рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История возникновения и развития права собственности Русской Православной Церкви.

История возникновения и развития права собственности Русской Православной Церкви. - раздел Философия, Реферат по философии права Право Собственности Русской Церкви В Дореволюционный Период Прошло Три Главне...

Право собственности русской церкви в дореволюционный период прошло три главнейшие стадии: скопление недвижимости, ограничение и секуляризация права собственности. С момента своего появления на Руси и до конца XV в (т.е. в период феодальной раздробленности) русская церковь пользовалась неограниченным правом приобретения в собственность любого имущества. При этом использовались разнообразные способы приобретения имущества: жалованные грамоты князей, дарения, завещания, отказы со стороны частных лиц, оккупация незанятых земель, мена, купля, обращение в церковную собственность заложенного церквям и не выкупленного в срок имения и др. Именно в этот период русская церковь накопила огромные материальные ценности, принадлежащие ей на праве собственности. [31]

Церковные землевладения в России учреждаются с укреплением в стране христианского вероучения, когда заботы о Церкви,- попечение над ней земной власти столь же необходимо, как заступничество самой Церкви за мир. С рубежа XI - XII вв. земля начинает передаваться в церковную собственность, причем с запретом передачи, в том числе перепродажи, в иные руки. Способы приобретения земель в собственность церковью выделяются в этот период следующие: 1) пожертвования со стороны князей; 2) покупка на церковные средства; 3) покупка на личные средства епископа. В последнем случае по смерти епископа по канонам имущество должно было оставаться при кафедре.[32]

Обретение земельной собственности, в частности, дало церковным иерархам большую независимость от светской власти, возможность формировать собственную политику, в том числе и в противоположность княжеским стремлениям.

В период политической раздробленности происходит активное расширение монастырского землевладения за счет освоения ранее пустовавших земель и через практику «поминальных отказов» монастырям, в том числе и земель в собственность. Особенно много монастырей в этот период основывается на северо-востоке Руси, где они выступают проводниками колонизации, расчищают места для хлебопашества и монастырского, крестьянского строительства, налаживают торговые пути.[33]

В период нашествия монголов на Русь они стали увеличиваться быстрее и сделались еще значительнее. Этот рост объясняется через бегство населения от татарского тягла, потому как духовенство освобождалось от переписи: «и сочта всю землю Русскую,... только не сочта игуменов, попов, черновцев и кто служит святым церквам», а также от всех податей и повинностей, притом все ханы давали Русскому духовенству жалованные грамоты, или подтверждали грамоты своих предшественников.

Таким образом, время монгольского присутствия на Руси можно назвать одним из самых благоприятных периодов для накопления Церковью собственности. В этот период происходит освобождение монастырей и принадлежащих им территорий от податей. Тем самым, социальная мимикрия дала возможность не только выжить, но и создать новое хозяйство, заложить основы для бурного подъема Московского государства.

Церковные земли в период объединения русских земель сохраняли значительную обособленность от иных категорий, однако по сравнению с периодом монгольского владычества их положение ухудшилось, поскольку они утратили иммунитет от налогообложения и в целом сопряженные с церковными землями льготы теперь подлежали утверждению у великих князей московских. Московское государство пыталось освободить земли для государственных нужд и путем секуляризации (изъятие боярских земель даже не рассматривалось, поскольку в тот период именно боярство выступало основой власти московских князей), эта необходимость способствовала возникновению идей о пополнении государственной казны за счет церковных и монастырских имуществ.

По мере централизации власти на Руси стали приниматься ограничительные меры, направленные на недопущение роста архиерейских и монастырских владений (решения Московских Соборов 1551, 1573, 1580 гг). Эти ограничения выражались в том, что церкви запрещались новые приобретения земель (за исключением монастырей «убогих»), а также в отобрании того, что приобретено вопреки запрещению.

Третий период в развитии права собственности русской церкви – период секуляризации недвижимого имущества – совпал с периодом политического господства государства над церковью. Он начался с Петра Великого и учреждения Святейшего Синода. Данный период характеризовался процессом отбирания церковных и монастырских земель в казну. В праве приобретения движимого имущества русская церковь ничем не была ограничена. При этом недвижимое имущество, в том числе и земельные наделы, в указанный период приобретались русской церковью посредством пожертвования, духовных завещаний, купли. Причем купля совершалась только с высочайшего соизволения. Церковные организации (установления) могли приобретать недвижимое имущество и по давности владения им. Таким образом, дореволюционной секуляризации подверглись только земельные владения церкви. Иное имущество у церкви не отнималось. Незыблемым оставалось и само право собственности Русской Церкви.

После революции 1917 г Церковь была лишена «права владеть собственностью». Началась конфискация, уничтожение, распродажа церковного имущества, которая происходила в 20-30-е годы.

Третий этап в развитии права собственности Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций начался в начале 90-х годов, когда РПЦ и религиозным организациям была возвращена правоспособность юридических лиц, после чего частично было передано принадлежавшее им прежде на праве собственности имущество.[34]


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Реферат по философии права

Российской Федерации... Новосибирский юридический институт филиал... национального исследовательского Томского государственного университета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История возникновения и развития права собственности Русской Православной Церкви.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исторический аспект становления Русской православной церкви как субъекта гражданско-правовых отношений
Духовный поиск, определяющий место и роль религии в обществе, всегда являлся сущностным для отечественной государственно-политической мысли в России, и это естественным образом отражалось на развит

Русская Православная Церковь как юридическое лицо
Основным признаком всех религиозных организаций, отличающим их от других некоммерческих организаций, является исповедание и распространение веры (вероисповедание). Однако в ст. 117 Гражданского код

Русская Православная Церковь как субъект коммерческой деятельности
В настоящее время обладающие правами юридического лица религиозные объединения всё более глубоко проникают как в отечественную, так и в мировую систему коммерческих отношений. Очевидно, что не в по

Организационно-правовые формы религиозных объединений
1) Русская Православная Церковь является религиозным объединением, включающим в себя несколько религиозных организаций. Существуют понятия «религиозное объединение», «религиозная организация», «рел

Формы религиозной деятельности
Наиболее важными формами религиозной деятельности следует считать богослужебную, каноническую и догматическую. Они составляют содержательную сторону религиозной деятельности. Догматическая деятельн

Имущество Русской Православной Церкви
Для нормального существования, выполнения уставных целей и задач религиозным организациям необходима определенная материальная база: здания, помещения, денежные средства, иное имущество. Все имущес

Состав, правовой режим и источники формирования имущества религиозных организаций
Содержащийся в Законе о свободе совести[19] перечень объектов права собственности религиозной организации имеет несколько особенностей. Во-первых, он не является закрытым, во-вторых, возможности ег

Правовые аспекты права собственности РПЦ
Согласно ст. 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации являются собственниками движимого и недвижимого имущества, соответствующего по своему н

Проблемы правового регулирования имущественных правоотношений РПЦ
  В основе правового регулирования имущественных отношений государства и религиозных организаций лежат нормативно-правовые акты различной юридической силы и акты применения права, при

Субъекты и объекты права собственности Русской Православной Церкви.
Сложность проблемы субъектов права собственности религиозных организаций Русской Православной Церкви обусловлена с одной стороны, необходимостью изучения обширной правовой базы, включающей не тольк

Основания приобретения права собственности Русской Православной Церкви.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих отношения собственности, центральное место занимает Конституция Российской Федерации (ст.ст. 8, 35, 36). В ст. 8 Конституции закрепляются формы собстве

Владение, пользование, распоряжение правом собственности РПЦ
«Религиозные организации не могут иметь в собственности имущество, составляющее исключительную государственную или муниципальную собственность. К такому имуществу относятся, в частности, особо ценн

Прекращение права собственности Русской Православной Церкви.
Прекращение церковной собственности путем отчуждения, как скоро дело идет о недвижимом имуществе, возможно не иначе, как с высочайшего соизволения. Согласно Положению о едином порядке владения, пол

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги