рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Любовь как ценность.

Любовь как ценность. - раздел Философия, Философия о сущности человека   Эстетические Ценности, В Строгом Смысле Слова Любовь – Это Од...

 

Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, науке и т.д. также подразумевают индивидуальное отношение и общение, что в более узком смысле любовь как отношение между двумя людьми отношениями. Еще в более узком смысле под термином любовь понимается индивидуальная половая любовь. Любовь может быть перенесена на вещи, предметы и явления, но только в том случае, если под ними понимаются люди. Например: любовь к родине – это, во-первых, любовь к соотечественникам, к конкретным соотечественникам.

Противоположность любви – ненависть, и поэтому любовь как явление и понятие складывается исторически через преодоление разобщенности между людьми, как установленные более ее прочных и постоянных связей, это значит, что сначала любовь формируется в узких общинных рамках в пределах непосредственности, т.е. общение с близкими (соплеменниками, друзьями, родными и детьми).

Одной из форм становления любви в древности, а также ее индивидуальных форм является общественная экзогамия. Индивидуальная избирательная любовь – побочный продукт расширения контактов.

Новые стороны в любви возникают в античности, древние греки понимали любовь совершенно иначе, чем современные европейцы. Если для нас любовь в известной степени – загадка, то греки рассматривали любовь как некую объективную силу наподобие тяготения и четко делили ее на 7 видов:

1. Эрос – индивидуально-половая, страстная, доходящая до безумия любовь.

2. Филия – склонность, приязнь к детям родителям, наукам, искусствам . Любовь-дружба, духовное и спокойное чувство, предполагающее моральное совершенствование влюбленных.

3. Агапе – жертвенно-жалеющая любовь, служение, самоотречение.

4. Сторге – любовь – нежность давно живущих в браке. Суть этого вида любви выражена в мифе, согласно которому древние люди не были разделены по половому признаку, они представляли собой андрогинах: шар вращающийся на 4 стороны света, не зная мук любви, эти люди прибывают в блаженстве. Люди разделены на 2 вида: 2 пола, которые не могут существовать друг без друга, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половинку.

5. Мания – любовь одержимость, безумие от богов, потеря сна и аппетита, смятение и сердечная боль спутники этой страсти.

6. Людус стремящаяся к чувственным наслаждениям любовь-игра, лишенная глуьины чувств и допускающая измену.

7. Прагма –рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету.

В античности впервые сформировалось понятие «индивидуальная любовь», эта индивидуальность не определялась по половому признаку, для грека был безразличен пол любимого существа, поэтому аномальные в современности формы любви у греков не считались аномальными. В эпоху средневековья в европейской христианской культуре впервые сформировалась любовь к дальним, т.е. сформировалась за пределы непосредственности. Все люди – братья во Христе. Ценой такого расширения в любви стало подавление индивидуально-половых форм любви, которые расценивались как средство продолжения рода.

В европейской культуре индивидуальная любовь получает права только в начале нового времени, однако она формируется как союз двух полов, основанный на страстной любви, через противопоставление старым общинно традиционным формам, легенде о Ромео и Джульетте. Однако это индивидуальный союз содержит в себе ограниченные стороны: семья как средство противопоставления обществу.

По мере становления рыночного общества, любовь обретает все более индивидуальный характер, т.е. становится союзом двух частных лиц, которые преследуют свои индивидуальные интересы в это время. Шопенгауэр формулирует первую историю философии и историю теории любви. Согласно Шопенгауэру, любовь – это, по сути, иллюзия, которую испытывает мировая воля для того, чтобы продлевать свое существование. Самим людям любовь не дает ничего на деле, это истощение жизненных сил и разочарование, по сути, она – безумие. Поэтому, чтобы человек не прозрел и в своем разочаровании не отказался от продолжения рода, что означал гибель мировой воли, она заключает в него любовное влечение, оживляя его в виде примитивной страсти и одевая в возвышенные одежды чистой любви.

То, что любовь – это обман и иллюзия, явствует из того факта, что браки совершаются по расчету без иллюзии, это является наиболее точным и способным воспитанию.

Фактически Шопенгауэр предает теоретической формулой форме любви, которая представляется буржуазной культуре.

В русской традиции теорию любви сформулировал В.Соловьев (конец XIXв.). В отличие от Шопенгауэра он утверждал, что смысл любви не в размножении, а в единении человека с человеком, т.е. в культуре образное соотношение, нежели в природе: любовь людей несвязанна с плодовитостью как у животных. Смысл любви в том, что только через любовь к другому, человек может обрести неповторимость своей личности, поэтому высший тип любви, это любовь половая, она избираема и индивидуальна, и поэтому выше дружбы, материнства, любви к наукам и даже любви к человечеству, ибо только индивидуальная любовь завершает формирование личности.

Индивидуальная любовь выше брачного (житейского) и физиологически сексуального союза, хотя и строится на их основе: и тот и другой союзы возможны без любви. Брак без любви – скука, секс без любви – чистая физиология (скотство), но и чистая, т.е. исключительно духовная платоническая любовь – аномалия, ибо она бесценна. По мере нарастания кризиса в современной культуре продолжает создаваться индивидуальная концепция любви, в которых развивается разграничение теории Шопенгауэра, Фрейд в своей концепции любви выделяет сексуальный акцент:

1. Любовь – это продукт либидо, бессознательной враждебной тяги человека к удовольствию.

2. Любовь Юнга, с той разницей, что Юнг предает сексу социокультурные оттенки, ученик юнга – Фром – критикует психоанализ не за то, что тот истолковывает любовь не слишком по человечески, психоанализ трактует любовь как проявление социального инстинкта, подлинное соотношение любви и секса – обратное. Половой инстинкт у человека – это проявление потребности в любви, сначала любовь, потом секс, а не наоборот.

Фром дает наиболее развитую теорию любви – индивидуальная любовь – это не есть некоторый изолированный феномен в жизни человека, а одно из проявлений искусно жить в мире людей. Любовь по Фрому – это путь к выходу человека из одиночества, способ преодоления разобщенности любви. Есть несколько способов выхода из одиночества и только один из них истинно-человеческий – это любовь:

1. Патологические способности преодоления одиночества: оргиастическое безумие, т.е. транс, отрешенность от мира через алкоголь, наркотики, секс. Внешний мир как бы исчезает, а вместе с тем и чувства отдаленности от него, т.е. одиночества.

2. Конформизм, т.е. адаптация человека к существующим условиям, приспособлениям, однако это чревато утратой личной индивидуальности.

3. Сверхактивность (деловой человек), синдром воскресного дня.

4. Симбиоз – это взаимная зависимость двух индивидуалистов, т.е. например садисты и мазохисты. Тогда люди сосредотачиваются друг на друге, чтобы избежать одиночества.

5. Зрелая любовь – единственный нормальный способ преодоления человеком одиночества и обретения себя. Такая любовь достигается через положительное позитивное отношение человека к миру в целом, через симпатию ко всем его проявлениям – любовь к другим, к природе, к родине и т.д. Такая любовь никогда не приходит к человеку, как счастливый случай, она всегда возникает как результат его собственных внутренних усилий.

Человек должен объективно реализовать себя в культуре, стать доступным в любви со стороны себя самого и других, и никогда не ждать пассивной удачи, которая якобы подарит нам любимого человека.

Зрелая любовь складывается из следующих компонентов:

· Братская любовь, способность сопереживать всем другим людям без соображений какой-либо выгоды, например: любовь к детям, которой обладают все люди. Братская любовь подразумевается на любовь к ближним и дальним, солидарность, интернационализм.

· Родительская любовь: родители к детям и дети к родителям. Обе эти формулы различаются, поскольку ребенок любит родителей иначе, чем они его. Любовь детей более потребительная, только после 8-12 лет ребенок постепенно начинает понимать, что родителям нужно отдавать свою любовь. Кроме того, родительская любовь делится на материнскую (безусловную, прощающую) и отцовскую (требовательную, императивную, отец может не простить), эротическую любовь (индивидуальная половая любовь, которая направлена на другого человека и требует полного слияния с ним).

Истинную любовь легко спутать с влюбленностью, но если влюбленность кратковременна, и она как бы питается энергией узнавания другого человека и исчезает при появлении привычки, то истинная любовь только нарастает, поскольку через любовь к другому, человек познает себя.

Любовь к себе – познание себя через любовь к миру, другим людям, любимому человеку, это не эгоизм, поскольку эгоизм лишь суррогат любви к себе, ибо эгоизм в перспективе подводит к утрате контакта с другими людьми, который способен подтвердить человеку его значимость.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия о сущности человека

Что такое человек Каково его предназначение Эти и многие другие вопросы волнуют мыслителей очевидно с тех пор как возникло общество Но до... Артамонов В А Об особенностях личности М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Любовь как ценность.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Философия о сущности человека.
Философские представления о сущности человека столь же древни, как и сама философия. Более того, практически все известные древние философские школы возникли и развивались либо исключительно как уч

Процесс становления человека
Процесс появления и становления человека не мог быть неким мгновенным, одноактным действием. Что же пред­шествовало современному "человеку разумному"? По мнению многих филосо­фов ему пред

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития.
  Основные понятия. Индивид, индивидуальность, собственно личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека, как существа культуры. Понятие инд

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.
  В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее пр

Сколько человеку жить?
Пока неясен вопрос о продолжительности существования биоло­гического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жиз­ней. Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос

Ценности материально преобразующей практики.
Природные. Предметы природы, включаясь в практическую деятельность лю­дей, становятся общественно значимыми. - Плодородные земли. - Наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи

Ценности духовной сферы.
- Этические: не имеют материального воплощения; проявляются и существуют в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п. - Эстетические: чувственная реальн

ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  I. По широте распространения ценностей: - индивидуальные ценности ↔ эгоистическая ЦО - коллективные, групповые ценности ↔ коллективистская ЦО

ТЕОРИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА. Земная жизнь и ее ценности- неистинные, преходя­щие. Высшая ценность - жизнь вечная, небесная.   АСКЕТИЗМ - м

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Предпосылки формирования ЦО: - пройти обучение и (само)воспитание, - пропустить знания через эмоции, - включиться в деятельность. Известный педагог 70-х годов В.

Ценности и смысл жизни.
Человек, осуществляет свою деятельность целесообразно, или человеческое мышление помимо рефлексивности обладает свойством целеполагания. Животные также выделяют цели, но они заданы врожденной ге

Сократ.
  Предметно-практические ценности – это группа целей человеческого существования, при потреблении они уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличивают

Фридрих Ницше.
Понятие счастья. Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья

IV. Свобода и необходимость в деятельности человека.
  Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы, которая в свою очередь традиционно ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги