рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Станковые искусства в стилистике модерна

Станковые искусства в стилистике модерна - раздел Культура, Русский модерн Станковые Искусства В Стилистике Модерна. Какие Же Стороны Русского Модерна Н...

Станковые искусства в стилистике модерна. Какие же стороны русского модерна наиболее выявили себя в станковых видах искусства Здесь надо помнить, что одна из особенностей нового стиля заключалась в том, что он определял относительность межвидовых границ в искусстве и что многие художники, творившие в ту эпоху, сознательно воспитывали в себе артистический универсализм.

Одним из ярчайших представителей подобного универсализма был М. Врубель, который, видимо, лишь из-за болезни не смог принять участие в выставке Современное искусство.

Еще в абрамцевских мастерских изготовлялась деревянная мебель по его эскизам. А изготовленные там же монументальные блюда и декоративные сосуды, мерцающие глубокими тонами глазури, и не имеют уже прямых прообразов в народном искусстве, и вместе с тем глубоко национальны. Это проявляется в выборе сказочных декоративных мотивов птицы Сирин, русалок и т.п населяющих прикладные работы Врубеля, так и в отношении к форме предмета с его подчеркнутой пластичностью, красочностью, обобщенностью. По своим формальным качествам майолика Врубеля является скорее декоративной скульптурой.

Близкие к импрессионистической скульптуре, работы этого мастера в то же время отличаются от нее большей динамичностью, разнообразием впечатлений, достигаемых за счет цвета и формы, света и восприятия в движении. В живописи Врубель так изощрил и натренировал свой глаз, что различал грани не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например, в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.

Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших е изгибов. Безусловно, это видно во многих картинах, но меня больше всего поразил Демон сидящий 1890 года. Врубель выполнял декоративные панно, иллюстрировал Лермонтова, много работал в театре, создал много портретов, в том числе и своей жены певицы Н. И. Забелы. Еще одни художник, чье творчество тесно связано с женским образом.

Это Борисов-Мусатов, выгодно возвышающийся над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и московского преимущественно живописного направлений. Его лучшие картины, такие как Водоем 1902, Призраки 1903, Изумрудное ожерелье 1903-1904, Реквием 1905, трудно безоговорочно причислить к модерну, если понимать под последним искусство с твердой преднамеренностью определенных стилевых установок. В своих произведениях художник шел не от стиля, а от настроения, от желания воплотить гармонию и красоту природы и возвышенной женской души. Как и Врубелю, Борисову-Мусатову были совершенно чужды рациональные способы освоения нового стиля.

И все же в картинах Борисова-Мусатова, в эскизах его панно явно сказывается декоративная стилистика модерна, композиционные принципы и цветовая гамма его полотен часто вызывают в памяти старые гобелены довольно распространенный источник стилизационных исканий рубежа веков.

Причина тому сама эклектическая природа модерна, его способность выявлять себя в искусстве как раз в тех случаях, когда художник сосредоточенно ищет средства, чтобы передать в картине особую духовную атмосферу и таинственный смысл бытия. Известно, что выпускаемый журнал Мир искусств приобщал своих художественных сотрудников модерна к журнальной и книжной графике. Но на эту работу можно поглядеть и с другой точки зрения, рассматривая влияние пластического языка графики на стилевые особенности творчества мирискусников.

А надо заметить, что в искусстве собственно изобразительном стилистика модерна яснее всего обнаруживает себя в графике. Графичность, культ чистой линии - характерная особенность модерна, и это не случайно. Язык линии более условный, чем язык света и светотени. В природе нет линий как таковых импрессионисты, стремясь передать зрительное впечатление натуры, никогда, даже в гравюре, не прибегали к линейному, проволочному контуру. Последний является больше знаком предмета, чем его натуральным изображением, а символизм, от которого модерн вел свою родословную, тяготел именно к знакам, намекам, иносказаниям. Искусство модерна, сохраняя узнаваемость внешних форм, делает их бесплотными, превращает в орнамент, расположенный на плоскости.

Здесь сказалось влияние японской гравюры, с ее утонченной линеарностью, порой слышится отдаленное эхо греческой вазописи, восточной миниатюры. Графическая природа стилизма художников Мира искусств, естественно сильнее всего сказывается там, где они выступали в роли иллюстраторов, оформителей.

Но и в тех случаях, когда эти мастера создавали живописные произведения показательно, что они обычно предпочитали пастель маслу пейзажи, портреты, исторические картины, они уделяли много внимания декоративно-композиционной роли линии, выразительности силуэта, словом, всему тому, что было связано с художественными открытиями графики. Если стилевые свойства творчества художников Мира искусств несут на себе явную печать графической интерпретации пластического образа, то в поэтике их искусства постоянно присутствует театрализация мира, взгляд на жизнь как бы сквозь рампу сцены.

И никогда прежде театрально - декоративное искусство в России не было вовлечено такого большого количества блестящих имен. Знаменитые балетные Русские сезоны в Париже, организованные С.Дягилевым в 1909-1911 годах связаны в своей пластично-сценографической части с творчеством таких мастеров, как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, В. Серов. И никогда прежде романтическая условность темы, сюжета, образа в станковом произведении так тесно не срасталась с театрально-сценической концепцией изображения действительности.

Разделяя многие общие взгляды своего кружка, художники Мира искусств вместе с тем обладали яркой индивидуальностью, у каждого из них были свои излюбленные творческие задачи. Например, Сомов относительно мало работал в театре, предпочитая станковое искусство. Его излюбленная тема театрализованный мир свиданий, поцелуев в беседках, и пышно разобранных будуарах героев в напудренных париках, с высокими прическами в расшитых камзолах и платьях с кринолинами.

Как блестящий портретист, Сомов создает во второй половине 900-х годов серию портретов, представляющих художественную и артистическую среду. Бакст же, напротив, много работал в театре, оформлял в основном балетные постановки. Немного особняком в этой группе находится творчество Добужинского. Его занимала тема городской жизни Петербурга. На пути к своему новому стилю Добужинский трансформирует городскую тему двумя различными способами.

В известном рисунке Дьявол 1907 он уподобляет образ города кошмарному сновидению, возводит его до символа, восходящего и к петербургским настроениям Достоевского и к современным представлениям о городе-спруте. Другой способ большая серия видов Петербурга, созданная в 1900-х годах и изданная в качестве почтовых открыток общиной св. Евгении. В этом случае в городском ландшафте выбирались мотивы, очищенные от суеты повседневной жизни и хранящие в современной петербургской действительности память о былом.

Но в его конструктивно напряженных и графически несколько аскетичных видах всегда ощущается Петербург XX века. Поэтическое обаяние старых архитектурных памятников северной столицы выступает у Добужинского сквозь трезвую, словно безвоздушную атмосферу современного города, и это придает им особую остроту. Еще один художник из Мира искусств - Билибин иллюстрировал русские народные сказки и сказки А. С. Пушкина.

Можно сказать, что он, являясь продолжателем дела Васнецова и Поленовой, представлял то направление в русском искусстве, которое искало опоры в национальных духовных традициях, поэтическом мире сказок и былин, в образно-пластической системе народного ремесла. Но вместе с тем с графикой Билибина в русский модерн вошло влияние японской цветной гравюры. Особенно сильно это влияние сказалось в созданных в 1905 году известных иллюстрациях к Сказке о царе Салтане А.С. Пушкина.

Практические его ровесник Рерих много размышлял о национальной духовной традиции. Для него она связывалась с историческими событиями древности, с нераскрытыми тайнами природных сил и верований. Все это ему хотелось воплотить в станковых картинах и в больших декоративных панно, в сценическом оформлении спектаклей на историческую темы, и в мозаиках, призванных войти в идейно-пластический образ храма-памятника. В некоторых отношениях Рерих был близок здесь к Врубелю оба они шли навстречу модерну в желании облечь свои романтические идеи в декоративную систему устойчивых пластических образов, оба видели путь к решению своих художественных проблем в синтезе различных видов искусства.

Монументальные работы Рериха в Талашкине один из примеров наглядно характеризующий и творческие помыслы художника и те компромиссные результаты, которые можно было достигнуть в этой сфере в пределах нового стиля. До сих пор речь шла о художниках. Чьи произведения формировали русский модерн, определяли его характерные черты, хотя разумеется, их значение в русском искусстве никоим образом к этому не сводится.

Но русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков знает множество и других случаев, когда правильнее говорить о влиянии модерна на творческие принципы живописцев, графиков, скульпторов. Конечно, влияние это не было случайным, и дело касалось вовсе не просто слабой сопротивляемости того или иного художника стилевым импульсам эпохи. Однако разница между Врубелем, одним из творцов русского модерна и, скажем, его прославленным современником Серовым была в этом отношении очень существенной.

Врубелю новый стиль казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления, формат выражения своей художественной индивидуальности. Серов в своих поздних работах Похищение Европы, Портрет Иды Рубинштейн, все 1910 года шел к модерну, усматривая в нем наоборот, дисциплинирующие стилевые установки, способ самообуздания личности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский модерн

Но такова уж многообразность нового стиля, что, увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и снова, а другие не то чтобы… В то же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только сожалеть, что их… Но те стили возникали в развитии культуры органически и осознавались как целостные художественные системы лишь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Станковые искусства в стилистике модерна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура модерна
Архитектура модерна. Как уже говорилось, модерн ярко выразился в работах зодчих. Так, даже спустя десятилетия хорошо видно, что модерн успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих г

Готика и модерн
Готика и модерн. В одной из своих первых крупных работ особняке З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, Ф. Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы готики. В эпоху

Происхождение стиля модерн
Происхождение стиля модерн. В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчества, можно различить несколько течений. Первое из них непосредственно связано с творчеством Аб

Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Модерн в декоративно-прикладном искусстве. Широкая популяризация стиля модерн путем распространения реклам, разнообразных плакатов, этикеток, вывесок, иллюстрированных и модных журналов, а т

Стекло и фарфор
Стекло и фарфор. Столь же живучими оказались формы многих предметов прикладного искусства, прежде всего стекла и фарфора. Здесь был в наибольшей степени замаскирован разрыв между уникальным и массо

Ювелирное дело
Ювелирное дело. Стилистика модерна воздействовала и на отрасли, имеющие в России давние художественные традиции. Это в особенности касалось ювелирного дела и изделий из серебра, изготовление

Дамские платья
Дамские платья. Вместе с тем в сфере дамских мод обнаружился явный разрыв между массовым и уникальным. Требования моды распространились не только на силуэт платьев, но и на пластику фигуры,

Плакаты и афиши
Плакаты и афиши. Необычайно быстро распространились плакаты, афиши, рекламы, в создании которых в конце XIX века еще не было того опыта, которым обладали западноевропейские страны. Что и показала у

Выставки в Москве и Петербурге
Выставки в Москве и Петербурге. В конце 1902 года в Москве открылась большая экспозиция архитектуры и промышленности нового стиля. Весною следующего года в Петербурге открылась выставка Совр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги