рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова

Работа сделанна в 1994 году

Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова - - 1994 год - ВОПРОСЫ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Новые Религиозные Организации В Беларуси Классификация И Причины Распростране...

Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова. Новые религиозные организации НРО активизировались в нашей стране в 90х годах.

Пик интереса к ним пришелся на 1995-1998 годы. НРО были всесторонне представлены на доктринальном вероучительном и организационном уровне.

В этот период в молодежной среде появляется феномен размытой религиозности, суть которого заключается в эклектическом наборе объектов веры молодые люди верят одновременно в единого христианского Бога, Космический совет, НЛО и пр. На фоне довольно низкой религиозной грамотности молодежи феномен размытой религиозности сформировал почву для появления внеконфессиональных культов и течений.

Процессы распространения новых религиозных организаций в молодежной среде, создание ими новых семейных и гражданских статусов, а также норм социального поведения молодых людей, динамика новой религиозности стали объектами постоянного научного анализа1. Вместе с этим комплексных исследований по вопросам новой религиозности в Республике Беларусь не проводилось. Поэтому для изучения этой темы необходимо обращаться к таким источникам как Интернет, печатным изданиям и рукописным материалам НРО, социологическим материалам локальных исследований, изучать содержание граффити и других продуктов молодежных субкультур, связанных с НРО, а также информацию, полученную из частных контактов с членами групп.

Новые религиозные организации настолько разнообразны, что в настоящее время в религиоведческой практике используются различные основания для их классификации по источникам вероучения, степени вовлеченности в группу, организации групп, политическим и социальным ориентациям.

Согласно классификации по источникам вероучения можно выделить следующие группы 1. Псевдохристианские, основанные на идеях христианского вероучения и элементах культа, но критикующие христианство и претендующие на роль подлинного носителя откровения. К ним относятся Богородичный центр или Вселенская церковь Божьей матери Преображающейся И. Береславского, Дети Бога или Семья любви Д. Берга, Церковь Последнего Завета Виссариона, Церковь Христа, организации С.М. Муна, в том числе CARP, новая Пророческая школа . 2. Неоориенталистские, организации про-восточной ориентации, привлекающие экзотикой и сохранением тайных для Европы знаний. Среди них Международное Общество Сознания Кришны МОСК , Лига Духовного Возрождения Санатана Дхарма, медитационные центры Ошо, Белорусский центр Всемирного духовного университета Брахма Кумарис, кружки изучения Трансцендентальной медитации . 3. Оккультно-мистические, строящие свои доктрины на вере в сверхъестественные скрытые силы природы и человека.

Эта группа была представлена наибольшим количеством организаций и вариаций вероучения.

Наиболее известные организации Учение Живой этики Агни-Йога Рерихов, теософские кружки, изучающие Тайную доктрину Е.П. Блаватской, Великое Белое Братство Юсмалос , АУМ Синрике Секо Асахары, Сайентологическая церковь и Дианетика Р.Хаббарда, учение РЕЙКИ , трансформирующая организация Универсальная Энергия и человек и ряд других. 4. Неоязыческие организации и магические культы, не имеющие постоянной организационной структуры.

Они, как правило, строят свои доктрины на эклектическом, произвольном совмещении элементов языческой культуры и верований разных народов. Древнее знание интерпретируется наукообразно, якобы с позиций современной науки, особое значение в доктринах придается экологической тематике.

Нередко члены данных групп поддерживают связи с пронацистскими молодежными группами, в среде которых распространяются идеи о национальной и расовой исключительности. 5. Криминальные псевдорелигиозные структуры, которые лишь используют ритуальное оформление своей деятельности, но не являются религиозными организациями по сути. К ним относятся сатанистские группы, цель которых - совершение правонарушений.

Несмотря на то, что в нашей республике были представлены все вышеперечисленные организации, далеко не все группы новых религиозных организаций пользовались одинаковой популярностью среди молодежи.

Так, например, сатанистская доктрина имела успех лишь в кругах малообеспеченных и социально уязвимых подростков-учащихся.

Изучение культовой символики граффити позволяет говорить о неакцентированном присутствии в молодежной субкультуре определенного интереса к сатанизму, вызванного его популяризацией западными рок-группами, прежде всего это касается тяжелого рока. Псевдохристианские организации посещали молодые люди, имевшие примитивное представление о сущности христианского вероучения и культа, но психологически зависимые от авторитета, интерпретирующего христианское вероучение.

Как правило, возраст молодых людей в этих организациях редко превышал 20 лет. Членами неоориенталистских и оккультно-мистических организаций обычно были студенты творческих и гуманитарных специальностей.

Приводит их туда поиск истины, который ведет их из одной организации в другую.

Основная возрастная группа - от 20 лет и старше.

Наконец, неоязыческие организации переживают пик своей популярности сейчас, причем в различных возрастных группах.

Их популярность обеспечивается эксплуатацией магических практик и вполне объяснима на фоне всеобщего интереса к литературным, кино- и видео - фэнтази. При классификации религиозных организаций учитывается характер членства, степень вовлеченности в группу, целевые установки и ожидания приверженцев.

Выделяют следующие типы новых религиозных организаций 1. Сепаратистские группы, стремящиеся к образованию тесного коммуникационного пространства сатанисты и созданию дочерних организаций.

Такие организации, как правило, малочисленны - до 10-15 человек. Организации функционируют на основе фиксированного ритуальным образом членства, постоянных контактов между членами группы, общей атрибутики. 2. Апокалиптические группы, которые находятся в ожидании конца света, распространены среди псевдохристианских и оккультно-мистических организаций.

Членство чаще не фиксированное.

Членов группы объединяет молитвенная практика и процедуры подготовки к спасению. Эти религиозные группы склонны к установлению зависимости от лидеров пророков, первосвященников, которых рассматривают как носителей Откровения. Приверженцы данных доктрин постоянно испытывают потребность в новой информации - Откровениях разнообразного содержания.

В обычной жизни члены этих групп практически ничем не отличаются от других людей, обращает внимание критическая установка по отношению к обществу. 3. Когнитивный или познающий тип новых религиозных организаций отличается интересом к эзотерической литературе и может встречаться в комбинациях с другими типами.

Данный тип в чистом виде встречается редко, обычно с него начинается формирование любой оккультно-мистической группы.

Например, в стадии своего организационного оформления находится Отделение Базилианского лагеря Ордена Восточных тамплиеров, которое через Интернет знакомит посетителей Web-сайта с переводными сочинениями Алистера Кроули.

Своей задачей создатели организации и сайта считают изучение западной магической традиции и ее распространение на территории Республики Беларусь. Широко распространяется информация о медитационных группах, объединенных Ассоциацией Карма Кагью в Витебске, Гомеле, Минске и Могилеве.

Некоторые группы со временем распадаются, не сумев создать устойчивые организации, как это произошло с шаманской группой Свет Кайласы. Для начального этапа в развитии данных групп характерна замкнутость на литературных источниках вероучительного содержания, либо на их переводах, затем появляются интерпретаторы мистических текстов, которые впоследствии становятся лидерами - харизматиками. 4. Новые религиозные организации, основанные на религиозно-политических идеях и организованные по военному образцу.

Приверженцы полностью вовлечены в деятельность организации, от них требуется активное участие в жизни группы, точное выполнение установленных норм и правил поведения.

Примером такой организации может служить Партия Арийского единства или Партия ведического социализма, существующая в России, но имеющая у нас незарегистрированные и малочисленные группы своих поклонников.

На территорию РБ поступает также литература военизированного общества Аркаим РФ , исповедующего идеи панславянства, движения Коловрат , РНЕ. Религиозные доктрины подобных организаций основаны на откровенных фэнтези по поводу древнего исторического прошлого арийских народов, в культовом отношении наблюдается эклектическое смешение культовых атрибутов славянских народов.

Особое явление в новой религиозности - это неоязыческие организации.

Они не являются однородной группой, можно выделить несколько подгрупп, различающихся происхождением и источниками.

Традиционные этнические культы африканские практики вуду, европейские - викки и друидизма, некоторые славянские языческие культы. Представители данной группы стараются реконструировать магическую и религиозную традицию посредством изучения литературных и археологических источников, использовать подлинные ритуальные предметы.

Как правило, не афишируют свою деятельность, к большому количеству членов не стремятся и не занимаются предоставлением магических услуг.

В нашей стране подобные организации находятся на стадии литературной или в начале формирования религиозной традиции.

Они не имеют устойчивой организационной структуры и постоянных лидеров.

В России, Польше, Украине, Литве уже существуют подобные крупные организации.

С белорусскими коллегами поддерживают отношения украинское Объединение родноверов, российский Круг языческой традиции , Международный конгресс этнических религий Вильнюс. Большинство организаций не занимается политической деятельностью, ставя акценты на культурных программах и популяризации истории и этнографии.

Современные оздоровительные культы, построенные преимущественно на оккультизме РЕЙКИ, Универсальная Энергия , Детка П. Иванова.

По содержанию и форме чрезвычайно эклектичная группа, широко рекламируемая, но особой популярностью среди молодежи не пользуется.

Основной контингент - лица среднего и пожилого возраста. Несмотря на достаточно подробную и разветвленную систему классификации, учесть все возможные проявления активности НРО и оценить специфику новых организаций бывает подчас очень трудно.

Большая часть новых религиозных организаций имеет черты нескольких классификационных групп.

Каждая религиозная организация уникальна в своем роде и требует индивидуального подхода в изучении и работе с ней. Для членов каждой группы подобных организаций можно выделить ряд особенностей идентификации и мотивов вступления в религиозную организацию.

Если попытаться суммировать эти особенности, можно выделить 4 основные группы причин распространения НРО в молодежной среде. 1. Самая естественная причина - потребность в собственном игровом пространстве.

Игра является элементарной функцией человеческой жизни, формой свободного самовыражения человека, которая предполагает свободное творческое восприятие внешнего мира, синхронизацию реального и возможного. Виртуальная реальность мифа или магии может быть построена практически на любом материале от банальной веры в существование инопланетян до убеждения в чудодейственности заряженной воды. При этом данная виртуальная реальность всегда будет актуальна, так как в момент включенности в игру человек воспринимает ее как реально существующую.

Она интерактивна, так как ее носитель испытывает потребность в корпоративной социализации своих игровых установок. Создается игровое пространство просто во-первых, выбирается особое место, которое сакрализуется и стимулирует должным образом воображение субъекта Аркаим - древний город ариев места магической силы , Альфа Центавра - колыбель земной цивилизации во-вторых, формируется религиозно-художественная символизация таких объектов, сопровождаемая разработкой культовых практик медитаций на Альфу Центавра в-третьих, подбираются участники игры с последующим распределением ролей между ними. В игре воображения компенсируются недостатки реального пространства и времени.

Тяготение к игре нельзя устранить либо запретить.

Вполне вероятно, игровое пространство детей и взрослых будет являться постоянной основой для разнообразных религиозных доктрин.

По параметрам игрового пространства можно прогнозировать формирование новой религиозной и культовой системы, тем более что большинство современных религиозных доктрин учитывает реалии эпохи хай-тек и ориентировано на современного, образованного с точки зрения высоких технологий человека.

Так в Австралии существует религиозная доктрина джедаизм или вера в джедаев, которая своим происхождением обязана Дж. Лукасу - создателю Звездных войн. Если проанализировать спектр хай-тек - религиозности, то можно увидеть, что наряду с классическими объектами поклонения типа Владык Кармы Универсальная Энергия существуют изначально нерелигиозные объекты, такие как энергия, черные дыры. Задача исследователей в подобном случае может заключаться лишь в постоянном изучении игровых пространств детей и молодежи и процессов становления новых религиозных доктрин. 2. Вторая причина распространения новых религиозных доктрин в молодежной среде более прозаична - это распространение квазирелигиозных и паранаучных идей. Она касается в основном несовершенства образовательных технологий и как следствие - примитивной интерпретации достижений современной науки в учебных курсах.

Эти верования включают в себя наукообразные, псевдонаучные мифы и реликты дохристианских культов гадания, сглаз, порча и пр Социологическое исследование квазирелигиозности было осуществлено Центром социологических исследований БГУ в 1995-2000 гг.2 В результате было выявлено несколько любопытных параметров квазирелигиозности. Был сделан вывод о том, что вера в сверхъестественные силы преимущественно распространена среди молодежи студенческого или старшего школьного возраста.

Самым рейтинговым лидером из всех объектов веры является астрология 52 от числа респондентов в возрасте 18-22 лет, далее следуют экстрасенсы 28 . НЛО и пришельцы 26 лишь на третьем месте.

Среди паранаучных направлений можно выделить астрологию, которую уже воспринимают как прикладную науку, хиромантию, парапсихологию, включающую в себя телепатию, телекинез, левитацию, ясновидение, предсказание будущего.

Некоторые направления альтернативной медицины пропагандируют целительство на расстоянии посредством абсолютно неизвестной науке и самим целителям волшебной силы. К паранауке относятся уфология, психотроника основана на принципиально новом типе энергии, извлеченной из нулевых колебаний вакуума, торсионные поля - понятие из лексикона специалистов в области психотроники, темпоралистика - новая наука о времени и о возможностях перемещения в прошлое и будущее.

Практически все теоретики современной паранауки используют физическую терминологию волны де Бройля, гравитационное поле, кванты и др. Язык новых религий весьма специфичен и наукообразен.

Паранаука и новые религии сегодня дополняют друг друга.

В городской молодежной среде в частности, среди молодежи, получающей гуманитарное образование популярны идеи минимализма, биоэстетика, этнические мотивы.

Отсюда увлечение этническим политеизмом и народной магией.

Напротив, переселенцы из сельской местности интересуются паранаучными идеями псевдокосмизма, уфологии.

Однако у последних отмечается более рациональная, прагматическая установка на использование этих идей в целях достижения желаемого социального статуса3. Формулировать закономерности в распространении квазирелигиозных и паранаучных верований пока преждевременно и необходимо продолжать изучение этого явления в конкретной личностной, социальной и образовательной среде. 3. Выше уже говорилось о том, что в молодежной среде сегодня популярны неоязыческие группы и их идеология.

Ренессанс язычества в нашем регионе отчасти связан с потребностями национального самовыражения.

Об этом свидетельствует постоянный поиск активных поведенческих форм членами данных групп.

Национальное возрождение в молодежной среде - явление здоровое. Опасения могут вызывать лишь организации военизированного типа и националистического характера.

В нашей стране подобные организации отсутствуют, но вероятность их возникновения есть. Для того чтобы предотвратить противоправную деятельность данных групп, следует должным образом вести идеологическую работу среди молодежи, направляя активность молодых людей в русло изучения истории, этнографии и других областей.

Проводить эту работу можно лишь под руководством специалистов в определенных областях, но не любителей национальной истории, которые подчас заявляют, что Россия и Беларусь - родина слонов, и Кришна - наш первопредок Партия ведического социализма, а полумифическая Велесова книга-учебник по древней истории.

Как правило, членами этих организаций являются молодые люди из социально благополучных семей, с хорошим образованием, высокой степенью социальной активности. Задача педагогов и родителей должна состоять в том, чтобы направить эту активность в позитивное и научно обоснованное русло. 4. Последняя причина распространения новых религиозных организаций в молодежной среде лежит в плоскости социально- психологических и коммуникационных проблем.

В НРО чаще попадают молодые люди социально уязвимые, неопытные и слабообученные, испытывающие трудности самореализации.

Путь в религиозную организацию для них - возможность самоутверждения. Некоторые НРО действовали по принципу пирамиды чем больше новичков приводит член группы, тем выше становится его социальный статус в организации сатанистские организации, CARP и пр Однако важную роль играет коммуникационный фактор - обычная потребность в общении.

Среда общения в религиозных группах заполняется сакрализованными символами, мифами, политическими, социальными идеями, которые упаковываются в специфическую для каждой организации знаковую оболочку, т.е. вероучение, текст Священной книги, легенды о лидерах.

В таком виде эта информация отличается от чужой - общепринятой.

Среда общения приводит к формированию устойчивой организационной структуры.

Коммуникационные структуры могут существовать и без организации так существуют многочисленные группы поклонников Агни-Йоги, магии вуду, Пророческая школа, некоторые неоязыческие группы. Люди приходят и уходят, теряя интерес к идеям, но сами идеи, закрепленные в литературе, остаются, ожидая новое поколение неофитов.

Если проследить динамику формирования любой новой религиозной организации пример - молодежные группы в Универсальной Энергии, можно заметить, что устойчивый коллектив формируется в течение 2-3 лет и по прошествии этого срока коллектив закрывается для посторонних или новичков, бывает, что даже распадается на более мелкие группы.

Однако коммуникационные структуры являются более жизнеспособными, чем организационные, уничтожить их могут лишь сами приверженцы данного учения, разорвав каналы общения.

В коммуникационном пространстве происходит перекодировка общезначимой информации, например, день 7 ноября теософские группы могут отмечать как день покаяния и личной ответственности за все поступки. Происходит также перекодировка социальных ролей, например, в реальной жизни член группы может быть аутсайдером, в сакральной - магом 4 уровня, опоясанным мечом, настоящим истинным арийцем и пр. Таким образом, предупреждение возникновения НРО лежит также в сфере социально-психологической и педагогической работы.

История распространения новой религиозности в Беларуси пока еще не написана до конца.

Новая религиозность является сложным социокультурным явлением и не приемлет однозначных оценок.

Альтернативность по отношению к обществу, уход от реальной жизни в фантазийный мир, мистицизм, вытесняющий рациональное научное мировоззрение, политические доктрины, основанные на идее авторитарной власти лидера-жреца, тоталитарная организация и военно-политические притязания некоторых лидеров - лишь одна сторона медали духовных инноваций новых религиозных течений.

Однако есть и другая внеконфессиональная, зачастую размытая и эклектичная религиозность несет в себе новую модель религиозного сознания.

В ней отсутствуют четкие вероучительные границы и противопоставление конфессиональных групп друг другу.

Новая модель религиозного сознания приемлет все вероучительные формы, является одновременно и рациональной, и мистической, это - и фэнтази в стиле хай-тек, и комплекс архаических верований.

Возможно, новая модель религиозности со временем займет определенное место в духовной сфере.

Пока сложно оценить мировоззренческие последствия новой религиозности первой волны 1995-1998гг Лишь по мере того, как молодые люди, прошедшие воспитание в данных религиозных группах, займут свои места в структурах общества, можно будет точно определить, в какой мере идеи НРО являются жизнеспособными.

Пока же остается лишь изучать данный феномен, шире использовать методы и возможности прикладной социологии, и работать с молодежью всеми доступными средствами в целях выработки позитивных социальных ориентаций, рационального мировоззренческого комплекса, активной жизненной позиции.

Современная конфессиональная жизнь Беларуси М.В. Цвилик Республика Беларусь - поликонфессиональное государство, здесь в настоящее время насчитывается 26 конфессий и религиозных направлений.

Исторические предпосылки содействовали выделению особенной роли ряда конфессий в процессе формирования культуры, ментальности, государственных традиций белорусского народа.

Неудивительно, что огромное значение с древних времен приобрело православие, которое и сегодня пользуется огромным авторитетом у верующих.

Можно отметить также значительную роль католической церкви в истории Беларуси.

С XVI века в стране появляется протестантизм, а именно лютеранство и кальвинизм, еще раньше, в XIV веке - мусульмане и позднее - иудеи.

Все эти конфессии в значительной степени повлияли на культуру белорусского народа, содействовали установлению традиций веротерпимости и толерантности.

За последние два десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества.

С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, возрождение исторических традиций народа.

Религиозная деятельность всех конфессий в Беларуси особенно активизировалась с конца 80-х годов прошлого века. Об этом свидетельствуют социологические исследования.

Так, если в 1989 году, к числу атеистов относили себя 65 опрошенных, то в 1994 году их насчитывалось 32 , т.е. на 30 меньше.

Среди респондентов значительно увеличилось количество верующих - с 22 до 43,4 в 1994 году. Социологические исследования 1999 года показывают, что более половины населения республики испытывают в той или иной мере влияние религии или считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития.

Подавляющее большинство верующих - свыше 80 отождествляют себя с православием, 14 - с католицизмом, 2 - с протестантизмом.

Религиозные организации, и в первую очередь имеющие глубокие исторические корни в Беларуси, стали играть важную роль в духовно-нравственной жизни общества. За последние 10 лет количество религиозных общин возросло с 1095 до 2829, а с учетом организаций общеконфессионального значения - до 2971, т.е. почти в 3 раза. Темпы роста регистрации общин в 2001 году зарегистрировано 111 общин, в 2002 году 57 и в 2003 году - 38 свидетельствует о стабилизации религиозности населения.

В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения, в то же время в восточных областях темпы роста религиозных общин значительно выше, чем в западных. Значительно возросло и количество зарегистрированных конфессий и направлений с 8 до 26. В 1970 году наибольшее количество общин было зарегистрировано в православной церкви 380 . Территориально основная и большая часть приходов была сконцентрирована в Брестской, Гродненской и западных частях Минской и Витебской областей.

На восточную часть Беларуси в 1970 году приходилось около 20 от всего количества религиозных организаций православия.

Римско-католический костел насчитывал в 1970 году около 100 приходов, основная часть которых была сосредоточена в Гродненской области.

В Брестской области было 14 общин, в западных районах Минской области - 17, Витебской - 10, В г. Минске, в Гомельской, Могилевской и в большинстве районов Витебской и Минской областях католических парафий зарегистрировано не было. Около 100 религиозных общин протестантов евангельских христиан баптистов и христиан веры евангельской ЕХБ и ХВЕ в 1976 году территориально располагались почти по всей территории Беларуси, однако наибольшая часть около 70 их была сконцентрирована в Брестской и западных районах Гродненской и Минской областей. Общины других конфессий всего 26 , в основном старообрядцев, были расположены в Витебской, Гомельской и Минской областях, по одной общине имели иудеи в г. Минске и мусульмане в г. Ивье. За последнее десятилетие наблюдался существенный рост количества всех христианских общин, однако в разных численных пропорциях.

Так, численность православных общин, храмов, численность клира возросла менее чем в 3 раза, католических - более чем в 3 раза, ЕХБ и ХВЕ - более чем в 4 раза. Среди протестантских направлений исторически традиционными являются лютеранство и кальвинизм, известные в Беларуси с XVI века. Большинство верующих составляют этнические немцы, что позволяет определять белорусских лютеран как одну из этноконфессиональных групп.

В истории лютеранства в Беларуси отмечается тот факт, что историческая преемственность его была в определенной степени прервана политическим событиями XVI - первой половины XX века и была возобновлена только в наши дни. В настоящее время зарегистрировано 19 общин евангелических лютеран первая община в 1993 г два религиозных объединения, одна миссия.

Количество общин распределилось следующим образом Витебская область - 7 общин, Гомельская - 3, Гродненская - 3, Могилевская - 2, Минская - 1 и в г. Минске - 3. Ведущие позиции в религиозной жизни страны по-прежнему занимает Белорусская православная церковь БПЦ . Это самая распространенная конфессия во всех областях и в г. Минске.

БПЦ объединяет 10 епархий, на 1.01.2005 в республике было зарегистрировано 1315 приходов, действует 1092 храма и еще 162 строится.

В приходах служат 1264 священнослужителя.

На конец декабря 2004 года действует 25 монастырей. 13 братств, 7 сестричеств, в приходах работает более 400 воскресных школ. БПЦ с каждым годом расширяет издательскую деятельность.

Издается три журнала, десять газет, другая религиозная литература.

Укрепляется сотрудничество церкви и научной интеллигенции.

Традиционными стали Минские епархиальные чтения, Свято- Евфросиниевские педагогические чтения, Кирилло-Мефодиевские чтения, в 2002 году впервые прошли Полоцкие чтения.

Кадры священнослужителей готовятся в 5 духовных учебных заведениях, самые крупные из которых - Минская Духовная Академия и Семинария.

Значительно расширила БПЦ свою деятельность в области благотворительной работы - это помощь детским домам, домам для престарелых и инвалидов, больницам.

Уникальным по своим проектам социального служения является Дом милосердия при Всехсвятском приходе в г. Минске.

Следует отметить принципиально новое, позитивное положение в социальном учении церкви, обусловленное принятой на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году Социальной концепции РПЦ. В частности, в вопросах церкви и государства, христианской этики и светского права, церкви и политики, собственности, войны и мира, вопросах личной, семейной и общественной жизни, здоровья личности и народа, проблем биоэтики, проблем экологии, светской науки, культуры и образования, церкви и светских средств массовой информации, проблем международных отношений и глобализации.

Новые подходы как государства, так и Белорусской православной церкви, открытость и заинтересованность в дальнейшем развитии отношений позволили достичь более высокого взаимодействия. 12 июня 2003 г. в соответствии со ст. 8 Закона Республики Беларусь О свободе совести и религиозных организациях , Конституции Республики Беларусь было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью.

Именно в Беларуси сделана попытка комплексного применения международного опыта, в котором государство и церковь выступают как равные партнеры в решении актуальных проблем в социально значимых областях жизни. Второй по количеству приверженцев в нашей республике является Римско-католическая церковь РКЦ , с которой у государства сложились стабильные и конструктивные отношения.

Традиционно РКЦ имела свое распространение среди польской национальности 4 населения - 0,5 млн. человек, литовцев около 7 тыс. человек и других этнических групп населения Беларуси. Римско-католическая церковь находится в состоянии восстановления и укрепления своих связей с национальными группами белорусского населения традиционно исповедующими католицизм. Наряду с этим отмечается интерес к РКЦ и других этнических групп не связанных в прошлом с католицизмом.

На 1.01.2005 в республике насчитывалось 433 общины Римско-католической церкви, объединенных в 4 епархии, действует республиканское религиозное объединение - Конференция Католических Епископов в Беларуси. В настоящее время в епархиях действует 410 культовых здания, где работают 350 священнослужителей, еще 45 зданий находятся в стадии строительства. Более половины работающих в республике священнослужителей не является гражданами Беларуси. Несмотря на высокую организационную стабильность и возможности РКЦ, с 1988 по 2003 г. доля РКЦ в общем объеме религиозных общин в республике уменьшилась.

Эффективна и многопланова социальная и благотворительная работа в римско-католических организациях. При всех епархиях созданы филиалы благотворительного католического общества Каритас, которое оказывает помощь нуждающимся. Последнее десятилетие явилось благоприятным для развития общин РКЦ в Беларуси. Рост количества общин обусловил реорганизацию структуры управления РКЦ, начало ее белорусизации.

Можно отметить, что Римско-католическая церковь в настоящее время проявляет открытость к диалогу с представителями иных религиозных конфессий и направлений, она активно поддерживает международные связи и контакты. Государство проявляет внимание к существующим проблемам Римско-католической церкви, содействует их разрешении. Протестантизм. В последние годы заметно увеличилось количество протестантских объединений, особенно новых для Беларуси - новоапостольской церкви, христиан полного евангелия, Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, адвентистов седьмого дня и других, которые в республике представлены 14 направлениями.

Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствует довольно широкому восприятию идей протестантизма и неопротестантизма как идеологии современности, позволяющей эффективно адаптироваться к быстроменяющимся условиям. С 1988 года по настоящее время протестантские направления увеличились с 4 до 14 направлений, т.е. почти в 3,5 раза, а численность религиозных общин с 224 до 1135, т.е. более чем в 5 раз, а христиан веры евангельской ХВЕ - более чем в 12,5 раз. ХВЕ является одной из самых многочисленных деноминаций, рост числа общин которой в 2001 году уступал только православию и составил 20 от общего числа зарегистрированных общин.

В последние 2 года темпы роста новых общин существенно снизились. Наиболее многочисленными направлениями являются ХВЕ - 482 общины, евангельские христиане баптисты ЕХБ - 257 общин, христиане полного евангелия ХПЕ - 55 общин, адвентисты седьмого дня - 69 общины, Новоапостольской церкви - 20 общин, свидетелей Иеговы - 26 общин.

Данные религиозные направления имеют свои религиозные объединения. Можно отметить, что руководители протестантских организаций в последнее время стали обращаться и к проблемам межконфессионального сотрудничества, активно работать в молодежной среде, проводят социальные и гуманитарные проекты, сотрудничают с общественными организациями.

Можно привести некоторые справочные материалы в отношении новых для Беларуси протестантских конфессий. Из новых протестантских направлений наиболее значительны следующие. Баптизм возник в Англии в XVII веке как форма движения пуританизма - движения в протестантизме, требующего сознательного крещения верующих. Баптистами была существенно пересмотрена культовая практика, произошел отказ от почитания святых. Более широкое распространение он получил в Германии в конце XIX веке, откуда и был завезен в Россию.

Первоначально он распространялся в среде немецких колонистов, а также на базе существующих старых направлений - штундистов и малоканства. На белорусские земли баптизм появился в кон. 19 века, сторонники которого приехали с юга России, из Украины и Польши. В настоящее время зарегистрировано и действует 257 общин евангельских христиан баптистов. Пятидесятничество христиане веры евангельской. Данное направлении возникло на рубеже XIX и XX веков в США. Отличительной особенностью данного направления является переживание верующими во время молитв даров Святого Духа, которые внешне проявляются в глоссолалии говорении на разных языках находящихся в экстатическом состоянии верующих. До революции пятидесятники практически не встречались, за исключением отдельных последователей на территории России.

Значительное распространение они получили в 20-х годах XX века на Украине, а позднее стали проникать на территорию Беларуси. В 40-х годах перед угрозой закрытия их культовая практика была признана вредной для здоровья и находилась под запретом общины пятидесятников вошли в состав Союза евангельских христиан баптистов СССР. В 1991 году они вышли из него и образовали собственный Союз христиан веры евангельской.

В настоящее время в Беларуси существует 482 общины христиан веры евангельской, 1 республиканское и 6 местных религиозных объединений, 7 миссий, 2 духовных учебных заведения. Издается журнал Благодать. Христиане полного евангелия харизматы. На базе пятидесятничества в 60-х годах XX века возникли и действуют организации неопятидесятничества, представленные прежде всего христианами полного евангелия.

Это направление отличается ориентацией на современную массовую культуру, богослужения носят характер массового музыкального мероприятия. В настоящее время в республике действует 55 общин, зарегистрировано республиканское религиозное объединение, 1 духовное учебное заведение. Новоапостольская церковь появилась в середине XIX века в Германии из среды разнородных протестантских направлений на базе т.н. Католической апостольской церкви, члены которой группировались вокруг выбранных 12 апостолов и ждали скорого второго пришествия Иисуса Христа.

В связи с тем, что данные ожидания не оправдались, в Католической апостольской церкви возникло новое движение, которое получило особенное распространение в Германии. Данное движение оформилось в Новоапостольскую церковь. Возникшая религиозная организация отличалась развитой организационной структурой, строгой субординацией ее священнослужителей.

Во главе отдельной церкви какой-либо страны или округа стоит апостол, который обладает большим духовным авторитетом. Традиционно члены данной церкви идут на контакты с властью, однако меньше внимания уделяют диалогу с иными конфессиями. В России Новоапостольская церковь появилась во второй половине XIX ст. и ее учение распространялось в лютеранской среде немецкого происхождения. После полувекового отсутствия общины Новоапостольской церкви вновь появились в России в конце 80-х гг. XX века, в 1992 г. была зарегистрирована община в г. Минске.

В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 20 религиозных общин и 1 объединение Новоапостольской церкви. Адвентисты седьмого дня выделились из адвентизма, который возник в США в середине XIX века, отделившись от баптизма. Первоначально адвентизм был основан на ожидании скорого пришествия Иисуса Христа. Адвентисты седьмого дня - наиболее крупное течение в адвентизме.

Отличительной особенностью их является соблюдение субботы, а также некоторые пищевые ограничения. Особенное внимание уделяется ведению здорового образа жизни, воздержанию от употребления алкогольных, наркотических и тонизирующих веществ. В России появились в конце 19 века. В Беларусь они попали в 20-х гг. XX века. В настоящее время в республике насчитывается 69 общин и 1 объединение. Свидетели Иеговы возникли в США в XIX века. Особенностью данного религиозного направления является жесткая организационная структура, предполагающая строгий контроль над личной жизнью верующих, наличие закрытости в отношении высшего руководства организации.

Среди особенностей вероучения можно отметить следующие новая интерпретация библейских источников, отрицание божественности Христа, запрет на переливание крови верующим, а также мнение, что государственная власть от Сатаны, в силу чего нельзя принимать участие в служении ему, т.е. нести воинскую повинность, участвовать в государственных праздниках и т.п. Нередко эти положения критикуются иными протестантскими направлениями. В годы советской власти организации свидетелей Иеговы были запрещены.

В Республике Беларусь cвидетели Иеговы были зарегистрированы в 1991 г. В настоящее время в республике зарегистрировано 26 общин cвидетелей Иеговы, действует 1 религиозное объединение. Среди новых протестантских направлений, не так широко представленных в республике можно отметить также следующие.

Христиане веры апостольской христиане в духе апостолов. Данное направление выделилось в евангельском движении в начале XX столетия и по своему содержанию сходно с движением пятидесятничества. Для него такое же важное значение имела практика получения Даров Святого Духа, что вызывало критику более консервативного направления баптистов их объединяло с пятидесятническим движением также отказ от идеи предопределения в спасении. Кроме этого не признают троичность и верят в единого Бога, явленного человечеству в лице Иисуса Христа.

Так же как и пятидесятники, в послевоенные годы общины данного направления вошли в Союз евангельских христиан баптистов, и только в 1975 году они решили легализировать свое положения и прошли процедуру регистрации. В настоящее время можно отметить, что данное направление является консервативным и подчеркивает свою консервативность, негативно относится к распространению харизматических элементов, привносимых прежде всего из США. В Беларуси данное направление было зарегистрировано в начале 90-х гг в настоящее время насчитывается 10 общин.

Церкви Христа Церковь Христова. Более широкое течение с подобным названием возникло в США, его последователи признают наличие свободной веры в деле спасения, отрицают догмат о Троице и двоичной природе Иисуса Христа, признают необходимость крещения взрослых. В своей деятельности последователи данного направления опираются на Новозаветные тексты, это определило отсутствие в данном направлении четкой централизации.

Как для Церкви Христа, так и для Церкви Христовой большое значение имела деятельность проповедников США Томаса Кампбелла и его сына Александра. В целом можно отметить некоторое сходство этих направлений с баптизмом. Верующие Церкви Христовой признают троицу и двоичность природы Иисуса Христа. Из таинств для них имеет значение крещение и Вечеря Господня. Крещение производится в отношении взрослых посредством погружения. Первая община Церкви Христовой была зарегистрирована в г. Минске в 1992 году, хотя организационная работа началась в 1991 году. От данных направлений следует отличать Бостонское движение - течения в данном направлении, чье возникновение относится к 70-м годам XX ст когда в одной из бостонских евангелических церквей, относящейся к Церквям Христа, начал свое служение Кип Маккин.

Его учение основывалось на новом прочтении евангельских текстов, в которых, по его мнению, содержится непосредственное указание на необходимость делания учеников. В силу этого им была разработана система ученик-учитель, воплощенная в централизованной организации с четкой иерархической структурой, иерархия строится по образцу пирамиды, отношения внутри общин строго регламентированы.

Главная цель деятельности видится сторонниками данного узкого направления в построении истинной церкви Христа в течение жизни одного молодого поколения. Кроме этого Кип Маккином была введена практика перекрещивания верующих в знак принятия нового учения, а также практика перекрещивания, совершаемого также и в знак покаяния. Представители данного направления отмежовываются от всех иных протестанских направлений.

Организации данного направления также именуют себя ученики Христа или Церковь Христа. Организации, зарегистрированные в Республике Беларусь относятся к более широкому направлению, существовавшему до выделения Бостонского движения. Сейчас в Республике Беларусь насчитывается 5 общин Церкви Христовой, в том числе в г. Минске - 2. Церковь Иисуса Христа святых последних дней мормоны. История мормонов начинается в 1830 г когда американец Джозефер Смит в итоге долгих религиозных исканий основал новую церковь.

В основе его вероучения лежало новое откровение, которое являлось переосмыслением всей христианской истории, предлагало новую христианскую мифологию, основы которой содержатся в священных текстах мормонов Книге Мормона и Драгоценной жемчужине. Первоначально организации мормонов вступили в резкую конфронтацию с правительством Соединенных Штатов Америки, американским обществом негативно воспринималась также существовавшая первоначально у мормонов практика многоженства.

Позднее они избавились от подобной практики и перешли на конструктивные позиции в отношениях с властями. Вероучение мормонов строится на признании особенной близости небесного и земного миров, что требует от сторонников данного направления значительной социальной активности, общественно полезной деятельности. В организациях мормонов существует сложная иерархическая структура, предполагающая наличие всеобщего священства мужской половины верующих начиная с 12-летнего возраста, которое предполагает степени от диакона до пророка.

В общинах мормонов практикуется крещение за умерших близких родственников, а также запечатывание семей навечно данный обряд, как верят мормоны, позволяет не разлучаться семьям и после смерти. Для мормонов одной из важнейшей ценностью является принцип свободы, который понимается в соблюдении либеральных ценностей, а также в уважении прав личности.

В организациях мормонов широко практикуется миссионерство, которое сопровождается активной общественно значимой деятельностью на безвозмездной основе. В Республике Беларусь первая организация этого направления появилась в 1994 году в г. Минске. В настоящее время насчитывается 3 общины Церкви Иисуса Христа святых последних дней, однако для нашей страны не характерна заметная социальная активность данных организаций. Кроме указанных протестантских направлений с 1998 года в республике г. Гродно зарегистрирована и действует 1 протестантская община Иоганской церкви, члены которой придерживаются веры в Иисуса Христа как личного спасителя, а также принимают таинства крещения, причастия, духовного исцеления и таинства смерти.

Данная община активно сотрудничает с аналогичной церковью Германии. Особое место в христианском направлении Беларуси занимают мессианские общины. Мессианские общины. Данное направление относит свое возникновение к первым христианским общинам, состоявшим из уверовавших в Христа иудеев, которые не противопоставляли себя иудаизму и придерживались характерного евреям уклада жизни.

Фактически членами данного направления являются евреи-христиане, признающие догматы о триединстве Отца, Сына и Святого Духа, о наличии двух природ Христа божественной и человеческой, однако не разделившие взглядов, противопроставляющих христианство и иудаизм не признавшие и не принявшие в силу этого Никейский и последующие соборы.

Общины данного направления не прекращали своего существования в Палестине. В ХІХ ст. в Кишиневе и Одессе действовали общины евреев-христиан, которые наравне с верой в Иисуса Христа придерживались еврейского уклада жизни преимущественно дораввинистического периода. В Западной Белоруссии в еврейской национальной среде в 30-е годы ХХ столетия были сторонники данного религиозного направления, однако в связи с установлением советской власти и развернувшейся антирелигиозной пропаганды фактически прекратили свою деятельность. С началом перестройки оживление религиозной жизни в еврейской среде повлекло и развитие данного направления, которое в 1994 году зарегистрировало первую общину в г. Минске.

В настоящее время зарегистрировано 2 общины данного направления. Кроме этого открытость данных общин к диалогу с христианским миром позволяет им сотрудничать с иными христианскими конфессиями, либо действовать в их составе например в объединениях евангельских христиан баптистов или в христиан веры евангельской. В прошедший период сохранились отношения сотрудничества и диалога с иудейскими религиозными объединениями, которых насчитывается три в республике, в соответствии с существующими в иудаизме направлениями раввинистический иудаизм, хасидское направление и прогрессивный иудаизм. В Беларуси первые упоминания про евреев, последователей иудаизма, известны с конца XIV века, уже в XV веке сформировалась широкая сеть еврейских местечек. Распространение иудаизма на территории центральной и восточной Беларуси произошло в XVI веке. В 70-е годы XVIII века наряду с ортодоксальным иудаизмом в Беларуси появилось его мистическое течение - хасидизм.

Крупные центры хасидизма возникли в Столине, Ляховичах, местечке Адмур Гродненской губ. и др. Официально существование двух направлений в иудаизме было признано правительством в 1804 г. Течение прогрессивного иудаизма появилось в Беларуси в начале 90-х годов нашего века. Отношения с представителями иудаизма в белорусском государстве носят конструктивный характер, совместными усилиями решаются возникающие вопросы религиозных организаций иудейского вероисповедания.

Налажены конструктивные отношения с мусульманской конфессией.

Из более чем 30 тыс. мусульман, проживающих в настоящее время в Беларуси, около половины 12,5 тыс. составляют татары. Татары-мусульмане, проживая бок о бок с представителями других конфессий сохранили свою веру, обычаи и нравы. В середине XIX ст. в западных губерниях России осталась только 21 мечеть.

После Второй мировой войны продолжала действовать только одна - в г.п. Ивье Гродненской области. На текущий момент в Республике Беларусь действует 23 мусульманских религиозных общин сунитского направления и одна шиитского, которые входят в состав двух религиозных объединений. В конце 80-х годов, в связи с оживлением религиозности населения и доступностью соответствующей литературы, на территории республики появились представители неоориенталистских новых восточных направлений.

В тот же период была начата регистрация религиозных общин Международного общества сознания Кришны. На 1.01.2004 в республике было зарегистрировано 6 общин данного направления. Существуют также организации бахаи, которые имеют свое религиозное объединение. Можно привести следующие сведения в отношении этих общин. Бахаи. Данное направление возникло под влиянием деятельности сеида Мирзы Али Мухаммада, принявшего имя Баб врата мессии в 1844 г и объявившего себя мессией махди, открывающего новую эпоху равенства и справедливости на земле.

Баб был осужден шиитами как еретик и казнен в 1849 г. В последующем, в 1863 г. в среде бабаистов выделился Хусейн Али Нури, который принял имя Баха Уллы Слава Божья, а позднее авторитетным толкователем учения Баба стал сын Баха Уллы Абдул Баха слуга Бога. Вера бахаи строится на признании догмата непознаваемости Бога, который вместе с этим обнаруживает себя посредством посланника. Каждой эпохе характерен свой посланник, но Баха Улла является носителем божьего послания для Новой эры. Среди посланников им признавались Адам, Моисей, Христос, Зороастр, Кришна, Будда, Конфуций, Муххаммед и Баха Улла. Каждый из посланников нес человечеству свою часть истины. Эклектичность веры бахаи позволяет ее сторонникам выступать с позиций открытости к межконфессиональному диалогу, хотя нередко они противоречиво трактуют иные вероучения.

В настоящее время бахаи предлагают новую концепцию миропорядка, которая строится на признании единства человечества, единства религии, необходимости преодоления религиозных предрассудков, существовании гармонии между религией и наукой, а также возможности независимого поиска истины.

Бахаи подчеркивают равенство мужчин и женщин, необходимость всеобщего начального образования. Считая, что развитие всемирной цивилизации происходит в направлении всемирного единства, они считают исторической необходимостью создание единого международного исполнительного органа мирового правительства и принятие единых систем мер и весов, единой системы письма.

Центр бахаи находится в Хайфе Израиль, где был создан Всемирный дом справедливости, через который осуществляется административное управление специфическими административными органами бахаи, связанными с местными общинами. В Республике Беларусь движение бахаи появилось в начале 90-х годов ХХ века, с 1992 года действует община в г. Минске. Всего в республике насчитывается 5 общин, входящих в религиозное объединение Бахаи. Кришнаиты.

Учение кришнаитов базируется на древних ведических текстах, проинтерпретированных двадцатым по счету индийским проповедником XIV ст. Шри Чайтаньи Махабрабху. Однако наиболее значительную роль в создании собственно кришнаизма сыграл последний проповедник Шри Шримад Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада, создавший Международное общество сознания Кришны и распространивший движение Кришны по всему миру. Сторонники данного направления называют себя вайшнавами или преданными богу Вишну воплощением бога Вишну является Кришна. Основа вероучения строится на принятии метода, который, согласно вайшнавам, был предложен Кришной и заключается в полном отвержении материальных наслаждений и зависимости от материи.

В силу этого, а также на основе принятых в некоторых направлениях индуизма требованиях, в среде вайшнавов практикуются некоторые пищевые ограничения прежде всего отказ от употребления мяса, рыбы, яиц, а также отказ от употребления всех возбуждающих веществ.

Общинная жизнь вайшнавов достаточно строго регламентирована, она требует принятия системы ритуальных действий по почитанию Кришны, регулирует семейные и иные отношения. Принцип избегания наслаждений влияет на рассмотрение функций брака, которые ограничиваются деторождением. Часть дохода верующим необходимо отдавать общине. Особое почитание в общинах воздается наставникам гуру, которые контролируют и направляют духовную и с неизбежностью - общественную - жизнь вайшнавов.

Прабхупада, переведя древние санскритские тексты на английский язык, приложив понятные западному миру комментарии, фактически способствовал распространению данного направления в западной культуре, которая испытывала интерес к Востоку. Этот же интерес присутствовал в регионах бывшего Советского Союза, что способствовало созданию первых организаций МОСК. В Беларуси деятельность первых последователей движения Кришны началась в конце 80-х гг. Первая организация данного направления была зарегистрирована в г. Минске в 1992 г. В настоящее время в Республике Беларусь действует 5 общин данного направления.

Непродолжительное время в республике существовала община Оомото, зарегистрированная в г. Минске в 1994 г. Учение данного направления базировалось на интерпретации японской религии синто, усилившей монотеистический элемент. Организационная структура предполагалась достаточно жесткая с созданием родовых мистических связей руководства. Предполагалось наличие священника-мужчины и духовной руководительницы - женщины, ответственной за передачу мистического опыта основателей этой религии. Малочисленность последователей данного направления, а также сложные требования к организационной структуре и сложная мифология не позволили развиться данному направлению и оно прекратило свое существование.

Помимо этих направлений в республике недавно были зарегистрированы новые организации Армянская апостольская церковь, относящаяся к централизированной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви, чей центр расположен в г. Москве.

Это самая древняя из исторически признанных христианских церквей, отличающаяся некоторыми особенностями в догматике. Кроме этого недавно была зарегистрирована протестантская община Пресвитерианской церкви в Могилевской области. Можно отметить конструктивные подходы, на которых строится взаимоотношение зарегистрированных религиозных организаций с представителями государственной власти.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь О свободе совести и религиозных организациях Комитетом, органами по делам религий и национальностей облисполкомов и Минского горисполкома была осуществлена организационная работа по подготовке и проведению государственной перерегистрации религиозных организаций, оказана методическая помощь в подготовке документов к перерегистрации. Комитетом перерегистрированы все религиозные объединения и общеконфессиональные религиозные организации.

Облисполкомами и Минским горисполкомом перерегистрировано более 99,3 процента религиозных общин. С остальными общинами проводится необходимая работа для завершения прохождения ими перерегистрации. Конструктивный и многоплановый диалог с религиозными организациями, позволяет государственным органам оказывать им помощь в решении возникающих проблем, обеспечивать конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания, укреплять этноконфессиональный мир и стабильность в обществе.

Спасылкі 1. См. Неокульты новые религии века. Мн изд. Четыре четверти , 2000. 2. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков тенденции и особенности проявления. Мн 2001. 3. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков тенденции и особенности проявления. Мн 2001.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОСЫ СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Такой интерес неслучаен. Ведь хорошо известно, что религия является той силой, которая объединяет людей, она обладает огромным пацифистским… Каким образом может государство в своей деятельности организовать… Становление специфической для Беларуси толерантности и веротерпимости возможно рассматривать как исторически…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Международные документы Всеобщая декларация прав человека
Международные документы Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А III Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми п

Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую деклараци

Международный пакт о гражданских и политических правах
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А XXI Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступление в си

Конвенция о правах ребенка
Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44 25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года 2 сентября 1990 года в соответствии со статье

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Извлечения Хельсинки, 1 августа 1975 года VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, рели

Итоговый документ Мадридской встречи
Итоговый документ Мадридской встречи. года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящ

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Провозглашена резолюцией 36 55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года Генеральная Ассамблея, пр

Итоговый документ Венской встречи
Итоговый документ Венской встречи. года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихс

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Извлечения Копенгаген, 29 июня 1990 года 9. Государства-участники подтверждают, что 9.4 - каждый человек имеет право

Парижская хартия для новой Европы
Парижская хартия для новой Европы. Извлечения Париж, 21 ноября 1990 года Новая эра демократии, мира и единства Права человека, демократия и верховенство закона Мы подтверждаем, что без какой-либо д

Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Извлечения Москва, 3 октября 1991 года 28. Государства-участники считают важным защищать права человека и основные свобод

Хартия европейской безопасности
Хартия европейской безопасности. глава III, пар.19, глава IV, пар.44 19. Мы вновь подтверждаем, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона занимает центральное м

На пути к подлинному партнерству в новую эпоху
На пути к подлинному партнерству в новую эпоху. Извлечения Будапешт, 6 декабря 1994 года Декларация будапештской встречи на высшем уровне Глава IV 37. Государства-участники не будут использовать во

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Страсбург, 1 февраля 1995 года Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую рамочную Конвенцию, принимая во вни

Декларация о ликвидации всех форм расовой Дискриминации
Декларация о ликвидации всех форм расовой Дискриминации. Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная

Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной

Девятая встреча Совета Министров
Девятая встреча Совета Министров. декабря 2001 года РЕШЕНИЕ 1 БОРЬБА C ТЕРРОРИЗМОМ MC 9 .DEC 1 Corr.1 Государства-участники ОБСЕ не отступят перед угрозами террористов, а будут бороться с ними, исп

Десятая встреча Совета Министров
Десятая встреча Совета Министров. декабря 2002 года РЕШЕНИЕ 6 ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ MC 10 .DEC 6 Совет министров, ссылаясь на Решение 5, принятое Советом министров на его девятой встрече

Одиннадцатая встреча Совета Министров
Одиннадцатая встреча Совета Министров. декабря 2003 года IV. Решения Совета Министров РЕШЕНИЕ 4 03 ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ MC.DEC 4 03 Совет Министров, признавая, что уважение прав человека

Нормативно-правовая база Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь
Нормативно-правовая база Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь. года с изменениями и дополнениями Опубликована в газете Звязда от 27 ноября 1996 г. Статья 15. Государство ответственно

Гражданский кодекс Республики Беларусь извлечения
Гражданский кодекс Республики Беларусь извлечения. Статья 44. Понятие юридического лица 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или операти

Уголовный кодекс Республики Беларусь
Уголовный кодекс Республики Беларусь. июля 1999 г. N 275-З Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года Изменения и дополнения Закон от 8 мая 2002 г.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Принят на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь десятого созыва 6 декабря 1984 г. СЗ БССР, 1984 г N 35, ст.505 Те

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. июля 1999 г. N 278-З Принят Палатой представителей 3 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года Изменения и дополнения Закон от 8 мая 20

О всеобщей воинской обязанности и военной службе Закон Республики Беларусь от
О всеобщей воинской обязанности и военной службе Закон Республики Беларусь от. ноября 1992 г. N 1914-XII Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г N 29, ст.501 Изменения и дополнения

О порядке определения нерабочих дней для верующих нехристианских религий в связи с их праздниками
О порядке определения нерабочих дней для верующих нехристианских религий в связи с их праздниками. Учитывая, что верующие всех религиозных конфессий пользуются одинаковыми правами на праздничные не

Постановление Совета Министров Белорусской ССР
Постановление Совета Министров Белорусской ССР. июля 1980 г. 255 О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Белорусской ССР Изменения и дополнения Пост

Закон Республики Беларусь О массовых мероприятиях в Республике Беларусь
Закон Республики Беларусь О массовых мероприятиях в Республике Беларусь. Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, де

Возникновение церквей евангельских христиан баптистов в Беларуси П.И.Осененко
Возникновение церквей евангельских христиан баптистов в Беларуси П.И.Осененко. Через всю историю церкви прослеживается стремление многих верующих к искреннему служению и исполнению воли Бога. Верую

Иудаизм в Беларуси Ю.М.Дорн
Иудаизм в Беларуси Ю.М.Дорн. Традиционный иудаизм пришел в Беларусь с первыми евреями, которые начали селиться на белорусской земле, начиная с середины XIV века. Первые документальные свидетельства

Еворовский
Еворовский. Религиозная веротерпимость является знаковой социокультурной характеристикой белорусского народа как в современной фазе его существования, так и на всех этапах исторического развития. Н

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги