рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Возрождения и Нового времени

Философия Возрождения и Нового времени - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ Эпоху Возрождения Можно Считать Своего Рода Культурной Революцией По Отношени...

Эпоху Возрождения можно считать своего рода культурной революцией по отношению к Средним векам. Ее название подразумевало возрождение античных культурных, в том числе философских традиций, однако в XV-XVI вв. происходило становление нового мировоззрения. Если античный человек пытался познать природную необходимость и действовать в соответствии с ней, то человек эпохи Возрождения стал рассматривать себя владыкой природы, неограниченным над ней господином. Возрожденческий гуманизм раскрепостил человека во всех сферах жизни – в искусстве, морали, науке, религии, но этот процесс далеко не всегда был позитивным. У гуманизма была обратная сторона – преувеличение роли человеческой свободы по отношению к необходимости. Описанная традиция может быть определена как антропоцентризм, поставивший в центр нового мировоззрения человека и заменивший собой не только теоцентризм средневековья, но и космоцентризм античности. Если раньше человек понимался как важнейшая, но составная часть большого и упорядоченного мира, то теперь он претендовал на роль самодостаточного целого, живущего в «окружающей среде».

Большое распространение в философии Возрождения получил пантеизм (по-гречески «всебожие»), в соответствии которому мир мыслился как одушевленная и одухотворенная природа. Бог оказывался растворенным в природе, творец и творение, таким образом, отождествлялись. Натуралистический пантеизм, исключающий бытие трансцендентного миру Бога, был очевидной философской альтернативой традиционной религии. Один из его идеологов Дж. Бруно был сожжен на костре инквизиции. Наиболее яркой фигурой философии Возрождения является представитель умеренного, так называемого теистического пантеизма Николай Кузанский. По его словам, «творец и творение суть одно и то же», но при этом Бог развернут в мире, а мир свернут в Боге, вне которого ничего не существует. Для иллюстрации философских понятий Кузанец применял геометрические образы.

XVII век открывает собой Новое время, эпоху разложения феодализма и совершения буржуазных революций. В это время интенсивно развивается наука, прежде всего математика и естествознание. В философии выделяются два направления: эмпиризм, опирающийся на опытное знание, и рационализм, основой которого выступает познание с помощью разума. Родоначальником эмпиризма считается английский философ ФрэнсисБэкон. Он осуждал созерцательный характер науки и представление о ее самоценности, которое было свойственно античной философии. Бэкон говорил о необходимости практического применения науки и выдвинул знаменитый принцип «знание – сила». Важнейшее значение для формирования нового мировоззрения имели идеи французского философа, математика и естествоиспытателя РенеДекарта. Он предлагал положить в основу философского мышления принцип рациональной очевидности. Исходным пунктом познания Декарт считал творческое сомнение, тождественное мышлению. Отсюда вытекает его ключевой принцип «мыслю, следовательно, существую». Основные принципы логики и математики Декарт считал врожденными и утверждал, что подлинная истина возникает не из опыта, а находится в сфере интеллектуальной интуиции. Влияние Декарта на дальнейшее развитие философии и науки было настолько существенным, что получило название картезианской революции (от латинизированной формы его имени). Декарту удалось то, что не получилось у Аверроэса и его последователей: полное отделение философии от теологии. Изменилась также идеологическая ориентация философии: она стала практической, имеющей целью сделать человека хозяином природы. Картезианская революция отделила не только философию от теологии, но и науку от философии. Наука стала стремиться к своему чистому типу, нередко отмежевываясь от философии и пытаясь над ней доминировать, что не всегда на благо человеку. Таким образом, картезианская революция имела последствия двоякого рода, как позитивные, так и негативные.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ... Философия возникает в первой половине первого тысячелетия до нашей эры Она... Классическая немецкая философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Возрождения и Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и функции философии
Каждый человек и общество в целом решают в своей жизни множество вопросов, имеющих разную степень сложности. При этом перед ними встает совсем немного вопросов и проблем, которые носят всеобщий хар

Материальное и идеальное
Самым простым и грубым типом реальности является материальное. Его отличительная особенность состоит в том, что оно может восприниматься органами чувств. Реальность материального удостоверяется так

Основной вопрос философии
Среди различных философских вопросов выделяется имеющий первостепенное и универсальное значение основной вопрос философии. Это вопрос о приоритете (смысловой первичности) различных типов реальности

Проблема единства мира
Одной из первых философских проблем является проблема единства мира. В самом деле, если философия по своему определению решает всеобщие вопросы, то наиболее общим среди них оказывается вопрос о еди

Древнеиндийская философия
Древнейшие корни философии находятся в Индии. Первые религиозно-философские идеи содержатся в Ведах, которые подразделяются на четыре сборника, старейший и наиболее оригинальный из которых – это Ри

Философия Древнего Китая
Самая ранняя и самобытная китайская философия – даосизм. Ее основные положения были сформулированы Лао-цзы в небольшом сборнике Дао-дэцзин («книга о Дао и дэ»). В основе даосской философии лежит пр

Античная философия
Греческая философия – богатейшая сокровищница идей, она удивляет их глубиной и разнообразием, а также основополагающим характером для дальнейшего развития философской мысли. Античная философия разв

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Задолго до разрушения Римской империи возникает новый тип философии, связанный с религиозной идеологией. Ее основой был монотеизм, общий для иудаизма, христианства и ислама, но чуждый античному мир

Христианская патристика
По названным уже причинам, философия средних веков сочинениями «отцов церкви», получивших общее название патристики. Один из первых ее представителей – Климент Александрийский. Уже в его сочинениях

Средневековая схоластика
Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры,

Сущность диалектики
Для правильного понимания мира и человека необходимо выделить те принципы, на которых они существуют. Опыт и логика подсказывают, что ни мир, ни человек не находятся в состоянии хаоса, а напротив,

Альтернативы диалектики
Абсолютной альтернативой диалектики, т.е. ее полной противоположностью, является рассмотрение предметов и явлений обособленно и статически, т.е. вне связи и развития. Это имеет смысл на начальных э

Исторические формы диалектики
Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою п

Переход количественных изменений в качественные
Основополагающие принципы всеобщей связи и развития конкретизируется в законах, по которым эти принципы осуществляются. Значение закона в том, что он имеет обязательный характер и подчеркивает не п

Взаимосвязь противоположностей
Люди издавна замечали противоположности, которые составляют и на которые распадаются различные предметы и явления. Это день и ночь, лето и зима, различие полов, хищники и жертвы, добро и зло и т.д.

Отрицание абсолютности отрицания
В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует п

Причина и следствие, необходимость и случайность
Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причины как взаимодействии между предметами и явлениями, приводящем к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, воз

Проблема познаваемости мира
Для того, чтобы человек мог эффективно действовать, т.е. ориентироваться в мире и достигать поставленных целей, он должен иметь знания. А знания добываются, поэтому жизнь предполагает непрерывный п

Субъект и объект познания
Методологический аспект гносеологии обращен к вопросу о том,как происходит познание, каким образом внешние характеристики вещей или идей превращаются в формы знания. Ключевыми понятиями, с помощью

Основные формы познания
Две основные формы, в которых осуществляется познание – это чувственная и рациональная. Первая из них предполагает познание с помощью органов чувств. Они обеспечивают непосредственное отражение объ

Истина и ее характеристики
Истина представляет собой одну из высших человеческих ценностей и в этом своем качестве заслуживает особого внимания. С гносеологической точки зрения истина есть соответствие знания реальности. В з

Определение критерия истины
Знание о том, что является истиной, еще не решает проблемы ее обнаружения в каждом конкретном случае. Для этого необходимо применение некоторых методов, точнее говоря, критериев, с помощью которых

Методы и формы научного познания
Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня. Первонач

Общелогические методы познания
Важнейшим методом познания является единство индукции и дедукции. Оно предполагает взаимосвязь движения мысли от единичного к общему и от общего к единичному. При рассмотрении любого предмета и его

Теоретические методы познания
В процессе диалектического отрицания одних качественных состояний другими происходит развитие от менее богатого, одностороннего, и в этом смысле абстрактного содержания к более богатому, многогранн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги