рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причины упадка и гибели цивилизаций

Работа сделанна в 2004 году

Причины упадка и гибели цивилизаций - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2004 год - Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс Причины Упадка И Гибели Цивилизаций. Арнольд Тойнбн (1899— 1975), Английский ...

Причины упадка и гибели цивилизаций. Арнольд Тойнбн (1899— 1975), английский историк и социолог, в работе «Постижение истории» поставил такой вопрос: почему не¬которые общества оказываются «неподвижными» уже на ранней ста¬дии развития, почему не складывается цивилизация? Для генезиса цивилизации, по словам А. Тойпби, необходимы два условия: во-первых, понимание роли творческого меньшинства в данном обществе; во-вторых, наличие среды, которая не очень благо¬приятна, но и пе очень враждебна.

Чтобы цивилизация состоялась, нужен «механизм взаимодействия вызова и ответа»: среда умеренно неблагоприятная, она бросает вызов обществу, а общество через твор¬ческое меньшинство успешно отвечает на вызов и решает пробле¬мы: общество в движении, следовательно, уровень цивилизации не изменен. А.Тойпби выделяет четыре цивилизации: дальнезападиая (ир¬ландская), дальневосточная христианская (нсэторианская в Сред¬ней Азии), скандинавская и сирийская — все они родились мертвы¬ми. А пять цивилизаций — полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская — застыли в своем развитии.

Почему все это случилось? Рост цивилизации — в самовыражении цивилизации, в пере¬ходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры. Растущая цивили¬зация — это социальное единство общества, где за творческим меньшинством следует, подражая ему, большинство.

В таком об¬ществе нет братоубийственных схваток, нет застывших соци¬альных различий. Это — устойчивое целое, общество, где нет классовых битв, революций. Почему же цивилизации надламываются, почему они распада¬ются? Основная идея двенадцатитомного «Исследования истории» А.Тойпби — идея цивилизаций. Он идентифицировал 32 циви¬лизации, в том числе 21 полностью развившуюся и раскрывшую¬ся. Все цивилизации индивидуальны и самобытны.

Среди мно¬жества механизмов развития цивилизаций А.Тойнби выделяет механизм чередования статики и динамики, которые он обозна¬чает китайскими символами Инь и Ян. Вызов — и —Ответ — один из важных механизмов развития ци¬вилизаций. А.Тойнби пишет: «Цивилизации развиваются благо¬даря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальней¬шему вызову». Механизм Ухода — и —Возврата особенно важен на стадии роста цивилизаций, это — «двухтактный» ритм творческих актов, составля¬ющих процесс роста: уйти за кулисы исторической драмы, отступив, с тем, чтобы накопить силы и способности целого общества, отдель¬ных личностей, внутренне преобразиться и затем с новыми силами ответить на брошенный вызов.

Механизм Раскола А.Тойнби видит в период распада надломлен¬ной цивилизации, в период отчуждения большинства от меньшинства. А.Тойнби видит тень фатализма, обреченности в непрерывном по¬вторении одного и того же исторического круга бытия в циклической концепции.

Он ищет, как не быть «вечными жертвами космической шутки», как внести смысл в повторение истории. И поскольку сама цивилизация в понимании А.Тойнбп — это общая основа пересече¬ния «индивидуальных полей действия множества людей», мыслитель XX века обращает свои надежды к человеческой деятельности, воз¬можностям и свободе выбора. Знание прошлого — одна из будущих возможностей. Отсюда необходимость попять причины гибели пре¬жних цивилизаций. По мнению А. Тойнбн, цивилизации сами кончают с собой.

При¬роду этого он объясняет тремя причинами: • упадком творческих сил меньшинства; • ослаблением добровольного подражания со стороны большинства; • утратой социального единства общества как следствием первых двух причин. Надлом цивилизации приводит к внутренней нестабильности в обществе, к росту социальной напряженности в нем. Фаза упадка цивилизации распадается на три подфазы: надлом цивилизации, се разложение, ее исчезновение. Все это длится века. Так, египетская цивилизация испытала падлом в XVI в. до н. э а исчезла только в V в.н.э. Две тысячи лет она существовала в форме «окаменевший жизни и смерти». Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства цивилиза¬ций, если не всех, рано или поздно влечет их к конечному исчезно¬вению.

Такова природа упадка цивилизаций: творческое меньшин¬ство теряет свою привлекательность, и большинство отказывается подражать и следовать ему. Меньшинство применяет силу (госу¬дарство) для сохранения себя, но оно становится рабом своих кос¬ных установок и само ведет себя к гибели.

Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Одновременно раскол ведет к возникновению четырех типов лич¬ностей и «спасателей»: во-первых, появляются «архаисты», ко¬торые пытаются вернуть «былое», ушедшее и уходящее. Во-вто¬рых, появляются «футуристы», намеренные силой (мечом) вер¬нуть и удержать события. В-третьих, — «безразличные стоики», которые равнодушно взирают на все происходящее, они стоичес¬ки намерены просто дожить до лучших времен.

В-четвертых, не¬избежны «преображенные религиозные спасатели», нашедшие опору в Боге. Но все это, как считает А.Тойнби, — иллюзии. Единственный путь, который он находит верным, — это «путь преображения», перенос цели и ценностей в сверхчувственное «царство божье» — «от чело¬века — к сверхчеловеку», «от града земного — к граду Небес¬ному» как предельному итогу человека и цивилизации. На Западе эту теорию Тойиби изрядно критиковали. Так, Пити-рнм Сорокин увидел в ней два главных «дефекта». Он нашел, что развитие цивилизаций по линии «генезис — рост — упадок» — это упрощенный подход.

Это первое. И второе, против чего воз¬ражает П.Сорокин, — рассматривать цивилизацию как систему, а не просто скопление экономических, политических и социальных отношений. Живой цивилизацией А.Тойпби считает только одну цивилиза¬цию - западную, все остальные либо мертвы, либо полумертвы. Для ряда цивилизаций он использует термин «окаменевшей цивилиза¬ции». Так, Китай, по мнению А.Тойиби, окаменел на одну тысячу лет, Египет — на 2 тысячи лет. А Рим прошел «путь непрерывного разложения с начала и до конца». Таким образом, на Земле множество культур, и каждая способна придать всемирной истории неповторимый облик.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие и гибель цивилизаций как социокультурный процесс

В энциклопедиях понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Так, П. Гольбах отмечал: «Полная цивилизация на¬родов и вождей, которые ими… Экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «бо¬гатство». В конце XVIII в. критических рассмотрений самого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причины упадка и гибели цивилизаций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цивилизация по Шпенглеру
Цивилизация по Шпенглеру. Филосов Освальд Шпенглер считает, что «Гибель Запада представляет проблему цивилизации. Здесь перед нами один из самых основных вопросов истории. Что такое цивилиза

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги