рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Два вида существования

Работа сделанна в 1998 году

Два вида существования - Доклад, раздел Философия, - 1998 год - Материализм в учении древнегреческих атомистов. Два Вида Существования. Демокрит Различает То, Что Существует В Действ...

Два вида существования.

Демокрит различает то, что существует в действительности, и то, что существует в общем мнении. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Демокрит сказал Только считают, что существует цвет, что существует сладкое, что существует горькое, в действительности атомы и пустота. Итак, цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении. Однако подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, а в общем мнении, Демокрит считал эту качественность общечеловеческой, а не индивидуально-субъективной.

Межчеловеческая объективность чувственных качеств сбою объективную основу имеет в формах, в величинах, в порядках и в положениях атомов. Тем самым чувственная картина мира диспозицконна, а не произвольна одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Отношение чувственных качеств к атомам однозначно и в этом смысле истинно.

Два рода познания. Демокрит различал два рода познания темное незаконнорожденное и истинное законнорожденное. Демокрит говорит есть два вида познания посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли он называет законно-рожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине познание же посредством чувств он называет незаконно-рожденным и отрицает пригодность его для распознавания истины. Когда незаконнорожденная мысль уже не может больше ввиду перехода к очень мелкому ни слышать, ни обонять, ни чувствовать вкус, ни познавать осязанием, а приходится прибегать ко все более тонкому, тогда приходит на помощь законнорожденная мысль.

В своих словах античный материалист подчеркивает, что атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, что открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление, как уже отмечалось, опирается на эмпирические наблюдения. Еще Левкипп поставил перед собой задачу дать такую научную картину мира, которая бы не противоречила его чувственной картине, т. е. избежать элеатского противоречия между мыслимой и чувственной картинами.

Это доказывает, что Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве разум идет далее чувств, но он опирается на их показания, ибо главный довод истинности сконструированной теоретическим образом картины мира - это соответствие ее чувственной картине мира. Поэтому считать, что у Демокрита истинное познание совершенно отлично от чувственного как темного, было бы преувеличением.

Вместе с тем Демокрит отдавал себе отчет в сложности и трудности процесса познания, достижения истины. Поэтому субъектом познания является все же не любой человек, а лишь мудрец. Демокрит сказал Мудрец - мера всех существующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера умопостигаемых вещей. Ощущение и мышление. Четкое различение двух родов познания в качестве ступеней эмпирической и рациональной, теоретической, должно, казалось бы, опираться на четкое различение ощущения и мышления.

Однако выше мы видели, что у атомистов существует лишь количественная разница между разумной и неразумной частями души. Отсюда понимание мышления как изменения тела. Но сколь бы наивными ни были представления Демокрита о мышлении как телесном процессе, они все же не заводили в тупик, потому что сознание вообще и мышление в частности хотя и не тело, но все же свойство высокоорганизованной материи.

Противоположное идеалистическое учение, согласно которому душа вообще бестелесна, действительно заводило в тупик, ибо совершенно отрывало сознание от его материального носителя- мозга.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материализм в учении древнегреческих атомистов.

Античный атомистический материализм часто связан с проблематикой элеатов. Трудность состоит в разделении учений Левкиппа и Демокрита. От сочинений обоих философов сохранилось не много, в доксографии же о них говорят целокупно.Однако Левкипп делал упор…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Два вида существования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мир вещей и явлений
Мир вещей и явлений. для атомистов реален и состоит из атомов. Возникновение и уничтожение вещей они объясняли разделением и сложением атомов, изменение изм. их порядка и положения. Космогония. Ато

Происхождение жизни
Происхождение жизни. Живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели. После того, как произошло разделение мрачного хаоса, после того, как возник воздух, а под ним

Макрокосм и микрокосм
Макрокосм и микрокосм. В основе учения атомистов о животном и человеке - уподобление микрокосма животное, человек макрокосму и наоборот. Человек и животное - как бы некоторый малый мир, и то, что п

Теория ощущений
Теория ощущений. Выше говорилось, как Демокрит в целом представлял чувственное познание. Но сохранившаяся информация позволяет нам представить все это подробнее. Демокрит тщательно исследовал такие

Сновидения
Сновидения. Теория образов позволила Демокриту дать объяснение сновидений. Образы несут в себе отражения душевных явлений и мыслей, свойственных каждому, их характеров и переживаний. Такие образы л

Рабство и семья
Рабство и семья. Нравственный мир Демокрита как человека рабовладельческого общества узок. Рабство Демокрит отнюдь не считал безнравственным. Напротив, он советует Рабами пользуйся как частя

Воспитание и обучение
Воспитание и обучение. Цель воспитания - достижение добродетели - лучше совершать убеждением и доводами рассудка, чем принуждением. В основе воспитания - способность к стыду, т. е совесть. Человека

Богатство и бедность
Богатство и бедность. Для Демокрита это моральная, а несоциальная проблема. Богатые и бедные будут всегда. Следовательно, дело в том, как относиться к богатству и к бедности. Богатством надо пользо

Счастье и эвтюмия
Счастье и эвтюмия. Счастлив тот, кто довольствуется немногим. Счастье не в богатстве, оно не в стадах и золоте, не в рабах и не в деньгах. Счастье - в душе. Если у животных главное - их телесная пр

Мораль и право
Мораль и право. Право хуже морали. Но оно необходимо для толпы. Предписания закона искусственны, это дурное изобретение. Демокрит говорил, что мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно

Теория исторического развития
Теория исторического развития. и культуры. Демокриту принадлежит выдающееся учение о самостоятельном историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизованному. У Демокрита люди до

Происхождение речи
Происхождение речи. и проблема имени. Люди не всегда владели речью. В первобытном состоянии речи не было. Речь стала возникать в связи с общением людей. Из голоса, первоначально невнятного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги