Реферат Курсовая Конспект
Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака - раздел Философия, Категории “время” и “пространство” в философии и филологии Хронотоп И Его Организующая Роль В Художественной Речи Б. Пастернака. Семанти...
|
Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака. Семантические поля время и пространство в языковой картине мира Б.Л. Пастернака как и в языке в целом не являются изолированными друг от друга.
Они взаимодействуют в поэтической речи, образуя хронотопическое единство Полдень с берега крутого Закинул облака в пруды Ева. Формально взаимодействие полей время и пространство подтверждается наличием общих связующих элементов.
Ими могут быть многозначные слова, вхождение которых в оба поля обусловлено существованием в их содержательной структуре разных лексико-семантических вариантов.
Так, полисемантичное слово месяц в значении единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части гора принадлежит к полю время Ож, с. 332 приехал В нынешнем месяце Художник, а в значении диск луны - к полю пространство К месяцу, вдоль по ограде Тянется волос ракитовый Плачущий сад. Основанием для взаимодействия исследуемых полей является и обретение их компонентами новых окказиональных значений в идиолекте поэта.
Так, лексема ночь, являясь моносемантичной и называя время суток, может в метафорическом языке Пастернака выступать в пространственном значении Из ночи в ночь валандавшись Гормя горит душа Город. Такой же лексико-семантический сдвиг можно проследить и в примерах столкнуть в воспаленную полночь Тоска голос выплывает из мути Раскованный голос попасть в луну Степь я брошен в жизнь Перемена тревога подула с грядущего Зимняя ночь и др. В таких случаях принадлежность слова к тому или иному полю, как правило, определяется контекстом.
Так, в зависимости от окружения слово весна, принадлежащее в узусе к однозначным единицам, может обретать смысловые приращения и относиться к разным семантическим полям.
Например, в контексте В московские особняки врывается весна нахрапом Весна - эта лексема выступает как компонент поля явления природы. А в отрывке весною ранней Со мною сходятся друзья - слово весна имеет временное значение.
Следует отметить, что полисемантические компоненты исследуемых системных объединений лексики, а также компоненты с контекстуально обусловленными значениями занимают в их структуре периферийное положение. Взаимодействие компонентов анализируемых полей своеобразно выявляется в поэтическом контексте Б. Пастернака. Хронотоп у этого автора необычен. Так, например, в текстах Пастернака пространство может обгонять время Мой поезд только тронулся, Еще вокзал, Москва, Плясали в кольцах, в конусах По насыпи, по рвам. А уж гудели кобзами Колодцы и, пылясь, Скрипели, бились об землю Скирды и тополя.
Вокзал. В стихотворении Как усыпительна жизнь пространство обратно по отношению ко времени Возможно ль? Этот полдень Сейчас южней губернией, Не сир, не бос, не голоден Блаженствует, соперник Возможно ль? Те вот ивы - Их гонят с рельс шлагбаумами - Бегут в объятья дива, Обращены на взбалмошность Перенесутся за ночь, С крыльца вдохнут эссенции Мотив основан на реальных ощущениях езды. Герой едет от любимой.
Деревья за окнами вагона бегут назад, они как бы проделывают путь, обратный тому, что уже совершен в течение суток езды перенесутся за ночь значит, завтра они будут там, южней губернией. Их завтра - то же, что для героя вчера см. 3 с. 77 . Пространство и время, как уже отмечалось, это самая важная система координат, на которую накладываются все остальные характеристики языковой картины мира. Поэтому естественно, что исследуемые поля не изолированы от других фрагментов идиолекта.
Так, слова с пространственно-временными значениями в языке Пастернака взаимодействуют с полем духовная жизнь Я таю сам, как тает снег И сам, как утро, хмурю брови От тебя все мысли отвлеку И так углубился он в мысли свои, Что поле в уныньи запахло полынью Чудо люблю всей силою тщеты До помрачения ума. Как ночь, уставшую сиять Попытка душу разлучить. В данных примерах лексемы с локальным и темпоральным значением выступают как средство характеристики внутреннего состояния лирического героя. Семантическое поле пространство имеет компоненты, общие с полем природа, так как им присущи не только локальные характеристики, но и свойства, обусловленные процессами, происходящими в природе.
Так, осенний лес заволосател с наступлением бабьего лета В чаще, сад после дождя обрызганный, закапанный мильоном синих слез Ты в ветре веткой пробуешь, примолкла и взмокла безбрежная степь ночью Степь и др Анализ контекстных словоупотреблений в художественной речи Бориса Пастернака свидетельствует, что компоненты семантических полей время и пространство взаимодействуют как между собой, так и с другими смежными полями природа, духовная жизнь. В целом вся поэтическая система Б. Пастернака пронизана пространственно-временными образами.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Если литература рассматривает идиолект как специфические речевые особенности данного носителя языка в узком смысле , то в лингвистике под идиолектом… В этой связи целесообразно рассматривать идиолект художников слова - самых… Каждый из писателей использует известную совокупность языковых средств, которые различаются в зависимости от авторства…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Хронотоп и его организующая роль в художественной речи Б. Пастернака
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов