рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Готика и модерн

Готика и модерн - раздел Культура, Русский модерн Готика И Модерн. В Одной Из Своих Первых Крупных Работ Особняке З.г. Морозово...

Готика и модерн. В одной из своих первых крупных работ особняке З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, Ф. Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы готики.

В эпоху модерна в готике стали ценить не только причудливую архитектурную декорацию, как в эпоху классицизма, не только романтичность художественного образа, свободу и смелость пространственных построений, как в эпоху эклектики, но и присущую ей внутреннюю органичность, под которой стали понимать единство архитектурной формы и конструкции, единство декоративных и функциональных элементов, и ту близость к органическому миру, которая стала одним из краеугольных камней эстетики модерна.

Надо признать, что при всем отличии модерна от готики мышление архитектурными формами, при которой объемы пластически соотносятся с пространством, определяя внутренний динамизм художественного образа ради иррациональности его содержания, дает известный повод для подобного сопоставления. Представление о торжестве духа, романтическая принадлежность образов готики также во многом были близки мироощущению нового стиля.

Стилизации на тему готики, предваряющие наряду со стилизациями на русские темы появление первых произведений чистого модерна в России. Вместе со стремлением воссоздать пространственные впечатления от готики возрастает тяготение к одухотворенным архитектурным образам, далеким от прозаической повседневности, и к стилизации растительных органических готических мотивов, воплощающих представление о единстве функции и декоративной формы.

Существенно, что для лучших произведений модерна, особенно раннего периода, характерны поэтическая одухотворенность, большая эмоциональная выразительность и в то же время рационализм, лежащий в основе всего образного решения в целом. Такое сочетание также напоминает о готике, тем более, если учесть, какое значение и в эпоху средневековья придавалось победе художника над материей в самом создании архитектурного образа. К этому следует добавить свойственное новому стилю увлечение средневековыми витражами, что в живописи приводит к клазоунизму, наблюдающуюся при декоративных решениях наглядку если использовать выражение Александра Иванова на старинные шпалеры и гобелены, сказывающуюся в понимании цвета, общих колористических решениях и тому подобное.

Но вернемся к особняку Морозовой. В нем еще нет явных примет стилизации модерна, но уже присутствует тот момент гротеска, который знаменовал зарождение новой стилистики. Постепенное размывание четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фантазией уже во многом близко к эстетике модерна.

Творчество Шехтеля охватывает все виды архитектурного строительства частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы. Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского в Москве. Автор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию.

Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн. Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморной лестницы, представляющую собой взметнувшуюся и опадающую волну.

Оформление интерьеров мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля. Растущее тяготение модерна к лаконичности архитектурного языка вело к тому, что в конце 1900-х годов многие русские зодчие отказались от стилизованных декоративных элементов, столь свойственных раннему модерну, в поисках чисто архитектурной выразительности. Это относится и к Шехтелю. Такие его сооружения как Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке 1909 или здание типографии Утро России 1907, можно назвать предконструктивисткими.

Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада. Скругленные углы и пилястры, вытянутые в несколько этажей, сообщают пластичность объему здания. О модерне здесь напоминают несколько причудливое разнообразие ритма оконных переплетов, хрупкая графическая профилировка горизонтальных тяг, разделяющих этажи эстетизированная геометрия, заменившая собой культ зигзагообразной линии в раннем модерне.

Особое направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, который стремился выразить дух древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на нее сквозь призму стиля модерн. К нему относятся, например, Марфо-Мариинская община сестер милосердия в Москве, построенная Щусевым в 1908-1911 годах, где он синтезировал приметы псковско-новгородского стиля, и Ярославский вокзал Шехтеля. Он представляет собой компактную композицию из разновысоких объемов, создающую строго выверенный рафинированный силуэт, сложный причудливый рисунок, а в завершение огромные щипцовые кровли, упругие дуги порталов, высокие балконы-крыльца, островерхие шатровые шпили, маленькие слепые изразцовые вставки и стилизованные панно.

Композиция центрального портала в целом представляет несколько гротескную стилизацию триумфальной арки. Именно эти отступления от гармонического языка древнерусской архитектуры в сторону гротескной гиперболизации, романтического преображения характерных мотивов национального зодчества, присущее в целом неорусскому направлению, объединяет его со стилем модерн.

В Петербурге модерн выражался в несколько иных формах, нежели в Москве. И потому, что главным объектом строительства в Москве являлись частные особняки, а в Петербурге это в основном доходные дома, и из-за самого классического стиля города, в котором даже здания в стиле модерн имели классический налет. К тому же петербургский модерн всегда в большей степени, нежели московский тяготел к западноевропейскому, особенно северному модерну.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль. Ожерелье зданий начала Каменно-островского проспекта окружает жемчужину модерна дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Им построены дома на Лесном пр на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и других улицах. Его кредо фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

Дом Лидваля, как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы- колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами, образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные и по высоте один трех другой четырехэтажный, по форме окон наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна. Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно.

И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность.

В отличие от А.Ф Бубыря с его суровым финским модерном и Н. В. Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является стилем Лидваля. Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов Нового искусства. Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем.

Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма гладкая но не всегда прямолинейная в плане стена, остекление. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря - Торговые ряды Новый Пассаж на Литейном проспекте д. 57, 1912-1913 гг Это здание сочетает в себе все простенки из необработанного камня, огромные окна и даже какой-то налет неоклассицистической монументальности в форме портала и массивных дверей.

Возвращаясь же к доходным домам, можно отметить их многочисленность на Стремянной улице совместно, на ул. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки А.Ф.Бубырь. Быстро уловившие требования моды провинциальные архитекторы и строители, не всегда обладавшие необходимым профессионализмом, стремились использовать прежде всего максимум декоративных примет стиля модерн для достижения наиболее эффектного впечатления.

Подобные здания можно встретить на Украине, в Одессе, в Баку, Тифлисе. Разумеется, рассмотрены далеко не все архитекторы стиля модерн обеих столиц, все вышесказанное лишь поверхностный экскурс в архитектуру русского модерна.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский модерн

Но такова уж многообразность нового стиля, что, увидев некоторые изделия, хочется приходить и видеть их снова и снова, а другие не то чтобы… В то же время особняки Шехтеля очаровали, и остается только сожалеть, что их… Но те стили возникали в развитии культуры органически и осознавались как целостные художественные системы лишь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Готика и модерн

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура модерна
Архитектура модерна. Как уже говорилось, модерн ярко выразился в работах зодчих. Так, даже спустя десятилетия хорошо видно, что модерн успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих г

Происхождение стиля модерн
Происхождение стиля модерн. В русском модерне, особенно в зодчестве и в прикладных видах творчества, можно различить несколько течений. Первое из них непосредственно связано с творчеством Аб

Модерн в декоративно-прикладном искусстве
Модерн в декоративно-прикладном искусстве. Широкая популяризация стиля модерн путем распространения реклам, разнообразных плакатов, этикеток, вывесок, иллюстрированных и модных журналов, а т

Стекло и фарфор
Стекло и фарфор. Столь же живучими оказались формы многих предметов прикладного искусства, прежде всего стекла и фарфора. Здесь был в наибольшей степени замаскирован разрыв между уникальным и массо

Ювелирное дело
Ювелирное дело. Стилистика модерна воздействовала и на отрасли, имеющие в России давние художественные традиции. Это в особенности касалось ювелирного дела и изделий из серебра, изготовление

Дамские платья
Дамские платья. Вместе с тем в сфере дамских мод обнаружился явный разрыв между массовым и уникальным. Требования моды распространились не только на силуэт платьев, но и на пластику фигуры,

Плакаты и афиши
Плакаты и афиши. Необычайно быстро распространились плакаты, афиши, рекламы, в создании которых в конце XIX века еще не было того опыта, которым обладали западноевропейские страны. Что и показала у

Выставки в Москве и Петербурге
Выставки в Москве и Петербурге. В конце 1902 года в Москве открылась большая экспозиция архитектуры и промышленности нового стиля. Весною следующего года в Петербурге открылась выставка Совр

Станковые искусства в стилистике модерна
Станковые искусства в стилистике модерна. Какие же стороны русского модерна наиболее выявили себя в станковых видах искусства Здесь надо помнить, что одна из особенностей нового стиля заключалась в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги