рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафизика и онтология.

Метафизика и онтология. - раздел Философия, КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА Категория Бытия В Философии. Материя: Понятие, Строение, Свойства....

Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства.Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же время мир остается в своей основе тем же. Обо всем, что в мире происходит, можно сказать: это было, это есть, это будет. Все процессы, события, вещи, отношения можно обозначить понятием «действительность» или «реальность». Часть происходящего в мире не зависит от нас, а часть определяется нами. Первое можно назвать объективной реальностью, а второе - субъективной. Они тесно связаны и взаимовлияют друг на друга. Их единство, их существование в прошлом, настоящем и будущем отражает философская категория «бытие». Таким образом, бытие означает существование чего-либо. Оно обнаруживается через существование бесконечного множества вещей, людей, процессов, явлений.

Можно выделить следующие формы бытия:

1. Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы; бытие первой и второй природы.

2. Бытие человека индивидуально-личностное и его бытие в мире вещей.

3. Бытие духовное: индивидуализированное и внеличностно-внеиндивидуальное.

4. Бытие социально-историческое: бытие отдельного человека в обществе и бытие всего общества в целом.

Итак, главными сферами бытия являются природа, общество, сознание. Еще в древности мыслители попытались ответить на вопрос: «Есть ли у всех многообразных явлений, процессов, событий, имеющих место в этих сферах бытия, некая общая основа? Можно ли говорить о единстве многообразного мира?»

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии была выработана категория «субстанция». Она выражает внутреннее единство вещей, процессов, событий. Под субстанцией понимали некое первоначало, «первокирпичик» Вселенной, то мельчайшее, из чего все состоит. Часть философов считает, что в основе мира лежит одна субстанция. Такая философская позиция называется монизмом. Он может быть материалистическим (например, Фалес, Гераклит, Спиноза) и идеалистическим (Платон, Гегель). Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат две параллельно существующие субстанции: материя и сознание (Р. Декарт, индийская школа Санкхья). В истории философии часто понятие «субстанция» отождествляли с понятием «материя». Понятие «материя» имеет длительную историю формирования. В древнегреческой философии мудрецы понимали под материей чувственно-воспринимаемый материал, различные состояния которого в определенных сочетаниях составляют многообразие вещей. Позднее греческие атомисты под материей понимали атомы и пустоту. Атомы – это материал, из которого состоят все вещи, а пустота – пространство, где они движутся. Их взгляды получили развитие в Новое время. Философы 17-18 веков под материей понимают уже первичные, неизменные общие свойства всех вещей природы (протяженность, фигура, масса, непроницаемость). Вещи окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая в них ощущения.

Л. Фейербах вплотную приблизился к пониманию того, что материя – это общее абстрактное понятие, в котором мышление человека охватывает общие свойства многообразных вещей, процессов и событий.

Однако все же домарксовские философы не дали определения материи в силу механицизма и метафизичности материализма этого периода. Это было сделано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.

К. Маркс и Ф. Энгельс охарактеризовали материю как абстракцию, как обобщенное отражение внешнего мира. В.И. Ленин также дал определение материи и оно стало классическим. Он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Материя, с точки зрения диалектического материализма, характеризуется такими чертами и свойствами, как объективность существования, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, чувственная данность, структурность, движение, время, пространство, отражение, неисчерпаемость, противоречивость. Границы современного знания материи простираются от масштабов порядка

10-15 см («керн» нуклона) до 1028 см (»15 миллиардов световых лет). В этом диапазоне материя всюду обладает системной организацией.

Можно выделить следующие основные уровни организации материи:

В неживой природе В живой природе
- физический вакуум - уровень элементарных частиц и полей - уровень атомных ядер - уровень атомов - уровень молекул - уровень физических тел, систем, спутников, планетных систем, галактик, сверхгалактик - уровень метагалактики - доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки) - клетка - многоклеточные организмы - популяция - биоценоз - человечество (общество) - биосфера  

Современная наука выделяет три фрагмента действительности: микро-, макро-, мегамир. Микромир - это мир чрезвычайно малых объектов, движущихся с огромными скоростями и со временем жизни большинства из них в миллиардные доли секунды. Макромир - это воспринимаемый нашими органами чувств мир. Объекты относительно большие, движутся с небольшими скоростями. Мегамир - это бесконечный космос. Наименьший объект мегамира - галактика, единица измерения расстояния - световой год. Материя существует в двух формах: вещество (твердое, жидкое и газообразное состояние) и поле (электро-магнитное, гравитационное и др.) Особое состояние материи - плазма (некое подобие газа).

В настоящее время знание о материи в различных отраслях науки существенно углубились и расширились. Развитие науки и общественной практики доказало, что природный мир и социум (общество) являются ярким воплощением диалектичности и материальности всех процессов, происходящих в обществе и природе. В их несотворимости и неуничтожимости, в их материальности и состоит единство мира.

Движение как способ существования материи. Пространственно-временная организация бытия.С глубокой древности люди заметили, что в нем нет ничего неизменного, все находится в движении. Ф. Энгельс, характеризуя движение, писал, что «движение в применении к материи - это всякое изменение вообще». «Движение - коренной способ бытия материи». «Материя также немыслима без движения, как и движение без материи».1 Движение охватывает весь мир. Основанием движения является всеобщее взаимодействие, а источником его - внутренние противоречия. Движение так же, как и материя, объективно, абсолютно, универсально, всеобще, неуничтожимо и несотворимо, внутренне противоречиво. Кроме этих свойств движение обладает одновременно изменчивостью и стабильностью. Движение характеризуется одновременно и прерывностью, и непрерывностью, абсолютностью и относительностью. Оно включает в себя как свой момент покой. Покой - это равновесие, устойчивость вещи, сохранение вещью известного состояния в пространстве и во времени. Покой по характеру относителен; движение - абсолютно. Ф. Энгельс выдвинул пять основных форм движения: 1. механическую (перемещение тел в пространстве под действием внешней силы); 2. физическую (движение молекул); 3. химическую (движение атомов); 4. биологическую; 5. социальную (общественные отношения). Между этими формами движения существует связь: каждая предшествующая форма обуславливает появление последующей и включается в нее. Материя существует только в движении, а также в пространстве и во времени. Это объективные формы существования материальных объектов.

Понятие пространства выражает: 1. взаимное расположение объектов; 2. способность их занимать место, иметь размеры и объем; 3. свойство объектов иметь форму.

Понятие времени выражает: 1. длительность существования предметов и процессов; 2. порядок следования одного за другим; 3. ритмичность, смену состояний.

Пространство и время существуют объективно, т.е. они не зависят ни от бога, ни от человеческого сознания. Пространство и время обладают общими свойствами и специфическими, присущими каждому из них. Общими свойствами для них являются: объективность, всеобщность, универсальность, несотворимость и неуничтожимость, конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность. Свойства, присущие только пространству: трехмерность, однородность, изотропность, протяженность, обратимость. Свойства, присущие только времени: неповторяемость, однонаправленность, асимметрия, анизотропность.

В истории науки и философии сложилось две концепции понимания пространства и времени: субстанциальная, связанная с именем И. Ньютона, и релятивистская, предложенная А. Эйнштейном. Домарксовский материализм (и Ньютон тоже) считал, что пространство и время ни с чем не связаны и существуют в «чистом» виде, а значит они всегда неизменны. А. Эйнштейн показал в теории относительности, что пространство и время тесно связаны с материальными объектами, с их свойствами, и если материальные тела изменяются, то вместе с этим изменяются пространственно-временные характеристики тела. В частности, Эйнштейн выяснил, что у движущегося с большой скоростью объекта, его размеры уменьшаются, а время для него замедляет свое течение. Также он выяснил, что вблизи больших тяготеющих масс пространство искривляется, становится неевклидовым, а время замедляет свой ход.

Философский смысл таких представлений о пространстве и времени в том, что они существуют объективно по отношению к сознанию, но тесно связаны друг с другом и с материей, ее свойствами, изменяясь вместе с изменениями материи. В этом и заключается единство мира.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные принципы, категории и законы бытия.Еще с древних времен люди пытались понять, вечен и неизменен мир или же он изменчив и находится в движении и развитии? Ответ на этот вопрос дает диалектика - учение о развитии мира, о взаимодействии и взаимозависимости всего существующего во Вселенной. Диалектика рассматривает наиболее общие закономерности развития, взаимосвязи и взаимозависимости в мире. Ф. Энгельс выделяет объективную диалектику и субъективную. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире, а субъективная диалектика отражает в сознании объективный материальный мир, а значит, и объективную диалектику. Субъективная диалектика - это движение и развитие мышления и понятий. Объективная диалектика первична, субъективная - вторична, отражение объективной, зависит от нее.

Диалектика, как система знаний о развитии мира, помогает получать новое знание об окружающей действительности. Следовательно, диалектика выступает также в качестве метода изучения мира. Она предлагает изучать мир в историческом плане, учитывая все взаимодействия, взаимозависимости и взаимосвязи изучаемого объекта. Только таким образом можно получить исчерпывающее знание об объекте.

Диалектика - не единственное учение о развивающемся мире. Существуют альтернативные диалектике учения: метафизика, догматизм, софистика, эклектика.

Материалистическая диалектическая философия основывается на принципе всеобщей связи и взаимодействия и на принципе развития. Всеобщность связи означает, что возникновение, изменение, развитие любых явлений и материальных объектов возможно не в обособленном состоянии, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими явлениями и материальными системами. Связи между объектами и явлениями могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, закономерными и случайными, а также многими другими. Взаимодействия могут быть механическими, физическими, химическими, биологическими, социальными, т.е. общественными. Сущность принципа развития в том, что все существующее находится в беспрерывном изменении, возникновении, уничтожении, развитии. Развитие характеризуется изменением от простого к сложному, от низшего к высшему (прогресс) и, наоборот, от высшего к низшему и простому (регресс). Такое развитие носит необратимый характер. Также существуют обратимые процессы развития - круговороты.

Диалектика выработала свои собственные категории, в которых отразились наиболее общие закономерности развития окружающего мира. Категории в диалектической философии - это предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности связи и отношения. В этом их главное отличие от категорий, терминов и понятий частных наук, которые отражают связи и отношения отдельных областей мира, его сторон и процессов. Поэтому категории одних наук неприменимы в других науках. Категории диалектики применимы во всех науках в силу присущей им всеобщности. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление; часть и целое;элементы, структура, система.

Наряду с категориями диалектика сформировала свои собственные законы, посредством которых и показывает, как происходит развитие в мире, в силу каких причин и в каком направлении. Законы диалектики выражают самые общие, глубинные и универсальные связи и взаимодействия в природе, обществе и мышлении. Центральное место среди законов диалектики занимает закон единства и борьбы противоположностей. Он показывает источник развития материального мира. Поэтому В.И. Ленин назвал его ядром, сутью диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в признании того, что все предметы природы и явления общественной жизни необходимо порождаются внутренними противоречиями, лежащими в основе процесса изменения. Поэтому развитие есть саморазвитие. Внутренний источник развития и показывает этот закон.

Механизм развития показывает закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон показывает, как происходит развитие, каким путем возникает новое и заменяется старое, отжившее. Закон разъясняет, что количественные изменения приводят к новому качественному состоянию объекта. Связующим элементом между количественными характеристиками объекта и его качеством является мера, т.е. та граница, до которой качество остается «безразлично» к количественным изменениям. Мера - это предел, который сохраняет данное качество. Если количественные изменения нарушают меру, то происходит переход к новому качеству. Этот переход осуществляется в форме скачка. Поэтому скачок и есть механизм развития, коренное преобразование вещи. Скачки могут быть быстрыми, постепенными, взрывными, плавными, эволюционными, революционными.

Направление развития показывает закон отрицания отрицания. Он выражает не только направленность развития, но и определенную последовательность прохождения различных стадий развития, вскрывает его циклический характер, его основные тенденции, характеризует присущие развитию поступательность и в то же время преемственность и повторяемость, утверждает неодолимость нового. Закон рассматривает отрицание как необходимый момент всякого развития, как момент связи между старым и новым. Отрицание одновременно и негативно, и позитивно. Новое, возникшее как отрицание старого, со временем само отрицается другим новым. Поэтому этот закон рассматривает развитие как процесс диалектического отрицания старого, отжившего, но с сохранением полезного, нужного, положительного. Модель такого развития - спираль. В ней видна прогрессивная направленность развития.

Взятые в единстве, категории, принципы и законы диалектики объясняют наиболее общие особенности развития материального мира.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафизика и онтология.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
  В разные исторические эпохи перед человечеством вставали вопросы о происхождении мира, самого человека, об их сущности, о смысле и цели человеческой жизни и другие. Размышляя над эт

Философия и национальное самосознание.
Русская философия XI-XX веков. Первые зачатки философии в России обнаруживаются лишь во второй половине XVIII века; в XIX веке начинается её интенсивное развитие. Однако это во

Философия природы.
  Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элемент

Проблема человека в философии.
  Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории люди в преданиях, мифах,

Сознание человека как предмет философского анализа
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Первой попыткой объяснить сознание стал анимизм - вера в душу - двойника человека, покидающего его во время сна, обмо

И предмет философского анализа
Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугуб

И социокультурный статус
Наука - одна из форм духовной деятельности человека. Она зарождается еще в античное время. Тогда она представляла собой нерасчлененное целое знание и была ответом на практические потребности и запр

И основные стратегии её исследования в философии.
Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Именно поэтому большинству людей кажется, что ответить на вопрос: «Что такое общество?» совсем несложно. Но как только

Основные проблемы политической философии
На ранних ступенях развития человеческого общества примитивным формам материальной жизни людей соответствовали такие же примитивные формы их духовной жизни. Однако, с ростом разделения труда, с поя

Философские проблемы социальной динамики
Человеческое общество – очень сложное образование. Оно развивается по своим объективным законам. Но в обществе, в отличие от природы, они выступают в особой, специфической форме. История общества –

Философия культуры.
Термин «культура» латинского происхождения. В древнем мире это слово первоначально означало «возделывание почвы». Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение. В настоящее время его

В КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА.
Прошлое, настоящее и будущее человечества органически связаны между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Настоящее – это своеобразный итог всей предшествующей всемирной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги