АНТРОПОЛОГИЯ

 

 


О.Т. Коростелева

АНТРОПОЛОГИЯ

 

Программа курса

и методические рекомендации

для студентов дневной и заочной форм обучения

 

 

 
 

 

 


Барнаул 2007


 

ББК 28.7

К 686

Рецензент:

д.с.н., проф., зав. кафедрой общей социологии С.И. Григорьев

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «25» июня 2007 г.

 

К 686 Коростелева О.Т. Антропология: Программа курса и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения. Барнаул, 2007.

 

Данное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии по специальностям «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью». Оно разработано на основе курса «Социальная антропология» и содержит в себе программу курса, учебный план, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и вопросы к экзамену.

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД.Ф.18 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ

 

 

ã О.Т. Коростелева,
факультет социологии АлтГУ, 2007


 


Содержание

 

Введение. 4

Организационно-методический раздел. 5

Тематический учебный план курса для студентов дневной формы обучения. 6

Тематический учебный план курса для студентов заочной формы обучения. 7

Содержание курса. 8

Учебный план курса. 11

Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки. 17

Примерные темы курсовых работ. 18

Вопросы к зачету. 19

Учебно-методическое обеспечение курса. 20

 


Введение

 

Учебный курс «Антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в I семестре дневного обучения. Будучи одним из первых по срокам преподавания в вузе гуманитарным предметом, антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов.

Структура курса складывается из трех тематических блоков:

1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;

2. Проблема социоантропогенеза;

3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге, М. Элиаде и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.


Организационно-методический раздел

 

Курс предназначен для чтения студентам ФС (специальность – «социология», «социальная работа», «реклама», информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью») в I семестре.

Цель курса – ознакомление студентов с основными разделами и и проблемами антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.

Задачи курса:

1. Сформировать у студентов целостное представление о человеке и гранях его экзистенции.

2. Рассмотреть архетипические проявления человеческого бытия в контексте родной для человека культуры.

3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.

 

Формой проверки усвоения знаний студентами является зачет.

Органичным продолжением данного курса для студентов-социологов должен стать предмет «Социальная антропология», читаемый в 5 семестре дневного и заочного отделений.

 


Тематический учебный план курса для студентов дневной формы обучения

Тематический учебный план курса для студентов заочной формы обучения

 

Содержание курса

Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке.

 

Тема 2. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии.

 

Тема 3. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия.

Тема 4. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде.

 

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.

 

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

 

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.

Любовь как способ реализации человеческой экзистенции. Сущность и смысл любви. Формы проявления и типы любви в жизни человека и человечества. Проблемы распада и патологии любви. Культурно-исторические типы семейно-брачных отношений.

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности.

Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции. Проблема соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного в агрессивном поведении человека: различные варианты трактовки. Агрессивность «доброкачественная» и «злокачественная» (по Э. Фромму), конструктивная и деструктивная. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества. Бинарные оппозиции поведения как архетипическая основа человеческой агрессии.

 

 

Тема 9. Человек перед лицом смерти.

 

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения.

Проблема понимания, значения и смысла как центральная проблема гуманитарного знания. Основные подходы к проблеме смысла жизни: структурно-функциональный, целевой и ценностный. Трудности, возникающие при данных переходах к смыслу жизни, и пути их разрешения. Жизнь как центральная ценность человеческого бытия.

 

Тема 11. Человек в современном мире.

Проблема постоянства человеческой природы. Архетипы бытия человека в мире и их социокультурные трансформации. Антропологические дилеммы современности: кризис национальной и личностной самоидентификации; потери и обретения себя человеком XX–XXI вв.


Учебный план курса

Тема 1. Антропология как комплексное учение о человеке. (Лекция – 2 часа) Лекция: 1. Человек как универсальное существо и предмет междисциплинарного исследования.

Семинарское занятие

Эволюционная модель антропогенеза.

2. Современные представления об основных этапах и механизмах эволюции вида Homo sapiens. 3. Дискуссионные проблемы эволюционизма в антропологии.  

Семинарское занятие

1. Мир повседневности и формирование архетипических бинарных оппозиций.

2. Homo faber: механизмы самореализации и отчуждения человека в труде.

3. Культурно-хозяйственные типы человеческой деятельности.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 32-56.

2. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997. – с. 116-179; 232-253.

3. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 118-146.

4. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986.

5. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995.

7. Элиаде М. Священное и мирское. – М., 1994.

8. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.

9. Четырова Л.Б. Социальное конструирование труда. – Самара, 2003.

Тема 5. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов.(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Разумность как специфически человеческая черта.

2. Проблема соотношения понятий «рассудок» и «разум», «дух» и «душа».

3. Критерии оценки человеческого интеллекта и духовности.

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1990.

2. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. – гл. IX.

4. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М., 1996.

5. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре // Наука и культура. – М., 1984.

6. Базаров А.А. «Человек аргументирующий» в культуре средневекового буддийского спора // Социология и социальная антропология. – СПб., 1987.

7. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно // Человек – № 6 – 1998.

 

Тема 6. Человек играющий в смысловом пространстве бытия.

(Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

Семинарское занятие

1. Различные трактовки игры в современном социогуманитарном знании.

2. Место и роль игры в реализации человеческой свободы и смыслотворчества.

3. Игровой элемент в контексте современной культуры.

 

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1990. – с. 217-304.

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

5. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. – М., 2002.

Тема 7. Человек любящий: тема любви в антропологии.(Лекции – 2 часа, семинары – 4 часа)

Лекция:

1. Любовь как модус бытия человека в мире.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

Семинарское занятие

1. Сущность и смысл любви.

2. Формы проявления и типы любви.

3. Проблема распада любви. Патология любви.

 

Литература:

1. Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

2. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс – 1991 – № 8-9.

3. Стендаль. О любви /Стендаль. Собрание сочинений. М., 1978. Том 7.

4. Эрос. Страсти человеческие. М., 1991.

5. Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

6. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

7. Кочетков Г. «Прощать ли врага?», Гусейнов А. «Любите врагов ваших» // Наука и религия. – 1992. – № 2.

8. Войтыла К. Любовь и ответственность. М., 1993.

9. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2001.

10. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998.

 

Тема 8. Природа и проявления человеческой агрессивности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Агрессивность как одна из граней человеческой экзистенции.

2. Виды агрессивности.

3. Проблема контроля и «снятия» агрессии в истории развития человечества.

Семинарское занятие

1. Агрессия как модус бытия человека в мире: предпосылки и архетипические проявления агрессивности.

2. Символы зла в контексте человеческой культуры.

3. Проблема преодоления человеческой агрессии.

 

Литература:

1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 318-328.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – гл. XIII – XV.

3. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1995. – с. 196-200

4. Абрамян Л.А. Оскорбление и наказание: слово и дело // Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социс – № 7 и № 10 – 1992.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии – № 5 – 1989.

7. Бекер Дирк. Понятие системного насилия // Проблемы теоретической социологии – С-Пб., 1994.

8. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. – М., 1998. – с. 564-588.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

10. Рассел Дж.Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. – СПб., 2002.

 

Тема 9. Человек перед лицом смерти. (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых и мир мертвых».

Семинарское занятие

1. Проблема смерти как одна из центральных проблем человеческой экзистенции: архетипические варианты ее постановки и решения.

2. Мифологические и религиозные представления о смерти и бессмертии.

3. Герменевтика погребального обряда в культуре различных народов.

 

Литература:

1. Леви-Брюль Л. Сверхчувственное в первобытном мышлении. – М., 1999. – ч. II, гл. IV.

2. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасанов // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

3. Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан // Там же.

4. Антропова В.В. Представления коряков о рождении, болезни и смерти // Там же.

5. Египетская книга мертвых (любое издание).

6. Тибетская книга мертвых (любое издание)

7. Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм. – Томск, 1993. – с. 63-73.

8. Жизнь. Смерть. Воскресение. // Человек – №1 – 1997.

9. Коростелева О.Т., Плахин В.Т. О квазидиалоге в интеллектуальных системах первобытности // Логика и организация диалоговых процессов в интеллектуальных системах. – Новосибирск, 1988.

 

Тема 10. Проблема смысла жизни в антропологии: варианты постановки и решения (Лекции – 4 часа)

Лекция 1.

1. Проблема понимания, значения и смысла в методологии гуманитарного знания.

2. Системно-функциональный подход к проблеме смысла жизни: возможности и ограничения.

3. Пути выхода человека из статусно-ролевого смысложизненного «тупика».

 

Лекция 2.

1. Целевой подход к смыслу жизни: соотношение целей и средств их достижения.

2. Ценностный подход к смыслу жизни: проблема утраты и поиска идеалов.

3. Жизнь как высшая ценность и ориентир ценностного смыслотворчества.

 

Тема 11. Человек в современном мире (Лекции – 2 часа)

Лекция:

1. Проблема исторической и культурной вариативности человеческого бытия.

2. Архетипы человеческого бытия и их современные трансформации.

3. Дилеммы родовой, национальной и личностной самоидентификации современного человека.


Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки

 

 

1.Перспективы создания единой науки о человеке.

2.Специфические признаки человеческого бытия.

3.Человек как творец и творение культуры.

4.Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.

5.Борьба идей вокруг эволюционизма.

6.Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.

7.Место и роль повседневности в жизни человека.

8.Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.

9.Проблема существования искусственного интеллекта.

10.«Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.

11.Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.

12.Проблема степеней свободы для человека любящего.

13.Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.

14.Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.

15.Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.

16.Семантика погребального обряда в культуре различных народов.

17.Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.

18.Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.

19.Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.


Примерные темы курсовых работ

1.Соотношение глобального, национального и индивидуального в человеке.

2.Соотношение социальной антропологии и социологической науки.

3.«Недостающие звенья» в эволюционной цепочке происхождения человека.

4.Связь «мира повседневности» с другими «мирами» смыслового пространства бытия.

5.Особенности взаимодействия современного человека с вещным миром материальной культуры.

6.Тенденции изменения духовного мира человека в эпоху постмодернизма.

7.Игровой элемент в политической культуре.

8.Символы мужского и женского начала в истории культуры.

9.Соотношение «естественного» и «искусственного» в процессе освоения человеком мира.

10.«Сакральное» и «профанное» в архаичной и современной культуре.

11.Механизмы социального обсуждения в архаичном и современном обществе.

12.Агрессивное поведение: биологические и социальные предпосылки.

13.Смысловое пространство бытия: инварианты и культурно-историческая специфика.

14.Разумность и рассудочность в системе ценностей современной культуры.

15.Формы взаимодействия человека с природой: история и современность.

16.Парадоксальность как атрибут бытия человека в мире.

17.Эволюция Homo faber в постиндустриальном обществе.

18.Антропоцентризм как черта русской духовной культуры.

19.Соотношение универсального и индивидуального в человеческом бытии.

20.Современная эпоха как эпоха социально-антропологической напряженности.


Вопросы к зачету по антропологии

1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии. 2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии. 3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература: 1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1999. 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001.

АНТРОПОЛОГИЯ

Программа курса и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения