Реферат Курсовая Конспект
Становление философии как науки. - раздел Философия, Философия - её предмет и роль в обществе Причины Становления Философии Как Науки: ...
|
Причины становления философии как науки:
1. Экономические:
а) скачок в развитии производительных сил;
б) появление товарно-денежных отношений;
в) отделение умственного труда от физического.
2. Политические:
а) ослабление родо-племенных структур;
б) возникновение первых государств.
3. Социальные:
а) возникновение классово-сословной иерархии;
б) рост научных знаний.
Изучая первые философские трактаты, можно составить представление о совокупности вопросов, которые волновали первых мыслителей: как возник мир и из чего он состоит, что лежит в первооснове мира, развивается или покоится мир, место человека в системе мира и его основные качества, соотношение души и тела человека, проблема жизни, смерти и бессмертия человека; проблема судьбы и круговорота жизни.
Философия древнего Китая.
Древнекитайская философия представлена такими направлениями, как конфуцианство, даосизм, и др.
Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений Китая. Основатель - Конфуций, центральное место в его учении занимает человек. Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, где земля - основание, а небо - верхушка, то человек (по Конфуцию) находится посередине. Вниз его ведут самолюбие, страсти, а вверх - стремление к высшей гармонии.
В структуре учения Конфуция выделяется три нравственных принципа:
- человеколюбие
- почитание ритуала почтения к прошлому
- возвышенный человек - средоточие всех совершенств в человеке
"Если человек любит других, он не убежит в горы."
"Беспокойся о том, что ты не знаешь людей."
"Каждый человек должен ко всем относиться одинаково, судить самого себя, заимствовать у людей только хорошее"
Даосизм - учение о Дао (путь вещей). Основатель Лао-Цзынь призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Он считал, что все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути и соотношению двух начал - Инь и Янь (мужского и женского начала).
Философия древней Индии.
В истории древнеиндийской философии выделяют периоды:
- ведийский
- брахмано-буддийский
Со времён раннего Средневековья сложилась традиция делить все философские школы древней Индии на ортодоксальные школы (признавали авторитет вед) и неортодоксальые школы. Ортодоксальная - например, йога, неортодоксальная - буддизм.
Античная философия.
В античной филосойии сформировался и господствовал космоцентризм как тип философского мировоззрения: окружающий человека мир - огромное, таинственное и упордоченное целое (космос), а сам человек - это микрокосмос, малая вселенная.
Раннегреческие философы природы.
Спецификой греческой философии в начальный период её развития является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Раннгреческие философы природы ищут некое первоначало, из которого всё произошло.
Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, представляя его как бесконечное и видя в нём лёгкость изменяемости и превращаемости вещей.
Гераклит эфесский считал, что образом вечного движения является огонь, у него космос - это вечно полыхающий живой огонь, тождественный божеству. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
Философия Сократа.
Имя Сократа стало нарицательным и служит для выражения идей мудрости. Прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров: диалог стал его основным методом исследования. Он поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродеятель происходит из знания - человек, знающий, что такое добро, не станет поступать плохо.
Философия Платона.
Платон - объективный идеалист. У него космос прекрасен, полон божественного смысла, это царство идей, вечных и нетленных. По Платону мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей.
Идея - центральная категория в философии Платона. Мир идей - это истинное бытие, а вещи - тени идей, их слабые копиию. Трактуя идею души, Платон говорит, что душа человека до его рождения находится в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. В рассмотрении проблемы общества и государства Платон также опирался на теорию идей и идеала. Идеальное государство - это сообщество ремесленников-земледельцев, воинов и философов-правителей.
Философия Средневековья и Нового Времени.
Философия эпохи Средневековья.
В средневековой философии в общественном сознании доминировал теоцентризм как тип философского мировоззрения: мир - это творение Бога, как сверхъестественной и всемогущей животворной силы.
Таким образом, средневековая философия в западной Европе - это христианская философия. Её основными представителями являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Его мировоззрение глубоко теоцентрично. Проблема бога и его отношения к Миру выступает как центральное. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависим от своего творца как сверхъестественного и внематериального абсолюта. Августин истолковывает Бога как личность, сотворившую всё сущее есть благо. Бог есть источник бытия и блага, наивысшая красота.
<...> {спасибо виндообнове, блджад}
Западноевропейская философия XVII века.
В философии Эпохи Возрождения и Нового Времени сформировался антропоцентризм как тип философского мировоззрения: человек - это венец эволюции жизни на земле, творец собственного счастья и судьбы.
Общим пафосом Эпохи Возрождения стала идея гумманизма, т.е. отстаивания принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.
Развитие философии в Новое Время происходит за счёт углубленного изучения природы, соединения математики с естествознанием. Первым и величайшим исследователем природы в Новое Время был английский философ Френсис Бэккон - основоположник методологии, опытного научного исследования (обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.
Путём, ведущим к знанию, по его мнению, является наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение. Учёный должен в своих исследованиях идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям (индуктивный метод). Его девиз - "Знание - сила".
Рене Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проерке данных интеллекта (дедуктивный метод). У него вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Материя находится в непрерывном количественном и качественном изменении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир. Животные - это сложные машины, человек, в отличие от животных, обладает душой, разумом и речью, что выводит его за пределы действия законов механики.
Бенедикт Спиноза исповедовал натуралистическиий пантеизм. Бог отождествляется с природой. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характер личности. Материя, начиная от камня, и заканчивая человеческим мозгом, способно мыслить, хотя и в разной степени. Мышление тем совершеннее, чес шире круг вещей, с которыми человек контактирует.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Становление философии как науки Причины становления философии как науки... Немецкая классическая философия... Конец XVIII и первая половина XIX веков ознаменованы крупнейшими достижениями выдающихся немецких философов Им...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Становление философии как науки.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов