рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ - Курсовая Работа, раздел Философия, Теория познания У. Оккама Классификация Видов Познания. Виды Познания В Своей Классификации У. Оккам Де...

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ. Виды познания в своей классификации У. Оккам делит на отчетливое познание и смутное познание, выделяя их как основные.

Отчетливое познание означает любой объект в соответствии с его внутренним устройством. Смутное познание имеет место тогда, когда универсальное постигается как нечто общее, присущее многому [5, с. 45]. Совершенное познание философ определяет, как не связанное с приписыванием предмету ничего, что ему не свойственно [5]. Впоследствии это утверждение ляжет в основу формулировки материалистического взгляда на изучение природы.

По другому основанию У. Оккам различает наглядное и абстрактное познание. Наглядное знание он понимает, как живое созерцание: «Наглядное знание вещи есть такое знание, благодаря которому можно выяснить, существует ли вещь или не существует» [3, с. 31]. Оно относится к настоящему времени и к сфере случайных истин, «только то познается наглядно, что обладает предметным бытием (esse subjectivum) в вещи» [3, с. 38]. Для наглядного познания необходима «сама вещь без какого-либо промежуточного звена (sine omni medio) между ней и самим актом рассмотрения или усвоения» [3, с. 39]. Здесь У. Оккам вступает в полемику с Дунсом Скотом и его последователями, поскольку они допускали то «промежуточное звено», на элиминации которого решительно настаивает Оккам. Согласно Дунсу Скоту, чувственно воспринимаемая форма (species scnsibilis) обладает существованием в промежутке между вещью и разумом.

Впоследствии многие схоласты (неноминалистического направления) трактовали чувственные образы как нечто промежуточное между вещью в себе и человеческим представлением о ней. Используя свою «бритву», У. Оккам удаляет из гносеологии подобного рода «промежуточные» категории.

Таким образом, интуитивное познание необходимо связано с интерпретацией присутствующей вещи, и это утверждение было воспринято учениками У. Оккама. Наглядное знание выступает также в роли одной из причин, порождающих первичное абстрактное знание, которое также порождается разумом и телом в качестве дополнительных «причиняющих» факторов [6, с. 67]. Схема «нижних этажей» знания у Уильяма Оккама трехчленна.

Она состоит из трех последовательно идущих друг за другом элементов: наглядное знание, память в широком смысле, первичное абстрактное знание. Отличие ощущения от абстрактного мышления У. Оккам видит в том, что «ни одно ощущение не воспринимает свой собственный акт» [3, с. 261]. Дух же постигает путем размышления свою собственную деятельность, т. е. приемы рассуждения и акты воления.

Абстрактное не является инструментом, по средствам которого было бы возможным узнать существует ли некая случайная вещь или нет. В дальнейшем Альберт Саксонский, несколько отклоняясь от У. Оккама, более определенно скажет, что абстрактное знание связано с интерпретацией отсутствующей вещи и, таким образом, противопоставит абстрактное знание интуитивному знанию как наглядному. Конечно, У. Оккам давал повод для такой трактовки, когда охарактеризовал как интуитивное познание единичного в чувственном опыте, а термин «интуиция» понимал в смысле непосредственного чувственного познания. 1.3 Проблема возможности познания Рассмотрев психологические аспекты процесса познания, Оккам переходит к проблеме возможности познания, имеющему научный подтекст.

К познанию в эпистемологическом смысле. Особенно его интересует проблема отображения материального бытия в человеческом мышлении.

Позитивную трактовку проблемы он предваряет критическим анализом теории так называемых чувственно-воспринимаемых и умопостигаемых форм (species sensibiles et species intelligibiles), допускаемых в теории познания скотистов и томистов. В учении Дунса Скота чувственно-воспринимаемая форма является промежуточным звеном между предметом и постигающим его (звено) органом. Подобным образом, он допускал понятие умопостигаемой формы как некоего промежуточного звена между разумом и вещью.

Данные понятия понадобились ему для переработки реализма в концептуализм, в связи, с чем он говорит, о том, что определенность (quidditas) как будто просвечивает сквозь единичные предметы и отображается в человеческом мышлении. Схожая точка зрения присутствует так же и Ф. Аквинского: «Благодаря умопостигаемой форме разум становится актуально понимающим, подобно тому, как благодаря чувственно-постигаемой форме начинает активно действовать ощущение» [7, с. 46]. Оккам же отбрасывает чувственно-воспринимаемые формы как излишние, а умопостигаемые формы как невозможные, ибо если даже материя как нечто вещественное не может возбудить нематериальную душу, то, как могут тогда возбудить ее какие-то бестелесные формы.

Таким образом, следует вывод, что У. Оккам выделяет следующие ступени познания: восприятие, память, опыт, понятие, разделяя при этом познание на смутное и отчетливое (живое созерцание) или по иным основаниям абстрактное и наглядное. В процессе познания чувственно-воспринимаемые формы являются лишь препятствием к «чистому» созерцанию, а умопостигаемые, в принципе не имеют места существовать, так как нет ни одного видимого результата действий данных форм. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория познания У. Оккама

Сегодня теория познания существует в самых различных парадигмах. В самых прогрессивных её проявлениях и по сей день, работает «бритва»… Философская концепция У.Оккама исследовалась, как в западной, так и в отечественной философской литературе. Была…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТИПЫ АБСТРАГИРОВАНИЯ
ТИПЫ АБСТРАГИРОВАНИЯ. Инструментом для отвлеченного познания выступает абстракция, и У. Оккам переходит к анализу типов абстрагирования. «Есть абстрагирование, состоящее в рассмотрении одного предм

КРИТИКА ТОМИСТСКОГО И СКОТИСТСКОГО ПОНИМАНИЙ УНИВЕРСАЛИЙ
КРИТИКА ТОМИСТСКОГО И СКОТИСТСКОГО ПОНИМАНИЙ УНИВЕРСАЛИЙ. Наряду с этим У. Оккам критикует томистскую теорию общих понятий (универсалий). Против теории Фомы Аквинского об универсалиях он аргументир

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО. Понятие всеобщего аспекта, т.е. универсалии. Определяется через понятие единичной интенции. Так, как: «всеобщее есть целостная единичная направленность, из самой души вытекаю

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги