рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истина и ее характеристики

Истина и ее характеристики - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Истина Представляет Собой Одну Из Высших Человеческих Ценностей И В Этом Свое...

Истина представляет собой одну из высших человеческих ценностей и в этом своем качестве заслуживает особого внимания. С гносеологической точки зрения истина есть соответствие знания реальности. В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии можно говорить о трех типах реальности, соответствие которым дает истинное знание. Важнейший уровень понимания истины, который нельзя отвергать, не отказываясь при этом от здравого смысла, – это соответствие человеческого знания объективной реальности. При таком понимании истина может быть также определена как адекватное отражение объекта познающим субъектом. Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от воли и желания отдельных людей и даже всего человечества. Если этого нет, возникает ложь или искреннее заблуждение. Когда же речь идет о различном освещении одной и той же истины, правильнее говорить о «позиции» или «взгляде».

Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, поскольку выражается человеческим суждением. Истина не может быть высказана иначе, чем в форме суждения как грамматического предложения с подлежащим и сказуемым. Не всякое суждение является истинным, более того, оно может быть одновременно и не истинным, и не ложным, каковы многие оценки, но всякая истина имеет форму суждения. Когда некоторые люди утверждают, что «каждый по-своему прав», имея в виду диаметрально противоположные по смыслу неоценочные суждения, они отрицают объективный характер истины. Но если железо объективно тяжелее воды, то утверждающий иное будет объективно не прав. Очевидно, что в некоторых случаях речь идет об истине как соответствии знания субъективной реальности. Так, если человек говорит, что ему не нравится какая-то музыка, это вполне может быть именно так. Однако необходимо провести строгую демаркационную линию между объективной и субъективной реальностью как тем, что существует независимо от человеческого сознания или, напротив, является его внутренним состоянием. Возможно понимание истины как соответствие знания трансцендентной духовной реальности. Это, например, высшая истина морального суждения (обычно на основании требований совести), философское или религиозное постижение абсолютного как запредельно сущего и лишь проявленного в чувственно воспринимаемом мире. В этом же смысле говорят «жить по истине» или используют понятие «правда жизни». Очевидно, что здесь не имеется в виду правильное высказывание о чем-либо конкретном.

Человек не может знать всего абсолютно точно. Поэтому истина, которой он владеет, относительна. Познание истины ограничено уровнем достигнутого знания, имеющимися предрассудками, наличными возможностями, в целом обусловлено исторически. Но относительная истина не есть заблуждение, она дает относительно верное знание, которое может быть уточнено, расширено и углублено в процессе дальнейшего познания. Относительная истина ценна лишь постольку, поскольку содержит в себе элементы (зерна, крупицы) абсолютной истины. Без этого она не может быть истиной вообще. Абсолютнаяистина – это содержание знаний, которое не может быть опровергнуто. Это предельно полная и точная истина, исчерпывающая свой предмет. Человек стремится к абсолютной истине и даже приближается к ней, но не может ее достичь. Исторически абсолютная истина складывается из относительных, являясь суммой их открытого множества: каждая относительная истина содержит в себе элементы абсолютной, которые накапливаются, интегрируясь в бесконечном процессе познания.

Догматизм преувеличивает абсолютное содержание истины, настаивает на абсолютном характере достигнутых истин, отрицая возможность их изменения и дополнения. Тем самым истины превращаются в догмы. Напротив, релятивизм преувеличивает относительный характер истины, отрицает наличие в них какого-либо абсолютного содержания и тем самым сводит познание к смене одного заблуждения другим. Отсюда делается вывод о невозможности познания и появляется одна из форм агностицизма. Диалектический же метод признает относительность человеческих знаний, но не сводит их только к относительности. Кроме того, он рассматривает истину в развитии, становлении. Важна истина не только отдельного суждения, но и процесса познания в целом.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ... Философия возникает в первой половине первого тысячелетия до нашей эры Она... Классическая немецкая философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истина и ее характеристики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и функции философии
Каждый человек и общество в целом решают в своей жизни множество вопросов, имеющих разную степень сложности. При этом перед ними встает совсем немного вопросов и проблем, которые носят всеобщий хар

Материальное и идеальное
Самым простым и грубым типом реальности является материальное. Его отличительная особенность состоит в том, что оно может восприниматься органами чувств. Реальность материального удостоверяется так

Основной вопрос философии
Среди различных философских вопросов выделяется имеющий первостепенное и универсальное значение основной вопрос философии. Это вопрос о приоритете (смысловой первичности) различных типов реальности

Проблема единства мира
Одной из первых философских проблем является проблема единства мира. В самом деле, если философия по своему определению решает всеобщие вопросы, то наиболее общим среди них оказывается вопрос о еди

Древнеиндийская философия
Древнейшие корни философии находятся в Индии. Первые религиозно-философские идеи содержатся в Ведах, которые подразделяются на четыре сборника, старейший и наиболее оригинальный из которых – это Ри

Философия Древнего Китая
Самая ранняя и самобытная китайская философия – даосизм. Ее основные положения были сформулированы Лао-цзы в небольшом сборнике Дао-дэцзин («книга о Дао и дэ»). В основе даосской философии лежит пр

Античная философия
Греческая философия – богатейшая сокровищница идей, она удивляет их глубиной и разнообразием, а также основополагающим характером для дальнейшего развития философской мысли. Античная философия разв

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Задолго до разрушения Римской империи возникает новый тип философии, связанный с религиозной идеологией. Ее основой был монотеизм, общий для иудаизма, христианства и ислама, но чуждый античному мир

Христианская патристика
По названным уже причинам, философия средних веков сочинениями «отцов церкви», получивших общее название патристики. Один из первых ее представителей – Климент Александрийский. Уже в его сочинениях

Средневековая схоластика
Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры,

Философия Возрождения и Нового времени
Эпоху Возрождения можно считать своего рода культурной революцией по отношению к Средним векам. Ее название подразумевало возрождение античных культурных, в том числе философских традиций, однако в

Сущность диалектики
Для правильного понимания мира и человека необходимо выделить те принципы, на которых они существуют. Опыт и логика подсказывают, что ни мир, ни человек не находятся в состоянии хаоса, а напротив,

Альтернативы диалектики
Абсолютной альтернативой диалектики, т.е. ее полной противоположностью, является рассмотрение предметов и явлений обособленно и статически, т.е. вне связи и развития. Это имеет смысл на начальных э

Исторические формы диалектики
Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою п

Переход количественных изменений в качественные
Основополагающие принципы всеобщей связи и развития конкретизируется в законах, по которым эти принципы осуществляются. Значение закона в том, что он имеет обязательный характер и подчеркивает не п

Взаимосвязь противоположностей
Люди издавна замечали противоположности, которые составляют и на которые распадаются различные предметы и явления. Это день и ночь, лето и зима, различие полов, хищники и жертвы, добро и зло и т.д.

Отрицание абсолютности отрицания
В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует п

Причина и следствие, необходимость и случайность
Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причины как взаимодействии между предметами и явлениями, приводящем к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, воз

Проблема познаваемости мира
Для того, чтобы человек мог эффективно действовать, т.е. ориентироваться в мире и достигать поставленных целей, он должен иметь знания. А знания добываются, поэтому жизнь предполагает непрерывный п

Субъект и объект познания
Методологический аспект гносеологии обращен к вопросу о том,как происходит познание, каким образом внешние характеристики вещей или идей превращаются в формы знания. Ключевыми понятиями, с помощью

Основные формы познания
Две основные формы, в которых осуществляется познание – это чувственная и рациональная. Первая из них предполагает познание с помощью органов чувств. Они обеспечивают непосредственное отражение объ

Определение критерия истины
Знание о том, что является истиной, еще не решает проблемы ее обнаружения в каждом конкретном случае. Для этого необходимо применение некоторых методов, точнее говоря, критериев, с помощью которых

Методы и формы научного познания
Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня. Первонач

Общелогические методы познания
Важнейшим методом познания является единство индукции и дедукции. Оно предполагает взаимосвязь движения мысли от единичного к общему и от общего к единичному. При рассмотрении любого предмета и его

Теоретические методы познания
В процессе диалектического отрицания одних качественных состояний другими происходит развитие от менее богатого, одностороннего, и в этом смысле абстрактного содержания к более богатому, многогранн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги