Проблемно-тематический курс

Проблемно-тематический курс СОДЕРЖАНИЕ 1. Проблема научности философского знания. 2. Проблема соотношения философии и частных конкретных наук. 3. Проблема многообразия философского видения мира. Материализм или идеализм? 4. Проблема пространства и времени. 5. Проблема происхождения жизни на Земле. 6. Проблема происхождения и сущности сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? 8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать? 9. Проблема источников знания и способов познания. Разум или чувства? 10. Проблема познаваемости мира. 11. Проблема истины в философии и науке. Что есть истина? 12. Проблема смысла жизни человека. 13. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности. 14. Проблема личности в истории философии. 15. Проблема общественного прогресса и его критериев. 16. Проблема роли личности и в истории. 17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство? 18. Проблема происхождения, сущности и функций религии. 19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности. 20. Проблема морали как специфического способа освоения действительности. 21. Проблема морального выбора личности. 22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. 23. Проблема добра и зла. 24. Проблема многообразия и специфики способов освоения мира. 25. Глобальные проблемы современности. Литература 1. Проблема научности философского знания. Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть любовь к софии , что часто и весьма приблизительно переводится как любовь к мудрости . В действительности древнегреческое понятие софия значительно более емкое и сложное, чем просто мудрость . Если бы в представлении Платона, закрепившего в европейской терминологии слово философия , философ был просто мудрецом или любящим мудрствовать, он не стал бы вводить именно это слово философ , говорящее о любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое вели кое и приличествующее лишь божеству объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Философия в своем зарождении мыслилась не как простое создание истин, а как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию, как внутреннюю психическую жизнь человека, так и его сложные взаимоотношения с миром. Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки.

Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени.

Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науке - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста лось своей земли. Она потеряла свою былую магическую силу. Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не окончилась, но, наоборот, почти так же, как в античности, приобрела синтетическую функцию.

Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.

Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем. И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.

Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль философского мышления, если мы согласимся, что некогда царственное здание философского здания по кирпичику распалось в пользу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего духовного мира, которое одно только способно поддерживать нас в наших практических действиях.

Между тем вопрос о соотношении философии и науки не может быть решен однозначно.

Дело в том, что в современном общественном сознании между философией и наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой - не ставится и непроходимой преграды.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.

Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. 2.

Проблема соотношения философии и частных конкретных наук

Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и в течение дол... Вырубов, П. . В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный бурным развит... Тэн, Ж.

Проблема пространства и времени

В настоящее время нельзя решить их без опоры на достижения современной... К универсальным свойствам пространства можно отнести протяженность, ед... Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на пр... Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой пр... В истории философии существовали различные концепции пространства и вр...

Проблема происхождения жизни на Земле

Жизнь - форма существования материи, закономерно возникающая при опред... Споры между сторонниками биогенеза и абиогенеза продолжались и в ХХ ве... Большое количество данных говорит, что средой возникновения жизни могл... А белки - ферменты осуществляли процесс создания новых копий нуклеинов... Таким образом, жизнь на Земле возникла абиогенным путем.

Проблема происхождения и сущности сознания

Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиции диалек... на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к пред... Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схват... Диалектика есть философское теория, метод и методология научного позна... Поэтому наряду с решениями, основанными на общепринятых нормах поведен...

Проблема познаваемости мира

2. Прагматическая концепция. 6. Неатомистическая концепция. Общая черта различных концепций истины в современной западной философи...

Проблема смысла жизни человека

Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительн... Л. Н. Признать бессмыслицу жизни Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл ... И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности ...

Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности

Смысл пессимистической концепции заключается в том, что если бог умер,... euthanasia - безболезненной кончины, тихой блаженной смерти, в особенн... Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, мож... Поскольку лишить человека жизни никто не имеет права. 14.

Проблема личности в истории философии

Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сфер... Все чем живет человек, имеет значение в свете его общения с другими лю... Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец, но и тв... Личность - подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришед...

Проблема общественного прогресса и его критериев

Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для со... Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса ... Общественно-преобразующая функция. Познавательно-эвристическая функция, искусство как знание и просвещени... Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания ли...

Проблема морали как специфического способа освоения действительности

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали. 4. Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории. Мотивация же - система определенным образом взаимосвязанных, мировоззр... Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности...

Проблема морального выбора личности

Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующих... Моральный выбор - определенный вид целесообразной деятельности человек... Субъектом морального выбора может быть - индивид, выбирающий определен... Социальная обусловленность морального выбора выражается, прежде всего,... Человек должен совершать свой моральный выбор независимо от общественн...

Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности

Для достижения цели можно не считаться с нравственным характером средс... Противостоящая иезуитизму концепция абстрактного гуманизма рельефнее в... Проблема добра и зла. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Пре... характеристика критерия различия добра и зла как противоположностей. Э...

Проблема многообразия и специфики способов освоения мира

Научное освоение включает в себя ученых с их знаниями и способностями,... Философское освоение мира связано с познанием мира с помощью изучения ... 3. Религиозное освоение мира связано с верой людей в божественные силы, с... Глобальные проблемы современности.

ЛИТЕРАТУРА 1. Введение в философию. Ч. 1,2 М 1990 г. 2. Мир философии книга для чтения. Ч. 1,2 М 1991 г. 3. Философская энциклопедия. т 1-5. М 1993 г. 4. Руткевич М. Н. Диалектический материализм.

М 1973 г. 5. Спиркин А. Г. Основы философии. М 1988 г. 6. Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М 1968 г. 7. Спиркин А. Г. Сознание и сомосознание. М 1972 г. 8. Жизнь и смерть загадки и противоречия. М 1990 г. 9. Бутенко А. П. Общественный прогресс и его критерии. М 1980 г. 10. Марксистско-ленинская этика. М 1973 г. 11. Борев Ю. Б. Эстетика.

М 1981 г. 12. Раушенбах Б. Религия и нравственность. Знамя, 1991 г. N 1 13. Марксистская этика. М 1980 г. 14. Гудожник Г. С Елисеева В. С. Глобальные проблемы в истории человечества. М 1989 г.