рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 4.

Вопрос 4. - Лекция, раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ Существует Три Типа Времени: Физическое (Космическое), Историческое И Экзисте...

Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени - круг, т.к. движение Земли вокруг Солнца идет по окружности, символ исторического времени - линия, которая не касается человеческого существования и которая может идти как в революционном, так и в эволюционном ритме, символ экзистенциального времени - точка, которая характеризует духовную реальность, изменения в данном времени происходят вертикально.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ВРЕМЕНИ

Историческое В. принято также называть социальным В. Оно зависит от человеческой

деятельности и на историческое В. оказывает влияние половозрастная структура человеческой популяции. В своих работах Легофф исследовал зависимость человеческой популяции (ее возраста и пола) и ускорения социального В. Он сделал вывод, что у первобытных народов и в средние века историческое В. текло быстро, т.к. продолжительность жизни была невелика и происходила быстрая смена поколений. Ситуация изменилась во второй половине XX в., когда В. резко замедлилось, т.к. продолжительность жизни в развитых странах существенно увеличилась: поколения меняются медленно и повышается роль старшего поколения, таким образом и весь ритм жизни замедляется.

Проблема измерения В. существовала давно и уже в древности люди знали, что различаются время года, время суток и т.д. По мере накопления знаний о В. время начали делить на эпохи, восприятие которых у разных людей различно.

В частности, Л.Н. Гумилев выявил несколько типов восприятия исторического В.:

1. Пассизм или тип времени, при котором люди чувствуют себя продолжателями дела предков, совершая подвиги во имя общего блага, а не для собственного возвеличивания. Такое восприятие В. есть в момент зарождения этногенеза.

2. Актуализм или тип времени, когда люди не думают о прошлом и будущем, живя настоящим и только для себя. В данный период времени подвиги совершаются с корыстной целью. Если количество актуалистов в обществе возрастает, то утрачивается связь с предыдущим поколением и растрачиваются накопленные богатства.

3. Футуризм, т.е. игнорирование настоящего и прошлого во имя будущего. Данное восприятие времени ест аномалия и может привести к гибели этноса.

4. Игнорирование времени происходит если время людей не интересует, т.к. из отсчета времени они не извлекают никакой пользы для себя. Если в обществе слишком много такого типа людей, то ход времени замедляется.

Историческое время отражает ритмы коллективных действий, а точкой отсчета для исчисления возраста цивилизации является наиболее важное для нее событие.

Особенностями исторического времени называют:

1) вектор ориентации;

2) доминирующие ценности.

Под вектором ориентации понимают общую направленность развития цивилизации: некоторые цивилизации направлены в прошлое (Индия), а некоторые - в будущее (США). При этом существуют группы людей в любом обществе с иной ориентацией, нежели, чем у основной массы.

Историческое время может быть цикличным либо линейным.

Если историческое время циклично, то происходят различные события, которые не связаны с динамикой времени, т.е. они не ускоряют время (такое течение характерно для Востока). Если историческое время движется линейно, то это поступательное или революционное движение к прогрессу. Такое время многие считают эталонным.

Философ Панарин в своей работе «Философия политики» считает, что линейность времени возможна благодаря инструментальному отношению к миру, благодаря линейности развивается материальная культура и потребительское общество. Т.е. отрицательное стороной линейного времени, безусловно, выступает накопление усталости в разных сферах социума, которая приводит либо к определенному взрыву либо упадку (т.е. замедлению развития).

Мобилизационные модели устройства общества строятся в расчете на ускорение исторического времени. Такое ускорение возможно за счет расходование энергии человека, что сопряжено с ухудшением здоровья и в последующем приводит к резкому замедлению развития общества вообще.

Социальная революция является локомотивом истории (по мнению Ленина), но это не совсем так: цена революции очень высока, т.к. происходит всеобщее ухудшение уровня жизни и разрушение ценностей, революция обычно приводит к кризису в духовной сфере человека. Достичь реального положительного эффекта можно лишь с помощью эволюционных подвижек.

Долгое время линейное время считали эталонным в Европе, но постоянное совершенствование одной модели развития не может постоянно осуществлять - тем самым создается миф ускорения. Природа живет по циклическим законам течения времени и постоянная линейность в развитии аномальна и противоречит природе. Постоянная линейность заканчивается катастрофой, тогда как циклическое развитие уравновешивает позиции разных сторон.

Циклически развиваются цивилизации на Востоке (традиционные цивилизации).

Значимость каждого цикла и его цели исследовали в разное время Платон, Аристотель, Сорокин, Гумилев и др. философы. Цикл истории определяется иногда интервалом в одно поколение и главной движущей силой цикла времени выступает жизненный опыт поколения. В каждой цивилизации ритм цикла зависит от жизненного ритма поколения, господствующего в обществе или составляющего элиту в обществе. Поколенческие циклы весьма приблизительны, но в целом политическая жизнь одного поколения длится около 30 лет. Соответственно, динамика исторического времени зависит от динамики поколения, господствующего на политической арене. В России на данный момент времени существует прозападное поколение политиков с ориентацией в сторону линейного времени, которое в принципе противоречит общему развитию страны, что может привести к разрушению цивилизации как таковой. Выходом из сложившейся ситуации может быть только смена политических элит, что в принципе не гарантирует выхода из кризиса, т.к. сам кризис был слишком серьезен.

Помимо названных выше типов времени и типов его развития Карл Ясперс в работе «Смысл и назначение истории» ввел термин «осевое время», обозначив данным понятием определенный период истории, в котором было положено начало историческому единству мира Данный период длился с 7-го по 2 вв. до н.э. и характеризовался тем, что в Китае, Индии и Греции начали происходить схожие исторические изменения в духовной жизни:

? обострилось ощущение надломленности человеческого бытия;

? было ожидание мировой катастрофы;

? появилось духовное подвижничество.

В данный период перед человечеством открылся ужас мира и собственная беспомощность, одновременно с этим возник вопрос о смысле жизни. Данные течения в обществе отразились в трудах ученых того времени: в Индии были созданы Упанишады, в Китае зародилось конфуцианство, а в Греции развивали свои теории Гомер, Парменид, Платон, Аристотель и еще ряд философов.

В этом же время появились первые пророки: Илия, Иеремия, Исайя, которые совершили духовный прорыв, заглянув в будущее и предсказав его.

Сам Ясперс называл только три цивилизации и не давал ответа, почему остальные цивилизации под влияние осевого времени не попали, тем самым тайну осевого времени до сих пор никто не разгадал. Смысл осевого времени также до конца не прояснен. Единственный вывод, который делал сам Ясперс. что последние две тысячи лет человечество живет именно тем, что создали в период своего существования эти три цивилизации, захваченные осевым временем.

Ясперс выделял 4 периода в истории:

1. Прометеевская эпоха, в период которой появились речь, огонь, орудия труда.

2. Эпоха великих культур древности с существованием которых появились письменность и государственность.

3. Осевая эпоха, в которую было начато формирование личности человека и его духовной открытости.

4. Эпоха науки и техники. Заложенные осевым временем основы человека сейчас оказались надломленными, о чем свидетельствует нигилизм. Человек осознает свои границы и стоит над пропастью, испытывая субстанциональное беспокойство, предчувствуя катастрофу духа. Т.е. эта ситуация схожа с духовным кризисом доосевого времени. Но наступит ли новое осевое время Ясперс не знает

Для осевого времени необходим такой фактор, как созидательный духовный порыв, импульс, который захватил бы сразу несколько цивилизаций. Такого фактора сейчас нет. Сама цель осевого времени - превратить человека в «человека» сейчас не стоит как главная и вообще мало волнует человечество. Т.о., Ясперс приходит к выводу, что для духовной реформации человек должен обратиться к Восточным культурам и начать познавать свой путь в жизни.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... Что такое философия Философия и мудрость... Исторические типы мировоззрения мифологическое религиозное философское...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 4.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1.
Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет реш

Вопрос 2.
В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Миф - беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за

Вопрос 3.
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы: 1) Что я могу знать?

Вопрос 4.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определени

Вопрос 5.
Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситу

Вопрос 1.
Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсужд

Вопрос 2.
Ряд ученых выделяет следующие уровни и виды бытия: 1. Бытие вещей и процессов, которое выражено в следующих уровнях: а) природа вещей и процессов; б) вещи, созданные чело

Вопрос 3.
Проблема небытия, как и бытия существует с древности. Так, древние римляне и греки размышляли на тему того, есть ли небытие и в чем оно существует. Существовала такая позиция, то небытие есть хаос

Вопрос 1.
В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.

Вопрос 2.
На протяжении второй половины XIX и весь XX в. в физике происходит революция: происходит резкая смена картин мира, т.е. быстро изменяется понятие материи. И именно эти подвижки в естествознании мен

Вопрос 3.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА? Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не

Вопрос 1.
Д. в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без Д. Д (в широком смысле) понимается как любое изменение. Д. не однотипный и н

Вопрос 2.
В 70-х гг. XIX в. Энгельс провел следующую классификацию форм движения материи: ? Механическое (преимущественно в пространстве) ? Физическое (теплота, изменение агрегатных состоян

Вопрос 3.
Прогнозировать движение открытых систем весьма сложно в силу того, что они неравновесны и нестабильны. Поведение открытых систем своеобразно и первым, кто решил их изучить был И. Пригожий, которого

Вопрос 1.
Пространство и время есть атрибуты материи, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство

Вопрос 2.
Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: не

Вопрос 3.
Свойствами времени являются следующие: 1. Объективность - поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2. Длительность ка

Вопрос 1.
Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знан

Вопрос 2.
Существует два уровня познания - познание чувственное и познание рациональное. Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-ло

Вопрос 3.
На протяжении XX в. идет дискуссия об истине и ревизия истинного мышления. Истина в классическом понимании - это соответствие знаний об объекте самому объекту. После Канта философы стали различать

Вопрос 1.
В обыденной жизни понятие и слово сознание чаще всего используется как эквивалент интеллекта, т.е. заменяет понятие умственной деятельности. Сознание есть отдавание себе отчета в том, что мы знаем

Вопрос 2.
Психические процессы человека не исчерпываются только сознанием, т.к. психика есть единое целое сознания и бессознательного. Отношения сознательного и бессознательного весьма сложны и требуют особо

Вопрос I.
Предмет социальной философии - общество. Философия истории или философия общества. Общество изучают различные науки: социология, экономика, политология. У социальной философии есть своя ос

Вопрос II.
Материалистическое понимание истории и исторический материализм - одно и то же - основная, официальная философия советского государства. Суть материализма: 1. Системообразующий фа

Вопрос III.
Законы общества - связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы, существенны. Общество развивается закономерно - так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а зна

Вопрос IV.
Всякая история решает вопрос о движущей силе общества. Материализм считал этой силой народ - как производителя материальных благ. Народ - движущая сила истории. Роль народа действительно в

Вопрос 1.
Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, т.к. затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Данный вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации

Вопрос 2.
Понятие природы имеет широкий и узкий смыслы. В широком смысле природа - окружающий нас материальный мир. Природа в узком смысле - это географическая среда обитания людей. Наука доказала, что приро

Вопрос 3.
По сути учения как единого целого не существует, как не существует и единообразного понимания того, что такое ноосфера. Впервые идеи о том, что таковая существует Вернадский высказал в Сорбонне, но

Вопрос 4.
Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однознач

Вопрос 5.
Развитие утилитарного отношения к природе привело к весьма негативным последствиям -истощению запасов энергетических ресурсов, металлов, изменению флоры и фауны. Т.е. произошло изменение всей биосф

Вопрос 6.
Географический детерминизм - течение, которое усматривало в природе основной фактор развития общества. Географический детерминизм возник в ХУШ в. и являлся прогрессивным направлением в науке, т.к.

Вопрос 1.
Социальная структура общества - это совокупность различных относительно устойчивых социальных общностей людей и определенный порядок их взаимодействия. Элементы структуры (социальные общности): кла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги