рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О понятии культура

О понятии культура - раздел Культура, Понятие культуры, культура и цивилизация О Понятии Культура. Термин Культура Происходит От Латинского Слова Cultura - ...

О понятии культура. Термин культура происходит от латинского слова cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие.

Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение ее человеком с целью получения хорошего урожая. В.Н. Лавриненко. Философия учебник. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Понятие культуры и цивилизации. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. В XVIII веке в Европе понятие культура приобрело духовный аристократический смысл - этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств.

Культурным стали называть человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Философы эпохи Возрождения определили культуру как средство формирования идеальной универсальной личности - всесторонне образованной, воспитанной, благотворно влияющей на развитие наук и искусств, содействующей укреплению государства. Они поднимали и проблему цивилизации как определенного общественного устройства, отличного от варварства. В XIX в. сложилась теория эволюционного развития культуры.

Ярким представителем этой культурологической концепции был выдающийся английский этнограф и историк Э.Б.Тайлор 1832-1917 . В понимании Тайлора, культура - это только духовная культура знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т.п. Тайлор отмечал, что в культуре много не только общечеловеческого, но и специфического для отдельных народов. Понимая, что развитие культуры - это не только ее внутренняя эволюция, но и результат исторических воздействий и заимствований, Тайлор подчеркивал, что культурное развитие совершается не прямолинейно. Однако, как эволюционист, он основное внимание сосредоточил на доказательстве культурного единства и единообразия развития человечества.

Вместе с тем им не отрицалась возможность регресса, попятного движения, культурной деградации. Существенно, что взаимоотношение культурного прогресса и регресса Тайлор решает как преобладание первого над вторым. Теория единой линейной эволюции Тайлора была подвергнута критике в конце XIX в с одной стороны, неокантианцами и М.Вебером, с другой стороны, представителями философии жизни - О.Шпенглером и А.Тойнби.

Неокантианец Риккерт, например, предлагает рассматривать культуру как систему ценностей. Он перечисляет такие ценности, как истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость. Ценности образуют особый мир и особый вид деятельности, выражающий некоторый срез духовного освоения мира человеком. Виндельбанд подчеркивает, что культура - это сфера, в которой человек руководствуется свободным выбором ценностей в соответствии с их пониманием и осознанием.

Согласно неокантианству, мир ценностей - это мир долженствования ценности находятся в сознании, их воплощение в действительность создает культурные блага. Представители философии жизни, как и неокантианцы, резко разграничивают природу и историю. История, по Шпенглеру это смена отдельных замкнутых культур, исключающих единый исторический процесс. Вся культура переживает те же возрасты, что и отдельный человек детство, юность, возмужалость и старость.

Судьба заставляет культуру пройти путь от рождения до смерти. Судьба, по Шпенглеру это понятие, которое невозможно объяснить, его надо чувствовать. Судьба направляет путь культуры, а ее конкретное содержание определяется душой народа. Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру это внешнее проявление души народа.

Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в безликую массу. Цивилизация, считает Шпенглер это эпоха духовного упадка. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Строса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др. Многие культурологические концепции доказывают невозможность осуществления единой культуры, противоположность культуры и цивилизации Запада и Востока, обосновывают технологическую детерминацию культуры и цивилизации.

Итак, что же такое культура? Следует согласиться с многочисленными исследователями, что культура - это сугубо социальное явление, связанное с жизнедеятельностью человека. Такое определение отражает в культуре лишь самое общее, так как то же самое мы можем сказать и о человеческом обществе.

Значит, уже в самом определении понятия культура должно содержаться и то, что отличает ее от понятия общество. Выло замечено, что слитность культурного и социального существует лишь на очень низкой ступени развития общества. Как только начинается общественное разделение труда - отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия торговли от земледелия, скотоводства и ремесла, так начинается нарастание собственно социальных проблем.

Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо разграничить, например, материальное производство от материальной культуры. Первое представляет сам процесс производства материальных благ и воспроизводства общественных отношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей, в том числе включенных в производство.

Конечно, культура и производство связаны друг с другом в области производства культура характеризует достигнутый человеком технический и технологический уровень, степень внедрения достижений техники и науки в производство. В то время как собственно производство материальных благ - это процесс создания новых потребительных стоимостей. Точно так же неправомерно отождествлять духовное производство с духовной культурой.

Духовное производство - это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура - это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его, а духовное производство содействует развитию духовной культуры.

Как видим, стремление выяснить проблему соотношения культуры и общества с необходимостью ведет к пониманию культуры как системы материальных и духовных ценностей, вовлеченных в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания, его общественные отношения, общественное сознание, социальные институты и т.д. Система духовных ценностей - это система нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок, их функционирование в конкретно-исторических условиях.

Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как готовым результатам. Она вбирает в себя степень развития самого человека. Без человека нет культуры, как нет культуры в статичном состоянии. Культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носителем и творцом. Человек есть существо прежде всего культурно-историческое.

Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, ценностных ориентаций общества и той социальной или национальной общности, к которой он относится, а также опыта и навыков к труду, традиций, обычаев, духовных и материальных ценностей, доставшихся от предшествующих поколений и создаваемых им самим. В.Н. Лавриненко. Философия учебник. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Понятие культуры и цивилизации. Понятие культура часто интерпретируется как синоним понятия цивилизация. При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие культуры, культура и цивилизация

В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О понятии культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Содержание и закономерности развития культуры
Содержание и закономерности развития культуры. Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры - содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, ег

О понятии цивилизация . Взгляды на цивилизацию в их развитии
О понятии цивилизация. Взгляды на цивилизацию в их развитии. Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского слова, что означало гражданский, государ

Взаимосвязь культуры и цивилизации
Взаимосвязь культуры и цивилизации. Близость понятий культура и цивилизация проявилась в том, что они, как правило, использовались в очень широком, историческом контексте - в абстрактных рассуждени

Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру
Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Книга Освальда Шпенглера 1880-1936 Закат Европы стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии

Сопоставление понятий культура и цивилизация Бердяевым
Сопоставление понятий культура и цивилизация Бердяевым. Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера Закат Европы в своем сочинении Смысл истории. Он написал статью Воля к власти и в

Конфликт культуры
Конфликт культуры. Драма тотального конфликта между культурой и цивилизацией современности лишь по видимости имеет анонимный характер и напоминает театр теней. Если исход из тупика необходим и спас

Пути примирения
Пути примирения. Если воссозданная картина тотального конфликта между современной цивилизацией и культурой достоверна, и авторы и актеры этой драмы установлены, возникают кардинальные вопрос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги