рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ В Процессе Диалектического Отрицания Одних Качественных Состояний Другими Про...

В процессе диалектического отрицания одних качественных состояний другими происходит развитие от менее богатого, одностороннего, и в этом смысле абстрактного содержания к более богатому, многогранному, конкретному. Эту закономерность впервые заметил Аристотель, аналогичным образом рассуждал Гегель. Развитие как направленное движение от абстрактного к конкретному является универсальным. Отмеченный принцип развития отражен в процессе познания, которое использует теоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он предполагает целесообразным начинать познание с простых, абстрактных понятий и переходить ко все более конкретным. Казалось бы, познание движется наоборот, от конкретного к абстрактному. На первичном его этапе, при переходе от чувственной формы познания к рациональной, именно так и происходит. Человек выделяет из множества конкретных чувственных данных главное и обобщает его, формируя некоторые абстракции. На теоретическом же уровне необходимо обогащение знания, т.е. его мысленная конкретизация. В этом смысле все развитие познания можно рассматривать как его движение от конкретного в чувствах к абстрактному, а от него – к конкретному в мышлении.

Эффективность познания во многом зависит от использования теоретического метода единства исторического и логического. Под историческим понимается сам процесс конкретного развития реальности, логическое же означает ее идеальный, мысленный образ (или прообраз). Указанный метод можно сформулировать так: всякая история имеет свою логику, а всякая логика имеет свою историю. Другими словами, история какого бы то ни было конкретного развития имеет смысл, который может быть выражен в форме некоторой логической закономерности, а любое логическое правило (закон, тенденция) неизбежно преломляется и раскрывается в конкретном историческом развитии. История вносит в логику некоторый хаос, а логика в историю – некоторый порядок. В этом смысле историческое и логическое – противоположности, так как они характеризуют противоположные стороны единого процесса, но именно поэтому историческое и логическое взаимно дополняют друг друга и отдельно существуют только в качестве понятий. Соответствие логического историческому никогда не бывает полным, абсолютным, поскольку в логике отражается не всякая связь, а лишь необходимая и существенная, т.е. закономерная. С другой стороны, историческое также не полностью соответствует логическому, когда последнее задано в качестве его генерального направления. Итак, сущность метода единства исторического и логического не в их предельном соответствии, которое невозможно, а в гармонии, соразмерности, взаимной дополнительности этих сторон развития.

На первый взгляд, метод единства исторического и логического вступает в известное противоречие с методом восхождения от абстрактного к конкретному: первый как будто требует начинать ход мыслей с того же, с чего начинается история, а второй – выделять не первую, а основную, определяющую абстракцию. В действительности противоречия между рассмотренными методами нет, так как существенная абстракция и является исторически первой, только может быть скрыта другими. Важнейшая цель теоретического исследования и состоит в ее обнаружении.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ... Философия возникает в первой половине первого тысячелетия до нашей эры Она... Классическая немецкая философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теоретические методы познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и функции философии
Каждый человек и общество в целом решают в своей жизни множество вопросов, имеющих разную степень сложности. При этом перед ними встает совсем немного вопросов и проблем, которые носят всеобщий хар

Материальное и идеальное
Самым простым и грубым типом реальности является материальное. Его отличительная особенность состоит в том, что оно может восприниматься органами чувств. Реальность материального удостоверяется так

Основной вопрос философии
Среди различных философских вопросов выделяется имеющий первостепенное и универсальное значение основной вопрос философии. Это вопрос о приоритете (смысловой первичности) различных типов реальности

Проблема единства мира
Одной из первых философских проблем является проблема единства мира. В самом деле, если философия по своему определению решает всеобщие вопросы, то наиболее общим среди них оказывается вопрос о еди

Древнеиндийская философия
Древнейшие корни философии находятся в Индии. Первые религиозно-философские идеи содержатся в Ведах, которые подразделяются на четыре сборника, старейший и наиболее оригинальный из которых – это Ри

Философия Древнего Китая
Самая ранняя и самобытная китайская философия – даосизм. Ее основные положения были сформулированы Лао-цзы в небольшом сборнике Дао-дэцзин («книга о Дао и дэ»). В основе даосской философии лежит пр

Античная философия
Греческая философия – богатейшая сокровищница идей, она удивляет их глубиной и разнообразием, а также основополагающим характером для дальнейшего развития философской мысли. Античная философия разв

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Задолго до разрушения Римской империи возникает новый тип философии, связанный с религиозной идеологией. Ее основой был монотеизм, общий для иудаизма, христианства и ислама, но чуждый античному мир

Христианская патристика
По названным уже причинам, философия средних веков сочинениями «отцов церкви», получивших общее название патристики. Один из первых ее представителей – Климент Александрийский. Уже в его сочинениях

Средневековая схоластика
Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры,

Философия Возрождения и Нового времени
Эпоху Возрождения можно считать своего рода культурной революцией по отношению к Средним векам. Ее название подразумевало возрождение античных культурных, в том числе философских традиций, однако в

Сущность диалектики
Для правильного понимания мира и человека необходимо выделить те принципы, на которых они существуют. Опыт и логика подсказывают, что ни мир, ни человек не находятся в состоянии хаоса, а напротив,

Альтернативы диалектики
Абсолютной альтернативой диалектики, т.е. ее полной противоположностью, является рассмотрение предметов и явлений обособленно и статически, т.е. вне связи и развития. Это имеет смысл на начальных э

Исторические формы диалектики
Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою п

Переход количественных изменений в качественные
Основополагающие принципы всеобщей связи и развития конкретизируется в законах, по которым эти принципы осуществляются. Значение закона в том, что он имеет обязательный характер и подчеркивает не п

Взаимосвязь противоположностей
Люди издавна замечали противоположности, которые составляют и на которые распадаются различные предметы и явления. Это день и ночь, лето и зима, различие полов, хищники и жертвы, добро и зло и т.д.

Отрицание абсолютности отрицания
В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует п

Причина и следствие, необходимость и случайность
Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причины как взаимодействии между предметами и явлениями, приводящем к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, воз

Проблема познаваемости мира
Для того, чтобы человек мог эффективно действовать, т.е. ориентироваться в мире и достигать поставленных целей, он должен иметь знания. А знания добываются, поэтому жизнь предполагает непрерывный п

Субъект и объект познания
Методологический аспект гносеологии обращен к вопросу о том,как происходит познание, каким образом внешние характеристики вещей или идей превращаются в формы знания. Ключевыми понятиями, с помощью

Основные формы познания
Две основные формы, в которых осуществляется познание – это чувственная и рациональная. Первая из них предполагает познание с помощью органов чувств. Они обеспечивают непосредственное отражение объ

Истина и ее характеристики
Истина представляет собой одну из высших человеческих ценностей и в этом своем качестве заслуживает особого внимания. С гносеологической точки зрения истина есть соответствие знания реальности. В з

Определение критерия истины
Знание о том, что является истиной, еще не решает проблемы ее обнаружения в каждом конкретном случае. Для этого необходимо применение некоторых методов, точнее говоря, критериев, с помощью которых

Методы и формы научного познания
Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня. Первонач

Общелогические методы познания
Важнейшим методом познания является единство индукции и дедукции. Оно предполагает взаимосвязь движения мысли от единичного к общему и от общего к единичному. При рассмотрении любого предмета и его

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги