рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры

Работа сделанна в 2004 году

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры - - 2004 год - Библиотека как социально-культурный институт Социо-Культурный Подход К Библиотеке Как Феномену Культуры. В Последнее Время...

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры. В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике.

На различных семинарах и круглых столах обсуждались проблемы формирования новой методологии библиотечного дела и разработки новой модели современной библиотеки, которая бы отвечала требованиям общества. Единой теории библиотеки пока нет, существовали и существуют разные концепции идеальной библиотеки — просветительские, формальные, системные. Сегодня ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции как систематизация, хранение и распространение культурного наследия.

Проблема соотношения и соответствия библиотечной системы каталогов и представления читателя о том, где может находиться данная книга является очень важной и значимой. Книгу бывает сложно найти, поскольку принцип отбора литературы для библиотеки и принцип расстановки книг в фонде опираются на субъективные факторы. Читатель в первую очередь ориентируется на название темы, по которой интересуют его книги. Он ищет литературу в систематическом каталоге по рубрике, идентичной в его понимании его проблематике.

Тут и появляются спорные моменты, куда ставить книгу, если по содержанию она относится и к одной, и к другой сфере. Каким образом в библиотеке происходит изменение форм классификации и что является определяющим фактором при распределении литературы в каталоге? Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация (ББК) уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры.

Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания. Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога. С точки зрения культурологического подхода организация информационного потока должна осуществляться на основе системного понимания культуры.

В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры философа Э. Кассирера [18, c. 206-209]. Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия культурных форм, среди которых выделял, прежде всего, миф, познание, язык. По его мнению, мир символичен изначально в сознании людей. Они воспринимают реальную действительность, преобразовывая ее в знаки, понятные всем или только специалистам.

Книга, состоящая из букв, слов, предложений в своей совокупности также отражает действительность прошлого, настоящего, будущего такой, какой ее видят и хотят видеть люди. Символы, которые мы находим в исторических и культурных памятниках, служат в качестве носителей информации, вербальной и невербальной, посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве. Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения [18, c. 206-209]. Речь идет не о рубрикации культуры на самостоятельные типы, а о поиске органической связи между ними. В идеале библиотека должна представлять собой не просто набор книг по разным областям знания, а целостность культуры.

Очевидно, что ее каталог самым тесным образом связан не столько с познанием (если использовать это слово как синоним точной информации), сколько с образованием (если понимать его изначально, как «культурность»). Конечно, непосредственно сама типология символических форм Кассирера не может служить основой библиотечного каталога, однако принцип многообразного единства имеет непреходящее значение.

При анализе принципов представления информационного потока в библиотеке можно использовать известный тезис французского мыслителя М. Фуко: «Знание является властью». Ораторское искусство, письменная культура, божье слово, современные системы трансляции знания и массовые коммуникации, так или иначе, представляют форму власти в истории культуры.

Библиотека является местом, где сосредоточено знание, где оно подчинено порядку, контролю, группировке. Говоря о возникновении идеи библиотек, следует предположить, что они создавались в целях упорядочения суммы накопленных знаний. Тогда проблема состоит в том, каким образом власть подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям и как библиотека контролирует власть над знанием.

Знание само по себе уже формализовано, архивировано, стратифицировано. Библиотека осуществляет дополнительную селекцию, устанавливая при этом общие границы знания, его возможности для удовлетворения познавательных или эстетических потребностей людей. В каждой библиотеке, независимо от ее предназначения, существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию и это заставляет более пристально проанализировать разного рода, как внешние инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка.

Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований. Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение и выдачу книг, которые нужны в целях образования и просвещения.

В библиотеке хранились книги официальные и запрещенные и это различие было частью стратегии власти. Одни книги нужно и можно было читать, другие нельзя было читать, зато надо было хранить. Система открытого доступа, абонемента, специального хранения и списания показывает, как меняется структура потребностей общества и его ценности. В советское время в открытом доступе лежали произведения классиков марксизма-ленинизма, в эпоху застоя — партийных и государственных деятелей.

Их нужно было читать. Неопределенность идеологической и ценностной системы в государстве напрямую отражается в неопределенности ранжирования книжного потока в библиотеке. Библиотека как культурный и информационный центр города в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей [5, c. 4]. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия.

Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Библиотека как социально-культурный институт

В современной теоретической социологии широко используются понятия «культурная форма», «социально-культурный институт» и им подобные. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы… К настоящему времени этот подход к культуре нельзя признать вполне реализованным. Исходя из возможного, в работе…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Связь библиотековедения и социологии
Связь библиотековедения и социологии. Одна из важнейших задач библиотековедения — определение места и роли библиотек в социальной структуре общества, в которую библиотека входит как один из институ

Понятие библиотеки как учреждения культуры
Понятие библиотеки как учреждения культуры. В любой культуре происходят события, характерные на определенных стадиях развития для всех стран. К этим явлениям можно отнести расцвет и упадок к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги