рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепции истины. Проблема критериев истины

Концепции истины. Проблема критериев истины - раздел Философия, Философия Рассматривая Философскую Теорию Истины, Мы Ставим Два Вопроса: · Как...

Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса:

· какие свойства знания определяют его истинность?

· как отличить истину ото лжи или заблуждения?

В русской философии понятия «ложь» и «заблуждение» разграничил В. Соловьев. Заблуждение — когда человек ошибается не специально, не зная истины. Ложь — зная истину, специально отступить от нее.

По Аристотелю, утверждение или знание истинно, если оно фиксирует действительно происшедшее событие или действительно существующие отношения.

Но определение Аристотеля находит в философской традиции разные истолкования:

1. По-разному объясняется, что означает «соответствие». Истина — это характеристика только наших знаний, мыслей, а не предметов. Предметы материальны, мысли идеальны, следовательно, соответствие между ними должно быть совпадением объектов с принципиально разными способами существования.

2. По-разному раскрывается понятие «действительность», исходя из разных представлений о том, какая часть реальности обладает настоящим, подлинным существованием. Для материализма действительность — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем. Поэтому истина объективна, она определяется предметами объективного мира, а не мнениями людей. Истина не может быть различной. Для идеализма действительность — это духовная реальность. Истина и заблуждение разграничиваются в сфере сознания. С точки зрения объективного идеализма, действительность — это абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей. Например, у Платона истинно то, что соответствует эйдосам, а не вещам. Религиозные идеалистические направления признают действительным в полном смысле только Бога, поэтому истинно то, что соответствует его замыслам и воле. С точки зрения субъективного идеализма, действителен лишь мир ощущений, восприятий. Беркли: «Быть — значит быть воспринимаемым; то, что за его пределами — гипотетично». Поэтому истинно только то, что соответствует нашему восприятию, согласуется с опытом.

Существует два направления темы истины:

· неопозитивизм (30-е гг. ХХ в.), в соответствии с которым по-настоящему истинны только «протокольные предложения, фиксирующие «атомарные факты»;

· истинно то, что соответствует прежним знаниям и прежним данным, согласуется с общим представлением о реальности.

Иррационалистические направления трактуют внутренний мир человека как поток эмоций, переживаний, волевых импульсов, поэтому истинно то, что вписывается в этот мир, позволяет его выразить и гармонизировать. Следовательно, нет истины для всех. Истина по-своему переживается и осмысливается разными людьми, она субъективна.

От определения истины зависит и решение вопроса о критериях истинности. В самом общем виде критерием истины является практика. Практика — это материальная преобразующая целенаправленная деятельность. Сущность критерия практики: на основе имеющихся у нас представлений мы воздействуем на объект. Если результат воздействия совпадает с ожидаемым, значит, наше представление было истинным. В науке форма существования практики — это опыт. Но в конкретном применении критерий практики ограничен существующим исторически уровнем развития практики, абстрактным характером некоторых теоретических областей. Поэтому различные философские направления предлагают и обосновывают еще ряд дополнительных критериев истины.

Логические критерии истины: соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость, целостность и системность теории, соответствие общим принципам и законам науки. Всю эту группу обосновывает философское направление — теория когеренций.

Ценностные критерии истины:

· истина — это то, с чем все согласны, или согласно большинство, то, что объединяет людей (теория общезначимости);

· истина — это то, что принято в результате договоренности как удобная система описания (конвенционализм);

· истина — это то, что помогает человеку, приводит к практическому успеху (прагматизм);

· истина — это то, что важнее всего для человека, его жизненные ценности (экзистенциализм).

Эти критерии истины могут характеризовать не только истину, но и заблуждение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования... Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и... ВлГУ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепции истины. Проблема критериев истины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ведение
Лекция 1. Предмет, структура и функции философии……………………………………4 Лекция 2. Античная ранняя греческая философия………………………………………10 Лекция 3.

Лекция 1. Предмет, структура и функции философии
План 1. Структура и предмет философии 2. Функции философии 3. Значение философии 4. Специфика философии   Философия — учение о мире в цело

Античные школы стоиков, скептиков и эпикурейцев
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом об

Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальн

Философия всеединства Вл. Соловьева.
Величайшим русским мыслителем был и остается Вл. Соловьев (1853-1900). Центральная идея его творчества - идея Богочеловечества. Она объединяет в целостную систему, систему всеединства его представл

Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы.
После Вл. Соловьева наиболее репрезентативной фигурой русской общественной мысли можно считать Н.А. Бердяева (1874-1948). Талант его многосторонен и трудно укладывается в прокрустово ложе привычных

Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации
Исторические типы взаимосвязи природы и общества определяются переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Существуют три основных этапа такой взаимосвязи: 1 этап — человеческое

Лекция 9. Философия жизни Ф. Ницше
В основе всего сущего знаменитым философом Фридрихом Ницше признается жизнь. «Жизнь стоит над всем». Иррационализм Ницше — последовательное уничтожение разумного постижения — «мир хаотичен». По Ниц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги