рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные философские направления XVII – XVIII вв.

Основные философские направления XVII – XVIII вв. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ   Усиление Материалистических Тенденций В Философии Нового Врем...

 

Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем – дуалистических, пантеистических, обьективно-идеалистических, субьективно-идеалистических.

Мыслители XVII в., ориентированные на материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, а также Дж. Локк) рассматривали материю как вещество, из которого состоят предметы, как сочетание ограниченного числа элементов.

Исходный тезис материализма – понятие «материя» – Ф. Бэкон выводит из учений древних материалистов, призна­вавших происхождение вещей из одного единственного на­чала. Первородная материя есть «материя, обладающая формой и одаренная мно­гими определенными свойствами»; «пер­вобытная материя, первобытная форма и даже первое нача­ло движения связаны неразрывно»; она должна быть «облече­на в известную форму, одарена известными определенными свойствами и устроена так, чтобы всякий вид силы, качества, содержания, действия и естественного движения мог быть ее последствием и ее предупреждением». Бэкон считает, что составными элементами всех материальных тел являются многокачественные простые натуры (так он называл свойства тел: плотность, теплоту и др.), находящиеся в движении. Из сочетания простых натур свойств состоит каждая вещь (сложная субстанция). Познавая простые свойства, можно познать формы, которые Бэкон называл причинами существования материальных тел, их сущностями, то есть законами природы. Он вскрывает противоречивый характер материи, считая, что философия должна представить способ объяснения противоположных свойств природы. Во Вселенной, по Бэкону, «встречается бесчисленное множество вещей про­тивоположных и противоборствующих», которые борются одно с другим, взаимно ослабляют или разрушают друг друга. Бэкон выводит все эти противопо­ложности из одного и того же материального начала, как из одного источника. Материя складывается и развертывается в пространстве между опре­деленными предметами без посредничества пустоты: «в мире нет и не мо­жет быть места, не занятого веществом по причине беско­нечности материи и пространства». Из бесконечности пространства и материи Бэкон выво­дит, как следствие, многочисленность миров. В материальной основе всего сущего Бэкон видит многообразие действующих в при­роде сил (ему присуще динамическое понима­ние материи, а не чисто механическое). Природа изначально наделена у него богатством жи­вых сил, форм, красок. Движение Бэкон трактует как изменение, но само понятие изменения он толкует механистически. Однако «динамический» взгляд на материю – только тенденция мысли Бэкона, а не последователь­но разработанное учение.

Т. Гоббс систематизировал философию Бэкона, придавая метафизическому матери­ализму XVII в. классическую механистическую форму. Его материализм проявляется и в критическом анали­зе онтологического доказательства бытия Божия. Он признавал материальность мира, первичность материи и вторичность сознания, считая, что материя вечна, а отдельные тела возникают и ис­чезают, но он отрицал существование первоматерии. По его мне­нию, реально существуют лишь конкретные вещи. Все материальные тела обладают протяжением, фор­мой и имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Яв­ляясь механистическим материалистом, он давал материи чис­то количественную характеристику (протяжение, форма, объем). Движение материи признавал, но только механичес­кое, то есть перемещение тел в пространстве. Сущностью материи он считал про­тяженность. Пространство представляет собой место, заня­тое тем или иным телом. Истинное пространство сплошь занято телами, чистой протяженности нет. Он критиковал по­ложение Ньютона о пространстве как вместилище тел, но ут­верждал, что время существует не объективно, а только в разуме и памяти человека. Пространство – это лишь представление человека: «мнимое про­странство» – явление сознания. Время тоже существует только в сознании. Природу Гоббс рассматривал как совокупность протяжен­ных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Ничего бестелесного не существу­ет. Бестелесная субстанция такое же противоречие, как бесте­лесное тело. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Материя – субъект всех изменений. Все тела, как и присущие им качества, а также изменения, происходящие в телах, образуются движением материальных элементов. Высшие формы движения материи он сводил к простейшей механической форме.

Особые представления о материальных предметах и их свойствах – «первичных и вторичных качествах» – были разработаны Дж. Локком. Как первичные, так и вторичные качества относятся к идеям, полученным на основе внешнего опыта. Идея первичных качеств возни­кает благодаря воздействию на наши органы чувств свойств, принадлежащих объектам внешнего мира. Локк причисляет к ним пространственные свойства, массу, движение и т.д., считая их объективно существующими. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не свойствами вещей, а результатом человеческих восприятий. Возникновение вторичных качеств в определяющей степени связано со спецификой наших органов чувств, – восприятие запаха, цвета, вкуса и т.д. Эти свойства являются тем, что существуют и зависят от деятельности наших органов чувств и образуются в нашем со­знании на основе различных сочетаний первоначальных ка­честв.

В XIII в. (Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.О. де Ламетри и др.) представления о материи усложнились. Конкретные вещи рассматривались как проявления единой, вечной, несотворенной материи, обладающей внутренней активностью. Была обоснована диалектическая идея взаимосвязи материи и движения, в соответствии с которой мир находится в состоянии постоянного изменения; признавалось развитие (трансформация) природы. Материалистические установки в XVII-XVIII вв. не распространялись на понимание общественной жизни; утверждалось, что ход истории определяется решениями людей, руководящих своим разумом.

В дуалистическую концепцию Р. Декарта вводилось представление о двух равнозначных и не зависимых друг от друга основах бытия субстанциях – телесной (протяженной) и духовной (мыслящей). Субстанция – это основа всего существующего (первоначало мира), которая проявляется в самых разнообразных вещах и явлениях. По определению Декарта, субстанция — это вещь, которая не нуждается для своего бытия ни в каких иных основаниях, кроме себя самой. Под это определение подпа­дает только Бог. Но он находится за природной сферой, где выделяются вещи, нуждающиеся в участии только Бога (это и есть субстанции в природе), и вещи, нуждающиеся в участии иных божественных творений (это атрибуты и качества). В природном мире, согласно Декарту, есть две cубстанции: духовная (substantia cogitas) и материальная (substantia extensa). Первая неделима, ее основной атрибут – мышление. Модусы мышления – воображе­ние, чувство и желание. Вторая – делима до бесконечности, а её основной атрибут – протяженность. Модусы про­тяженности – фигура, положение, движение. Эти субстанции не­зависимы друг от друга (дуализм). Согласовываются они между собой Богом. Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Её законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует ду­ши, способные мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи (идею Бога, постулат «из ничего не происходит ничего», идею чисел и др.).

Пантеизм в философии Нового времени представлен учением Б. Спинозы. Он считал, что основой мира является единая субстанция. Субстанция есть то, что является причиной самой себя. Она не сотворена никем, но непрерывно творит новое из себя самой. Природа слита с Богом, поэтому её можно назвать Богом. Отождествление Бога с природой – это пантеистический монизм. Первоначало одно, но у Спинозы это не божественная Личность в ее теологическом средневековом понимании, а безличная духов­ная сущность, выступающая причиной всего бытия. Единая субстанция имеет два важнейших атрибута – мышле­ние и протяженность. Сотворённые природой единичные вещи и модификации атрибутов природы Спиноза называет модусами (видо­изменения) субстанции, которыми являются все протяженные предметы и мысля­щие существа. Человек – часть природы, а значит один из её модусов. Душа человека – проявление (модус) атрибута мышления, а его тело проявление (модус) атрибута протяжённости. Как модусы атрибутов единой субстанции, душа и тело едины, это единство делает возможным познание. Модусы мышления согласованы с модусами протя­женности и зависят от божественной субстанции. Движение же не является атрибутом субстанции, она может находиться в состоянии движения или же абсолютного покоя. Всё в мире подчинено высшей необходимости, ничего случайного не сущест­вует (механистический детерминизм). Причем детерми­низм он распространяет не только на природу, но и на сферу че­ловеческих поступков, вызываемых аффектами (чувствами). Человек, будучи модусом природы, подчинён необходимости. Но, обладая душой как модусом мышления, он может познать природу, понять необходимость и следовать ей, подчиняя свои страсти и стремления законам природы. Сво­бода, по мнению философа, есть осознанная необходимость, единство воли и разума.

Согласно объективно-идеалистическомуучению Г.В. Лейбница, в основе мира лежат не одна и не две, а множество субстанций («монад» – от греч. «единое», «единица») – нематериальных, непространственных и неизменных. Монада – нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Она неделима, не обладает протяженностью, активна. Активность её состо­ит в восприятии и стремлении. Чувствами монады не восприни­маются, только разумом. Мир монад – это мир истинно сущего (умопостигаемый мир). Наряду с умопостигаемым миром монад, существует чувственный, феноменальный мир, как чувственное выражение мира монад. Свойства монад: 1. Монада – простая неделимая субстанция. 2. Монад субстанций бесконечное множество, они бывают разного вида: «голые монады» образуют неорганическую природу, монады животных обладают ощущением, монады человека (души) обладают сознанием и памятью, высшая монада – Бог. 3. Монады имеют духовный характер, они активны и обладают четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием и представлением. 4. Каждая монада индивидуальна и представляет весь мир в себе. Она не зависит от других монад. Монады абсолютно замкнуты (по выражению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло выйти туда и оттуда войти»). Монады находятся во взаимной гармонии, которая преодолевает их изолированность. Лейбниц разрабатывал диалектические идеи: благодаря активности субстанций мир постоянно изменяется и развивается. Тела, которые образованы из монад, доступны чувственному восприятию. В монадах вследствие их активности происходит постоянная смена внутренних состояний.Это ведет к их развитию. Лейбниц, таким образом, обращается к диалектике. Развитие, согласно его взглядам, целесообразно, то есть направлено к предустановленной свыше гармонии. Он выделяет два различных типа причин развития: «действующие» – они порождают преобразования в соединениях монад (телах); и «целевые», или «фи­нальные» – это внутренние причины развития отдельных монад. Следовательно, всё в природе предстает наполненным активностью и жизнью. Всё движется и развивается. Монады не погибают, а, по­степенно видоизменяясь, образуют в своём непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы – растения – животные – человек. Высшая ступень на этой лестнице эволюции жизни – Бог.

В XVIII в. формируются и субъективно-идеалистические концепции. Так, Дж. Беркли, опираясь на идеи Локка и одновременно критикуя их, утверждал, что первичных качеств вещей не существует, все качества вторичны, то есть являются результатом человеческого восприятия. Из этого следовало: реально только то, что воспринимается человеком с помощью органов чувств. Следовательно, быть – означает быть воспринимаемым. Иными словами, мир есть совокупность человеческих ощущений. В реальности же вещей, не воспринимаемых с помощью зрения, слуха и т.п., человек не может быть уверен. К числу таких невоспринимаемых явлений, по Беркли, относится и материя как таковая. А это значит, что она не существует. С точки зрения Беркли, данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости отказаться от материализма и обратиться к религии, вере в Бога.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИИТ... Кафедра философии и культурологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные философские направления XVII – XVIII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Философия – одна их древнейших областей человеческого знания. Время, условия и причины зарождения философии во многом остаются неясными. Первые философские учения появляются в VII-VI вв. до н. э. п

Предмет философии и ее основные проблемы
  В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволю­ция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три ос­новных подхода к определению предмета филосо

Основные концепции происхождения философии
Существуют разногласия в определении времени зарождения философии. что связано с пониманием критериев отличия философского мировоззрения от мифов и религии. Эти виды мировоззрения часто образуют сл

Структура философского знания
Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру фил

Философия как исторический процесс
Историко-философский процесс включает в себя: – философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений; – философские школы – совокупность философс

Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи
В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами. Философский метод – это система наиболее общ

Философия в системе научного знания
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безого­ворочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом фи­лософии является всеобщее, поэто

Роль философии в развитии современного научного знания
  Роль философии в развитии современного общества возрастает, что связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного зна­ния. В XX веке мировая науч

Периодизация и источники индийской философии
  Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская фило

Своеобразие философии Древней Индии
Основные понятия. В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы (Бог – творец): выдох (бытие) сменяется вдохом (

Древнеиндийские философские школы
  Своеобразие способов существования философских направ­лений и школ (даршан – видений), определя­ется, прежде всего, близостью форм философской и религиоз­ной деятельно

Характерные черты китайского мировосприятия, периодизация, и основные источники древнекитайской философии
Китайское мировосприятиехарактеризуется следующими основополагающими чертами. Китай (страна Поднебесная) – со всех сторон ограничен морем и горами и только с севера не было преград.

Расцвет философии (эпоха Чжань-го – «борющихся царств», V-III вв. до н.э.) – эпоха «ста школ».
Источники.Основанием китайской философии является древняя предфилософская литература – «Пятикнижие»: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». К «П

Особенности китайской философской мысли
Основные черты китайской философии: - традиционализм, который проявляется в форме ритуала как религиозного, так и светского; - сосуществование множества различных школ;

Основные школы древнекитайской философии
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфи­лософская, 2) конфуцианство, 3) моизм, 4) номинализм, 5) легизм, 6) даосизм. Позднее появи

Периодизация и особенности античной философии
  Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. пос

Первые философские системы: Платон и Аристотель.
Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон(427-347 гг. до н.э.), создавший целостную и последовательную философскую систему объективного идеализма и ставший родона

Специфические особенности и периодизация европейской средневековой философии
  Понятие «средневековье», впервые употребляют гуманисты во второй половине XV века. Им принято именовать период исторического развития Западн

Арабской средневековой философии
Арабская философия возникает значительно позже индийской, китайской и греческой и связана с формированием новой монотеистической религии – ислама. Основатель ислама – пророк Мухаммед (VI-V

Эпохи Возрождения
К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая

Эпохи Возрождения
Онтология.Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс ученый и кардинал Николай Кузанский, который, опираясь на Платона и неоплатоников, в каче­стве исходного пункта своей

И особенности их решения
Антропология. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». И в ф

Особенности и периодизация философии Нового времени
  XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время — это эпоха, которая охватыва

И поиски метода научного познания
  Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания природы и мира с целью усовершенствования человеческой жизни. Они придавали перво

Человек и общество в философии XVII-XVIII вв.
  В Новое время произошли существенные изменения в философском понимании человека. Ориентация на изучение природы, преклонение перед наукой обусловили следующее: – во-первых,

Основные периоды творчества Канта
  Периоды Общефилософские установки   Основные проблемы   Докритичес- кий период – мир познава

Особенности и периодизация русской философии
Русская философия, то есть мировоззренческие идеи и концепции, выдвигавшиеся оте­чественными мыслителями, – неотъемлемый элемент мировой культуры. Она органично вплетена во всеобщий историко-филосо

Основные течения отечественной философской мысли
Славянофильство и западничество.Существенное значение для оформления позиций славянофильства и западничества имело творчества П.Я. Чаадаева. Он считал, что мировая история предопределена свы

Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева
  Аспекты всеединства Содержание всеединства онтологический всеединство реальное – Абсолют (Бог), Всеединство в стан

Причины и условия возникновения философии марксизма
  Карл Генрих Маркс (1818-1883) разработал диалектико-материалистичес-кую концепцию природы и общества, экономическую социально-политичес-кую теорию, вошедшую в историю интеллектуальн

Периодизация марксистской философии
В философии марксизма можно выделить следующие периоды. 1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этап

Основные идеи философии марксизма
Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма сущест­вования) ми

Основные черты современной западной философии
Философские концепции конца XIX – начала XX века открывают новый период развития философии, который характеризуется отходом от классического рационального типа философствования, утвердившийся в фил

Философский позитивизм
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) широко распространенное течение западной философии, охватывающее, прежде всего, круги научно-технической интеллигенции, объявляющее единственным источ

Прагматизм
Прагматизм (греч. pragma – практика) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., своей задачей считающее помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь

Философия жизни
В 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как проявление некой первоначальной реаль

Фрейдизм и неофрейдизм
ВXX в. иррационализм вырождается в мифотворчество, которое пытается уничтожить хаос и привести все в систему. Фрейдизм – это форма мифологии, которая из формы лечения заболевания превращается в фил

Феноменология
Феноменология (греч. phainomenon и logos – учение о феноменах) – философская концепция, которая, продолжая традиции классической философии при рассмотрении познавательных возможностей человека, ста

Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. Existentia – существование), или философия существования – одно из главных направлений XX столетия, охватившее художественную интеллигенцию. Его предшественниками счита

Герменевтика
Герменевтика (греч. hermenevtikos – истолковывающий, разъясняющий) – теория и искусство истолкования текстов, знаков, смыслов слов. Термин происходит от древнегреческого мифологического персонажа –

Структурализм
Особенностью постмодернистских концепций конца XX века является появление нового жанра – «дискурсов», которые представляют собой критический анализ различных явлений, отказ от логически строгих тео

Неотомизм и религиозные школы
  Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной филос

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира
  Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой

Основные этапы формирования понятия материи
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о матер

Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия
  Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые о

Понятие развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика высту­пает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Разви­тие не следует понимать как ра

Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика)   В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод нахо­диться в тесной связи с теорией. Теория

Законы диалектики
Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное мн

Категории диалектики
  Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разра­ботал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой сис­тему понят

Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии
  Термин «синергетика» (от греч. «синергос» – совместно действующий) означает совместные усилия ученых разных об­ластей знании в поиске новой парадигмы познания явлений при­род

Понятие сознания и его сущность
Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его приро

Происхождение сознания
Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы. 1

Структура сознания и его функции
Сознание есть результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельно­сти, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «суще

Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология (греч. gnosis знание и logos – учение) – раздел философии, который изучает природу, сущность, пути и возможности познания, всеобщие характеристики познавательной деятельности человека,

Проблема истины в философии
  Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.

Рациональное и внерациональное познание
Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины? Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный. Чувственное познание

Факторы развития научного знания
  Большое внимание в философии XX века уделяется анализу роста научного знания. Особое значение в этом плане имеют концепции, предложенные представителями постпозитивизма.

Философские модели исследования человека
В зависимости от того, какие качества как сущностные в человеке, рассматривали философские направления, различают следующие модели. В основе каждой модели объяснения человека лежит определённое дом

Проблема личности в современной философии
Понятие «личность» (от древнерусского «личина»-маска) аналогично понятию «персона», от латинского «персона-маска». В философии XX века сложились достаточно разнообразные оценки личности. К

Свобода и ответственность личности
  Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в фи­лософии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения. 1. Фата

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни в философии получала неоднозначные решения. Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования. Например, А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом

Ценность как способ духовного освоения человеком мира
Ценности– это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Изучение ценностей, изучает аксиология (от греч. учение

Нравственные ценности и формирование личности
К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориен

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эс­тетической деятельности и воплощающееся в ее результатах. Эстетическое сознание включает в себя:

Религиозные ценности и свобода совести
Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ. Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, н

Природа и общество
Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы. Природа – это всё существующее в беск

Общество как предмет философского анализа
Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основ

Структурные подсистемы общества
Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-про­изводственная, социальная, организационная, духовная. На основе этих видов деятельности формируются основные подс

Основные подходы к интерпретации общественного развития
В философии разрабатываются разнообразные модели общественного развития. В их рамках предлагаются неоднозначные ответы на вопросы о том, является ли мировая история единым процессом (то есть

Современная цивилизация. Будущее человечества
Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:

Понятие общественного прогресса
  По поводу возможного будущего человечества в совре­менной, науке существуют различные точки зрении. Одни ученые говорят, что человеческое общество движется по пути прогресса и в дал

Основные глобальные проблемы современности
Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выра­жается также в крайне отрицательном во

Пути выхода из кризиса
Несмотря на всю остроту глобальных проблем современ­ного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что ка­ким-то непостижимым образом человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги