рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака

Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака - раздел Философия, Категории “время” и “пространство” в философии и филологии Общая Характеристика Поэтического Идиолекта Б. Пастернака. В Современной Линг...

Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака. В современной лингвистике существует понятие языковая личность. Под этим термином понимается совокупность и результат реализации способностей индивида к созданию и восприятию речевых произведений 22 с. 245 . Борис Пастернак отражен в лирике как целостная и неповторимая языковая личность, присутствующая как субъект и объект изображения, включенная в эстетическую структуру произведений в качестве действенного элемента.

Наделенный особым поэтическим видением и таким же языковым чутьем, Б. Пастернак раскрывает в своих стихотворениях языковую картину мира творческой личности, многослойную, наполненную необычными красками, звуками, ощущениями и эмоциями. В необъятном поэтическом мире автора переплетаются разные темы, образы, мотивы, многочисленные подтексты, элементы музыки и живописи, скульптуры и архитектуры, просвечиваются явления жизни, отобранные и воспринятые автором и все это пронизано философской мыслью.

Ведь Пастернак - философ не только по образованию, но и по мировосприятию. В центре внимания художника проблемы жизни и смерти, смысла жизни, предназначения человека, тайны мироздания, мимолетности времени и вечности бытия, любовь, состояние природы и человека и их концептуализация в поэтическом языке. Следовательно, философичность - главная особенность идейно-смысловой стороны лирики Пастернака.

У Пастернака-поэта, как и у каждого автора, есть доминанты - такие приемы, языковые и композиционные средства, которые господствуют, подчиняют себе остальные, воздействуют на читателя в первую очередь, передают главную идею целого художественного контекста, расширяя изобразительные возможности поэтической речи, увеличивая ее мыслеемкость. Они зависят от определенных поэтических задач и установок, поставленных автором. Прежде всего, отметим метафоричность поэтического мышления Пастернака.

В поэтической системе этого художника метафора выступает не только как выразительный прием это слишком мало, а как модель целого мира, воспринимаемая субъектом с определенных позиций поэта и человека 3 с. 350 . С метафорой так или иначе связаны все выразительные средства они либо сами метафоричны, либо входят в состав более развернутых образов. Метафористика Пастернака характеризуется парадоксальностью и непредсказуемостью. Этот художник слова, как отмечают исследователи его поэтики, таким образом - с помощью оригинальных метафор - передает мысль мгновенную и еще не проясненную 3 с. 329 . Пытаясь придать яркость образному языку поэзии, Пастернак нарушает обычное соотношение двух смыслов в метафоре и заставляет жить самостоятельной жизнью переносное значение, возвысив его над прямым.

Вследствие этого, как отмечают многие исследователи, для Пастернака искусство становится реальнее самого бытия. Поэтому еще одной особенностью его поэтического языка правомерно считать необычайно высокую концентрацию тропов разного характера, посредством которых пастернаковская сложная разноликая картина мира воплощается в слове.

Обилие тропов обусловило такую характерную черту поэтического идиолекта художника, как повышенная образность. Свои неожиданные и исключительные образы Б. Л. Пастернак строит по принципу случайности Ю.Н. Тынянов заметил в этой связи Есть такое явление ложной памяти с вами разговаривают, и вам кажется, что все это уже было. Нечто подобное с образами у Пастернака.

У вас нет связи вещей, которую он дает, она случайна, но, когда он дал ее, она вам как-то припоминается, она где-то там была уже - и образ становится обязательным 54 с. 186 поэтому в их понимании важную роль играют ассоциации. Ассоциативная система данного автора субъективна, строго индивидуальна, что стимулирует многоплановость интерпретации образа и появления новых смыслов. Ассоциации у Пастернака каждый раз порождаются конкретным контекстом и вместе с ним исчезают. В их основе может быть зрительное, слуховое, тактильное или обонятельное сходство.

Сам автор однажды высказал мысль о том, что искусство складывается из органов восприятия 3 с. 64 , и его творчество последовательно подтверждает это высказывание. При этом автор пытается, как правило, воспроизвести действие сразу нескольких органов чувств, смоделировать процесс чувственного восприятия, создавая образы синестезии, соединяющие в себе ассоциации разного рода. В большинстве случаев их комбинации непредсказуемы.

Совокупность ассоциаций, связанных с деятельностью разных органов чувств, порождает, в свою очередь, ассоциации эмоциональные Ассоциации у Пастернака могут рождаться внезапно - простым созвучьем, рифмой, случайным поводом. Человек вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться ? мгновенными озарениями говорит сам поэт 3 с. 323 . В его художественной системе два любых предмета, смежных в пространстве, могут оказаться связанными причинно-следственными отношениями.

Вследствие этого лирике Пастернака свойственно уравнивание случайного с сущностным чем случайней, тем вернее, поэтому деталь, мелочь часто обретает большое значение, вселенский размах. В поэзии Пастернака находит отражение и его мировоззренческий фон, включающий, прежде всего, те аксиоматические представления, в мире которых живет автор как человек, укорененный в определенной культурной традиции см. 61, с. 58 . Оригинальность творческой личности Пастернака обусловила еще одну черту его художественной манеры - поэтическая система Бориса.

Пастернака проникнута экспрессивностью, как и само его восприятие действительности В этой связи уместно сослаться на П. Горелика, который отмечает сходство творческого метода Б. Пастернака с композиционными методами различных направлений в живописи рубежа XIX-XX в.в. импрессионизма - в отношении интуитивного творческого повторения мгновенного футуризма - в отношении динамизма экспрессионизма - в его склонности к гиперболизации эмоций и ассоциаций кубизма в отношении разложения предметов на части, представления предметов через их побочные признаки, то есть синекдохического понимания действительности Особенно выразителен в этом плане синтаксис его поэтических произведений Раскованный, ничем не стесняемый синтаксис делает поэзию Пастернака похожей на речь внезапно заговорившего человека, у которого слова вызываются стихийно, сами по себе. Марина Цветаева назвала поэтическую речь Б. Пастернака захлебыванием, задохновением. Она отмечает Пастернак не говорит, ему некогда договаривать, он весь разрывается ср. В.Б. Шкловский Пастернак весь построен на разрыве образов 54 с. 479 , точно грудь не вмещает что-то островитянски-ребячески-перворайски-невр азумительное - и опрокидывающее 63 с. 630 Как видим, поэзия Пастернака стремится к тому, чтобы усилить все формы поэтического воздействия усилить их гиперболизацией чувств, ассоциаций, метафорического языка, образной системы, самой динамики изображения.

В результате тексты Б. Пастернака воспринимаются не как одномерные, плоские, а как объемные, многомерные, сверхнасыщенные смыслами.

Поэтому его поэзию принято считать интеллектуальной и, как следствие, сложной и не всегда понятной.

В многообразии художественных средств и стремительно набегающих друг на друга образов читатель порой даже путается. Однако в этом стремлении Пастернака словно захватить врасплох каждое явление, описать его со многих концов разом 56 с. 27 и состоит отличительная, определяющая черта его идиолекта.

Ю.Н. Тынянов по этому поводу написал Он Пастернак был бы не понятен, если бы этот хаос Хаосом Ю. Тынянов называет сочетание косноязычия, отчаянных потуг вытянуть из нутра необходимое слово и бурного водопада неожиданных сравнений, сложных ассоциаций на явно чужом языке 54 с. 479 . не озарялся бы единством и ясностью голоса. Так его стихи, порой иероглифические, доходят до онтологической простоты 54 с. 479 . Анализ исследований о поэтике Пастернака позволяет, таким образом, сделать следующие выводы. Поэтический идиолект этого художника отмечен своеобразием, он имеет ряд специфических черт, которые отличают его от других авторов и делают его произведения узнаваемыми.

В их числе приметы и особенности мировосприятия Пастернака философичность, сложного творческого метода этого поэта, в котором синтезировались черты разных эстетических направлений его времени ассоциативность, динамичность, экспрессивность, индивидуального, пастернаковского художественного мышления метафоричность, повышенная образность, воплощением которой является высокая концентрация тропов. В силу отмеченных особенностей поэтический язык Б. Пастернака представляется в высшей степени сложным и не может быть описан во всем объеме.

В нашей работе это обусловливает обращение лишь к отдельным из фрагментов идиолекта Б. Пастернака - семантическим полям время и пространство. I. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Категории “время” и “пространство” в философии и филологии

Если литература рассматривает идиолект как специфические речевые особенности данного носителя языка в узком смысле , то в лингвистике под идиолектом… В этой связи целесообразно рассматривать идиолект художников слова - самых… Каждый из писателей использует известную совокупность языковых средств, которые различаются в зависимости от авторства…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика поэтического идиолекта Б. Пастернака

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Категории время и пространство в философии и филологии
Категории время и пространство в философии и филологии. Идиолект каждого автора - это отражение языковой картины мира, где фиксируется то, что для автора важно, что он видит, слышит и чувствует. В

Семантическое поле в языке и художественной речи
Семантическое поле в языке и художественной речи. Концепты время и пространство в поэтическом идиолекте Бориса Пастернака представлены разветвленной и весьма содержательной системой обозначений.

Анализ состава и структуры семантического поля время
Анализ состава и структуры семантического поля время. Семантическое поле время в поэтическом языке Б. Пастернака по объему отличается от аналогичного поля, существующего в литературном языке.

Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака
Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака. Семантические поля время и пространство в языковой картине мира Б.Л. Пастернака как и в языке в целом не являются изолированным

Особенности стилистической семантики слова в
Особенности стилистической семантики слова в. поэтическом языке Б. Пастернака Микросистемы время и пространство в художественной речи Бориса Пастернака выполняют связующую и организующую роль. Спец

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги