рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Средневековая Философия – Длительный Отрезок В Истории Европейской Фил...

Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Между периодами средневековой философии нет чётких границ, но тем не менее её принято разделять на патристику и схоластику. Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. На передний план для схоластов выходят отношения разума и веры, религии и науки.

По своей сути схоластика – философия, приспособленная для обучения народных масс основам христианского мировоззрения. Она сформировалась в период абсолютного господства христианской идеологии во всех сферах общественной жизни Западной Европы. Ее представители стремились создать стройную систему христианского мировоззрения. Перед философией ставилась троякая задача – с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усвояемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Руководство церкви всполошилось и обязало католических теологов найти средства противодействия влиянию свободомыслия, учитывая при этом возросший авторитет науки и философии. Наилучшим образом, с точки зрения церкви, поставленную задачу решил ФОМА АКВИНСКИЙ. Не случайно вскоре после смерти философа его учение католицизм признал в качестве официального. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму. Разум и вера направлены к познанию одной и той же истины – Бога, но делают это по-своему. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию. Проведя границу между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии и тем самым обосновал их относительную самостоятельность

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма, которая исходит из проблема универсалий – проблемы общих понятий.

«Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под РЕАЛИЗМОМ подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Доказательство бытия Бога Ансельмом Кентерберийским сводилось к тому, что Высшее существо может существовать только реально; если оно – лишь мыслимо, то оно не может быть высшим. Раз Бог как высшее существо реален, то реальны и общие понятия – универсалии. То есть реальное существование универсалий говорило о реальности бытия Бога. Поэтому это направление поддерживалось церковью.

Противоположное направление носило название НОМИНАЛИЗМА. Согласно номиналистам, общие понятия – только имена. Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Философия – наука, (теоретическое мировоззрение) о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Терминфилософия в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости. Слово филосо

МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Древнейшие философии восточного и западного мира возникли в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом з

УЧЕНИЕ О БЫТИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие

АНТИЧНАЯ ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само пон

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Платон являет

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.
Аристотель — древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителе

Гедонизм (эпикурейцы).
Эпикуреизм (Эпикур, Гораций, Лукреций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать ощутимость как некое первосвойство, некая аксиома. Подлинным источником познания,

Стоицизм.
В конце 4 в до н. э. в Греции формируется стоицизм. Стоицизм – это философия долга, философия судьбы. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непок

Скептицизм.
Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Представители данного направления

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Средневековая философия — длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим и обусловлена специфика данного периода в философии

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.
Возрожденческий гуманизм ренессанса подразумевает под собой не защиту прав человека в современном смысле, а человеколюбие, признание возможности и необходимости воспитания Человека, личности. В эпо

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В эту эпоху наблюдается большой интерес к проблемам общества и государства. Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Важно, что создание идеального общества припис

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь измене

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги