рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Билет 4 продолжение

Билет 4 продолжение - раздел Науковедение, Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития Расово-Антропологическаяшкола (Продолжить) Расово-Антрополо...

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯШКОЛА

(Продолжить)

РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯШКОЛА - разновидность биологического направления в социологии второй половины19- начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино.Основным трудом Гоби-но, в котором были заложены теоретические направленияР.-А.Ш. явилась книга «О неравенстве человеческих рас» (1853-1955). В этойработе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существованиягосподствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которойнеравенство, связанное с расовыми различиями и вытекающая из него борьба расявляются главной движущей силой развития народов и общества. По мнению Гобино,наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно еегерманская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам.Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая расапостепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативноевлияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый,выдвинувший первую расистскую концепцию. Другими известными представителямиР.-А. Ш. являются Ж. Лапуж (Франция), X. Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания),Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др. Чемберлен в своих работах призывал квозрождению «арийского духа» и явился одним из главных предшественниковидеологии немецкого фашизма. Аммон и Лапуж явились основоположниками такойветви Р.-А.Ш. как ан-тропосоциология, сделав попытку установить и научнообосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторымиразмерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований,относящихся к Р.-А.Ш., можно выделить общие черты и положения этого направленияв социологии. Это представление о том, что культура и социальная жизньявляются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологическихфакторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на «высшие» и «низшие»;интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятияхбиологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас; оценкасмешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурногоразвития общества. Концепции Р.-А.Ш. оказали сильное влияние на развитиеконцепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценностьнекоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные инеполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуруобщества. Хотя идеи Р.-А.Ш. и подвергаются резкой критике, отдельные ееположения еще оказывают влияние на интерпретацию данных антропологии,этнопсихологии и других наук, изучающих специфику расовой культуры современного

==== Первымобосновал расовую теорию ====Граф Жозеф Артур де Гобино — французскийдипломат, социолог и писатель, опубликовавший главную книгу своей жизни «Опыт онеравенстве человеческих рас» в 1853—1855 годах. Этот трудсчитался одним из первых серьезных обоснований расовой теории. Согласно Гобино,движущей силой развития народов является неравенство, связанное с расовымиразличиями. Наиболее способной к культурному развитию ученый считал арийскуюрасу, смешение которой с небелыми народами ведет к снижению ее способностей.Гобино был пессимистом и считал вырождение белой расы необратимым процессом.
Для нас важно, что автор «Опыта» был искренневерующим христианином, что нашло отражение в его книге. Так, при созданииисторической картины борьбы рас ученый опирается на Библию. В некоторых местахсвоего труда Гобино явно входит в противоречие с собственной теорией. Кпримеру, он отрицательно относится к мнению, что существуют народы, «обреченныена то, чтобы никогда не узнать учения Христа». Считая подобное утверждениеповторением «местнической доктрины евреев», Гобино отмечает: «Я готов признать,что все человеческие расы наделены одинаковой способностью войти в христианскуюсемью» *). Вряд ли Гитлербыл согласен с такой точкой зрения, вместе с тем нельзя исключить, что он вынесиз «Опыта» не только обоснование расового неравенства, но и уважение кхристианскому фактору в истории.

==== Обосновалтеорию элит ====Жозеф Артур де Гобино, (Gobineau),(1816-1882); французский социолог, писатель и публицист, один из основателейрасистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Родился 14июля 1816 в Париже. В 1849-1877 на дипломатической службе. В основном труде"О неравенстве человеческих рас" (1853-1855) пытался обосноватьнеобходимость существования господствующей элиты и выдвинул теорию, по которойнеравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба расявляются движущей силой развития народов. По мнению Гобино, наиболее способнойк культурному развитию является белая (арийская) раса, особенно ее германскаяветвь. Стремясь к расширению своего влияния, арийская раса смешивается сдругими расами, что ведет к снижению ее способностей и культуры. Это приводит кутрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии,которую Гобино считал худшей формой государства. Гитлер и другие идеологи нацизма заимствовали и приспособили к собственныммировоззренческим концепциям многие положения теории Гобино с целью обосновать"право" немцев господствовать над миром.
Гитлер: "Вся человеческая культура, вседостижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся,- плоды творчества арийцев... Он [ариец] - Прометей человечества, со светлогочела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огоньзнаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситьсянад другими существами земли..."
Гиммлер: "Мы считаем, что пока людиживут на земле, законом истории является борьба между людьми и недочеловеками.Право сильной расы является детерминантом справедливости".
Гитлер: "Если поделить человечество натри категории: творцов культуры, ее носителей и ее разрушителей, топредставителем первой следует считать лишь арийцев... Немецкий народ -воплощение достоинств арийской расы, он призван в качестве расы господподчинять себе менее ценные народы, прибегая к любым средствам принуждения...Пусть тот, кто хочет жить, вступает в борьбу, а тот, кто не хочет воевать вэтом мире вечной борьбы, не заслуживает права на жизнь".
«Опыт о неравенствечеловеческих рас» (1853-1855) является наиболее известным сочинениемфранцузского дипломата, поэта и философа графа Жозефа Артюра де Гобино(1818-1882). Несмотря на спорность многих положений этой книги, а такжеучитывая негативный фон, который был создан вокруг нее, необходимо подчеркнуть,что это была по сути первая осознанная попытка систематического осмысленияистории с позиций биологического детерминизма – философскогонаправления, рассматривающего наследственные различия расовых типов в качествеисходных предпосылок к общественной жизнедеятельности и переносящего законыорганической жизни на нормы человеческого поведения и познания. (ВладимирАвдеев)


вопрос 4

==== Предтеча нацизма? ====Чемберлен, Хьюстон Стюарт (Houston Stewart Chamberlain), (1855-1927),английский писатель, социолог, философ, предтеча нацистской идеологии. Родился9 сентября 1855 в Саусси, Гемпшир, Англия, в семье британского адмирала. Изучалестественные науки в Женеве, эстетику и философию в Дрездене. Стал ревностнымпоклонником РихардаВагнера. Женившись на дочери композитора, Еве Вагнер, Чемберлен в1908 поселился в Байрейте, сделавшись куда большим фанатиком всего немецкого,нежели сами немцы. Во время Первоймировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленныеантибританские статьи, получив за это на родине прозвище "английскийперевертыш". Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжениев теориях Гитлера,изложенных в [http://www.hrono.ru/dokum/192_dok/mein_kampf.html|"Майнкампф"]. Умер Чемберлен 9 января 1927.

+ + +

 

Основная работа Чемберлена, принесшая емускандальную известность, - "Основы XIX века" ("Die Grundlagendes neunzehnten Jahrhunderts") вышла в Мюнхене в 1899 году.Рационалистическая трактовка Чемберленом европейской истории объясняласьнегативным отношением автора к христианству в целом, аристократическимпрезрением к массам и излишне романтизированным восприятием немцев как нации,предназначенной править миром. Поставив перед собой задачу раскрыть основы, накоторых покоился XIX век, Чемберлен писал, что европейская культура явиласьрезультатом слияния пяти компонентов: искусства, литературы и философии ДревнейГреции; юридической системы и формы государственного управления Древнего Рима;христианства в его протестантском варианте; возрождающегося созидательноготевтонского духа; и отталкивающе-разрушительного влияния евреев ииудаизма в целом.
В 1-м томе своей книги Чемберлен рассматриваетсобытия до 1200 г.,наследие античного мира. С эллинизмом наступил небывалый расцвет человеческогоинтеллекта, - пишет Чемберлен. - Греки творили всюду - в языке, религии,политике, философии, науке, истории, географии. Вершиной этого созидательногодуха стал Гомер. Но в наследии эллинов оказались и темные стороны: жестокиенедальновидные демократии, отсутствие высокой политики, устаревшая мораль иупадок религии. Мир в долгу перед римлянами, избавившими его от семитско-арабского порабощения и позволившими "индо-тевтонской Европе статьбьющимся сердцем и мыслящим мозгом всего человечества". Греция, в отличиеот Рима, по мнению Чемберлена, тяготела к Азии. Но многих сбило с толку иозадачило то обстоятельство, что несмотря на двухтысячелетнее наследие, Рим несумел противостоять распаду на своей огромной территории. "Опыт энергичнойиндоевропейской расы пересмотрели и блестяще воспользовались им смешанныезападно-азиатские нации, что вновь привело к уничтожению единства еехарактерных особенностей".
Затем Чемберлен обратился к наследникам античности.Сразу же пришлось столкнуться, писал он, с изучение расовых проблем. Он говорило том, что необходимо проявить смелость и предусмотрительность, чтобыблагополучно проскочить "между Сциллой науки почти недосягаемого и Харибдойизменчивых и необоснованных обобщений". Рим сместил центр притяженияцивилизации в сторону Запада, неосознанно завершая акт мировой значимости. НоРим оставил после себя невероятную мешанину различных типов и рас. Среди этогохаоса народов (Voelkerchaos) оказались и евреи - единственная раса, которойудалось сохранить чистоту крови. Силой же, противостоящей крошечной, новлиятельной еврейской нации, история избрала арийцев. "В настоящее времяэти две силы - евреи и арийцы, - как бы не затуманил их будущее недавний хаос,остаются друг против друга, пусть уже не как враги или друзья, но, по-прежнему,как вечные противники". "Ничто не является более убедительным, -писал Чемберлен, - чем самосознание нации. Человек, принадлежащий определеннойчистой расе, никогда не потеряет этого чувства. Раса поднимает человека надсобой, наделяет его необычайной, почти сверхъестественной энергией, выделяетего как индивидуума из хаотического смешения народов, собранных со всех концовсвета. Густая кровь, незримо текущая в жилах, принесет бурный расцвет жизни,принесет будущее". Основной секрет истории в том, что чистокровная расастановится священной. Безродный и вненациональный хаос последних дней Римскойимперии стал пагубным, почти фатальным обстоятельством, и именно арийцам пришлосьисправлять это гибельное положение.
Во 2-м томе Чемберлен анализирует возрождениенового германского мира и борьбу величайших сил за мировое господство. В этойборьбе участвуют, по мнению Чемберлена, три, стремящихся доминировать,религиозных идеала: Восток (эллины), Север (арийцы) и Рим. На севере бывшейРимской империи арийцам удалось создать новую культуру, которая"несомненно является величайшим из всего, что было достигнуточеловечеством до настоящего времени". Все, что не является арийским, - эточуждые элементы, которые необходимо изжить. Евреи сделались наследникамиримского расового хаоса; арийская же раса оказалась в ответе за духовноеспасение человечества. Все достижения н
промышленности, политэкономии и искусства стимулировались и двигались впередарийцами. Таким образом, XIX век опирался на прочный арийский фундамент.
Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью двеосновные темы: арийцы - как творцы и носители цивилизации, и евреи - какнегативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории.Идеализируя чистокровных арийцев, Чемберлен рассматривал их как единственнуюопору мирового развития. Завоевавшие гибнущую Римскую империю здоровые имужественные дети природы - арийцы, возродили западную цивилизацию и привнеслив нее неведомое ранее представление о свободе.
Как противоположность созидательному гению арийцевЧемберлен выдвигал грубую цивилизацию евреев, которые, по его мнению, быличужаками, грозившими в XIX веке занять непропорционально значительное место вжизни Германии. Евреи заслуживали приговора, но не с позиций низкой ненавистиили подозрительности, а с позиций недосягаемых высот арийского превосходства.Почти все выдающиеся и истинно свободные люди, писал Чемберлен, от Тибериядо Бисмарка,рассматривали присутствие евреев в своей среде как социальную и политическуюопасность. Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в историичеловечества. "Ни войны, ни смены династий, ни природные катаклизмы, ниоткрытия не обладают и долей той значимости, которая могла бы сравниться скороткой земной жизнью Галилеянина". Но для всех должно быть очевидным,писал он, что Христос не был евреем, в нем не было ни капли еврейской крови, аназывавшие его евреем, были просто невежественными или лицемерными людьми.
"Основы" Чемберлена стали необычайнопопулярны в Германии после того, как император Вильгельм IIназвал его работу монографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляликнигу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и необычайнуюпроницательность автора. В Англии же эта книга подверглась яростным нападкам:ее либо высмеивали, либо поносили резкой бранью. Чемберлена называли"уличным проповедником, облачавшимся то в тогу римского оратора, то в рясухристианского священника". О его работе говорили, что это "похмельнаяотрыжка пьяного сапожника". Работу Чемберлена расценивали не больше неменьше как "ловкий синтез Шопенгауэраи Гобино,отражающий более грубое и наглое утверждение мистического родства арийцев иБожественного провидения".
Американские приверженцы нордической школыпровозгласили Чемберлена величайшим зодчим нордической теории, на что Теодор Рузвельтвозразил, что теория Чемберлена исходит из глупой ненависти и что его"блестящие ляпсусы для нормального человека выглядят безусловнымсумасшествием, отражением ненормальной психики... Ему нравится Давид, и на этомосновании он тотчас делает его арийцем. Ему нравятся Микеланджело, Данте илиЛеонардо да Винчи, и он тут же сообщает, что они - арийцы. Он не любитНаполеона и потому утверждает, что Наполеон - истинный представительбезрасового хаоса".
Расовые теории Гитлера, изложенные в "Майнкампф", во многом исходят из произвольных положений "Основ"Чемберлена. Хотя Гитлер нигде не упоминает его имени, и скорее всего незнакомился с его монографией, поскольку вряд ли был в состоянии проникнуть вхитросплетения метафизики автора, вполне вероятно, что он впитал теориюЧемберлена опосредованно. Так или иначе, тезисы о превосходстве арийской расы и"еврейской опасности", выраженные в более простой и грубой форме,стали лейтмотивом "Майн кампф".

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития

течение в буржуазной социологии й половины начале вв К Расово Антроп школе относят Ж А Гобино Ж Лапужа Франция Х Чемберлена... Продолжить...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Билет 4 продолжение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антропология как совокупность научных дисциплин,изучающих человека на всех этапах истор. развития.
Антропология — комплекс научных дисциплин, занимающихся изучением происхожденияи эволюции человека и человеческого общества. Появление антропологии как наукио природе человека связано с выходом в с

Творчество как проявление человеческой свободы.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое,никогда ранее не бывшее.Творчество естьодно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своемус

В XVIII и XIX веках
В середине XVIII века [http://ru.wikipedia.org/wiki/Линней,_Карл|К. Линней] дал начало научному представлению опроисхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёсчеловека к животно

В XX веке
В 1920х годах в Африке действительно были обнаружены останки существа,которое Раймонд Дарт назвал австралопитеком. Первой важной находкой был черепдетёныша этого вида, обнаруженный в Южной Африке.

В СССР и постсоветской России
Человек — одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтомуантропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процессантропосоциогенеза. В соответствии с

Реакция на идеи Чемберлена
«Основы» Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работумонографией величайшей важности. Критики взахлеб восхваляли книгу за блестящеевысоч

Биография
Родившийся 12 декабря1854 г. в Нёвиле дю Пуату, Ж. Ваше де Лапуж уже в годыучёбы отличался остротой ума и жаждой знания. Получив диплом об окончаниилицея, он записался на курсы Медицинской школы и

Антропосоциология
Свою теорию Лапуж называл антропосоциологией. Приняв во внимание новуютрактовку истории, он сформулировал одиннадцать антропосоциологических законов: 1. Закон распределения богатств: в странах

Реакция на идеи Лапужа
Во Франции теории Лапужа получали разную оценку, однако начиная с 1899-1900годов начинает преобладает почти полное отторжение, антропосоциологияподвергается суровой критике[http://ru.wikipedia

ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ
Ниже приводится список основных языковых группировок –традиционно выделяемых языковых семей и условных чисто географическихобъединений с указанием (для наиболее изученных из их числа) всех илиоснов

Индоевропейские языки.
Первой языковой семьей, установленной посредствомсравнительно-исторического метода, была так называемая «индоевропейская». Послеоткрытия санскрита многие европейские ученые – датские, немецкие, ита

Афразийские языки.
Семитская языковая семья была признана давно, сходство междуеврейским и арабским было замечено уже в Средневековье. Сравнительное изучениесемитских языков началось в 19 в., а археологические находк

Уральские языки.
Эта макросемья состоит из двух семей – финно-угорскойи самодийской. Финно-угорская семья, к которой принадлежат, в частности,финский и эстонский (прибалтийско-финская ветвь) и венгерс

Алтайские языки
обычно считаются макросемьей, притом гипотетической, хотяаргументов в пользу ее признания имеется много. В нее входят три основныхязыковых группировки, традиционно называемых семьями, хотя по станд

Палеоазиатские языки
(изредка называемые гиперборейскими) – несколько языковыхсемей Сибири, не обнаруживающих прямых генетических связей с другими языковымисемьями этого региона. Количество говорящих на этих языках (в

Автохтонные языки Кавказа
– более 40 коренных языков кавказского региона, неродственных никаким языковым семьям за его пределами. Общее число говорящих наэтих языках составляет свыше 7 млн. человек, из которых около 50%прих

Культ мертвых и домашние божества удревних римлян
Духи предков в Древнем Риме назывались манами — чистыми, добрымидухами. В этом названии было больше лести, чем действительной веры в добротудуш умерших, которые во все времена и у всех народов вызы

Мифы древнего Египта
Богиня Исида на древнеегипетском изображении Согласно древнеегипетской мифологии, мир с самого начала представлял собойбездонную водную пучину под названием Нун. Из первозданного хао

Мифы об Осирисе
Осирис - центральное божество плодородия в древнем Египте Один из самых известных богов древнеегипетской мифологии - Осирис. Осириссчитался богом земледелия, вина, винограда, а также

Нил - жемчужина Египта
Бог Гор Египет невозможно себе представить без мифов о Ниле, ведь эта река даланачало одной из древнейших человеческих цивилизаций. Именно благодаря Нилуегиптянам удалось построить р

Мифы Египта в соседних странах
Мифы древнего Египта широко проникали в соседние страны, в том числе вдревний Рим, где особенно почиталась Исида. В Исиде многие римляне виделиВеликую богиню - мать всего сущего. Вместе с тем этот

Буше де Кревкёр де Перт
Буше де Кревкёр де Перт (Продолжить) (Жак Boucher de Crèvecoeur dePerthes) — французский ученый и писатель; род. в 1788 г., умер в 1868 г. Сын известного всвое время ботани

В XVIII и XIX веках
В середине XVIII века [http://ru.wikipedia.org/wiki/Линней,_Карл|К. Линней] дал начало научному представлению опроисхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнёсчеловека к животно

В СССР и постсоветской России
Человек — одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтомуантропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процессантропосоциогенеза. В соответствии с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги