рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ. - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Аристотель — Древнегреческий Натуралист, Философ, Создатель Логики И Н...

Аристотель — древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Философское учение. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на мир вещей и мир чистых идей, а каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

· не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

· существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

· данные вещи называются индивидуумы и они являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории. Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос, причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: 1) Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; 2) Форма — «то, как»; 3) Действующая причина — «то, откуда». Началом всех начал является Бог; 4) Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Идея души. Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама нетелесна.

Теория познания и логика. Первый уровень познания – чувственное. Познание – развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным. Градация: ощущение ® представление ® опыт, усиленный памятью ® искусство ® наука – вершина. Задача научного познания – постижение всеобщего и необходимого.

Чувственное познание считал истинным. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, трудно, ибо сущность как предмет познания скрыта. Аристотель различает более явное и известное для нас и более явное и известное с точки зрения природы вещей. Первое - это тот мир, который дается нам в чувственном восприятии, а второе - сути бытия и причины (формы) отдельных вещей и тем более первоначала и первопричины. Они-то наиболее трудны для познания.

Теоретическое познание необходимо предохранить от пустой спекулятивности, это ведет Аристотеля к развитию логики, которую понимал как орудие научного познания, т.е. заложил основы логики как науки. Он формулирует закон тождества (предметы тождественны сами себе), закона противоречия (невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание и его отрицание) и закона исключенного третьего (из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно).

Космология Аристотеля. Аристотель учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз.

Человек. Для Аристотеля человек — это, прежде всего, общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о государстве. Государство - «творение природы», продукт естественного развития. В основе его лежат потребности людей. В своем труде «Политика» Аристотель указывает на основное предназначение государства как достижении общего блага.

Для Аристотеля, полис (государство) представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку сделать государство «чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству приводит к уничтожению государства. Происхождение государства Аристотель изображает как естественный процесс. Людей среднего достатка Аристотель считал лучшими в полисе, его надежной опорой, ибо они способны понять общее благо.

10. ПОЗДНЕАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

ФИЛОСОФИЯ ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ... МИФ РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА АРИСТОТЕЛЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Философия – наука, (теоретическое мировоззрение) о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Терминфилософия в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости. Слово филосо

МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Возникновение, становление философии – сложный для историко-философского анализа процесс. В философской литературе родословная философии давно уже получила определение «от мифа к логосу». Одним из

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
Древнейшие философии восточного и западного мира возникли в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира. В целом з

УЧЕНИЕ О БЫТИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.
Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы стремились выявить предель­ные основы, первоначала мира, гарантирующие

АНТИЧНАЯ ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.
Диалектика(греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само пон

ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА.
Этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание». Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д.

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА.
Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности. Платон являет

Гедонизм (эпикурейцы).
Эпикуреизм (Эпикур, Гораций, Лукреций) исходит из того, что любому ощущению, чувству должна предшествовать ощутимость как некое первосвойство, некая аксиома. Подлинным источником познания,

Стоицизм.
В конце 4 в до н. э. в Греции формируется стоицизм. Стоицизм – это философия долга, философия судьбы. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непок

Скептицизм.
Основной принцип жизни, по Пиррону, безмятежность (атараксия). Философ стремится к счастью, но оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Представители данного направления

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Средневековая философия — длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим и обусловлена специфика данного периода в философии

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ.
Средневековая философия – длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Между периодами средневековой философии нет чётких грани

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА.
Возрожденческий гуманизм ренессанса подразумевает под собой не защиту прав человека в современном смысле, а человеколюбие, признание возможности и необходимости воспитания Человека, личности. В эпо

НАТУРФИЛОСОФИЯ И ДИАЛЕКТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В эту эпоху наблюдается большой интерес к проблемам общества и государства. Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Важно, что создание идеального общества припис

ПРОБЛЕМА СУБСТАНЦИИ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Субстанция (латин. substantia — сущность) есть то, что лежит в основе. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь измене

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги