рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Расцвет Киевской Руси.

Расцвет Киевской Руси. - раздел Философия, Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов После Святослава Великим Князем Киевской Р...

После Святослава великим князем Киевской Руси в течение восьми лет был его сын от Предславы Ярополк (972—980). Непродолжительность княжения Ярополка в значительной мере объясняется отрицательными чертами его характера. Он был злопамятным и завистливым челове­ком, хотя одним из первых в Киеве принял христианскую веру. Братья его, новгородский князь Владимир и древлянский князь Олег, каждую весну присылали Киеву богатую дань, но это не удовлетворяло самолюбивого Ярополка. В 977 г. он поссорился с Олегом и пошел со своим войском на древлян. По словам летописца, поводом для ссоры брать­ев послужило убийство Олегом на охоте сына Свенельда, а он был воеводой и первым советником Ярополка. Древля­не были разбиты. Олег погиб в бою, а их землю Ярополк присоединил к Киеву.

Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. Учиты­вая свое плебейское происхождение, неприязнь к себе киевских бояр и реальную возможность нападения Яро­полка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надо думать, не с пустыми руками бежал к варягам. После бегства Владимира Ярополк послал в Новгород своих наместников и стал, таким образом, едино­личным правителем всей Киевской Руси. Однако его княжение было непрочным.

Через два года Владимир вернулся в Новгород с на­емной варяжской дружиной. Он не только прогнал из своего города киевских наместников, но и решил выступить с войском против строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодой князь не оставлял и честолюби­вых помыслов о киевском престоле.

Жестокая сеча между воинами Владимира и Ярополка произошла в 980 г. на Днепре севернее Любеча. Простой люд в критическую минуту боя поддержал Владимира и помог ему добиться победы. Ярополк со своей дружиной вернулся в Киев, а, когда Владимир обложил город, по совету своего нового воеводы — Блуда бежал с дружиной на юг, в крепость Родня. Владимир осадил крепость и пред­ложил Ярополку мир. Под угрозой голода, при нехватке воды, опять по совету воеводы, изменившего своему князю, Ярополк сдал крепость. Блуд уговорил Ярополка отдаться на волю Владимира. Ярополк приехал к Владимиру, но едва вошел к нему в терем, как два дружинника «подняли его мечами под пазуху». Убивши брата, Владимир стал княжить один над всею Русью. Некоторые историки утвер­ждают, что Ярополк был убит без ведома Владимира, в результате заговора Блуда и некоторой части бояр. Более того, Владимир, узнав о заговоре, приказал публично каз­нить воеводу.

Летописные рассказы о княжении Владимира (980— 1015) похожи на легенды, в которых очень часто христианские предания чередуются с языческо-былинными сказаниями. Поэтому по летописи трудно пред­ставить себе фактическую сторону его деятельности и дать исторически правильную оценку времени его княжения.

При Владимире Киевская Русь достигла немалого. Владимир расширил пределы государства, значительно укрепил связь между его отдельными частями. Много­летние отношения Киева с Византией — страной высокой культуры завершились принятием Русью христианства — единой государственной религии. Это не только не помеша­ло развитию самобытной культуры молодого Древнерус­ского государства, но и послужило новым мощным толчком для расцвета в XI—XII вв. всех форм русского искусства. Яркое свидетельство тому — литература Киевской Руси.

Владимир был хорошим полководцем и умным государ­ственным деятелем-реформатором. В 981 г., вскоре после победы над Ярополком, в ходе короткой войны с польским князем Мешком I он освободил русские Червеньские земли (города Перемышль, Червень и др.) и победил ятвягов, занимавших земли северо-западнее дреговичей. Потом он с успехом ходил на север, в землю вятичей (бассейн рек Оки и Угры). Но более трудным и важным для Киева был поход Владимира на восток, когда он по сути дела повторил военный маршрут своего отца: река Итиль, город Болгар, Саркел на Дону, Джурджанское (Каспийское) море, Абха­зия, Тмутаракань, Сурожское море, Дикое поле. У Сухого брода Владимир разбил печенегов. Здесь был убит каган Куря, а сам киевский князь ранен.

И все же многочисленные печенежские орды, зани­мавшие обширные степи, продолжали оставаться опасными врагами Руси. Поэтому Владимир построил ряд крепостей, создав таким образом со­лидную оборонительную линию на подступах к Киеву, и прежде всего с юга. Чтобы привлечь к обороне Руси новые силы, гарнизоны пограничных крепостей были укомплек­тованы дружинниками из северных земель (кривичей, вятичей, словен). Народ в своих былинах назвал созданные Владимиром крепости заставами богатырскими, а самого князя Владимира величал Красным Солнышком.

При Владимире отношения Киевский Руси с Византией отличались непостоянством. Сначала киевский князь был союзником византийского императора Василия II. Однако, не получив достойной платы за свою помощь, он пошел в поход на город Херсонес (Корсунь) и после длительной осады взял его. Отсюда он потребовал от Византии выполнять все ранее заключенные с Русью договоры; вывести свои войска из устья Дуная; заплатить дань воинам (живым и мертвым), скрепить мирный союз между Русью и Византией брачным союзом Владимира и принцессы Анны.

Владимир предупредил греков, что в случае их отказа выполнить все его требова­ния он пойдет войнойна Константинополь. Требования Владимира были удовлетворены с одной поправкой: чтобы стать мужем Анны, он должен принять христианство. Владимир ответил, что готов креститься. С трудом уговори­ли Анну ехать в Русь. Наконец она согласилась и приехала в Корсунь. По словам летописца, «Владимир тотчас крестился, был назначен во св. крещении Василием и по­сле крестин пошел с Анною к венцу... Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь все кумиры, а Перуна велел привязать к хвосту коня и стащить с горы в Днепр. Народ плакал, но князю не перечил».

В 988 г. христианство стало господствующей, офици­ально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра, недалеко от впадения в него небольшого ручья. Версия церковных историков о том, что киевляне «охотно принимали христи­анство, побуждаемые примером князя и бояр», не соответ­ствует действительности. И киевляне, и новгородцы, и на­селение других русских земель первое время открыто сопротивлялись введению христианства.

Для крещения новгородцев в 991 г. в Новгород Великий был послан епископ Иоаким Корсунянин в сопровождении новгородского воеводы Добрыни (дяди Владимира по матери). В помощь им была придана киевская дружина во главе с тысяцким князя Владимира Путятой. Узнав об этом, жители Новгорода разрушили мост через Волхов и взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторо­на. Однако Путята с частью дружинников хитростью проник на Софийскую сторону и захватил предводителей восстания — новгородского тысяцкого Угоняя и языческо­го жреца Богомила Соловья. Но восставшие продолжали сопротивление. Только после того, как тайком перепра­вившийся через реку Добрыня с дружиной поджег дома противников крещения, жители Новгорода покорились и приняли христианство. Новгородцы с полным основанием говорили, что «Путята крестил их мечом, а Добрыня — огнем».

Русь далеко не сразу стала пра­вославной. Профессор Н. С. Гордиенко, автор ряда публи­каций по вопросам идеологии русской православной цер­кви, отмечает: «...во многих регионах нашей страны формальная христианизация местного населения началась значительно позднее начальной фазы «крещения Руси» и тянулась вплоть до Великой Октябрьской социалистиче­ской революции. Это значит, что на протяжении многих столетий язычество монолитной глыбой продолжало суще­ствовать как самостоятельное социальное явление, с кото­рым православие не могло совладать. Лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавши­еся дохристианских (языческих) верований, были обраще­ны — по крайней мере номинально — в русское правосла­вие»

Женившись на Анне, Владимир наделил всех своих жен богатством и разрешил выйти замуж по своему усмотрению. К своим титулам он добавил Цесарь и получил прозвище Святой. С этого времени он чеканит монету и изображается с атрибутами императорской власти: в царской одежде, на голове - корона, в руке скипетр с крестом.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов

для заочного отделения... Тема Историческая наука как основа партиотического воспитания сотрудников правоохранительных органов часа...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Расцвет Киевской Руси.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История, как наука и учебная дисциплина.
  Н.М.Карамзин: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомств

Сущность и формы исторического сознания.
Каждый человек, а также любая национальная и социальная общность обладают определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошл

Функции исторического сознания
Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определенный способ существования общества, индивидуальное историческое сознание — составляющей дух

Методы и источники изучения истории.
  Наиболее распространенными методами являются: 1. генетический, с помощью которого прослеживается причино-следственная связь между событиями; 2. сравнительны

История народов, населявших территорию России.
Европейская и азиатская территория России, была населена уже в самые древние времена существования человечества. Однако эти народы, охарактеризованные Н.М.Карамзи

Хитрость.
Готские историки отмечают, что славянские воины в то время не славились еще воинским искусством, однако заменяли его природной храбростью и хитроумием: “Сражаться со своими врагами они люб

Жестокость.
Летописи VI века изображают самыми черными красками жестокость славян в рассуждении греков; однако это вполне естественно для военных противников, тем более, что сами греки озлобленные частыми напа

Проблема возникновения и развития государственности на Руси в исторической науке.
По поводу проблемы зарождения русского государства существует множество точек зрения: от крайней норманнской, которая преувеличивает роль скандинавских народов в становлении восточно-славянского го

Период становления государства Киевская Русь.
  История Древнерусского государства традиционно разделяется на три периода: 1. IX - сер. X в.в. - формирование государства (правление первых киевских князей Олега, Игоря, Св

Киевская Русь в период правления первых Рюриковичей.
  При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были

Предпосылки территориально-политической раздробленности.
Территориальная раздробленность – закономерный этап в развитии социально-экономических и политически отношений, следующий за этапом формирования раннефеодального государства. Терри

Характеристика удельного периода на Руси.
  Удельный порядок был одним из по­литических следствий русской колонизации верхнего Повол­жья при участии природы края. Эта колонизация приносила в тот край те же общественные элемен

Экономический и политический уклад удельных княжеств.
Владимиро-Суздальская земля.   Экономические особенности: Располагалась в междуречье Оки и Волги:

Татаро-монгольское нашествие и установление ига.
  В XIII в. разрозненные русские земли подверглись мощной атаке со стороны новой военной силы – татаро-монгольского войска. Оно обладало рядом особенностей, делавшими его непобедимой

Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.
Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имее

Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.
Оценивая последствия татаро-монгольского ига и его влияния на последующее развитие Русского государства, следует признать его неоднозначный характер. Поэтому имеет смысл рассмотреть каждую сферу об

Правление Ивана IV Грозного (1533-1584).
  Вступил на престол в трехлетнем возрасте, поэтому долгое время страной правили боярские группировки. Официальное венчание на царство в 1547. Около 1549 г. вокруг ц

Темы докладов и сообщений.
  Марксизм и формационный подход к истории. Развитие представлений о цивилизационном развитии в европейской философии истории. Этнологический подход к историче

Темы докладов и сообщений
  Библиографический список   Основная литература.   1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск, 2007.

Темы докладов и сообщений
  1. Предпосылки, специфика и альтернативность формирования единого российского государства. 2. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды. 3. Иван IV Гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги