуре установления похитителя) крестьяни
Статья 74
Статья устанавливает размеры дополнительной платы княжеским судебным чиновникам при взыскании ими продажи. Эта статья имеет близкое соответствие с установлением о поко-не вирном (ст. 42 Кра
Статья 78
Самоуправство относительно смерда со стороны не представителей государственной власти, а рядовых лично свободных смердов карается уголовным штрафом. Кроме того, потерпевшему полагается возмещение
Статья 82
Статья устанавливает за похищение воза сена или дров возмещение потерпевшему в размере 2 ногат, т. е. 5 кун вместо 9 кун по ст. 39 Краткой Правды. Это может свидетельствовать об изменении соотноше
Статья 83
|' За поджог хранилища собранного урожая — гумна или дво-* ра (основного комплекса хозяйственных и жилых построек) виновный подвергался потоку и грабежу. Эта архаичная высшая
Статья 88
В Русской Правде до сих пор не предусматривалась защита жизни свободной женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу, который наносило феодалу убийство принадлежащих вотчинному хозяйс
Статья 90
Статья начинает раздел Пространной Правды, посвященный наследственному праву (ст. ст. 90—109), представляющий собой новый кодекс, не известный Краткой Правде.
В ней устанавливается особое
Статья 92
В статье устанавливается существование обеих форм наследования — по завещанию и по закону. Наследниками без завещания в этой статье выступают только дети. Были ли наследниками по завещанию тоже т
Статья 95
Статья подтверждает древнерусскую норму, согласно которой дочери при наличии сыновей — их братьев не наследуют после отца, но они обеспечиваются приданым, которое после смерти отца выделяется им б
Статья 99
Статья посвящена праву опеки над сиротами и имеет в виду, очевидно, семью горожанина — купца или ростовщика. Если после смерти отца в семье оставались малые дети и мать выходила вторично замуж, то
Статья 102
Вдова имеет право пожизненно жить во дворе своего покойного мужа, несмотря на возражения ее детей. Она остается главой семьи и хранителем всего ее имущества, оставленного мужем, препятствуя самочи
Статья 105
Статья продолжает изложение норм, связанных с той же ситуацией. Если второй муж во время пользования наследством первого утратит что-либо из него, то сын — наследник его обязан по показанию свидет
Статья 108
Статья свидетельствует об отнесении споров братьев между собой о разделе наследства к княжеской компетенции, однако она изложена в условной форме (если спорящие обратятся к княжескому суду), как сч
Статья 110
Статья начинает последний раздел Правды, который вслед за А. Е. Пресняковым называют уставом о холопстве. В статье устанавливаются три случая утраты личной свободы и перехода в состояние п
Статья 111
Статья тесно связана с предыдущей. Отработки денежной ссуды (дачи), или ссуды зерном, а также процентов по ним (придатка) не ведут к состоянию полного холопства; предполагается, что
Статья 112
татья устанавливает денежную плату за сознательное по-ничество беглому холопу. Ставка 5 и 6 гривен, совпадаю-
Русская Правда.
Пространная
редакция
ДКУ, с 2
Статья 114
Хозяин убежавшего холопа, выследив его в каком-либо городе, может рассчитывать на помощь в его задержании городского отрока, выделяемого для этого посадником, и платит ему за такую помощь
Статья 118
Купивший холопа не у его хозяина обязан вернуть его собственнику. Если он присягой подтвердит, что был введен в заблуждение, то может получить деньги с продавца обратно. Если же такой покупатель з
Статья 120
Господин бежавшего холопа отвечает по существующим нормам и за то чужое, что тот унес с собой. Эти нормы \Уроки) частью изложены в ст. ст. 41—46, где за кражу холопом установлено возмещени
Статья 121
Семья холопа, виновного в воровстве, не следует его судьбе, если она не помогала вору. При участии жены и детей холопа в краже или в сокрытии краденого господин должен поступить с ними так же, как
Статья О бесчестии
Статья представляет собой запись о размерах и формах денежного возмещения за оскорбление, которые зависят от родовитости потерпевшего. Размер возмещения определяется правом двух поколений предков
Статья О ковании мужем
Статья устанавливает тарифные ставки (железное), полагавшиеся полицейскому чиновнику за заковывание в железа (оковы, кандалы) обвиняемого. Заковывание обвиняемого, судя по договору
По его пути
— по его положению
Статья О судных кунах
Статья фиксирует норму, согласно которой денежные возмещения потерпевшему, присужденные судом, но не выплаченные сразу, не облагаются
БИБЛИОГРАФИЯ
РУКОВОДЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Энгельс Ф.Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. 2-е изд., т. 21.
Редакция
Законодательство АР далее дияк- " вси "Р««™«В" Древней церковный, и дети их,
Руси „
Статья 9
Статья перечисляет дела, подлежащие ведению епископов, характеризует широкую юрисдикцию древнерусской церкви. Почти все перечисленные дела находились вне компетенции княжеского суда, который не сос
Векшю, векша
— денежная единица, сменившая веверицу
Номоканон
— сборник официальных и
неофициальных церковных постановлений, возникший в Византии и распространившийся в Дре
Статья 3
Статья устанавливает доходы церковной организации в лице церкви Св. Богородицы Десятинной.
Статьи 4 и 5
Статьи написаны в соответствии с правилами греческой православной церкви и
В снопах.
Рощенье — роща, лес.
казнь. Включение таких законов в русские Кормчие книги служило скорее цели ознакомления русских судей с византийскими законодательными образцами
Вып второй,
с 125
природное влечение людей направлялось церковью в русло брачной жизни. Следует сказать, что наряду со стремлением к достижению нравственных целей церковноправовые нормы о браке были н
Курс церковного
права, с 139
Законодательство
Древней
Руси
Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов.
М.-Л., 1952, с. 65.
Статья 3
В статье говорится об изнасиловании женщины. Оно мало чем отличается от насильственного умыкания, о котором идет речь в предшествующей статье Устава. Даже размер взысканий и в том и в другом случа
Статья 4
Статья запрещает мужу разводиться с женой без вины с ее стороны. Под виной имеется в виду строго определенный перечень поводов к расторжению брака, признаваемых церковью. В Византии, согласно Экло
Статья 9
Статья указывает на последствия второго брака при существовании нерасторгнутого первого. По-видимому, подразумевается ситуация, при которой происходит смена брачных партнеров. Принцип единобрачи
Статья 12
Статья начинает раздел устава (ст. ст. 12, 14, 15, 19, 21, 22), содержащий санкции за половые сношения в кругу кровных родственников, духовных родственников и свойственников.
Кум и кум
Статья 14
Статья карает брата и сестру за вступление в половые отношения. Слова а во опитемии и в казни по закону вызывают различные толкования. М. Н. Тихомиров вслед за Л. В. Мило-вым видит в
Статья 16
Статья преследует двоеженство, допускаемое язычеством. Слово водит указывает на то, что церковного брака ни с одной из жен, возможно, и не было заключено, обе жены могли быть водимыми
Статья 17
Статья предусматривает наказание за развод супругов по собственной воле (см. комментарий к ст. 4). Согласно Уставу, языческие браки в какой-то степени приравниваются к церковным бракам. В этом мож
Статья 23
Статья предусматривает ситуацию, прямо противоположную той, которая отмечена в ст. 20. 100-гривенный штраф, налагаемый на братьев, вступивших в связь с одной и той же женщиной, вероятно, должен б
Статья 26
Статья запрещает остригать волосы на голове (в списках Уваровского вида запрет прямо адресуется женщинам) и сбривать бороду. Статья основывается на стихах Ветхого завета-Не стригите головы ваше
Статьи 27—28
В статьях устанавливается ответственность за кражу перечисленных в них предметов. Согласно ст. ст. 34, 35, 43 Русской Правды Пространной редакции, кража тех же предметов наказывалась князем. Уста
Статья 29
Статья содержит указание на виру, знакомую по Русской Правде, которую взимал князь в случае убийства. В ст. 6 Русской Правды Пространной редакции говорится об убийстве во время пира или в ссоре (в
Статья 30
Статья карает за драку двух мужчин, если они дерутся жен-скы (это определение отсутствует в Маркеловском (ст. 38) и в Архивном изводах (ст. 36) Пространной редакции) или кто-либо из них куса
Статья 32
Статья выделяет из нескольких дел, перечисленных в Уставе кн. Владимира или сын отца бьеть, или матерь, или дчи, или снъха, свекровь, лишь одно и указывает ответственность за него.
Статьи 34—37
Статьи содержат указания на преступные деяния церковных людей и на суд епископа по этим делам.
Статья 34 указывает на закрытое для мирян разбирательство дел о блуде монахов, монахинь, поп
Статья 1
Статья близка по тексту к Краткой редакции, имея некоторые существенные отличия.
Устав кн. Ярослава в сохранившихся текстах начинается с интитуляции — обозначения князя, издавшего докумен
Статья 2
Статья устанавливает дифференцированную ответственность за умыкание девушки или насилие над ней, зависящую от социального положения потерпевшей.
Денежный счет в Уставе содержит единицы и
Статья 7
Статья содержит уникальную для памятников феодального
права архаичную норму семейного права об ответственности
родителей перед публичной властью за невыдачу замуж доче-
А
Статьи 24 и 28
Статья не имеет аналогии в Краткой редакции, но она устанавливает за блуд отчима с падчерицей тот же штраф в 12 гривен. Значительно выше санкция за сожительство отца с дочерью, поскольку здесь им
Статья 35
Статья не имеет аналогии в Краткой редакции. Она посвящена установлениям о нарушении сговора о браке. Резание сыра — одна из важных составных частей обряда предсвадебного сговора: сыр выносила не
Статья 38
Статья, также не имеющая аналогии в Краткой редакции, рассматривает еще одну группу проступков жены, не являющихся основанием для развода (отправление ею языческих культов или совершение действий,
Статья 41
Статья также не имеет соответствия в Краткой редакции. Драки между женщинами, не имевшие характера социальных стычек, в отличие от боев между мужчинами подлежали ведению не светской, а церковной в
Статья 49
Статья содержит запрещение совместной еды с иноверцами, в том числе с принадлежавшими к той же древнерусской (от нашего языка будеть с некрещеным), а также другим народностям. Это запрещени
Статья 53
В статье перечисляются следующие деяния жены, которые дают основания для расторжения брака: 1) несообщение женой мужу о ставшем ей известном готовящемся посягательстве на власть и жизнь монарха;
Смоленские уставные грамоты
Щапов Я. Н. Княжеские
уставы и церковь.., с. 146-147.
214 А в Хотшине дани 200 гривен, а ис того епископу взяти 20
Законодательство гривен.
Древней
Статьи 4—5
Статьи передают епископии десятую часть даней, которые поступают со Смоленской земли князю как верховному феодальному собственнику и содержат подробный перечень волостей и погостов с указанием ра
Статья 10
Статья содержит сентенцию, связанную со ст. 2.
Статья 11
Уставная грамота содержит перечень правонарушений, подлежащих ведению церковного суда. Это девять категорий дел:
Документ 3
Жалованная (данная) запись князя Ростислава на холм (смоленский детинец или его часть), который князь передает в 1150 г. кафедральной церкви, находившейся на этом холме. Такая щедрость князя
Документ 4
Документ представляет собой анонимную уставную запись о поступлении смоленской епископии пошлин с городов Смоленской земли. Эти пошлины назывались погородием и состояли из двух частей — ур
Статья 4
В ст. 4 определяется порядок обеспечения суммы в 100 гривен новых кун, которая собирается в форме княжеской ренты с ряда погостов по фиксированным для каждого погоста нормам. Погосты, перечисленны
Статьи 6 и 7
А. Н. Насонов полагал, что территорией, сборы с которой передавались епископу взамен десятины с судебных пошлин, была территория Обонежья, подробно описанная в ст. 6 и локализуемая в районе, прим
Археографический вид
Известен в 4 списках:
1. Ар.—середины XV в., в приложении к Комиссионному списку Новгородской Первой летописи (ЛОИИ СССР, Архе-огр. 240). Используется как основной;
2. СлН — 1493
Пушкинский вид
Известен в одном списке:
Пш — второй половины XIV в., в сборнике (ЦГАДА, ф. 135, V отд., рубр. I, № I).
А се устав Ярославль о мостех, осмеником поплата.
1. В Л
Троицкий, Оболенский и Бальзеровский виды
Троицкий вид известен в одном списке:
Т—первой половины XV в., в сборнике (ГБЛ, Тр 765).
Оболенский вид представлен 3 списками:
1. О — второй половины XV в., в составе ле
Статья 2
Перечисление в ст. 2 тигожан, коломлян, нередичан, вережан и пидьблян в контексте раскладки мостовой повинности на территории Детинца понуждало исследователей робко говорить о привлечении в кремль
Статья 3
Во второй интерполяции названо 10 городских и 9 провинциальных, волостных сотен. Отсутствие 10-й провинциальной сотни наводит намысль о неисправности списков уже на стадии Археог
Следует рассмотреть имена городских соцких во вставке о сотнях.
Поскольку следующим этапом административной и политической карьеры соцких была должность тысяцкого, имеются все основания сравнить этот список со списком новгородских тысяцких в поисках с
А СЕ ОТ ТОГО ЖЕ ПРАВИЛА.
1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо человека, братии со сестрами равная часть от своего имения.
2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведите-ли обличають,
Статьи 15—16
Статьи основаны на ст. 15 Устава кн. Владимира, но содержат существенные дополнения, отражающие изменения в принадлежности торговых мер в Новгороде конца XIII — начала XIV вв. По ст. 15 торговые
Статья 17
Статья содержит перечень церковных людей, восходящий к Уставу кн. Владимира. Он отличается некоторыми изменениями, из которых наиболее существенны упоминания пущен-ника и изгоев. В статье дается у
Дополнительные статьи Статьи О прелюбодейной части
Эти статьи являются позднейшим добавлением к Уставу. Расположенные после его санкции и слова аминь, они трактуют иные вопросы, чем те, которые регламентирует Устав, — не о том, какие судебн
Статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей
Статьи устанавливарт особый порядок наследования дочерей и сыновей — их братьев, отличный от традиционного древнерусского права. По Пространной Правде (ст. ст. 91, 95), дочери лично свободных люде
Тексты Троицкий извод
Список третьей четверти XVI в. в приложении к Новгородской I летописи (ГБЛ, МДА, IV 54).
/. Се аз, князь великий Гаврил, нареченыи Всеволод, са-модръжець Мьстиславичь, внук Володимир,
Летописный вид (в приложении к Псковской летописи)
4. ВЗ—1548 г. (Национальная библиотека в Варшаве, ф. Библиотеки майората Замойских, №78);
5. П-1 —2-й половины XVI в. (ГПБ, Погод. 1404);
6. П-2—
Статья 2
Статья трактует о праве церкви Ивана взимать пошлину на строение церкви со взвешивания воска в Новгороде и в Торжке от княжеского великоимения, т. е., надо думать, не с гостей, торгую
Статья 5
Статья определяет персональный состав служителей церкви Ивана — три старосты: один — от житьих и черных людей — тысяцкий, двое — от купцов. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, чт
ГВНП,с.60,№31.
711 См.:Янин В. Л.
Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М.,1977, с. 91-122
ГВНП,
Статья 7
Статья открывает новую тему «Рукописания», связанную с существованием в Новгороде организации наиболее состоятельного купечества, члены которой именовались пошлыми (т. е. исконными) купцами
Памятники истории Великого
Новгорода и Пскова. М., 1909, с. 76-80, № XI; Клейнберг И. Э., Севастьянова А. А. Уличане на страже своей территории (по материаламганзейской переписки XV в.).— Новгородск
Статья 10
Статья определяет еще один источник дохода церкви Ивана на Петрятине дворе. Если в ст. 2 говорилось о руге, т. е. о взятии вощаного веса с княжеского великоимения, а в ст. 7 — о незав
Попытаемся использовать изложенное выше наблюдение применительно к новгородским денежным системам разных эпох.
Система вощаных пошлин «Рукописания» не может быть ориентирована на нормы русского денежного обращения XII—первой трети XIII вв. Согласно показаниям торгового договора Смоленска с Ригой и
Статья 12
Эта статья в Троицком и Археографическом изводах «Рукописания» резко различается по смыслу. В Троицком изводе устанавливается: А новгородцю не весити ни на которого гостя, что не имеет подт
Статья 13
Статья определяет гарантов поддержания прав церкви Ивана, поручая заботу о доме святого великого Ивана и о всех церковниках святого Ивана брату моему великому князю всея Руси и
Статья 16
Статья начинается определением границ буевища Петрятина дворища, т. е. территории, принадлежащей церкви Ивана на Опоках. Указаны три опорных ориентира: прежние двери святого Ивана, погре
XII вв.
Для хронологии исследований важными представляются два обстоятельства. Во-первых, погреб превратился в погребище тогда, когда кладбище в этом месте перестало существовать, а в конце
XIII —XIV вв.
Статья 16 устанавливает, что того буевища имати куны старостам иваньским и старостам побереским (Троицкий извод) или старосте иваньскому и поберескому (Археографический извод) и к
Статья 18
Статья запрещает хранить в церкви Ивана какие-либо товары, кроме свечей и темьяна. В деревянном городе, каким был средневековый Новгород, каменные церкви постоянно использовались для хранения в н
Статья 20
Заключительная статья «Рукописания» угрожает отмщением небесных сил тем, кто попытается нарушить установления — почнет вес отимати, или продавати (т. е. облагать поборами), или дом обидит
Князя Всеволода
764 ААЭ, т. I, №282.
Арциховский А.В.,
Тихомиров М. Н.
Новгородские
грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М„ 1953, с. 48, № 7.
ААЭ, т. I, №28
Правда Русская. М.-Л., 1940.
Памятники русского права.Вып. первый. Под ред. Юшкова С. В. Сост. Зимин А. А. М.,1952.
Древнерусские княжеские уставы XI— XV вв
Грамоты
Законодательство
Древней
Руси
ОСНОВНЫЕ • ИССЛЕДОВАНИЯ
Зимин А. А.Уставная грамота князя Всеволода Мстис-лавича. — В кн.: Академику Б. Д. Греко
Статья 2
Статья содержит сведения о важном должностном лице Новгородской республики — посаднике и, в частности, о его судебных функциях. Она свидетельствует о стремлении московского правительства усилить в
Статья 3
В статье говорится о пересуде, т. е. о повторном рассмотрении дел в высшей судебной инстанции, коей являются наместник великого князя с тиуном — специальным должностным лицом новгор
Статья 5
Ответчик или истец, имевшие представителей в судебном процессе (а кто кого в суду посадит, ино тот с тем и ведается), должны были иметь дело только с ними.
Статья, видимо, связана
Новгородская Судная грамота
См.: Памятники
русского права.
Вып. второй,
с. 248.
16 «И яз князь...
поставил... управливати им
(т. е. тысяцкому
и купеческим
Статья 6
В статье запрещается наводить наводки, т. е. побуждать толпу к нападению на суд либо на противную сторону. В литературе имеется и другое истолкование данного термина. По мнению А. А. Зимина
Статьи 14 и 15
В статьях говорится о порядке принесения присяги перед началом процесса.
Присяга приносилась путем целования креста на Новгород-
Владимирский-
Буданов М. Ф.
Х
Статьи 17, 18, 19
По этим статьям боярину, житьему человеку и купцу предоставляются права вести судебный спор как относительно своей земли, так и земли, принадлежащей жене. Муж, таким образом, был представителем же
НОП0ГОШО
-г
1ГПНФ
7
Законодательство
Древней
Руси
Докладчики
— судьи высшей
судебной инстанци
Статья 23
Статья определяет порядок вызова свидетеля в суд и оплаты действий различных судебных должностных лиц — шест-ников, подвойских, софъянов, биричей, в функции которых входили: привод в суд, в
Статьи 30, 31, 32
Статьями регламентируется порядок рассмотрения судебных Дел в случае, если одна из сторон получила специальную срочную грамоту, дающую право на отсрочку. Дело должно было рассматриваться в с
Статья 36
В статье говорится о процедуре привлечения к ответственности за наиболее тяжкие преступления, совершенные в новгородских волостях (воровство, разбой, грабеж, поджог, убийство), и перечисляются суб
После этого слова в конце строки имеется пропуск в 3 знака.
_
Законодательство
Древней
Руси
Сохранено принятое деление статьи, хотя начинается она со строчной
буквы а, а в последней фразе
Статья 1
Соотношение денежных единиц в XV в.:
1 рубль=220 денег;
1 гривна кун=7 1/3 денги,
т. е. 1 рубль=30 гривен=220 денег.
В статье говорится о княжеской юрисдикции. В
Статья 2
В статье речь идет о разграничении суда светского и духовного (владычню наместнику дела, подсудные светскому суду, не судить). Особо оговаривается княжеский суд: дела, подсудные княжескому
Статья 3
Статья содержит текст присяги, которая давалась посадником при вступлении в должность. Эта присяга является древнейшей из дошедших до нас. Так, в Новгородской Судной грамоте имеется только упомин
Статья 4
В ст. 4 говорится уже вполне определенно о том, что на вече ни князь, ни посадник суд не осуществляют. Упоминаний о суде веча, за исключением данной статьи и ст. 3, в Псковской Судной грамоте нет,
Статья 5
Статья не завершена. Первая ее часть говорит о присяге при вступлении в должность наместника — должностного лица, осуществлявшего управление и суд в пригороде. Вполне справедлив, вероятно,
Статья 6
В статье говорится о порядке рассмотрения дел в случае переизбрания посадника. Согласно сложившемуся правилу, дело должен был рассматривать и выносить по нему решение тот посадник, который начал е
Статья 9
Статья определяет порядок приобретения права собственности по давности владения. Разрешение подобных споров основывается на показаниях свидетелей. Ю. Г. Алексеев считает, что такой порядок связан
Статья 10
Статья говорит о порядке разрешения споров о праве собственности на лесные участки. В отличие от предшествующей статьи ст. 10 предлагает разрешать спор на основании изучения грамот на землю, пред
Статья 12
...грамоты его посудить—1) по его грамотам производить судебное разбирательство (Ф. Н. Устрялов); 2) не принимать грамоты во внимание (Н. Н. Мурзакевич); 3) грамоты его признать недействите
Статья 14
В Псковской Судной грамоте значительное место уделено регулированию гражданско-правовых отношений. Статья расчленяется некоторыми авторами на несколько небольших статей (например, Ю. Г. Алексеев
В Троицком соборе Пскова.
Законодательство
Древней
Руси
Ближняго
племени
— близкие
родственники.
А а животом
владеет
Статья 16
В первой части статьи имеется пропуск, который восстанавливается рядом исследователей Псковской Судной грамоты по смыслу ст. ст. 16—17. И. Е. Энгельман: кому (искать, а он из чужой земли приеха
Статья 17
Начало статьи дефектно. Н. Н. Мурзакевич восстанавливает ее так: (А кто с) чюжой земли... И. Е. Энгельман объединяет ст. 16 со ст. 17: ...ино кому искать, явити ему (господе, что дал н
Статья 19
Статья завершает раздел, посвященный договору хранения (ст. ст. 14—19). Здесь излагается общий порядок заключения договора поклажи. М. Ф. Владимирский-Буданов считает, что иск из договора поклажи н
Статья 23
В статье имеются два небольших пропуска. В первом случае Н. Н. Мурзакевич предлагает восстановить текст следующим образом: пошлется (в бою) на послуха. И. Е. Энгельман читает этот фрагмент:
Статья 26
Статья продолжает предшествующую и говорит о принудительной доставке ответчика в суд. Грамота на принудительную доставку выдавалась господой истцу, который мог сам доставить в суд своего п
Статья 28
Статья начинает раздел, посвященный договору займа. Договор займа — более распространенный вид договора, чем договор поклажи. Способы его заключения различны. В. О. Ключевский отмечает три способа,
Статья 31
В статье показана роль залога как способа обеспечения исполнения обязательства. Должник, отказываясь от уплаты Долга, терял свой залог. Речь здесь в первую очередь идет о Договоре займа, так как с
Назрячее
— 1) то, что можно зреть, вообще вещь (И. Е Энгель-ман); 2) нечто такое, стоимость чего очевидна (В. О. Ключевский); 3) очевидное,
явное, т е. имеющее явную ценность, превосходящу
Статья 42
Статья свидетельствует о процессе закрепощения крестьян в Псковской феодальной республике. Государь имел право отпускать (дать отрок) изорника, огородника, кочстника только в Филиппо
Статья 44
Статья определяет процедуру взыскания покруты,(подмо-ги)— возвратной ссуды, взятие которой приводило к установлению большей зависимости крестьянина — изорника, огородника, кочет
Статья 50
Статья определяет порядок оплаты судебных пошлин и оформления различных судебных документов: позовницы — повестки в суд (ср. ст. 20 Псковской Судной грамоты); безсуд-ной грамоты — суд
Статья 58
Статья определяет порядок рассмотрения дел в суде. В судебное помещение (судебницу) допускались только тяжущиеся стороны (двема сутяжникома). Судебное представительство допускалось т
Статья 72
Содержание статьи находит продолжение в ст. ст. 88 и 89 •сковской Судной грамоты. Кормля устанавливалась, видимо,
Пско
1ВСКЭЯ
Судная грамота
Кормля
Статьи 73, 74
В статьях говорится о ссуде под проценты. Из содержания статей можно сделать вывод о том, что Псковская Судная грамота в отличие от Русской Правды не устанавливала максимального размера процентов
Статья 76
Здесь определяется положение изорника и права государя на взыскание покруты в случае бегства изорника за рубеж, т. е. за границу псковской земли или куда-нибудь еще настолько далеко (инд
Статья 79
Статья также отражает стремление ограничить власть князя в судопроизводстве. В случае судебной тяжбы о земле или воле (рыболовном участке) грамоты (документы, представленные в суд) должны
Статья 81
И. Д. Мартысевич определяет слово приставное как «пошлину в пользу пристава»128. В то же время при переводе конкретной ст. 81 он говорит о «производстве обыска». И действительн
Статья 84
Тако ж — большинство исследователей рассматривает эти слова как ссылку на ст. 76, продолжением которой являлась ст. 84. Только И. И. Полосин относит эти статьи к разным редакциям, расценивая
Статья 86
Государя не татбит ни лукошки, ни кадки — эта фраза очень тРУДна для понимания. Еще в 20-х годах нашего века ее толкование вызывало спор между П. А. Аргуновым136 и
Статья 87
Представляется возможным понимать глагол изведется как производный от слова извод или свод, знакомого по Русской Правде (см. ст. ст. 14—15 Краткой Правды, в которых употребляется и т
Статья 92
Статья регулирует вопрос о решении споров между сотоварищами. Правота той или иной стороны устанавливалась или присягой, или поединком. Выбор формы доказывания предоставлялся ответчику. Ю. Г. Але
Статья 96
Ю. Г. Алексеев обратил внимание на то, что Псковская Судная грамота упоминает головшину лишь в двух местах: в ст. 26 и в ст. ст. 96—98. Он высказал предположение о том, что эти статьи Псков
Статья 97
Статья предусматривает взыскание продажи в пользу князя в случаях отцеубийства и братоубийства. Появление этой статьи в светском сборнике норм права, каковым является Псковская Судная грам
Статья 103
А. А. Зимин верно усматривает по исковой пошлине указание на псковские обычаи, закрепленные в ст. 101, предусматривающей решение споров поединком или присягой150.
Данна
Статья 105
Судя по ст. 105, дела между гражданами Пскова и иностранцами решались по упрощенной процедуре (ср. ст. 20). 1 ражданин Псковской республики мог присягнуть в том, что не бил иностранца и
Статья 106
В данной статье рассматривается спор о земле или о пчелиных ульях между сябрами и лицом, купившим участок земли или леса с пчелиными ульями. Законодатель предписывает решать такие споры в п
Статья 107
В данной статье обрисована ситуация, прямо противоположная той, которой посвящена ст. 31. В ст. 31 говорилось о случае, когда должник, взявший ссуду под залог, отказывался вернуть долг и забрать
Статья 109
Статья содержит положения, аналогичные нормам ст. ст. 16—18 Устава кн. Владимира (Синодальной редак-
Псковская Судная грамота
Янин В. Л. Проблемы социальной организации Новг
Статья 117
Слово послух фигурирует еще в Русской Правде. Во времена Русской Правды оно заключало в себе по крайней мере два значения: свидетеля доброй славы и очевидца. В данном казусе послуху
Псковская Судная грамота.
Издание императорской Археографической комиссии. Спб., 1914.
Псковская Судная грамота.Новый перевод и комментарий Черепнина Л. В. и Яковлева А. И. — Ист
Судные грамоты
Законодательство
Древней
Руси
Беляев И. История города Пскова и Псковской земли. М.,1867.
Бернадский В. Н.Новгород и Новгородская земля в XV век
Мрочек-Дроздовский П. Н.
Главнейшие памятники
русского права эпохи местных законов. — Юридический вестник Московского юридического общества, 1884, май-июнь.
Неволин К.История российски
Александр Михайлович,
князь Тверской 329, 330, 334
Александр Ярославич Невский,князь 329, 330, 344
Алексеев Л. В. 212, 213, 217, 219, 223, 296
Алексеев Ю. Г.
Владимир Всеволодович
Мономах,великий князь киевский 28, 29, 30, 31,35,40,41,42,43,67, 101, 102, 105, 106,159, 217, 220, 222, 270
Владимир (Василий) I Святославич Крас
Дмитрий Александрович,
князь новгородский 232
Добродомов И. Г. 279
Дьяконов М. А. 91, 130, 328, 329, 388
Дювернуа Н. Л. 42, 120, 121, 328, 354, 364, 388
Евгений, митрополит (Бол-ховити
Константин Дмитриевич
Белозерский,князь псковский 330, 345
Коснячко 48, 64
КОТКОВ Н. С. 108
Котошихин Г. 202 Кочаков Б. М. 303, 387 Кочин Г. Е. 302 Крестинин В. В. 28, 163 Ку
Мстислав Владимирович,
князь киевский 217, 221
Мстислав Данилович,князь
ВОЛЫНСКИЙ 135, 209, 211
Мстислав Мстиславич Удалой,князь новгородский 42
Святослав (Николай) Ольги
вич,князь новгородский
82, 135, 224, 225, 226,
227, 228 Святослав Ярославич, князь
37, 38, 41, 48, 64, 139, 148
Севастьянова А.
Ярослав Святополкович,
князь владимирский 101 Ярослав Ярославич,князь новгородский 231, 232, 240, 247, 248
Chirovsky N. А. (Чиров-скийН. А.) 24
D
Davidson H. R. Е. (Дэвидсон X
КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ И УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ
134 Введение
137 Устав князя Владимира
Святославича о десятинах, судах и людях церковных
137 Введение 139 Оленинская редакция 139 Введение 139 Текст 142 Комментарий 147 С
Новости и инфо для студентов