Реферат Курсовая Конспект
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ В Эту Эпоху Наблюдается Большой Интерес К Проблемам Общества И Государства. О...
|
В эту эпоху наблюдается большой интерес к проблемам общества и государства. Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Важно, что создание идеального общества приписывалось весьма отдаленным и вполне неопределенным временам, достаточно ярко свидетельствовало о неверии авторов такой утопии в возможность создать идеального человека немедленно и в результате вполне элементарных усилий людей текущего времени.
Первый утопист эпохи Ренессанса — Томас Мор — английский государственный деятель, сторонник наук и искусств, пропагандист веротерпимости и яркий критик тогдашних феодальных и зарождавшихся капиталистических порядков.
У Мора рисуется человек довольно серого типа, по-видимому, управляемый государством абсолютистским. Все должны заниматься физическим трудом по государственному распределению, хотя науки и искусства вовсе не отрицаются, но даже превозносятся, особенно музыка. В брачные дела государство у Мора тоже вмешивается самым существенным образом, и многое в них определяется государственным декретом. Религия допускается любая, включая языческое поклонение небесным светилам. Требуется полная веротерпимость. Священники должны избираться народом. Деятельность атеистов ограничена, поскольку отсутствие религиозной веры мешает нравственному состоянию общества.
Семьям рекомендуется столоваться не отдельно, но в общих столовых. Одежда должна быть у всех одинаковой. В этом идеальном государстве не только утверждается институт рабства, но показывается даже и весьма выгодным как для государства, получающего в лице рабов дешевую рабочую силу, так и для всего населения страны, для которого рабы оказываются примером того, чего не нужно делать. Материальные удовольствия признаются, Однако у Мора высшим «духовным удовольствием» объявлена мораль.
У Мора выходит на первый план уравниловка в трудах и обязанностях, а также примат государства над любыми общественными организациями и над семьей. Это является модифицированным Ренессансом и что модификация эта направлена в сторону ликвидации стихийно-личного и артистически-субъективного индивидуализма классического Ренессанса.
Другой представитель возрожденческого утопизма — Томмазо Кампанелла — крупный общественный деятель своего времени, пострадавший за подготовку антииспанского заговора в Неаполе и проведший 27 лет в тюрьме, монах и убежденный коммунист раннего утопического типа. Черты раннего утопического коммунизма выступают у Кампанеллы гораздо ярче, чем у Мора. В своем трактате «Город Солнца» Кампанелла выдвигает на первый план учение о труде, об отмене частной собственности и об общности жен и детей, т.е. о ликвидации семьи как первоначальной общественной ячейки. В яркой форме ничего этого не было у Мора.
У Кампанеллы поражает смешение языческих, христианских, возрожденческих, научных, мифологических и целиком суеверных воззрений. Особенно сильно повлияло на Кампанеллу учение Платона в его «Государстве».В идеальном Государстве Солнца Кампанеллы, как и у Платона, во главе стоят философы и мудрецы, созерцатели вечных идей и на этом основании управляющие всем государством не столько светские правители, сколько самые настоящие жрецы и священнослужители. Они — абсолютные правители всего общества вплоть до мельчайшей бытовой регламентации. Люди днем должны ходить все в белых одеждах, а ночью и за городом - в красных, а черный цвет запрещается совсем. Такого же рода советы о труде, торговле, плавании, играх, лечении, о вставании утром, об астрологических приемах при основании городов и много других.
Браки совершаются только в порядке государственных декретов, а дети после вскормления грудью немедленно отбираются у матери и воспитываются в особых учреждениях без всякого знакомства с родителями. Мужей и жен вовсе не существует как таковых. Они даже не должны знать друг друга, как не должны знать и своих собственных детей. Здесь мы находим отказ от идей Возрождения, так как в эпоху Ренессанса человеческая личность была всё-таки на первом месте. Тут перед нами предстаёт модифицированный Ренессанс и именно Ренессанс, критикующий сам себя в общественно-политическом отношении.
Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма, которые были использованы другими философами в дальнейшем:
1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;
2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества;
3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;
4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;
5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость. Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.
16. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.
На смену эпохе Средневековья приходит новый период истории, который обычно называют Новым временем. Для этого периода характерны следующие черты:
1) Падает авторитет церкви и растет авторитет науки, выдвижение науки в ранг важнейших занятий человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс - Бэкон;
2) В культуре светские элементы начинают преобладать над церковными;
3) Авторитарные политические режимы постепенно сменяются демократическими;
4) Полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры и разума невозможны. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума – Гоббс.
5) Развитие наук и конечное подчинение человечеством природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный и общий метод мышления, способный действовать во всех науках. Поэтому в центре внимания новой философии – теория познания.
При поисках этого «суперметода» философы Нового времени разделились на эмпириков (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила. 1). Правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция. 2). Правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи. 3). Правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». 4). Правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.
Очерченные таким образом правила, Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт.
Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.
Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны, человек обладает врождёнными идеями.
Фрэнсис Бэкон известен как родоначальник эмпиризма, основоположник опытной науки. Наиболее значительной является работа Ф. Бэкона «О достоинстве и приращении наук». Считается автором изречения «знание – сила». Эмпирический опыт Бэкона отличает то, что он максимально опирается на разум при анализе фактов. Ф. Бэкон был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.
Философу принадлежит заслуга разработки опытно-индуктивного метода познания: постоянное образование новых понятий путём истолкования фактов и явлений природы. Он включает в себя: • наблюдение фактов; • их систематизацию и классификацию; • отсечение ненужных; • разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; • обобщение.
Ф. Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т. е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», т. е. ориентации, свойственные человеческому роду, в частности ожидание большего порядка, чем существующий в реальности. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум. «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, напр. религиозные.
Дж. Локк и Т. Гоббс: сенсуализм как эмпирическая концепция.
Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные детской психологии и этнографии, философ указывает, что если бы идеи были врожденными, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Имеющиеся наблюдения за детьми и душевнобольными свидетельствуют о том, что в действительности такие идеи, как понятие о Боге и душе, добре, зле и справедливости, ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны. Локк считал, что источником знаний являются ощущения, идеи берутся из опыта.
Познание, по Гоббсу, осуществляется посредством идей. Источником идей могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Он отвергает точку зрения Р. Декарта, согласно которой исходным пунктом достоверного знания является мышление, а также выступает против его учения о врожденных идеях. Опыты показывали, что люди, погруженные в глубокий сон без сновидений, не мыслят, значит, у них в это время нет никаких идей. Отсюда Гоббс выводит, что никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. В соответствии с этим Т.Гоббс полагает, что внешние чувства — источник не только идей, но и всего нашего познания.
Беркли и Юм: субъективный идеализм.
Беркли считал, что все наши идеи являются ощущениями, а ощущений нет вне разума. Следовательно, вне разума нет ничего. Всякое ощущения является конкретным, а не абстрактным Общих понятий не существует: нет цвета, есть только конкретный цвет; нет звука, есть только конкретный звук. Поэтому и материи не существует, она абстрактна, не воспринимаема. Существовать значит быть воспринимаемым или воспринимать. Как же тогда существует мир, если мы его не можем постоянно непрерывно воспринимать в каждом его элементе? Бог всё время воспринимает мир, поэтому мир существует.
Юм – последователь Беркли. Он считал, что содержание человеческого разума — это впечатления и идеи. Идеи – это слабые образы впечатлений в разговорах и рассуждениях. Он отрицает врожденные идеи Декарта, поскольку чтобы создать идею чего-либо, надо сначала это что-либо увидеть. Идеи формируются из чувственного аппарата.
ВЫВОД. Эмпирики считали, что опыт – единственный источник познания. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений, идей. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректируют данные органов чувств. Знания должны идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий, то есть индуктивный метод – истинный метод.
Рационалисты считали, что восприятия и ощущения иллюзорны, т.к. мы можем ощущать то, чего нет (боль в потерянной конечности) и можем не ощущать некоторые звуки и цвета. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. «Я мыслю, следовательно, я существую» – Декарт. Затем по правилам дедукции мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержатся независимый от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основе ощущений, а до ощущений. Развивая их, человек может получить истинное знание о мире.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов