Эразм Роттердамский. Соотношение веры и знания

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет философии Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский.Р е ф е р а т Реферат выполнен соискателем ученой степени кандидата юридических наук по кафедре гражданского права юридического факультета Гуком Евгением Анатольевичем Санкт-Петербург 1998 ПЛАН РЕФЕРАТА. 1.Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии. 2.Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике. 3.Взгляды Эразма Роттердамского на соотношение веры и знания. 4.Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика. 5.Некоторые работы Эразма, освещающие его взгляды на соотношение веры и знания. Приступая к описанию позиции Эразма Роттердамского по вопросу о соотношении веры и знания, нельзя не сказать несколько слов о причинах возникновения этого вопроса, а также о его динамике в философской мысли Средневековья в эпоху, предшествовавшую Эразму. 1.Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии. В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой.

Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании.

Однако, Писание требует правильного прочтения. Таким образом, неизбежно возникает вопрос - какое прочтение считать правильным Дискуссии по вопросу прочтения Писания впервые возникают не как чисто философские, а как результат несовпадения интерпретации текстов Писания в трудах Отцов Церкви.

Для решения этой проблемы был необходим соответствующий инструментарий. И, в качестве такого инструментария используются грамматика, риторика и диалектика. Здесь они выступают уже не как свободные искусства, а как средство проникновения в христианские истины. Таким образом, происходит обращение веры к знанию. Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих.

Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены в платоновской и аристотелевской философии. Полемизируя с евреями, можно опереться на Ветхий завет. В схватке с еретиками можно апеллировать ко всей Библии. Но на что опереться в спорах с язычниками, как не на разум Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. Средневековье СПб. ТОО ТК Петрополис, 1995 С.137. Официальная христианская доктрина всегда доверялась только церковным иерархам и, поэтому, до определенного момента, обсуждение вопроса о соотношении веры и разума оставалось уделом узкого круга лиц. Ситуация изменилась с возникновением монастырских школ и созданием университетов.

Они стали катализаторами развития в теологии вопроса о соотношении веры и разума. На университетских семинарах, где церковь официально дозволяла вести дискуссии на любую тему, а также в монастырских школах вопрос о соотношении веры и знания приобрел новую аудиторию и новое звучание.

Как отмечают Дж. Реале и Д.Антисери в своем труде Западная философия от истоков до наших дней, для того, чтобы лучше увидеть линии напряжения, возникавшие между разумом и верой верой и знанием необходимо вспомнить о внутреннем устройстве средневекового университета, о различных ориентациях его факультетов. Университет делился на факультет свободных искусств с шестигодичным обучением и факультет теологии, где учились не менее восьми лет. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. Средневековье СПб. ТОО ТК Петрополис, 1995 С.90. Первый факультет был подготовкой ко второму. На факультете искусств преподавались грамматика, логика, математика, физика и этика.

То есть опора здесь делалась на разум и знание.

На факультете теологии, напротив, основное внимание уделялось точному изучению Библии. При этом магистрами теологии становились лишь обучавшиеся на факультете искусств. Интересно, что вопрос соотношения веры и знания в рамках университетов иногда даже переходил из области теории в область практики. Так, известна студенческая забастовка в защиту факультета искусств и против факультета теологии. Забастовка продолжалась 18 месяцев. Ее результатом стал запрет папы Григория IX в 1213 году на изучение работ Аристотеля в университетах до момента их корректировки в соответствии с установками церкви. 2.

Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике

Обретенная теология Интернет. Этот святой советовал всем людям молодым и более зрелым воспринимать Б... Но если у Святого Фомы вера ведет за собой знание, то у Бонавентуры ра... Оккам заявляет, что невозможно искать логическую и рациональную основу... Философия у Оккама уже не является служанкой теологии.

Взгляды Эразма Роттердамского на соотношение веры и знания

Эразм идет дальше Аквинского. В результате Сократ, например, был им фактически приравнен к Христу. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский. Философские... В представлении Эразма все, что можно считать значительным достижением... Цвейг С.

Взгляды Эразма на соотношение веры и знания и современная Эразму схоластика

При этом Эразм ссылается на авторитет Августина, предпочитавшего плато... Для изменения сложившейся ситуации Эразм предлагает очистить христианс... Сов. Он обнаружит, что очень многие воззрения чрезвычайно искажены, и весьм... Использованная.

литература и источники 1.Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли М. Наука, 1989. 2.Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья М. Наука, 1986. 3. Жильсон Э.Философ и теология. Интернет Httpdali.orgland.rutcdtextrphilrel02 4. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. Средневековье СПб. ТОО ТК Петрополис, 1995. 5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков М. Выс. школа, 1996. 6.Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама Эразм Роттердамский.

Философские произведения М. Наука, 1986. 7.Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского Соб. соч. В 4-х т. Т.4 М. Худож.лит 1982-1984. 8.Эразм Роттердамский. Философские произведения М. Наука, 1986. 9. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости М. Сов. Россия, 1991.