рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сколько человеку жить?

Сколько человеку жить? - раздел Философия, Философия о сущности человека Пока Неясен Вопрос О Продолжительности Существования Биоло­гического Рода Hom...

Пока неясен вопрос о продолжительности существования биоло­гического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жиз­ней.

Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос о достижении человеком предела своей биологической жизни.

 


Смысл – это не длительность, а реализация богатств человеческой природы.

Сейчас начинает привлекать к себе новая проблема - "ПРАВО НА СМЕРТЬ". Здесь сталкиваются две противоположные позиции, признаю­щие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой – ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция так называемого патерна­лизма). При этом в современных дискуссиях о "праве на смерть" имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) - безболезненной кончины, тихой "блаженной" смерти, в особенности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патернализме.

Военные с этой проблемой столкнулись давно: смертельная рана в бою, нежелание раненого попасть в плен.

Рассуждения антипатерналистов нередко строятся следующим об­разом: современная медицинская технология значительно увеличивает возможности продления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают постепенное разрушение своей естественной природы, всех форм активности и не только подверга­ются постоянным физическим страданиям, но и сознают свою обреме­нительность для своих близких. В таких случаях, по мнению антипа­терналистов, аморально не позволить человеку умереть.

Ученые, склоняющиеся к патернализму, считают эвтаназию недопустимой, по следующим соображениям. Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраменталь­ности человеческой жизни различны (они могут покоиться на религи­озных основаниях или на убеждении, что святость человеческой жиз­ни является стержнем общественного порядка, и т. д.). Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В-третьих, эвтаназия про­тиворечит принципу "пока есть жизнь, есть надежда", не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, может поя­виться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечимое за­болевание.

Эта проблема имеет и другие грани. Смысл человеческого существования и отдельных поступков раскрывается в ценностях, к которым он стремится.

 

Ценности и их роль в жизни общества и человека.

 

Мы часто употребляем слово ЦЕННОСТЬ, а что это такое? Для кого-то ценность – это деньги, и за них он готов погубить даже собственных родителей. Для кого-то это дружба, любовь, профессия.

Чтобы разобраться, что такое ценность, рассмотрим три приме­ра. В некоторых фантастических фильмах складывается ситуация, когда все люди на Земле погибли, а города, предприятия, самолеты, золото остались целыми. Ответьте на вопрос, являются ли все пере­численные предметы являются ценностью? Конечно, нет. Для кого они будут ценностью? Чтобы предмет или явление были ценностями, нужен чело­век, группа людей или общество в целом, по-научному говоря, нужен субъект.

Второй пример, самолет совершил вынужденную посадку в тайге на берегу горной речки; связи с внешним миром нет и до ближайшего населенного пункта 1000 км. На берегу этой речки кусками валяются самородки золота. Вопрос: является ли это золото ценностью для человека в данной ситуации? Тоже нет, ведь человек не может его использовать. Он вряд ли сможет спасти свою жизнь, не то что унести это золото. По-научному говоря, чтобы стать ценностью, вещь или явление должны быть включены в человеческую деятель­ность, они должны отвечать общественным потребностям и интересам людей, обладать ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Третий пример: допустим, ……... Вопрос: обладает ли он……. значимостью для вас? Несомненно, имеет большую значимость! А обладает ли он для вас ценностью? Нет, т.к. ее значимость для вас отрицательная. А ценность всегда является ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ.

 

Теперь запишем определение:

Ценность - понятие, характеризующее объективные явления, ли­бо их свойства, включённые в деятельность и имеющие положительную значимость для людей.

 

ИСТОЧНИКОМ ЦЕННОСТЕЙ является общественно-историческая прак­тика людей. Сама практика (труд) есть ценность.

Роль ценностей в жизни общества. Через освоение многообраз­ных ценностей человек социализируется, то есть приобретает соци­альный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре.

Но изложенное понимание ценностей не является единственным. В истории философии были разные представления о них.

 

 
 

 

 


1. Биопсихологический подход - Дж.Дьюи (1859-1952), К.Льюис (1883- -1964). Общим для них является утверждение, что источник ценностей заключается в биологической и психологической природе человека, его жиэненных потребностях. При таком подходе недооце­нивается, а то и вовсе отрицается роль рационального начала в ос­мыслении и оценке объекта ценностного отношения.

2. Трансцендентальный - В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936) (трансцедентальный - сверхъестественный). В соответс­твии с данным подходом, ценности не зависят от человеческих пот­ребностей и желаний, а даны человеку свыше, априорно, то есть до­опытно, как "чистая" духовная ценность, духовная реальность. Поэ­тому ценностям изначально присуще идеальное бытие, бытие нормы, соотносящейся с интуитивно постигаемым логическим смыслом как правило, с помощью бога. По существу, при данном подходе к цен­ностям их духовная и предметная стороны искусственно разграничи­ваются, причем первая является определяющей, субстанциональной.

3. Культурно-исторический - В.Дильтей (1833-1911), О.Шпенг­лер (1880-1936), А.Тойнби (1889-1975), П.Сорокин (1889-1968). Для представителей данного направления характерна идея признания рав­ноправности ценностных систем, иэучаемых и оцениваемых с помощью исторического метода. При этом абсолютизируется интуитивистское начало в истолковании ценностного смысла различных культур. Цен­ность – это значимая для личности норма социального знания и по­ведения; своего рода механизм регуляции человеческой деятельнос­ти. В рамках каждой исторической эпохи, цивилизации сосуществуют различные социо-культурные системы и соответствующие им ценности.

Как человек определяет ценности какого-либо явле­ния или предмета для себя или общества? Можем сказать, что он использует процесс отра­жения. Но при определении ценности он отражает НЕ ВСЕ свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения - значимым для субъекта. Такой процесс называется оценкой.

                   
 
ОЦЕНКА - отражение важных для человека объективных качеств предметов и явлений действительности.
 
   
Фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т. д.
 
Отношение субъекта к объекту – одобрение или осуждение, расположение или неприязнь.
 
 
   
 
   

 

 


Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирую­щее деятельность человека, его поведение в соответствии с инте­ресами и ценностями общества или отдельных групп людей.

Два способа выражения норм:

- предписание ("говори правду"),

- запрещение ("не лги").

Возможна РАЗЛИЧНАЯ оценка ОДНОГО и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Например, человек, сколотивший себе капитал и купивший у ВВС самолет, оценивает происходящие в стране экономические и полити­ческие процессы как положительные. А молодой выпускник авиационного института, которому после выпуска в полку не хватило самолета и он оказался за штатом, оце­нивает эти же процессы как отрицательные.

Отношение субъекта к объекту определяется:

- спецификой общества;

- принадлежностью к определенной социальной группе (классу, нации и т.д.)

- индивидуальными особенностями человека (воспитанием, обра­зованием, характером, темпераментом).

ИСТИННОСТЬ (ЛОЖНОСТЬ) ОЦЕНКИ

Можно ли говорить об истинности оценки, и от чего она зави­сит? На первый взгляд кажется, что если оценка опирается на нау­ку, то она обязательно является истинной, а если опирается на обыденный уровень познания, то является ложной. Это не всегда так. Истинная оценка - это точное осознание субъектом объективно­го значения ценности для него в данное время.

               
   
точное осознание субъектом объективного значения ценности
   
 
ИСТИННОСТЬ
 
 
 
   
неточное осознание субъектом объективного значения ценности  
   
 
ЛОЖНОСТЬ
 
 
 
   

 

 


ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ:

1. Гносеологическая (оценка является стороной познания).

2. Активизирующая (формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность).

3. Выбор (оценка позволяет найти лучшее из нескольких).

4. Мировоззренческая (оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, т.к. всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 
 

 


Духовные
           
   
Существуют только в предметной форме
     
Существуют: - в предметной форме; - как акт деятельности, не отдели­мой от самого духовного производства. Обычно не имеют стоимостной формы выражения; в акте потребления не при- сваиваются в личную собственность; почти не подвержены моральному ста- рению; их потребление развивает духовный мир человека.  
 
 
 
II. По видам деятельности (по сферам жизни общества)  
Материальные

 

 


ценности материально- преобразующей практики (МСЖО) ценности социальной деятельности   (ССЖО) ценности политической деятельности   (ПСЖО) ценности духовной деятельности   (ДСЖО)

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия о сущности человека

Что такое человек Каково его предназначение Эти и многие другие вопросы волнуют мыслителей очевидно с тех пор как возникло общество Но до... Артамонов В А Об особенностях личности М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сколько человеку жить?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Философия о сущности человека.
Философские представления о сущности человека столь же древни, как и сама философия. Более того, практически все известные древние философские школы возникли и развивались либо исключительно как уч

Процесс становления человека
Процесс появления и становления человека не мог быть неким мгновенным, одноактным действием. Что же пред­шествовало современному "человеку разумному"? По мнению многих филосо­фов ему пред

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития.
  Основные понятия. Индивид, индивидуальность, собственно личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека, как существа культуры. Понятие инд

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.
  В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее пр

Ценности материально преобразующей практики.
Природные. Предметы природы, включаясь в практическую деятельность лю­дей, становятся общественно значимыми. - Плодородные земли. - Наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи

Ценности духовной сферы.
- Этические: не имеют материального воплощения; проявляются и существуют в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п. - Эстетические: чувственная реальн

ТИПЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  I. По широте распространения ценностей: - индивидуальные ценности ↔ эгоистическая ЦО - коллективные, групповые ценности ↔ коллективистская ЦО

ТЕОРИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
  РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА. Земная жизнь и ее ценности- неистинные, преходя­щие. Высшая ценность - жизнь вечная, небесная.   АСКЕТИЗМ - м

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Предпосылки формирования ЦО: - пройти обучение и (само)воспитание, - пропустить знания через эмоции, - включиться в деятельность. Известный педагог 70-х годов В.

Ценности и смысл жизни.
Человек, осуществляет свою деятельность целесообразно, или человеческое мышление помимо рефлексивности обладает свойством целеполагания. Животные также выделяют цели, но они заданы врожденной ге

Сократ.
  Предметно-практические ценности – это группа целей человеческого существования, при потреблении они уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличивают

Фридрих Ницше.
Понятие счастья. Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья

Любовь как ценность.
  Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, на

IV. Свобода и необходимость в деятельности человека.
  Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы, которая в свою очередь традиционно ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги