рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации

Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации - раздел Философия, Философия Исторические Типы Взаимосвязи Природы И Общества Определяются Переходом От Пр...

Исторические типы взаимосвязи природы и общества определяются переходом от присваивающего к производящему хозяйству. Существуют три основных этапа такой взаимосвязи:

1 этап — человеческое общество не выделяется из природы;

2 этап — разделение труда, совершенствование организации трудового процесса и орудий труда приводит к тому, что человек создаёт вокруг себя мир «второй» природы, материальный и духовный мир культуры;

3 этап — современное состояние — глобальный экологический кризис.

Глобальные проблемы человечества определяются следующими составляющими:

1. Демографическая проблема. В 1650 г. население Земли составляло 0,5 млрд. человек и увеличивалось на 0,3% в год. В 1900 г. — 1,6 млрд. и увеличивалось на 0,5% в год. В 1970 г. — 3,6 млрд. и увеличивалось на 2,1% в год. В 1991 г. — 5,4 млрд. и появилась обнадёживающая тенденция — годовой прирост населения снизился до 1,7% в год. Хотя в абсолютных цифрах прирост продолжал возрастать и составлял в 1991 г. 92 млн. человек. Доля населения Земли, проживающая в развитых странах постепенно уменьшается. Если в 1950 г. в развитых странах проживало 33% населения Земли, то в 1980 г. — только 25%, а к 2025 г. по прогнозам снизится до 16%.

2. Неравномерность в распределении доходов. На начало 90-х гг. в мире было 157 миллиардеров, 2 миллиона миллионеров и 1,1 млрд. человек, доход которых составлял менее одного доллара в день. Доход 20% самых богатых был в 1989 г. В 59 раз выше дохода 20% самых бедных. Это соотношение в 1960 г. было 30:1, в 1970 г. — 32:1, 1980 г. — 45:1.

3. Уменьшение биологического разнообразия. С 1600 г. полностью уничтожено 100 видов млекопитающих и 200 находятся под угрозой уничтожения, 130 видов птиц (100 под угрозой), 500 видов растений (3500 под угрозой).

4. Гибель тропических лесов. На начало 90-х гг. в Латинской Америке площадь тропических лесов уменьшалась на 0,9% в год, в Азии — на 1,2% в год, в Африке — на 0,8% в год.

5. Повышение среднегодовой температуры Земли. В 1970 г. среднегодовая температура Земли составляла 14,9 градуса, в 1980 г. — 15,1 градуса, в 1990 г. — 15,3 градуса.

Два предыдущих глобальных кризиса человечество уже пережило, по крайней мере две бифуркации — два качественных изменения характера своего развития. Первая перестройка произошла ещё в палеолите и привела к утверждению системы табу — зачаткам нравственности, ограничивающей действие биосоциальных законов. Среди них особое место занимало табу «Не убий!», утверждение которого перевело процесс развития человеческого рода из канала биологической эволюции в канал общественного развития.

Вторая перестройка произошла в неолите. В начале неолита люди были прежде всего охотниками и собирателями. Однако в связи с усовершенствованием оружия человечество весьма быстро (может быть, даже за одно – два тысячелетия) извело всех крупных копытных и мамонтов — основу своего пищевого рациона времен раннего неолита, и охота уже не могла больше обеспечить пропитание людей. Человек оказался на грани голодной смерти и был обречён на деградацию. Он имел и реальный шанс вовсе исчезнуть с лица Земли, как исчезали многие другие биологические виды. Судя по всему, многие популяции наших предков были на грани исчезновения. А некоторые вымерли, не сумев справиться с трудностями, или были уничтожены другими популяциями человека в борьбе за ресурс, который был у них общим.

Однако в целом судьба homo sapiens, точнее — кроманьонцев, оказалась более благополучной и неолитический кризис, несмотря на то, что население планеты уменьшилось почти на порядок, был стартом нового взлёта в развитии человечества. Человек изобрёл земледелие, а несколько позднее и скотоводство, т. е. начал создавать искусственные биогеохимические циклы — искусственный кругооборот веществ в природе. Тем самым он качественно изменил свою экологическую нишу и положил начало той цивилизации (тем цивилизациям), плодами которой мы пользуемся ещё и сегодня и с которой связаны все те новые трудности, не преодолев которые, мы вряд ли сможем сохраниться на Земле как биологический вид.

Обе бифуркации имели планетарный характер. Первая имела своим следствием практическое прекращение (точнее — резкое замедление) чисто биологической эволюции и выделение кроманьонца в качестве единого представителя нашего биологического вида, вторая сформировала ту экологическую нишу, в которой мы живем и в настоящее время. Сейчас человечество стоит на пороге третьей перестройки такого же масштаба.

Одними из первых, кто не только стали всерьез говорить о глобальных проблемах человечества, но и привлекли к ним общественное внимание, стали учёные и общественные деятели из так называемого Римского Клуба. Эта международная неправительственная организация была создана в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста, предпринимателя и общественного деятеля Аурелио Печчеи (1908 – 1984 гг.). Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из более чем 50 стран мира. На ежегодных собраниях, симпозиумах, семинарах заслушиваются доклады, которые являются предметом обсуждения.

В 1992 г. прошла Конференция по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро. В конференции приняли участие главы и высокопоставленные должностные лица 179 правительств. К ним присоединились сотни официальных лиц из организаций системы ООН, представителей местных властей, деловых, научных, неправительственных и других кругов. В результате встречи в Рио было принято 5 документов:

1. Рио-де-жанейрская декларация по окружающей среде и развитию.

Ее 27 принципов определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей. Рио-де-жанейрские принципы включают следующие идеи: люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития и охране окружающей среды, на благо нынешних и грядущих поколений.

2. Повестка дня на ХХI в. — исторический документ на 700 страницах, содержащий программу того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения. Повестка дня на ХХI в. предусматривает варианты предотвращения ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного потребления, здравоохранения и образования. Всем отводится своя роль: правительствам, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам, женщинам, молодёжи и детям. В Повестке дня на ХХI в. предусмотрено финансирование всех сторон и аспектов программы устойчивого развития. Всего на цели устойчивого развития предполагается затрачивать 565 млрд. долларов ежегодно.

3. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов.

4. Конвенция ООН об изменении климата. Её целью является стабилизация концентрации газов, вызывающих парниковый эффект.

5. Конвенция о биологическом разнообразии требует, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия.

По этим причинам более уместно говорить не о ноосфере, а об эпохе ноосферы, когда человек уже сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимоотношение с окружающей средой, которое позволит развиваться и обществу, и Природе. Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям «экологического императива», пойти на самоограничение в потреблении, в желаниях? Ответ на этот вопрос сможет дать только история. Т. о., переход биосферы в ее новое состояние, которое мы называем теперь ноосферой, т. е. вступление человечества в новую эру своего развития, в эпоху ноосферы, обеспечение коэволюции человека и биосферы не могут произойти автоматически. Это будет мучительный и небыстрый процесс выработки новых принципов согласования своих действий и нового поведения людей. Другими словами, новой нравственности.

Каковы же реальные пути преодоления экологического кризиса, решения экологической проблемы?

Прежде всего, необходим коренной поворот в отношении общества к природе. Главное здесь — формирование технологического способа экологизированного производства, при котором деятельность человека по преобразованию природных веществ и энергии происходит под его контролем и управлением с помощью природных же процессов и механизмов, как это имеет место при использовании биотехнологии и генной инженерии в сельском хозяйстве. Новый технологический способ производства предполагает глубокие изменения в технической политике, в требованиях к НТП.

Первое из этих требований состоит в экологизации всех основных групп техники и технологии, связанных с извлечением из природной среды веществ, энергии с их первичной и последующей переработкой. Наряду с формированием нового технологического способа производства необходимо решение еще двух емких задач: во-первых, повышения уровня регулирования и управления в сфере отношения природы и общества и, во-вторых, повышения уровня экологической культуры, экологического сознания и поведения масс. Иными словами, заботиться следует не о сохранении «среды обитания» для благополучия человека, т. е. ради чисто эгоистической цели, которой в принципе можно и поступиться ради других эгоистических же целей (что зачастую и делается), а о выполнении главного назначения человека — о сохранении жизни на Земле как уникальной колыбели живого в нашей части Вселенной. Осознание этой миссии позволило бы не только утвердить экофильную стратегию экономических и социальных преобразований, но и сделало бы человеческое существование более осмысленным. Задача состоит в том, чтобы реализовать глубокую экологию, т. е. восстановить былое единение человека с его биотическим окружением, а экологическое благополучие в том или ином регионе измерять не только тем, насколько природные параметры благоприятны для человека, но и тем, насколько они хороши и для биоценозов этого региона. Человечество не сможет выжить иначе, как осуществляя постоянную деятельность по сохранению разнообразия живого, реализуя на практике то, что великий гуманист Альберт Швайцер образно назвал «благоговением перед жизнью».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования... Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и... ВлГУ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ведение
Лекция 1. Предмет, структура и функции философии……………………………………4 Лекция 2. Античная ранняя греческая философия………………………………………10 Лекция 3.

Лекция 1. Предмет, структура и функции философии
План 1. Структура и предмет философии 2. Функции философии 3. Значение философии 4. Специфика философии   Философия — учение о мире в цело

Античные школы стоиков, скептиков и эпикурейцев
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом об

Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальн

Философия всеединства Вл. Соловьева.
Величайшим русским мыслителем был и остается Вл. Соловьев (1853-1900). Центральная идея его творчества - идея Богочеловечества. Она объединяет в целостную систему, систему всеединства его представл

Н.А. Бердяев: философия творчества и свободы.
После Вл. Соловьева наиболее репрезентативной фигурой русской общественной мысли можно считать Н.А. Бердяева (1874-1948). Талант его многосторонен и трудно укладывается в прокрустово ложе привычных

Концепции истины. Проблема критериев истины
Рассматривая философскую теорию истины, мы ставим два вопроса: · какие свойства знания определяют его истинность? · как отличить истину ото лжи или заблуждения? В русской

Лекция 9. Философия жизни Ф. Ницше
В основе всего сущего знаменитым философом Фридрихом Ницше признается жизнь. «Жизнь стоит над всем». Иррационализм Ницше — последовательное уничтожение разумного постижения — «мир хаотичен». По Ниц

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги