рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема человека в философии.

Проблема человека в философии. - раздел Философия, КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА   Проблема Человека – Одна Из Самых Важных В Философии. Первые ...

 

Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории люди в преданиях, мифах, сказках и легендах пытались раскрыть природу и смысл человеческого бытия. На базе этих представлений формируются первые учения о человеке в Индии, Китае, Древней Греции.

В восточных учениях человек связан с запредельным миром; его душа рассматривается как часть мировой души. Одновременно человек не противопоставляется природе, он – ее часть, он относится к природе, к людям, к государству уважительно. В древнегреческой философии сочетались и противостояли друг другу антропологический материализм и антропологический идеализм.

Средневековый человек – «образ и подобие» бога, рассматривается как часть мира, созданного Всевышним. Человек пассивен, ничтожен, полностью зависим от Творца.

Философская антропология Нового времени зарождается под влиянием новых экономических отношений, научного знания и гуманизма. Бог полностью не отрицается, но в центре мышления стоит человек, вера в его безграничные возможности, разум, естественное стремление человека к счастью, к добру, к гармонии.

В современной антропологии человека рассматривают как сложное существо, живущее в природном мире, обладающее и физическими, и духовно-нравственными, и социальными качествами.

Человек является существом биопсихосоциальным; в нем связаны воедино природные особенности и задатки, социальность и внутреннее «Я» (стремления, воля, эмоции, интересы).

Понятие «человек» обозначает все свойства этого уникального существа. С биологической стороны, «человек» – это видовое понятие, - «гомо сапиенс», высокоорганизованное животное, принадлежащее к классу млекопитающих; отличающееся прямохождением, дифференцированным использованием задних и передних конечностей; обладающее сложноструктурированным высокоразвитым мозгом; умеющее создавать орудия труда и систематически их использовать.

Социальная сущность человека раскрывается через общественные условия и трудовую деятельность людей, через совокупность внутренных закономерностей их существования. Человек осуществляет свою деятельность всегда в рамках общественного производства. Он вступает в самые разнообразные общественные связи и отношения, через которые реализует свою социальную сущность. Человек одновременно является существом и производящим, и культурным, и нравственным, и политическим… Он– результат развития общества, и в то же время человек творит историю. Поэтому он является и объектом, и субъектом общественных отношений, а значит, имеет социально-деятельностную сущность, которая проявляется в его существовании. Если сущность человека – общая характеристика рода «гомо сапиенс», то его существование глубоко индивидуально.

В истории философии известно два подхода к объяснению сущности человека: биологизаторский и социологизаторский.

В биологизаторских концепциях (З.Фрейд и др.) истоки социального сводятся к биологическим механизмам жизнедеятельности человека. Противоположные теории (социологизаторство) недооценивают, а то и вовсе игнорируют биологические основы существования человека и его деятельности (О.Хаксли и др.).

В развитии общества выделяют два типа наследственности: биологическую и социальную. Человек, будучи существом биосоциальным, наследует и генетические свойства, и общественный опыт, знания, культуру. Естественный отбор давно уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. В то же время социальные условия существования людей стали все более определять их развитие и развитие общества.

Слова «человек», «индивид», «личность» широко используются как в научно-философском лексиконе, так и в повседневном общении. Относятся они к одному и тому же явлению, но означают его разные стороны. Как уже говорилось выше, «человек» – это широкое понятие, обозначающее одновременно и биологическое, и социальное существо. Отдельный представитель вида «человек разумный» называется индивидом. Каждый индивид обладает совокупностью присущих только ему качеств, свойств, особенностей и черт, которые придают человеку своеобразие и неповторимость, составляя его индивидуальность. Таким образом, индивид с присущей ему индивидуальностью – это конкретный человек во всем своеобразии его многочисленных и разнообразных свойств и качеств. Индивидуальностью обладают не только люди, но и высокоразвитые животные. Новорожденные младенцы также обладают индивидуальностью, хотя и кажутся в первые месяцы жизни одинаковыми. Однако к ним нельзя применить понятие «Личность». Личностью человек становится, а не рождается ею. Личность – это общественная сущность человека. Человек становится личностью, вступая в общение с другими людьми, участвуя в коллективном труде, приобретая социальный опыт, развивая свое сознание, приобщаясь к нормам жизни общества, т.е. проходя социализацию, воспитание, включение в жизнь общества.

В философии личность понимается как человек, обладающий сознанием, преобразующий мир. Некоторые мыслители считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития; воспринимающего самого себя как нечто отличное от других людей; сформировавшего свое «Я», собственные взгляды, оценки, убеждения. Личность способна управлять своим поведением, деятельностью и словами. Личность имеет собственные нравственные нормы, действуя в соответствии с ними даже оставшись наедине с собой.

Личность всегда выступает как член общества, группы, коллектива. Само человеческое «Я», внутреннее содержание личности формируется только в процессе общения с окружающими людьми. На каждом этапе своей жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Жизнь человека – это «сплошные хождения» по группам. И в каждой группе, да и в жизни вообще, человек исполняет определенные общественные функции или социальные роли. Социальная роль – это выработанная обществом программа поведения человека в определенных обстоятельствах.

Личность – очень сложное образование, в структуре которого можно выделить биологические свойства (темперамент, половые, возрастные и другие особенности), психологические свойства (память, восприятия, эмоции, чувства, мышление, воля), социальный опыт (знания, умения, навыки, привычки), направленность личности: ее мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы.

Одной из «вечных» философских проблем, издавна занимавших умы мыслителей, является проблема свободы. Она проблема и в наши дни не утратила своей остроты и актуальности. Термин «Свобода» обычно употребляется в двух основных значениях: 1) как независимость, отсутствие стеснений и ограничений («Свобода от»); 2) как возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание необходимости («Свобода для»).

«Свобода от» - так называемая «отрицательная свобода» (от эксплуатации, от социального и национального гнёта и т.д.) является условием «Свободы для» - так называемой «положительной свободы» (для творческого труда, для всестороннего развития и т.д.). В истории философии существовало две трактовки свободы: 1) просветительская, рационалистическая (свобода понимается как познанная необходимость: и 2) гуманистически-натуралистическую (свобода здесь понимается как возможность раскрыть природные задатки человека. Такая свобода – это реализация творческих способностей личности.

Важнейшим компонентом свободы личности является способность человека к целеполаганию. Выбор цели – это свободный творческий акт. Способность к творчеству занимает центральное место в структуре свободы личности. Завершающим компонентом свободы личности является стремление к самореализации, к осуществлению своего выбора. В структуре свободы личности можно выделить и эмоциональную составляющую, т.к. человек ощущает свою свободу, прежде всего, как личное чувство (чувство свободы).

Многогранность общественных отношений обуславливает многообразие проявлений свободы. В соответствии с тем, в какой сфере деятельности и жизни общества она проявляется, обычно выделяют основные виды свободы: экономическая, политическая, духовная. Можно сказать, что свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены её в других. Различной может быть и степень свободы личности – от свободы в выборе целей и средств до свободы приспособления к действительности.

В философской литературе выделяют два основных диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный (внутренняя свобода) и объективный (внешняя свобода, свобода действий).

Стремление человека к свободе выражается в различных вариантах его поведения. Это может быть ситуация, когда человек, борясь за свою свободу, вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом; или «уходит в себя», в виртуальную реальность, чтобы там обрести возможность свободной реализации. Но чаще человек адаптируется к обществу, подчиняется его правилам с тем, чтобы пользоваться хотя бы ограниченной свободой. Свобода

 

как важнейший признак личности, предполагает социальную ответственность, обязанности и права личности.

Права человека гарантируются государством: это – право на жизнь, развитие, свободу, безопасность, неприкосновенность личности, на уважение человеческого достоинства, право на собственность. Права человека первичны по отношению к национальным и государственным интересам. В нашей стране права личности гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Республики Беларусь.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ: ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

СИМОНЕНКО Л П... ВВЕДЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В разные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема человека в философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
  В разные исторические эпохи перед человечеством вставали вопросы о происхождении мира, самого человека, об их сущности, о смысле и цели человеческой жизни и другие. Размышляя над эт

Философия и национальное самосознание.
Русская философия XI-XX веков. Первые зачатки философии в России обнаруживаются лишь во второй половине XVIII века; в XIX веке начинается её интенсивное развитие. Однако это во

Метафизика и онтология.
Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства.Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же вр

Философия природы.
  Понятие «природа» в философии употребляется в двух смыслах. В первом, широком смысле слова, природа - это весь материальный мир, все многообразие его свойств и состояний, от элемент

Сознание человека как предмет философского анализа
Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. Первой попыткой объяснить сознание стал анимизм - вера в душу - двойника человека, покидающего его во время сна, обмо

И предмет философского анализа
Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. Люди реализуют свои знания, не задумываясь при этом о том, что такое знание и в чем сущность познавательного процесса. А между тем - это вопрос сугуб

И социокультурный статус
Наука - одна из форм духовной деятельности человека. Она зарождается еще в античное время. Тогда она представляла собой нерасчлененное целое знание и была ответом на практические потребности и запр

И основные стратегии её исследования в философии.
Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Именно поэтому большинству людей кажется, что ответить на вопрос: «Что такое общество?» совсем несложно. Но как только

Основные проблемы политической философии
На ранних ступенях развития человеческого общества примитивным формам материальной жизни людей соответствовали такие же примитивные формы их духовной жизни. Однако, с ростом разделения труда, с поя

Философские проблемы социальной динамики
Человеческое общество – очень сложное образование. Оно развивается по своим объективным законам. Но в обществе, в отличие от природы, они выступают в особой, специфической форме. История общества –

Философия культуры.
Термин «культура» латинского происхождения. В древнем мире это слово первоначально означало «возделывание почвы». Позднее слово «культура» получило более обобщенное значение. В настоящее время его

В КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА.
Прошлое, настоящее и будущее человечества органически связаны между собой общими закономерностями поступательного развития общества. Настоящее – это своеобразный итог всей предшествующей всемирной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги