Факторы формирования личности художника - Конспект Лекций, раздел Философия, Конспект лекций 2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества Необходимые Предпосылки Становления Гения По Н.в.гончаренко:
1) Врож...
Необходимые предпосылки становления гения по Н.В.Гончаренко:
1) врожденная одаренность; 2) собственные усилия;
3) ближайшее окружение; 4) ситуация в обществе в целом.
Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности; Однако, самой «неблагоприятной ситуацией для развития гения является не борьба, не трудности, не опека, а полное равнодушие и безразличие, на которые невозможно ни опереться, ни бороться против них. Это относится как к ближайшему окружению, так и к более широким общностям (научному сообществу или обществу в целом)».
Ø самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
Ø реалистическую Я-концепцию, эмпатическое отношение к людям, терпимое отношение к критике;
Ø чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.
Специальными условиями развития должны быть: благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, личный пример взрослых, создание микроклимата саморазвития и самовыражения на основе сотрудничества и эмпатии и др.
Среди социальных факторов особое внимание уделялось социальному статусу семьи, материальному уровню жизни, образованию и вероисповеданию родителей, количеству и составу детей в семье и т.п. Результаты таких исследований отражают лишь среднестатистические тенденции.
Некоторые характеристики родительского стиля поведения в целом и отношений с детьми положительно влияют на развитие у ребенка творческого потенциала. К ним можно отнести:
Ø неконформность (т.е. наличие собственного мнения и умение его отстаивать);
Ø отсутствие повышенной тревожности и необоснованных страхов;
Ø независимость, вера в свои силы, основанная на их реалистической оценке;
Ø поощрение в ребенке самостоятельности и инициативы;
Ø демократический стиль воспитания, уважение к личности ребенка;
Ø ровный, но не слишком теплый фон эмоциональных отношений в семье.
Хотя среда «не создает, а проявляет талант», ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% –наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или подавлять творческие способности людей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Конспект лекций Ст пр Гудзенко Лариса Геннадьевна Кафедра психологии и педагогики ауд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Факторы формирования личности художника
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
История психологии творчества
Оформлению психологии творчества как науки способствовали:
Ø Успехи общей психологии
Ø Концепция сознания и познания Э.Маха и Э.Гартмана
Ø Философско
Понятие творчества
Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум
Первичное определение творчества:«Творчество – это деятельность, в результате кото
Ф.Д.Кондратенко
Сравните эти мнения и выскажите свое по вопросу о «прогрессивности» как признаке творчес
V Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя.
Суть творчества как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которы
Структурно-уровневая модель механизма творчества
(Я.А. Пономарев)
Представлена в виде двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы – абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуити
Состояние вдохновения.
Вдохновение – это состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, и
Строение мозга как основа творческих способностей
Изучение мозга одаренных людей показало, что существует связь между одаренностью в той или иной области деятельности и особенностями строения соответствующих мозговых структур. Например, у музыкант
Творчество как поиск
Вопрос о природе побуждения к творчеству, как считает В.С.Ротенберг, относится к числу самых главных. Он полагает, что творчество – это разновидность поисковой активности, под которой понимается ак
Творчество и сублимация
Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, и зона поисковой активности поневоле оказывается суженой, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве.
Со
Возрастная динамика творческой продуктивности
§ Платон: «опыт больше уносит, чем прибавляет».
§ X.Андерсон: «творчество было в каждом из нас, когда мы были маленькими детьми, У детей творчество повсеместно. Среди взрослых творчество п
Креативность и интеллект
Подходы к проблеме творческих способностей.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает необходимым, но недостаточным условием, творческой акт
Особенности творческого мышления
Творческое мышление – это новообразование в самой познавательной деятельности. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Особенности творческого мышления описал Дж.Гилф
Воображение в творчестве
Обобщающая обработка представлений приводит к созданию художественного образа, соединяющего в себе индивидуальное и типическое. Определяющим здесь является не воспоминание, а преобразование, т.е. д
Восприятие произведений искусства
Крупник Е.П.: Восприятие произведения искусства осуществляется с помощью четырех основных механизмов:
· художественно-смыслового, результирующего процесс восприятия и создающего «ко
Коммуникативная функция общения в искусстве
Понимание произведения искусства определяется целым комплексом особенностей личности читателя, зрителя, слушателя. При этом активность воспринимающего заключается не только в понимании или сопережи
Интерактивная функция общения в искусстве
В процессе общения самостоятельные формы эстетической деятельности приобретают предметно-знаковый характер:
Ø художественное творчество – вид профессиональной деятельности и его тех
Перцептивная функция общения в искусстве
В настоящее время ведутся исследования восприятия художественных ценностей массовой аудиторией с привлечением методов различных наук. Изучаются запросы, установки и ценностные ориентации публики, р
Эффективная работа творческого коллектива
В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль.
Первая роль – формальн
Социальные факторы, мешающие творчеству
Феномен конформного поведения играет отрицательную роль в творчестве. Такое поведение вызвано как индивидуальными свойствами личности, так и межличностными отношениями в творческом коллективе, боле
Художественное сотворчество как коллективное творчество
Многие психологи утверждают, что творческая деятельность малых групп и вообще коллективное творчество имеют большие преимущества перед индивидуальным. Так, создатель синектики Гордон категорически
Тематика семинарских занятий
СЕМИНАР 1. Феноменология художественного творчества
1. Методологические проблемы исследования художественного творчества. Этические проблемы творчества. Творчество как ценн
СЕМИНАР 3. Способности и творческая одаренность
1. Понятие и виды одаренности.
2. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
3. Одаренность к искусству: общее и различное (на примере своей специальности).
Новости и инфо для студентов