рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Определение понятия Ад

Определение понятия Ад - раздел Философия, Концепция ада и рая Определение Понятия Ад. Ад Итал. Inferno, Англ. Hell - Преисподняя, Нижнее Ме...

Определение понятия Ад. Ад итал. inferno, англ. Hell - преисподняя, нижнее место, место сокрытия, в христианских представлениях область вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников, лишенное света. Представления об аде присутствовали практически во всех древних цивилизациях египетский культ Осириса, философская мифология пифагорейцев и Платона видение Эра в Государстве. Согласно этрусской эсхатологии, владыка подземного царства - Аит, демон смерти - Хару Харун с огромным молотом для умерщвления людей, бог смерти имеет облик сипа, безобразные обитательницы Тартара - эринии Ванф, Келсу, Мин, Нафум, Линф. Вновь прибывших умерших встречают торжественно, на колеснице.

По германской мифологии, отраженной в Эддах, в подземном царстве мертвых Нифльхейм царствует великанша Хель. Туда отправляются все умершие, кроме героев.

Храбрейшие витязи, павшие в бою, попадают в Валгалл чертог мертвых, куда их приводят валькирии, дочери Одина - бога войны, там они пируют с ним, тешась в боях, а раны, которые при этом наносят друг другу, тотчас заживают, и за битвой следует веселое пиршество. У континентальных германцев Водан известен преимущественно как бог мертвых, водитель душ, предводитель призрачной дикой охоты. Римляне верили в существование подземного мира, в котором влачат жалкую жизнь умершие, причем положение в загробной жизни не зависит ни от плохих, ни от хороших поступков человека на этом свете.

Однако примечательным выглядит факт отсутствия в первоначальных представлениях об аде намека на наличие в нем мучений и вообще представлении ада как места пыток. Лишь в Новом завете предупреждение об угрозе страшного суда и ада начинает занимать важное место. Тем не менее и там чувственная детализация адских мучений отсутствует.

Состояние пребывающего в аду описывается не извне как зрелище, но изнутри как боль упоминания об аде в притчах Христа рефреном замыкаются словами там будет плач и скрежет зубовный Матф. 8,12 13,42 и 50 22,13 24,51 25,30 . Согласно христианской религии ад - это пространство, созданное после измены Богу Люцифера, ангела света, его низвержения в качестве сатаны с неба в недра земли с сонмом слуг - падших ангелов. Учение о вечности мук в аде окончательно утвердилось в церкви на соборе 533. Парадокс в том, что ад существует для совместного наказания грешников и дьяволов, казнимых и палачей.

Первая причина зла в мире, сатана в то же время оказывается и главным палачом человечества, карающим зло и искупающим грех через справедливое возмездие. Посмотрим, как определяет ад Новый завет мука вечная 25,46 , тьма внешняя 8,12 пребывание в аду - это не вечная жизнь, хотя бы в страдании, но мука вечной смерти не образ пытки, а образ умерщвления. осужденного раба из притчи рассекают Мтф. 24,51 , а сами страждущие в аду сравниваются с трупами И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти Ис. 66,24 . Ветхозаветные слова о трупах отступников трижды повторены Иисусом Христом об отверженных в аду Мк. 9,44,46,48 . Синоним ада - Геенна от евр. ge hinnom, долина Хинном, место конечной погибели грешников. В Новом завете слово геенна встречается несколько раз Мк. 9,47-48 Мтф. 5,22 след. Наиболее устойчивая черта ада в Новом завете - огонь Мтф. 13,42 . Огонь - метафора для описания самого бога Яхве - огнь поядающий Втор. 4,24 Евр. 12,29 . Отсюда представление, что по существу нет какого-то особого адского огня, но все тот же огонь и жар бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжет чуждых ему и холодных жителей ада. Такое понимание ада не раз возрождалось мистическими писателями средневековья, а в новое время было воскрешено и переосмыслено Достоевским в Братьях Карамазовых и Ф. Бернаносом в Дневнике сельского кюре. С развитием христианства начинают создаваться чувственно-детализированные картины ада и адских мучений.

Ад рисуется как застенок божественной юстиции, в котором царствует сатана с бесами как место чувственных пыток, применяемых за различные категории грехов по потустороннему уголовному кодексу, по которому карался тот орган, которым человек грешил.

Эти подробности в изобилии содержатся в многочисленных апокрифах и видениях - от раннехристианских Апокалипсиса Петра нач. 2 в. и Апокалипсиса Павла до византийского Апокалипсиса Анастасии 11-12 в западноевропейского Видения Тнугдала сер. 12 в Диалоги Григория Великого, Житие св. Патрика, многих духовных стихов русского фольклора.

Эта традиция уходит корнями в дохристианскую древность позднеиудейские апокрифы Книги Еноха , 2 в. до н.э египетские описания загробного мира. Уже само слово ад легитимированное греческим текстом Библии как передача еврейского шеол образовало мост между христианскими понятиями и языческой мифологией аида. Представление об аде и последующем возмездии или же блаженстве неразрывно связаны а с понятием души и ее бессмертии б с идеей о воскрешении.

В средние века полагали, что любое состояние души до Страшного суда - временное и что муки ада ныне - лишь тень мук, которые наступят после Страшного суда. При этом богословы наталкивались на противоречие, как сказали бы сейчас, клонирования.

Фома Аквинский в Сумме теологии недоумевал над таким вопросом Мы не можем называть воскресением такое положение, когда душа не возвращается в то же самое тело, поскольку воскресение есть второе возникновение И, следовательно, если душа приобретает не то же самое тело, то это будет уже не воскресение, а скорее приобретение нового тела. В последующем, когда библейское положение о единовременном воскресении души и тела претерпело метаморфозы - под влиянием античных представлений, а также восточных идей реинкарнации метемпсихоза, т.е. переселения, путешествия душ, не дожидаясь страшного суда и воскресения, делались попытки свести воедино духовное и материальное, вполне рационально объяснив источник мук или иных чисто материальных, плотских ощущений боли, страдания, гнева, блаженства бестелесной души в материально плотном аду либо, напротив, в раю. В христианской религии душа человека неотделима от тела и потому с телесной смертью никуда не выделяется и не отлетает в ад или рай в ожидании Страшного суда и воскресения.

Она так же мертва, как и плоть, и будет воскрешена одновременно с телом во время Второго Пришествия.

До этого же времени будет пребывать в небытии, мраке и пустоте забвения, то есть в могиле, которой и мыслился первоначально ад гадес. Ничто не будет ей ни видеться, ни слышиться, ни помниться.

Когда человек умирает, то, согласно Библии, выходит дух его, и он возвращается в землю свою в тот день исчезают все помышления его Псалом 145 3,4 . Смерть - это отсутствие жизни.

Библия подчеркивает разницу Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная Римлянам 6 23 . Смерть - это полностью бессознательное состояние, состояние небытия. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают Екк.9 5 . Представление о бессмертной душе, которая остается после смерти и, словно через дверь, ведущую в иную жизнь, отправляется в рай или ад, не исходит из Библии. Наоборот, слово Бога учит, что человек сам является душой, что на самом деле его душа - это он сам со всеми своими физическими и умственными качествами Быт.2 7 Второзаконие 27 25 Притчи 2 10 , а также Душа согрешающая, та умрет Иезекииль 18 4 , и нигде не сказано, что человек имеет бессмертную душу, которая останется после смерти тела. Воскрешенный Иисусом Лазарь ничего не говорил о том, что он был в раю или в аду мучений, что сделал бы, если бы там был мертвый Лазарь был полностью в бессознательном состоянии и остался бы в таковом до воскресения, в последний день, не верни его Иисус к жизни. Все домыслы в концепции христианства насчет путешествий отделившейся неприкаянной души по царству теней до Второго Пришествия или же бесприютного скитальчества в отвергнутом мире, существования в особом тонком многомерном пространстве, иногда влияющем на мир грубо материальный, получение информации о покинутом трехмерном мире и скорбение о нем - неверные трактовки Священного Писания, его смесь с античными идеалистическими идеями бессмертия души Платона, Аристотеля, Пифагора, орфиков, произведенная Оригеном, Августином и Фомой Аквинским, а затем дополненная и уточненная, часто противоречиво, Альбером II, Абеляром, Бонавентурой, Росцелиным, Ансельмом Кентерберийским, Дунс Смитом и др. В книгах Ветхого Завета неоднократно повторяется мысль о том, что со смертью человека все для него кончается он уже не встанет, никто не разбудит его, даже сам Бог не сотворит такого чуда. Человек - прах, и в прах возвратится , Случайно мы рождены и после будем как небывшие дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца.

Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух кн. Премудрости Соломона. То есть смерть, согласно Библии это наказание смерть - противоположность жизни, а не другая форма существования.

Не удивительно, что в Библии нигде нет речи о наказании в аду. Что касается мистической веры евреев в переселение душ, то эта идея, по-видимому, возникла в Индии. В Каббале она впервые появилась в книге Бахир и затем, со времени появления книги Зоар, стала признаваться каббалистами вообще. Впрочем, как утверждал Дэвид Юм, самые решительные сторонники смертности души никогда не отрицали бессмертия ее субстанции. Юм Д. Соч. в 2 т М 1965 Т.2, c.800. Конкретный ад должен представлять из себя долину вблизи Иерусалима Хинном, где будут страдать воскресшие грешники от осознания своего унижения.

Сожжение живьем сыновей жертводателя называлось по-финикийски молх, по-еврейски молех. Языческие палестинцы в древние времена приносили эти жертвы в долине Хинном.

Из еврейского выражения ге Хинном долина Хинном и возникло христианское слово геенна. То есть геенна огненная в эпоху Христа вовсе не ассоциировалось с преисподней огня и серы. Что же подразумевал сам Иисус под выражением геенна огненная ? В Книге пророка Иеремии Иер.7 31 сказано, что, когда евреи, следуя примеру живущих по соседству народов, начали сжигать своих детей в огне, Яхве заявил, что они устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило. Таким образом, если, согласно Библии, мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, то кажется ли разумным, что Иисус стращал неверных огненным адом? Место, в которое люди якобы попадают при смерти, в Ветхом Завете обозначается словом шеол, а в Новом - гадес. Во всех местах, где в Библии встречается слово шеол, оно приводится как противоположность жизни и деятельности, а не в связи с мучениями В могиле шеол нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости Екк.9 10 . Таким образом, шеол и гадес означают не место мучений, а просто общую могилу человечества ср. Пс.138 8 . Как хорошие люди, так и плохие идут в ад, то есть шеол гадес, в ожидании своего воскресения, ибо как сказал апостол Павел, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают Деян.24 15 . Во многих местах Библии слово преисподняя шеол просто является синонимом слова смерть. Но если, согласно Библии, душа не продолжает жить в другой сфере после смерти человека, то какая же есть надежда для умерших? Оказывается, с приходом Мессии все умершие воскреснут во плоти и в мире Дан.12 2 . В эпоху Христа концепция подземного мира была уже детально разработана в различных учениях, однако подземный мир не связывался с местом кары грешников, а служил общим местом нахождения душ умерших.

Если люди первобытного общества в понятие о загробной жизни не вкладывали идеи воздаяния, а загробное существование представлялось как продолжение земной жизни - существовало лишь деление духов на злых души врагов и добрых души умерших родственников, то понятие ада как места избирательного наказания привнесено в христианство значительно позже и в средние века возведено церковью в разряд непререкаемого догмата.

Догмат существования ада был закреплен Тридентским собором 1545-1564 гг В самих Евангелиях Христос об аде не говорит ничего конкретного, это позволяет сделать предположение о том, что он вовсе и не имел в виду традиционное представление ада, а нечто совсем иное. Что же? Геенна в переводе с еврейского означает долина Енном Хинном, которая находилась к югу и востоку от старого Иерусалима и являлась местом идолослужения Молоху - Тофет Нав.15 8 18 16 2 Цар.28 3 33 6 Иер.32 35 . Царь Иосия сделал эту долину непригодной для сжигания живьем детей жертводателя 4 Цар.23 10 геенна была превращена в огромное место для свалки мусора.

Следовательно, в эпоху Христа геенна являлась мусорной свалкой Иерусалима.

Прибавлением серы там поддерживался огонь, чтобы сжигать мусор.

Кроме того, долина Енном была местом, куда бросали трупы преступников и животных, как и всякого рода отбросы.

Однако живых существ туда не бросали.

Таким образом, слово геенна в Новом Завете является символом полного уничтожения.

Слушавшие Иисуса понимали, что те, которые после воскресения якобы попадут в геенну, недостойны вечной жизни в Царстве Христа и будут уничтожены, как мусор.

Согласно пророку Иеремии Иер.7 32, 34 , Иегова сказал, что не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места земля эта будет пустынею. В других местах Ветхого Завета ад уже ассоциируется с царством теней Быт.37 35 Пс.15 10 и др. Иез.31 16-18 32 21, 23-24, 27 Ам.9 2 поэтому в эпоху Христа шеол, по воззрениям фарисеев, представлял собой некоторое подземное царство, где души умерших - праведных и неправедных - ждали воскресения при кончине века Дан.12 2 1 Цар.2 6 ср. Иов.7 9 . Первое упоминание о наказаниях грешников при наступлении конца света, не считая Книги Енноха, мы находим в Откровении Иоанна Отк.14 10-11 21 8 , более подробно эти кары описаны в апокрифическом Апокалипсисе Петра, но везде они имеют не спиритическую, а плотскую трактовку Кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией Отк.14 9 10 . В аду были некоторые, привешенные за язык К ним были приставлены Ангелы-мучители Были еще мужчины и женщины до середины тел в огне черви неустанно пожирали их внутренности Рядом были женщины и мужчины, кусавшие губы А напротив них были снова другие мужчины и женщины, они откусывали себе язык, и роту них был наполнен огнем Апокалипсис Петра, 22-24, 27-29 . Уже в Апокалипсисе, написанном позже Евангелия, более конкретно проскальзывает мысль об аде как месте именно вечных мучений, а не просто смерти, как подразумевалось в Евангелии под озером огненным А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь вовеки веков.

Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них и судим был каждый по делам своим.

И смерть и ад повержены в озеро серное.

Это - смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное Апок. 20 10-15 , хотя эта мысль несколько перебивается настойчиво следующей за упоминанием об аде фразой и это - смерть вторая Апок. 20 14 21 8 , что, по-видимому, отражало существовавшие противоречия в представлениях об аде, идущие от иудейской и античной традиций.

А фраза смерть и ад повержены в озеро серное Апок. 20 14 , предсказывающая уничтожение самого ада, по сути, свидетельствует о том же, иными словами, о невозможности и недопустимости обещанных перед тем вечных мучений, замененных просто смертью. Подробно идея христианского ада была разработана Августином Аврелием Блаженным V в. в трактате О граде божием 410 г а окончательно закреплена в учении Фомы Аквинского XIII в. в Сумме богословия, в 1314 г. на Вьенском соборе принятого в качестве официальной философии католической церкви.

Эволюция представлений первых христиан о потустороннем мире продолжалась все средневековье. Вокруг проблемы смерти и того, что должно наступить потом, вращалась вся христианская средневековая мысль знаменитое Memento mori Помни о смерти было основным мотивом средневековья.

Средневековая смерть, пресловутый скелет с косой, присутствует всюду мистериях, колядах, фольклоре, спорах ученых теологов. Неотлучный спутник смерти - дьявол. Ж.Дюби характеризовал христианство на Западе на рубеже Х и ХI вв. как религию мертвых. В период Высокого средневековья XIII в. необычайно интенсифицируются связи между обоими мирами. По выражению Ж К. Шмитта, выходцы с того света наводняют Запад. Загробный мир занимал в сознании средневекового человека огромное место, на него были в значительной мере ориентированы его мораль и поведение.

Недаром в трактате английского проповедника Джона Бромьярда Сумма проповедников самая большая и подробная статья - смерть А.Я. Гуревич. По представлениям средневековых людей смерть не была полным завершением человеческого существования, связь между мирами ею не прерывается, и умершие обладают способностью общаться с живыми, а живые - с мертвыми. Два мира взаимодействуют и оттого заинтересованы друг в друге.

Свидетельства визионеров и выходцев из загробного мира наводняют средневековую культуру, получив отражение в многочисленных примерах exampla - нравоучительных проповедях, и полны рассказов об аде и его обитателях - дьяволах. Так, согласно их свидетельствам, отсеки потустороннего мира, расположенные вне рая, характеризуются динамизмом и хаотичностью, в них нет покоя. Общение живых с покойниками сулит им ужас и переворачивает всю их жизнь Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников М. Искусство, 1989, c.72-94 Примером этого служит средневековая версия легенды о Дон-Жуане. Наряду с выходцами с того света, то есть душами, расставшимися с телами, и временно умершими и затем реанимированными, существовала категория живых трупов - оболочек без душ зомби и вампиры или же тел, инспирированных дьяволом. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Концепция ада и рая

Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих… И теперь, души умерших святых благочестивых христиан попадают в рай. Но часто… Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Определение понятия Ад

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Топология ада
Топология ада. Христианский ад изображался по типу феодального общества. Богослов Иоанн Вир XVI в. писал, что ад - это государство, возглавляемое дьяволом-императором Вельзевулом, которому п

Представление ада в Православии
Представление ада в Православии. Иначе представляет ад современное православие. По О. Кураеву, ад - это осознанное небытие, где каждый сам творит свой ад. В раннем христианстве ад однозначно отводи

Местонахождение ада
Местонахождение ада. Папа Григорий Великий помещал ад в жерлах вулканов, извержения которых проиcходят от скопления грешников. Богослов Исидор Севельский говорил, что ад расположен внутри го

Рай и воскрешение
Рай и воскрешение. Древнее слово парадис рай, заимствованное евреями у персов и обозначавшее вначале сады царей Ахеменидов, выражало общую грезу очаровательный сад, где блаженная жизнь продолжалась

Представление Рая в Православие
Представление Рая в Православие. Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма Из-под порога храма течет вода н

Концепция рая в Православии
Концепция рая в Православии. Эдемм - место первоначального обитания людей. Расположено на Востоке Бытие 2 8 . Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были безгрешны, бессмертны, но ещё не совершенны - им

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги