рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Возрожденческий Гуманизм Ренессанса Подразумевает Под Собой Не Защиту Прав Че...

Возрожденческий гуманизм ренессанса подразумевает под собой не защиту прав человека в современном смысле, а человеколюбие, признание возможности и необходимости воспитания Человека, личности. В эпоху Возрождения индивидуальность входит на первый план, вырастает новое самосознание и общественная позиция. В поисках соответствующего идеала новая эпоха обращается к античности, ориентированной на активного, деятельного человека, утверждающей величие, красоту, неограниченные духовные возможности личности, право на счастье и оптимистический взгляд на мир. Эпоха Возрождения сделала гуманизм знаменем времени, возвратив человеку радость и полноту жизни.

Философия Возрождения формирует новую картину мира – пантеистическую с ее утверждением: «Бог во всем!». Второй, наряду с пантеизмом ярко выраженной чертой новой философии становится антропоцентризм. Если античность отдавала предпочтение Космосу, природе, а средневековье - Богу и богочеловеческим отношениям, то Возрождение обратило свой взор к человеку как центральному звену космического бытия, признав его самоценным и провозгласив свободу личности основной предпосылкой его творчества и всестороннего развития сущностных сил.

Задача воспитания «нового человека» в эпоху Возрождения осознается как главная задача эпохи. Humanitas (откуда происходит слово «гуманизм») в ренессансном представлении подразумевает самопознание и самосовершенствование. Разносторонность – идеал эпохи Возрождения. Человек как художник, творец – символ Ренессанса. С помощью преобразовательной деятельности, человек создаёт новый мир и творит самого себя. Личность – это категория нравственно-этическая, задача личности сводится к умению различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различием.

Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни, то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. Если прежде новаторство и эксперимент осуждались как грех и ересь, изменение природного мира представлялось недопустимым, то сейчас они стали поощряться; пассивность, монашеская созерцательность стали казаться преступлением; утвердилась идея, что Бог создал природу ради служения человеку, обнаружения его дарований.

Если искусство эпохи Античности делало акцент на гармонии физического тела человека, на его физической красоте, а искусство Средневековья сосредотачивалось вокруг пропорций лица (тело считалось временным пристанищем души и, соответственно, злом), то в эпоху Возрождения на первый план выходит символизм и синтез гармонии и пропорции. Ренессанс стоит на позиции, что человек прекрасен в своём дуализме: он творит свою физическую красоту, а лицо отражает его индивидуальность. (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рубенс и др).

Николай Кузанский стоял на позиции пантеизма: Бог сливается с природой, растворяется в ней, он не трансцендентен, а пронизывает собой всё («Бог во всём, и всё в Боге»). Он не персонифицирован, не может быть определён конечным термином. Несмотря на мистическую окраску, философско-пантеистические взгляды Н. Кузанского основательно поколебали старые представления о Вселенной. Вселенная – это бесконечное развертывание божественного первоначала. Из них воспоследовали мысли о тождестве законов земного и небесного миров, о бесконечности и безграничности Космоса, о том, что Земля не является неподвижным центром Вселенной. Поскольку мир бесконечен, познавая его, человек всё равно остаётся в неведении. Процесс познания осуществляется с помощью чувственности, рассудка и разума. Разум бесконечно приближается к истине, но конечному существу (человеку) не познать бесконечный мир. При этом Кузанский не был агностиком, он считал, что познать мир в принципе возможно, но не человеку, которому свойственно «учёное незнание».

Гуманистические устремления определили еще одну особенность философии Возрождения – повышенный интерес к социально-политическим проблемам, поискам идеала совершенного, справедливого общества, где только и может достойно и гармонично развиваться человек. Никколо Макиавелли рассуждал об эгоистической природе человека и интересе как глубинной основе человеческих поступков, о государстве, как организации, которая смогла бы регулировать взаимоотношения между людьми. Макиавелли давал трезвую оценку современного ему общества, изобилующего недостатками и отвратительными методами, давая понять, что в таком обществе трудно оставаться нравственным. Томас Мор и Томмазо Кампанелла разрабатывают идеи утопического социализма и коммунизма — образца идеального общественного устройства, где основной ценностью является человек, а не деньги, важным принципом построения – справедливость, главной задачей – всестороннее развитие личности.

Философия эпохи Возрождения – значительная страница в мировой философии. Разрабатывая новое мировоззрение с его гуманистическими, натуралистическим и рационалистическими идеями, ставя в центре мироздания не Бога, а природу и человека, она подготовила фундамент философии Нового времени и эпохи европейского Просвещения.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Философия – наука, (теоретическое мировоззрение) о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Терминфилософия в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости. Слово филосо

МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Древнейшие философии восточного и западного мира возникли в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом з

УЧЕНИЕ О БЫТИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие

АНТИЧНАЯ ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само пон

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Платон являет

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.
Аристотель — древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителе

Гедонизм (эпикурейцы).
Эпикуреизм (Эпикур, Гораций, Лукреций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать ощутимость как некое первосвойство, некая аксиома. Подлинным источником познания,

Стоицизм.
В конце 4 в до н. э. в Греции формируется стоицизм. Стоицизм – это философия долга, философия судьбы. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непок

Скептицизм.
Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Представители данного направления

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Средневековая философия — длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим и обусловлена специфика данного периода в философии

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.
Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Между периодами средневековой философии нет чётких грани

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В эту эпоху наблюдается большой интерес к проблемам общества и государства. Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Важно, что создание идеального общества припис

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь измене

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги