Общелогические методы познания - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Важнейшим Методом Познания Является Единство Индукции И Дедукции. Оно Предпол...
Важнейшим методом познания является единство индукции и дедукции. Оно предполагает взаимосвязь движения мысли от единичного к общему и от общего к единичному. При рассмотрении любого предмета и его различных свойств обнаруживается, что какие-то из них присущи лишь ему одному, а другие свойства – многим схожим с ним предметам. Таким образом, одни свойства оказываютсяединичными, а другие – общими. В чувственной форме познания человек воспринимает любую вещь сначала как единичную, если ничего подобного он раньше не встречал. По мере обнаружения похожих предметов происходит переход к пониманию общего: на основе однородных свойств они выделяются в единую группу, которая отличается от всего остального. Умозаключение, которое выводит общие понятия из единичных и особенных фактов, называется индуктивным. Наиболее полно индуктивный метод познания был разработан Ф. Бэконом. Согласно его учению, познание сущности вещей начинается с познания простых «природ», из которых они состоят. Недостаток индуктивного метода состоит в том, что он способен дать лишь вероятностное знание. Отделить необходимое от случайного в процессе индукции невозможно. Для этого необходим другой метод, воспроизводящий сущность в понятиях. Метод понимания единичного и особенного на основании общего называется дедуктивным. Впервые дедуктивный метод познания был предложен еще Аристотелем. Если исходные понятия являются верными, то дедукция необходимо обеспечивает истинный вывод, раскрывающий сущность специфических форм бытия и единичных вещей. Ключевой вопрос состоит в том, каким образом появляются эти общие понятия. Для рационалистов они возникают умозрительно, для сенсуалистов – индуцируются на основе опытного знания об единичных вещах. Наиболее эффективным является методологическое единство индукции и дедукции.
Как в практической, так и в теоретической деятельности человек использует операции разделения и соединения, которые обозначаются категориями анализа и синтеза. Теоретический анализ предполагает выделение в сознании тех или иных сторон исследуемого целого, а синтез – их соединение с целью получения нового знания. Анализ и синтез возможны потому, что целое имеет элементы и структуру. Элементы – это части целого, находящиеся в определенной взаимосвязи, а структура – способ этой взаимосвязи. Каждый элемент имеет относительную независимость в рамках целого, поэтому может быть выделен в процессе анализа. С другой стороны, наличие структуры элементов создает основание для их синтеза. Очевидно, что аналитические и синтетические процессы происходят не только в познании, но являются универсальными для развития вообще. В чувственной форме познания анализ и синтез являются прямыми, так как они выражаются в непосредственном расчленении и соединении целого. В рациональной форме анализ и синтез направлены на воспроизведение какой-либо причинно-следственной связи. Аналитическое и синтетическое исследование структуры целого недостаточно потому, что обращено к ее функционированию и не учитывает процесса развития. Высшая форма анализа и синтеза является структурно-генетической. Она осуществляется в процессе движения от основы к обоснованному.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ... Философия возникает в первой половине первого тысячелетия до нашей эры Она... Классическая немецкая философия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Общелогические методы познания
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Предмет и функции философии
Каждый человек и общество в целом решают в своей жизни множество вопросов, имеющих разную степень сложности. При этом перед ними встает совсем немного вопросов и проблем, которые носят всеобщий хар
Материальное и идеальное
Самым простым и грубым типом реальности является материальное. Его отличительная особенность состоит в том, что оно может восприниматься органами чувств. Реальность материального удостоверяется так
Основной вопрос философии
Среди различных философских вопросов выделяется имеющий первостепенное и универсальное значение основной вопрос философии. Это вопрос о приоритете (смысловой первичности) различных типов реальности
Проблема единства мира
Одной из первых философских проблем является проблема единства мира. В самом деле, если философия по своему определению решает всеобщие вопросы, то наиболее общим среди них оказывается вопрос о еди
Древнеиндийская философия
Древнейшие корни философии находятся в Индии. Первые религиозно-философские идеи содержатся в Ведах, которые подразделяются на четыре сборника, старейший и наиболее оригинальный из которых – это Ри
Философия Древнего Китая
Самая ранняя и самобытная китайская философия – даосизм. Ее основные положения были сформулированы Лао-цзы в небольшом сборнике Дао-дэцзин («книга о Дао и дэ»). В основе даосской философии лежит пр
Античная философия
Греческая философия – богатейшая сокровищница идей, она удивляет их глубиной и разнообразием, а также основополагающим характером для дальнейшего развития философской мысли. Античная философия разв
РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Задолго до разрушения Римской империи возникает новый тип философии, связанный с религиозной идеологией. Ее основой был монотеизм, общий для иудаизма, христианства и ислама, но чуждый античному мир
Христианская патристика
По названным уже причинам, философия средних веков сочинениями «отцов церкви», получивших общее название патристики. Один из первых ее представителей – Климент Александрийский. Уже в его сочинениях
Средневековая схоластика
Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры,
Философия Возрождения и Нового времени
Эпоху Возрождения можно считать своего рода культурной революцией по отношению к Средним векам. Ее название подразумевало возрождение античных культурных, в том числе философских традиций, однако в
Сущность диалектики
Для правильного понимания мира и человека необходимо выделить те принципы, на которых они существуют. Опыт и логика подсказывают, что ни мир, ни человек не находятся в состоянии хаоса, а напротив,
Альтернативы диалектики
Абсолютной альтернативой диалектики, т.е. ее полной противоположностью, является рассмотрение предметов и явлений обособленно и статически, т.е. вне связи и развития. Это имеет смысл на начальных э
Исторические формы диалектики
Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою п
Переход количественных изменений в качественные
Основополагающие принципы всеобщей связи и развития конкретизируется в законах, по которым эти принципы осуществляются. Значение закона в том, что он имеет обязательный характер и подчеркивает не п
Взаимосвязь противоположностей
Люди издавна замечали противоположности, которые составляют и на которые распадаются различные предметы и явления. Это день и ночь, лето и зима, различие полов, хищники и жертвы, добро и зло и т.д.
Отрицание абсолютности отрицания
В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует п
Причина и следствие, необходимость и случайность
Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причины как взаимодействии между предметами и явлениями, приводящем к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, воз
Проблема познаваемости мира
Для того, чтобы человек мог эффективно действовать, т.е. ориентироваться в мире и достигать поставленных целей, он должен иметь знания. А знания добываются, поэтому жизнь предполагает непрерывный п
Субъект и объект познания
Методологический аспект гносеологии обращен к вопросу о том,как происходит познание, каким образом внешние характеристики вещей или идей превращаются в формы знания. Ключевыми понятиями, с помощью
Основные формы познания
Две основные формы, в которых осуществляется познание – это чувственная и рациональная. Первая из них предполагает познание с помощью органов чувств. Они обеспечивают непосредственное отражение объ
Истина и ее характеристики
Истина представляет собой одну из высших человеческих ценностей и в этом своем качестве заслуживает особого внимания. С гносеологической точки зрения истина есть соответствие знания реальности. В з
Определение критерия истины
Знание о том, что является истиной, еще не решает проблемы ее обнаружения в каждом конкретном случае. Для этого необходимо применение некоторых методов, точнее говоря, критериев, с помощью которых
Методы и формы научного познания
Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня. Первонач
Теоретические методы познания
В процессе диалектического отрицания одних качественных состояний другими происходит развитие от менее богатого, одностороннего, и в этом смысле абстрактного содержания к более богатому, многогранн
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов