рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ - Лекция, раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Философия Итальянского Возрождения (Ренессанса) Xv–Xvi Вв. Внесла В Философию...

Философия итальянского Возрождения (Ренессанса) XV–XVI вв. внесла в философию целый ряд важных проблем. Гуманистически на­строенные мыслители пересматривают место человека в мироздании. Появляются новые представления о знании и об источниках познания. Для понимания философии Возрождения важно знать некоторые исто­рические факты. Во-первых, следует отметить, что идет речь о возрож­дении художественных, философских и политических ценностей антич­ности. Во-вторых, философия Ренессанса существует в очень тесной связи с литературой и искусством, а часто, вообще, в художественной форме. В-третьих, политическая жизнь небольших итальянских госу­дарств того времени, а также усиление дворянства и светской власти, способствовали реставрации античной политии[14]. В-четвертых, это время расцвета оккультных[15] и утопических теорий, которые становятся несо­вместимыми с положениями схоластической философии. Наконец, в-пятых, меняется мода в философии. Практически все ведущие мыслите­ли Ренессанса следовали идеям Платона и неоплатоников, а не Аристо­теля. Таким образом, они, не выступая против церкви, выступили про­тив «официального» философа церкви.

В эпоху Возрождения человеку уделяется гораздо большее место в мировом порядке, чем ранее. Онтология[16] Возрождения базируется на идее антропоцентризма[17]. Лорéнцо Бáлла, Марсúлио Фичúино и Пúко делла Мирандóла (1463-1494) ставят человека в центр вселенной (хотя мир по-прежнему признается сотворенным Богом). Человек рассматривается как микрокосм (малый космос), в точности повторяющий устройство макрокосма. Изучая человека, мы изучаем весь мир. Леонáрдо да Вúнчи в своей известной диаграмме пропорций человеческого тела рисует образ мира как сочетание круга и квадрата, в которые вписан человек. Используя идеи античности, он доказывает совершенство человека. Исходя из этого, он изображает человека вписанным в две идеальные фигуры – в квадрат (в пифагорейской философии совершенная фигура, соединение четырех стихий) и в круг (в философии элеатов совершен­ство, срез шара). При этом круг накладывается на квадрат в виде квад­ратуры круга. Приведенный пример показывает, насколько даже твор­ческая и оригинальная теория Леонардо зависит от античных источни­ков.

Изучая человека, мыслители Возрождения не только реабилити­руют разум и опыт, но и обнаруживают целый ряд иррациональных способностей познания. Например, Раймóнд Лýллий, Марсúлио Фичúно, Джор­дáно Брýно (1548-1600) и другие деятели Возрождения разрабатывают особое искусство памяти. Следуя Платону, они пытаются обнаружить скрытые источники припоминания идей. Все, что удавалось вспомнить, заносилось ими на круговую диаграмму с множеством секторов и под­секторов, каждый из которых соответствует определенному бытийному региону. На основании этой и других подобных практик в эпоху Возро­ждения широко распространились мистические, астрологические, ок­культные теории. Самую известную диаграмму создал Дж. Бруно, за ко­торую он был привлечен к суду инквизиции. На суде ему вменили в ви­ну приписывание себе богоподобия и того знания, которого конечный разум человека знать не может. Бруно отказался отречься от своих взглядов и был сожжен. Диаграмма Бруно, конечно, не имеет отноше­ния к какой-либо научной, физической теории. Она представляет собой смесь экспериментальной физики, астрологии, метафизики и оккуль­тизма.

Также широкую известность получила «машина истины» испанского схоласта Раймунда Луллия, который, так же как и Фома Аквинский, полагал, что между верой и разумом, религией и философией возможны полное согласие и гармония, что все предметы как физического, материального, мира, так и высшей, Божественной, идеальной сферы можно описать или выразить в рациональных понятиях и таким образом объять разумом необъятное мироздание, полностью исчерпать все существующее, получив о нем окончательное знание. С этой целью он построил так называемую «машину истины», которая выглядела следующим образом. Семь окружностей с одним общим центром располагались одна внутри другой. Каждая из них разделена на девять частей, или отрезков, или, вернее, дуг. Над каждой дугой – какое-либо понятие. Так, например, на первой окружности располагались такие термины, как Бог, ангел, небо, человек, воображаемое, чувственное, растительное, стихийное, инструментальное, – все эти понятия означают некие предметы, или вещи или стихии, сферы, области существующего. На второй окружности – термины, означающие какие-либо признаки ил свойства, качества вещей: благость, величина, длительность, могущество, знание, стремление, добродетель, истина, слава. На следующей окружности – понятия, соответствующие возможным отношениям между вещами: различие, согласие, противоречие, начало, середина, конец, превышение, равенство, умаление. Не приводя здесь всех остальных понятий, расположенных на оставшихся окружностях, скажем, что главное заключается во вращении этих окружностей в разные стороны (вокруг общего центра). При этом получаются всевозможные комбинации понятий, например: «благой, могущественный Бог», «добродетельный, знающий человек» и другие. Понятно, что количество этих комбинаций будет очень большим. Если даже в кейсовом замке, состоящем из трех колесиков, на каждом из которых расположено десять цифр (от 0 до 9), возможна 1000 комбинаций, то в «машине истины» Раймунда Луллия, состоящей из семи окружностей, каждая из которых разделена на девять разных понятий, этих комбинаций – огромное количество. Они-то, по мнению философа и охватывают все многообразие мира, исчерпывают его, тем самым обеспечивая полную и окончательную истину.

Наука Ренессанса, вообще, полна утопических идей и описаний экспериментов, которые просто нельзя поставить. Самым знаменитым из них является perpetuum mobile (вечный двигатель), представляющий собой попытку создать агрегат, способный сохранять вечное движение. Только в Новое время физика доказала бесплодность подобных попы­ток. Тем не менее, в XVI в., на закате Возрождения возникают новые физические теории, опередившие свое время и неоцененные современ­никами. Галилéо Галилéй и Николай Копéрник создают новое представ­ление о небесной механике и опровергают геоцентрическую[18] систему античного натурфилософа Птолемéя. Согласно Копернику, в центре вселенной находится Солнце, а Земля вращается вокруг него. Учение Коперника нанесло сокрушительный удар по созерцательной науке ан­тичности. Оказалось, что видимое движение Солнца по небу есть на са­мом деле мнимое. Этот факт настолько потряс самого Коперника, что он почти до самой смерти не публиковал свой астрономический трактат. Галилей, развивая физику Коперника, выступил с концепцией предвос­хищающего мышления, сыгравшей значительную роль в формировании новоевропейской философии. По Галилею, наука должна не только на­блюдать, но и моделировать явления природы.

Особое место в философии Возрождения занимает концепция Николая Кузáнского (1401-1464). Значение этого философа в том, что он сохранил тесную преемственность в высшими достижениями схола­стической метафизики. Космологическую схему Кузанского позже назвали панентеизмом[19]. Согласно его теории, изложенной в трактате «Об уче­ном незнании», Бог и природа воплощают в себе две противоположно­сти: абсолютный максимум и абсолютный минимум. Кузанский учит о совпадении абсолютного максимума и минимума, и о происхождении всех вещей из Бога. При этом он предвосхитил пантеизм Спинозы и по­следующие учения, доказывающие двустороннюю связь Бога и челове­ка.

Невозможно обойти вниманием также теорию флорентийского политического философа Никкóло Макиавéлли (1469-1527). В трактате «Государь» он формирует новые принципы европейской политики. Обращаясь к античным перво­источникам, он отказывается от христианских ценностей. Государь должен заботиться не о высшем благе, а о благе своего государства и подданных. Для осуществления этой цели хороши все средства, не ис­ключая клятвопреступления и репрессии. Под термином «макиавел­лизм» с тех пор принято подразумевать любую идеологию или полити­ческую теорию, оправдывающую любые деяния власти (в том числе и преступления) ради общего блага государства.

В заключение отметим, что в эпоху Ренессанса формируется но­вая светская культура[20]. Секуляризáция (процесс увеличения доли свет­ского элемента в культуре по отношению к духовному) начинается в Италии в XV в. Дворянство постепенно становится образованным клас­сом, занимаясь литературой, искусством, философией. Философия по­степенно становится все более массовой и популярной. Сами города Италии, где культивируется философия (Рим, Флоренция, Венеция, Ге­нуя), становятся произведением искусства, в которых философия вос­станавливает утраченную с античности ведущую роль среди наук.

Но метафизические разработки представителей Возрождения бы­ли менее значительны, чем теологические теории схоластов, и не смог­ли привести к перевороту в философии. Это произошло позднее – в эпоху Нового времени.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия... Контрольные вопросы к теме... Социокультурные предпосылки зарождения и развития философии в древней Греции...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философская форма мировоззренияначинает вызревать на высоком уровне общественно-экономического и культурного разви­тия общества. Ее первые признаки проступают в XII–VIII вв. до н.э

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ НА ЗАПАДЕ
Характерная особенность философии в эпоху Средневековья – ее зависимость от теологии[8]. Философские проблемы либо преобразованы в теологические, либо выступают в качестве вспомогательных средств д

РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Общий ход развития в философии XVII-XVIII вв. определяется становлением, развитием и взаимной борьбой двух ведущих философ­ских направлений – рационализма и эмпиризма. В новоевропейск

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Под философией французского Просвещения принято понимать философию во Франции 1730-1780-х гг. Лидером Просвещения являет­ся Вольтéр (1694-1778). Вокруг него сплотился круг разных по в

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 1840-1890-х гг.
Этот период в истории западной философии ознаменован борь­бой различных школ и традиций. Были созданы различные онтологиче­ские, гносеологические, этические и социальные концепции. Кроме то­го, тра

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Философские идеи проникают в Киевскую Русь одновременно с принятием и распространением христианства. Появляются произведе­ния, содержащие тексты с философской проблематикой, с морально-назидательно

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XX в.
Философия XX в. на Западе характеризуется напряженной борь­бой между классическими и неклассическими типами философии. По­является много новых и оригинальных теорий, главные из которых мы рассмотри

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги