рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рациональное и внерациональное познание

Рациональное и внерациональное познание - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Каким Же Образом Осуществляется Процесс Познания Мира, Процесс Получения Исти...

Каким же образом осуществляется процесс познания мира, процесс получения истины?

Принято выделять два уровня познания – чувственный и рациональный.

Чувственное познание – это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания.

а) Ощущение – отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха).

б) Восприятие отражение целостного объекта (например, яблока).

в) Представление – воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом: непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например – кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе, как она выглядит; вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).

Но может ли человек в едином акте восприятия отобразить вещь во всем многообразии ее связей и закономерностей? Это невозможно, хотя бы потому, что не все эти связи – явные. Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.

На основе представления у человека может возникнуть способность создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире (воображение), которое является основой творчества.

Рациональное познание (абстрактное мышление) – это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления, это способность человеческого сознания выделять отдельные стороны, признаки предмета и соединять их в особые сочетания с целью получения нового знания.

При помощи абстрактного мышления взаимодействие с предметом осуществляется без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом: в процессе мыслительного акта объективно существующий предмет замещается идеальным образом, или символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Отсюда основное различие между чувственным и рациональным познанием – способность выразить предмет в слове (т.е. вербализовано или выражено в языке). Основой рационального познания являются процессы обобщения и абстрагирования. Обобщение – процесс мысленного соединения существенных свойств объекта в целях получения более общего знания о нем. Абстрагирование (лат. – abstractio – отвлечение) – процесс мысленного отвлечения от ряда несущественных для данного момента свойств и отношений познаваемого явления. Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.

Существуют три формы рационального познания.

а) Понятие – фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки).

б) Суждение – утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море).

в) Умозаключение – логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это – дом, следовательно, у него есть крыша). На основе умозаключений строится доказательство – т.е. логическая процедура, в процессе которой обосновывается истинность определённого суждения (обратная процедура, где обосновывается ложность определённого суждения называется опровержение).

В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рацио­нального в познании обсуждался очень широко, что получило отражение в формировании особых подходов – сенсуализма и рационализма. В настоящее время считается, что чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с по­знаваемыми объектами, поэтому:

– чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

– рациональное мышление позволяет абстрагироваться, отвле-чься от конкретных особенностей вещей, проникнуть в их суть, открыть законы;

– благодаря этому чувственные восприятия переосмысливаются на основе рациональных знаний. (Например, человек наблюдает восход Солнца, то есть видит, как оно поднимается из-за горизонта, движется по небу над Землей; между тем он знает, что на самом деле Земля движется вокруг Солнца).

Таким образом, чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе не­разрывно взаимосвязаны.

Наряду с рациональными существенное значение в познании имеют внерациональные факторы:

а) бессознательное содержание психики. Оно может оказывать влияние на познавательные предпочтения и предубеждения, интересы и склонности;

б) неявное личностное знание (то есть неосознаваемые субъектом представления о про­странственной организации реальности – «схема мира», умение пользоваться родным языком и т.п.). Такое знание имеет существенное значение для постановки познавательных задач, выбор способов их решения, оформления и восприятия новых сведений.

в) Вера (то, что не требует доказательств). Человек всегда стремится рационально обосновать имеющиеся знания. Верит же он в то, что принимает без доказательств. Поскольку люди накапливают знания всю свою жизнь, опираясь при этом на достижения предшествующей культуры, оказывается, что значительная часть имеющихся сведений принимается именно на веру. Вера бывает религиозная и нерелигиозная. Если человек верит в утверждения, являющиеся ошибочными, его представления вступают в противоречие с новыми данными, гипотезами, открытиями. В таком случае оказывается, что вера затрудняет, замедляет процесс познания. С другой стороны, вера может способствовать познавательной деятельности (например, ученый должен верить, что проблема, над которой он работает, может быть решена). Вера – субъективная уверенность в правильности догадки, гипотезы – обусловливает настойчивость субъекта в ее обосновании, доказательстве.

г) Интуиция (от лат. intuere — пристально, внимательно смотреть), под которой понимают возможность познания объекта как бы непосредственно, без логических рассуждений. Она имеет особое значение в ситуациях, когда информация неполна и про­тиворечива. В результате интуитивной догадки человек внезапно, сразу усматривает целостное решение проблемы, не имея пока его логического доказательства. Однако неожиданность интуитивной догадки – лишь кажущаяся: успешность ее предполагает хорошее знание предмета, длительное размышление о нем. Интуитивное познание играет существенную роль в творческой деятельности.

Если познание – это воспроизведение в сознании связей и отношений объективно су­ществующей реальности, то творчество – это создание чего-то принципиально нового, это открытия, выводящие человека далеко за пределы наличных знаний. Выделяют различные виды творчества: научное, художественное, техническое и др.

Результаты познавательной деятельности фиксируется, прежде всего, в языковой (вер­бальной) форме. Вместе с тем возможно и неязыковые (невербальные) формы выражения результатов мышления: художественный образ, жест и т.п.

Различают естественные и искусственные языки. Естественные языки формируются са­мопроизвольно в ходе развития человечества (русский, французский, китайский и др.). Искусственные языки создаются людьми для определенных целей (азбука Морзе, математические символы, языки программирования и др.). Основные функции языка: познавательная (средство развития познания) и коммуникативная (средство общения).

Язык – это система знаков, имеющих значение и смыслы. Знак – это и есть слово, за­меняющее и представляющее объект. Значение знака – содержание, закрепившееся за ним. Смысл знака – то значение, которое он приобретает в данной ситуации и при данных условиях. Например, слово «дождь» само по себе является знаком, представляющим определенное явление. Его значение – осадки, выпадающие с неба. Смыслы этого знака различны: моросящий дождик, ливень и т.п. Кроме того, смысл может быть связан с эмоциональным отношением человека к происходящему. Так, в зависимости от ситуации слово «дождь» может выражать радость, огорчение или безразличие. Перевод знаний в языковую форму придает результатам мышления общечеловеческий, межличностный харак­тер.

Философский анализ таких знаний, их функций и особенностей восприятия субъектом обусловил постановку вопроса о соотношении объяснения и понимания.

Объяснение это логическое, рациональное выявление причин и закономерностей воз­никновения, функционирования и развития изучаемого объекта. Оно позволяет дать прогноз дальнейших изменений такого объекта. Объяснение однозначно: если выявленные закономерности проверены и подтверждены, то на данном этапе развития познания предложенное объяснение является единственным.

Понимание – это выявление тех смыслов, которые вложены в устную речь, письменный текст, материальный памятник культуры (в картину, архитектурное сооружение) их авторами и создателями. Понимание тесно связано с интерпретацией. Поскольку же языковые знаки имеют много смыслов, понимание многозначно: возможны различные способы понимания одного и того же текста.

Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении – герменевтике (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на

а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее;

б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора. Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста. Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания.

Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии пост­модернизма, сложившейся во второй половине XX века (Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний, фактически невозможны. Любое, даже естественнонаучное, знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом». В итоге, сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.

 

Специфика научного познания (эпистимология)

Эпистемология (греч. episteme – знание) – теория научного познания, изучающая его сущность, структуру и закономерности функционирования. Термин введён в середине XIX в. шотландским философом Дж.Ф. Ферье, разделившим философию на онтологию и эпистемологию.

Знание – результат мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Принято выделять на научные и вненаучные знания.

Если научные знания опираются на знание объективных законов природы, общества и мышления, то вненаучные знания складываются на основе производственного (так называемого, «житейского») опыта.

В научном знании выделяются: естественнонаучное, социально-гуманитарное и техническое знание. Вненаучное знание делится (с известной долей условности) на заблуждения, связанные с исследованиями людей, которые убеждены, что создают подлинную науку и практику (антинауку, «альтернативную науку»), куда входят детрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Особенностями научного знания является то, что оно:

1) отражает существенные свойства и объективные законы изучаемой реальности; вследствие этого обладает объяснительной и предсказательной функциями; имеет концептуальный, систематизированный характер, обладает развитым понятийным аппаратом;

2) является точным, обоснованным, доказанным;

3) формируется в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов.

Наличие таких характеристик является критерием научности знания.

В структуре научного сознания выделяют две философско-методологические категории – «эмпирическое» и «теоретическое» как основные формы познавательного процесса и его уровни, которые раз­личаются по методам познавательной деятельности и по формам получаемого знания.

Эмпирическое исследование – непосредственно направлено на объект и основано на результатах наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование – направлено на развитие понятийного аппарата науки и связано с совершенствованием познания объективной реальности и её закономерностей. Оба вида исследований органически взаимосвязаны и представляют собой целостную структуру научного познания: эмпирическое – способствует развитию теоретического познания, поставляя новые экспериментальные данные для его обобщения, а теоретические исследования открывают новые перспективы для эмпирических исследований на основе объяснения фактов и экспериментальных данных.

 

Эмпирическое познание имеет свои методы и формы.

 

Методы эмпирического познания Формы эмпирического знания
Наблюдение Измерение Эксперимент Эмпирический факт Эмпирический закон

 

Наблюдение – это организованное, систематическое восприятие изучаемых объектов с целью решения определенных научных задач.

Измерение предполагает использование специальных измерительных приборов, что по­зволяет повысить точность познания.

Эксперимент характеризуется вмешательством в течение изучаемых процессов, исполь­зование разнообразных приборов. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях.

Эмпирический факт – это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности.

Эмпирический закон представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого процесса.

Теоретическое познание также имеет свои методы и формы.

 

Методы теоретического познания Формы теоретического познания
абстрагирование идеализация формализация математическое моделиро- вание гипотеза теория

 

Абстрагирование выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

Идеализация предполагает мысленное конструирование объекта таким образом, чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном виде (например, в физике идеализированными объектами являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.).

Формализация – это перевод получаемых знаний на язык знаков, математических формул.

Математическое моделирование означает создание особой знаковой структуры, мате­матической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

Гипотеза – это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории.

Теорияпредставляет собой систему знаний, отражающих существенные, закономерные, необходимые, внутренние связи определенной области реальности. В структуру теории включаются понятия, принципы, теоретические законы.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании тесно взаимосвязаны. При планировании эксперимента и интерпретации полученных результатов ученый опирается на определенные теоретические предпосылки. Эксперимент может подтвердить выдвинутую теоретическую гипотезу или же, напротив, опровергнуть ее. Это вызывает, с одной стороны, необходимость постановки новых экспериментов, а с другой – способствует развитию теоретического знания.

Существенную роль в научном познании играет также «предпосылочное знание» – картина мира, стиль мышления ученых, идеалы и нормы научности, мировоззренческие установки.

Если творчество можно определить как деятельность людей, направленную на создание нового, то научное творчество – как создание нового знания.

В структуре научного творческого процесса можно выделить следующие этапы:

1) обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; 2) сбор информации и выбор методологии исследования; 3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи; 4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления; 5) оформление полученных данных в логически стройную систему.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ МИИТ... Кафедра философии и культурологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рациональное и внерациональное познание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие философии
Философия – одна их древнейших областей человеческого знания. Время, условия и причины зарождения философии во многом остаются неясными. Первые философские учения появляются в VII-VI вв. до н. э. п

Предмет философии и ее основные проблемы
  В тесной связи с изменением понятия философии находилась и эволю­ция представлений о ее предмете. В истории философии имели место три ос­новных подхода к определению предмета филосо

Основные концепции происхождения философии
Существуют разногласия в определении времени зарождения философии. что связано с пониманием критериев отличия философского мировоззрения от мифов и религии. Эти виды мировоззрения часто образуют сл

Структура философского знания
Вырабатывая обобщенную систему представлений о мире в целом, философия не может обойти вопроса о месте человека в нем, а значит и вопроса об отношении человека к миру. Отношение человека к миру фил

Философия как исторический процесс
Историко-философский процесс включает в себя: – философское учение – систему определённых, логически связанных друг с другом воззрений; – философские школы – совокупность философс

Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи
В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами. Философский метод – это система наиболее общ

Философия в системе научного знания
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя безого­ворочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук. Предметом фи­лософии является всеобщее, поэто

Роль философии в развитии современного научного знания
  Роль философии в развитии современного общества возрастает, что связано, прежде всего, с быстрым ростом научной информации и дифференциацией научного зна­ния. В XX веке мировая науч

Периодизация и источники индийской философии
  Зачатки философского знания появляются в Древней Индии еще в середине I тыс. до н.э., когда формируется государство и происходит социальное расслоение общества. Древнеиндийская фило

Своеобразие философии Древней Индии
Основные понятия. В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы (Бог – творец): выдох (бытие) сменяется вдохом (

Древнеиндийские философские школы
  Своеобразие способов существования философских направ­лений и школ (даршан – видений), определя­ется, прежде всего, близостью форм философской и религиоз­ной деятельно

Характерные черты китайского мировосприятия, периодизация, и основные источники древнекитайской философии
Китайское мировосприятиехарактеризуется следующими основополагающими чертами. Китай (страна Поднебесная) – со всех сторон ограничен морем и горами и только с севера не было преград.

Расцвет философии (эпоха Чжань-го – «борющихся царств», V-III вв. до н.э.) – эпоха «ста школ».
Источники.Основанием китайской философии является древняя предфилософская литература – «Пятикнижие»: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», «Летопись». К «П

Особенности китайской философской мысли
Основные черты китайской философии: - традиционализм, который проявляется в форме ритуала как религиозного, так и светского; - сосуществование множества различных школ;

Основные школы древнекитайской философии
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфи­лософская, 2) конфуцианство, 3) моизм, 4) номинализм, 5) легизм, 6) даосизм. Позднее появи

Периодизация и особенности античной философии
  Античная философия – это совокупность философских учений, существующих в древней Греции и Древнем Риме с VII в. до н.э. по VI в. н.э. до закрытия императором Юстинианом в 532 г. пос

Первые философские системы: Платон и Аристотель.
Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон(427-347 гг. до н.э.), создавший целостную и последовательную философскую систему объективного идеализма и ставший родона

Специфические особенности и периодизация европейской средневековой философии
  Понятие «средневековье», впервые употребляют гуманисты во второй половине XV века. Им принято именовать период исторического развития Западн

Арабской средневековой философии
Арабская философия возникает значительно позже индийской, китайской и греческой и связана с формированием новой монотеистической религии – ислама. Основатель ислама – пророк Мухаммед (VI-V

Эпохи Возрождения
К XV веку средние века себя исторически исчерпали. В недрах средневековья зарождались иные, капиталистические, отношения, складывались национальные государства. На смену отживающей эпохе шла новая

Эпохи Возрождения
Онтология.Большой вклад в развитие диалектического понимания бытия внёс ученый и кардинал Николай Кузанский, который, опираясь на Платона и неоплатоников, в каче­стве исходного пункта своей

И особенности их решения
Антропология. Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, «разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное». И в ф

Особенности и периодизация философии Нового времени
  XVII век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, называемой «философией Нового времени». Новое время — это эпоха, которая охватыва

Основные философские направления XVII – XVIII вв.
  Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем – дуалистических, п

И поиски метода научного познания
  Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания природы и мира с целью усовершенствования человеческой жизни. Они придавали перво

Человек и общество в философии XVII-XVIII вв.
  В Новое время произошли существенные изменения в философском понимании человека. Ориентация на изучение природы, преклонение перед наукой обусловили следующее: – во-первых,

Основные периоды творчества Канта
  Периоды Общефилософские установки   Основные проблемы   Докритичес- кий период – мир познава

Особенности и периодизация русской философии
Русская философия, то есть мировоззренческие идеи и концепции, выдвигавшиеся оте­чественными мыслителями, – неотъемлемый элемент мировой культуры. Она органично вплетена во всеобщий историко-филосо

Основные течения отечественной философской мысли
Славянофильство и западничество.Существенное значение для оформления позиций славянофильства и западничества имело творчества П.Я. Чаадаева. Он считал, что мировая история предопределена свы

Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева
  Аспекты всеединства Содержание всеединства онтологический всеединство реальное – Абсолют (Бог), Всеединство в стан

Причины и условия возникновения философии марксизма
  Карл Генрих Маркс (1818-1883) разработал диалектико-материалистичес-кую концепцию природы и общества, экономическую социально-политичес-кую теорию, вошедшую в историю интеллектуальн

Периодизация марксистской философии
В философии марксизма можно выделить следующие периоды. 1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этап

Основные идеи философии марксизма
Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма сущест­вования) ми

Основные черты современной западной философии
Философские концепции конца XIX – начала XX века открывают новый период развития философии, который характеризуется отходом от классического рационального типа философствования, утвердившийся в фил

Философский позитивизм
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) широко распространенное течение западной философии, охватывающее, прежде всего, круги научно-технической интеллигенции, объявляющее единственным источ

Прагматизм
Прагматизм (греч. pragma – практика) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., своей задачей считающее помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь

Философия жизни
В 60-70 гг. XIX в. в Германии, Франции и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как проявление некой первоначальной реаль

Фрейдизм и неофрейдизм
ВXX в. иррационализм вырождается в мифотворчество, которое пытается уничтожить хаос и привести все в систему. Фрейдизм – это форма мифологии, которая из формы лечения заболевания превращается в фил

Феноменология
Феноменология (греч. phainomenon и logos – учение о феноменах) – философская концепция, которая, продолжая традиции классической философии при рассмотрении познавательных возможностей человека, ста

Экзистенциализм
Экзистенциализм (лат. Existentia – существование), или философия существования – одно из главных направлений XX столетия, охватившее художественную интеллигенцию. Его предшественниками счита

Герменевтика
Герменевтика (греч. hermenevtikos – истолковывающий, разъясняющий) – теория и искусство истолкования текстов, знаков, смыслов слов. Термин происходит от древнегреческого мифологического персонажа –

Структурализм
Особенностью постмодернистских концепций конца XX века является появление нового жанра – «дискурсов», которые представляют собой критический анализ различных явлений, отказ от логически строгих тео

Неотомизм и религиозные школы
  Неотомизм – главное направление неосхоластики, основанное на учении Фомы Аквинского (Фома во французском языке – Тома, а в лат. Thomas), наиболее совершенное выражение «вечной филос

Понятие о картине мира. Обыденная, религиозная, научная и философская картины мира
  Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающей сущность мира, всеобщие свойства, отношения и законы бытия. Онтология является фундаментом лю­бой достаточно развитой

Основные этапы формирования понятия материи
Конкретизация понятия бытие осуществляется при помощи понятия «материя». Материя – центральная категория материалистического миропонимания. Сама философия возникает и развивается как учение о матер

Движение, пространство, время и отражение как атрибуты бытия
  Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи – существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые о

Понятие развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика высту­пает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Разви­тие не следует понимать как ра

Диалектика и ее альтернативы
(метафизика, софистика, эклектика)   В процессе познания мира каждая наука пользуется различными методами. Метод нахо­диться в тесной связи с теорией. Теория

Законы диалектики
Ядром диалектики является закон единства и борьбы противоположностей, который отвечает на вопросы – что является причиной развития? Как без помощи потусторонних сил объяснить удивительное мн

Категории диалектики
  Основные законы диалектики были сформулированы Гегелем, который к тому же разра­ботал самую полную систему категорий диалектики. Любая наука представляет собой сис­тему понят

Синергетика как учение о саморегуляции и саморазвитии
  Термин «синергетика» (от греч. «синергос» – совместно действующий) означает совместные усилия ученых разных об­ластей знании в поиске новой парадигмы познания явлений при­род

Понятие сознания и его сущность
Сознание является объектом изучения не только философии, но и многих естественных и гуманитарных наук. Но только его философский анализ даёт интегральное представление о сознании, выявляя его приро

Происхождение сознания
Происхождение сознания до сих пор для науки является нераскрытой проблемой, поэтому на сегодняшний день существует несколько основных концепций, которые предлагают решение этой проблемы. 1

Структура сознания и его функции
Сознание есть результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельно­сти, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «суще

Проблема познаваемости мира в философии
Гносеология (греч. gnosis знание и logos – учение) – раздел философии, который изучает природу, сущность, пути и возможности познания, всеобщие характеристики познавательной деятельности человека,

Проблема истины в философии
  Целью познания является получение истины. В современной философии существуют различные концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, антропологическая и др.

Факторы развития научного знания
  Большое внимание в философии XX века уделяется анализу роста научного знания. Особое значение в этом плане имеют концепции, предложенные представителями постпозитивизма.

Философские модели исследования человека
В зависимости от того, какие качества как сущностные в человеке, рассматривали философские направления, различают следующие модели. В основе каждой модели объяснения человека лежит определённое дом

Проблема личности в современной философии
Понятие «личность» (от древнерусского «личина»-маска) аналогично понятию «персона», от латинского «персона-маска». В философии XX века сложились достаточно разнообразные оценки личности. К

Свобода и ответственность личности
  Личность всегда активна, всегда деятельна. В связи с анализом такой деятельности в фи­лософии встает проблема свободы личности, получившая неоднозначные решения. 1. Фата

Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни в философии получала неоднозначные решения. Имеются концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования. Например, А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед лицом

Ценность как способ духовного освоения человеком мира
Ценности– это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Изучение ценностей, изучает аксиология (от греч. учение

Нравственные ценности и формирование личности
К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориен

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
Особого рода ценности содержит эстетическое сознание, ориентирующее человека в эс­тетической деятельности и воплощающееся в ее результатах. Эстетическое сознание включает в себя:

Религиозные ценности и свобода совести
Религия включает в себя взаимосвязанные друг с другом вероучение, церковь и культ. Вероучениеразрабатывается богословами и нередко оформляется в системе догматов – принципиальных, н

Природа и общество
Социальная философия – это философское учение об обществе, которое явля­ется закономерным результатом на пути поступательного развития природы. Природа – это всё существующее в беск

Общество как предмет философского анализа
Социальная философия ставит вопросы о специфике общества как подсистемы бытия, его структуре и закономерностях развития. Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основ

Структурные подсистемы общества
Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-про­изводственная, социальная, организационная, духовная. На основе этих видов деятельности формируются основные подс

Основные подходы к интерпретации общественного развития
В философии разрабатываются разнообразные модели общественного развития. В их рамках предлагаются неоднозначные ответы на вопросы о том, является ли мировая история единым процессом (то есть

Современная цивилизация. Будущее человечества
Понятие «цивилизация» в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация представляет собой:

Понятие общественного прогресса
  По поводу возможного будущего человечества в совре­менной, науке существуют различные точки зрении. Одни ученые говорят, что человеческое общество движется по пути прогресса и в дал

Основные глобальные проблемы современности
Истощение природных ресурсов.Обратная сторона прогресса заключается не только в ослаблении и деградации человеческой природы. Она выра­жается также в крайне отрицательном во

Пути выхода из кризиса
Несмотря на всю остроту глобальных проблем современ­ного мира, люди в большинстве своем довольно спокойно воспринимают происходящее и почему-то надеются, что ка­ким-то непостижимым образом человече

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги