рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия культуры.

Философия культуры. - раздел Философия, КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА Термин «Культура» Латинского Происхождения. В Древнем Мире Это Слово Первонач...

Термин «культура» латинского происхождения. В древнем мире это слово первоначально означало «возделывание почвы». Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение. В настоящее время его употребляют в качестве синонима слов «воспитание», «образование», «развитие» и т.п.

В современной литературе под «культурой» понимают

– совокупность достижений и творчества того или иного народа;

– характерные особенности жизнедеятельности определенных исторических общностей (феодальная культура, крито-микенская культура, белорусская культура…);

– степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения…);

– тот или иной вид растений (злаковая культура, цитрусовая культура, бахчевая культура…).

Иными словами говоря, этим термином можно обозначить все, что создается человеческими руками.

Культуру, как общественное явление, изучают различные науки: археология, этнография, история, эстетика и другие. Каждая из них по-своему определяет культуру, поэтому существует множество определений культуры. В философской литературе наиболее часто встречается следующее определение: под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.

Культура представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества, а следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Именно культура показывает отношение человека к миру, степень его свободы и творчества. Сам человек в процессе своей деятельности формируется как культурно-историческое существо, так как биологически ему дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому без преувеличения можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке. Она раскрывает сущность человеческого бытия, отношение человека к миру, через которое человек создает и мир, и самого себя.

С понятием культуры тесно связано понятие цивилизации. Оно имеет латинское происхождение: слово «цивилис» в латыни означало «гражданский», «государственный». Многие исследователи считают, что развитие культуры – это и есть развитие цивилизации. Такая точка зрения наиболее распространена и в обыденном сознании, а зародилась она еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго и другие французские просветители называли культурным и цивилизованным общество, основанное на разумных и справедливых началах. Вместе с тем обозначился и другой подход, «разъединяющий» «культуру» и «цивилизацию». Он связан с именем немецкого философа О.Шпенглера, у которого цивилизация противопоставляется культуре и отражает деградацию общества, превращение народа в безликую массу.

В настоящее время термин «цивилизация» в литературе тесно увязывается с понятием «культура» и означает уровень развития материальной и духовной культуры, ступень общественного развития, качественную специфику культуры на определенном пространственно-временном этапе ее развития.

Любая цивилизация характеризуется специфической для нее производственно-технологической сферой, определенной философией, моралью, религией, общественно значимыми ценностями. Категория «ценность» обозначает социальную, материальную, духовную, культурную значимость для человека определенных предметов, процессов, отношений, деятельности и природных явлений, которые включены в жизнедеятельность людей. Все это становится объектом ценностного отношения, т.е. оценивается в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого, полезного или неполезного. Ценности формируются в процессе исторического развития общества. Выделяют различные типы ценностей: научные, нравственные, художественные. Ценности также могут быть общечеловеческими, национальными, религиозными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. К ценностям относят современные технологии, товарно-денежные отношения, демократические нормы, достижения науки, искусства, моральные ценности (честность, любовь, дружба, милосердие и др.). Все эти ценности в системе и придают целостность, неповторимое своеобразие той или иной цивилизации. В современной философии появился раздел, изучающий природу ценностей, их структуру и место в жизнедеятельности общества. Это учение получило название аксиология (от греческого «аксиос» – «ценный»).

Культуру принято делить на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи… Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства – познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей, но и субъективные человеческие силы и способности, знания, умения, профессиональные навыки, способы и формы общения людей в рамках коллектива и всего общества. Материальная культура лежит в основе духовной культуры и тесно связана с ней.

В рамках определенного общества существуют две социальные формы культуры: массовая и элитарная культура. В западной социологии термин «массовая культура» означает, прежде всего, «коммерческая», рассматривающая искусство, науку, литературу, религию как предметы потребления, способные приносить прибыль. Массовая культура имеет несколько названий: развлекательная культура, искусство антиусталости, китч (от жаргонного немецкого слова «халтура»), популярная культура (поп-культура).

Массовой или поп-культуре часто противопоставляют культуру элитарную, сложную по содержанию и трудную по восприятию, например, фильмы Ф.Феллини, А.Тарковского; книги Ф.Кафки, К.Воннегута; картины П.Пикассо; музыку А.Шнитке. Произведения этой культуры ориентированы на узкий круг разбирающихся в искусстве людей. Авторы элитарных произведений не стремятся к коммерческой выгоде. Они хотят в художественной форме воплотить свои новаторские идеи.

В последнее время философы заговорили о появлении экранной культуры, складывающейся на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. По мнению многих обществоведов именно этой культуре принадлежит будущее.

Культура выполняет в жизни общества целый ряд функций. Она продуцирует, сохраняет и передает различные ценности от поколения к поколению. Это ее главная задача в обществе. Культура, кроме этого, связывает людей воедино; приспосабливает их к окружающей среде; помогает решать научно-познавательные задачи; обеспечивает преемственность и передачу социального опыта, знаний, информации. Культура выполняет также регулятивную и аксиоматическую функции, что выражается в выработке системы норм, требований, правил, традиций, обычаев, а также в классификации и оценке всего происходящего с точки зрения «добра или зла», «полезности или нет». Все вышеназванные функции культуры объединяются в синтетической по своему характеру функции социализации, которая выполняет следующую задачу: «сделать» из биологической особи разумного общественного человека. Процесс социализации заключается в освоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Все функции культуры тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс.

В истории формирования культуры имеется целый ряд особенностей, главная из которых – преемственность в ее развитии. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали. В первом случае (по вертикали) речь идет о передаче культурных ценностей от одного поколения к другому. Особенно отчетливо видны закономерности преемственности в развитии науки, где можно проследить связь научных знаний: без Евклидовой геометрии не было бы геометрии Лобачевского. Без открытий Ньютона не было бы теории относительности Эйнштейна. Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что наследуются не отдельные идеи, теории, гипотезы, а целостные художественные произведения. Шекспир «не перекрывает» Данте, а Данте «не перекрывает» поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в XIX веке, совершенно по-другому воспринимается в XXI веке.

Наиболее устойчивая сторона культуры – это культурные традиции, ценности, обычаи, обряды и т.д. Каждое поколение выбирает те или иные традиции и в этом смысле выбирает будущее. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. В культуре тесно связаны ее общечеловеческие элементы и уникальные национальные особенности. В последние десятилетия наряду с сохранением неповторимости, своеобразия различных культур наблюдается взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Такой диалог культур приводит к возникновению нового качественного состояния – транс-культуры, единой человеческой культуры.

Техника в контексте культуры. Долгий и сложный путь прошло в своём развитии человечество, и этот путь неотделим от прогресса техники. Каждая новая ступень общественного развития основывалась на новой технической базе. Само понятие «техника» возникло ещё в античном обществе», оно происходит от греческого слова «технэ», означавшего «умение», «мастерство», «искусную деятельность». Сейчас это слово связывают чаще с машинами, различными орудиями. Но сохранилось и старое значение этого слова: говорят о технике художника, актера, спортсмена, подразумевая всё то же умение и мастерство.

Техника – это система искусственных органов, совокупность созданных человеком средств, машин, орудий, станков, автоматов, которые человечество использует в своей жизнедеятельности. В развитии техники можно выделить три этапа: 1) орудия ручного труда (инструменты); 2) машины (на уровне механизации); 3) автоматы (машины на уровне автоматизации). Первый этап характеризуется способом соединения человека с техникой, орудием труда в технологическом процессе, при котором человек является главным элементом производства, а орудия лишь удлиняют и усиливают его рабочие органы (это период до18 века). Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становятся машины, а человек лишь дополняет их своими органами труда (до начала 50-х годов 20-го века). Третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники, при этом техника не ограничивается в своём развитии пределом человеческого организма. Техника в эпоху НТР становится определяющим фактором в развитии материального производства. О роли техники в жизни человечества давно ведутся дискуссии. Некоторые учёные и мыслители именно с развитием научно-технической революции связывают будущее человека, социальные преобразования в обществе (техницизм), а часть мыслителей усматривают в дальнейшем развитии техники угрозу для будущего всего человечества (антитехницизм).

Развитие техники в современном мире всё более остро проявляет двойственный характер: с одной стороны, без техники и новых технологий просто невозможно представить существование людей; а с другой стороны, техника – это могучая сила, способная вызвать самые негативные последствия. На протяжении многих веков техническая деятельность считалась «морально нейтральной». Но в настоящее время человечество всё больше оказывается зависимым от последствий технического развития. Непродуманное развитие техники приводит к тому, что успехи в развитии технической сферы оборачиваются сложными социальными проблемами.

Философская мысль человечества должна отчётливо понимать весь смысл сложившейся ситуации, и оттого, насколько серьёзно общество подойдёт к решению этих проблем, напрямую зависит будущее человечества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
  В разные исторические эпохи перед человечеством вставали вопросы о происхождении мира, самого человека, об их сущности, о смысле и цели человеческой жизни и другие. Размышляя над эт

Философия и национальное самосознание.
Русская философия XI-XX веков. Первые зачатки философии в России обнаруживаются лишь во второй половине XVIII века; в XIX веке начинается её интенсивное развитие. Однако это во

Метафизика и онтология.
Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства.Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же вр

Философия природы.
  Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элемент

Проблема человека в философии.
  Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории люди в преданиях, мифах,

Сознание человека как предмет философского анализа
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Первой попыткой объяснить сознание стал анимизм - вера в душу - двойника человека, покидающего его во время сна, обмо

И предмет философского анализа
Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугуб

И социокультурный статус
Наука - одна из форм духовной деятельности человека. Она зарождается еще в античное время. Тогда она представляла собой нерасчлененное целое знание и была ответом на практические потребности и запр

И основные стратегии её исследования в философии.
Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Именно поэтому большинству людей кажется, что ответить на вопрос: «Что такое общество?» совсем несложно. Но как только

Основные проблемы политической философии
На ранних ступенях развития человеческого общества примитивным формам материальной жизни людей соответствовали такие же примитивные формы их духовной жизни. Однако, с ростом разделения труда, с поя

Философские проблемы социальной динамики
Человеческое общество – очень сложное образование. Оно развивается по своим объективным законам. Но в обществе, в отличие от природы, они выступают в особой, специфической форме. История общества –

В КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА.
Прошлое, настоящее и будущее человечества органически связаны между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Настоящее – это своеобразный итог всей предшествующей всемирной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги