рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Конфликт культуры

Конфликт культуры - раздел Культура, Понятие культуры, культура и цивилизация Конфликт Культуры. Драма Тотального Конфликта Между Культурой И Цивилизацией ...

Конфликт культуры. Драма тотального конфликта между культурой и цивилизацией современности лишь по видимости имеет анонимный характер и напоминает театр теней. Если исход из тупика необходим и спасителен, следует ясно определить совокупного субъекта- автора и актера нашей самодостаточной цивилизации.

Профессор Э. Шиллз в книге Массовое общество и его культура отмечает, что в индустриальном обществе культура подразделяется, по меньшей мере, на три уровня качества, которые устанавливаются с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Это так называемая высшая или изысканная, средняя или посредственная, и низшая или вульгарная культуры. Отличительным признаком высшей культуры является серьезность избираемой темы и затрагиваемых проблем, глубокое проникновение в сущность явлений, ценность, утонченность и богатство выраженных чувств.

К этой культуре принадлежат лучшие образцы литературы и искусства, философия, научные теории и исследования естественного, технического и социального характера. Такая культура не связана с социальным статусом, и ее содержание определяется не общественным положением ее создателей, а лишь совершенством их творении. В отличие от высокой, средняя культура менее оригинальна и более репродуктивна, хотя внешне оперирует теми же жанрами и формами, к которым прибегает высокая культура.

На третьем уровне находится низшая культура, которую отличают поверхностность и вульгарность, крайнее обеднение символического содержания и форм! Удел высокой культуры, как аутсайдера, и роль средней, посредственной культуры, как фаворита современного общества, не объяснимы в чисто социологизаторском ключе как совпадение социальных интересов большого бизнеса и среднего класса.

Этот феномен лишь следствие более фундаментальных сдвигов, которые требуют понимания в ином- социокультурном измерении и ключевого понятия посредственность. Есть писал А. Экзюпери в Европе двести миллионов человек, чье существование, лишено смысла люди, погрязшие в рутине различных профессий, люди, которым недоступны радости первооткрывателя-поднимателя целины, радости веры, радости ученого. Кое-кому думалось, что достаточно одеть их, накормить, удовлетворить все их насущные потребности, чтобы возвысить душу. И вот мало-помалу из них создали мещан сельских политиков, техников, лишенных внутренней жизни.

Им дают неплохое образование, но это не культура. Тот, кто думает, что культура- это набор вызубренных формул, невысокого мнения о ней Посредственный ученик специального класса лицея знает больше о природе и о ее законах, чем Декарт или Паскаль. Но разве такой ученик способен мыслить, как они меня мучает, что в каждом человеке, может быть, убит Моцарт.

Социокультурному портрету мещанской посредственности придал классическую законченность Х. Ортега-и-Гассет. Он констатировал величайший парадокс нашего времени Нынешний хозяин мира- примитив, первобытный человек, внезапно появившийся в цивилизационном мире. Цивилизован мир, но не его обитатель. Он даже не замечает цивилизации, хотя и пользуется ее плодам как дарами природы. Психическая структура этого человека-массы характеризуется рядом черт. Во-первых, ему присуща глубокая уверенность в том, что жизнь изобильна и легка, в ней нет ограничений, и она- лишь арена власти и побед.

Во-вторых, такое мироощущение порождает иллюзию его полной интеллектуальной и моральной самодостаточности. В третьих, он экспансивен, и повсюду, не считаясь ни с чем и ни с кем, навязывает свое примитивное мнение путем прямого действия, в том числе в самых изысканных уголках нашей культуры. В-четвертых, продолжает Х. Ортега-и- Гассет, эти люди не заботятся о будущем, предоставляя все механизму вселенной.

И прогрессистский либерализм, и социализм Маркса предполагают, что их стремление к лучшему будущему осуществляется само собой, неминуемо, как в астрономии. Защитившись этой идеей от самих себя. они выпустили из рук управление историей, забыли о бдительности, утратили живость и сил убежденный, что мир пойдет по прямой, без поворотов, без возвратов назад, он откладывает всякое попечение о будущем и целиком погружен в утвержденное настоящее. Нужно ли удивляться, что сегодня в нашем мире нет ни планов, ни целей, ни идеалов.

Последняя черта- редукция горнего мира творческой жизни, утрата ее перспективы и идеалов- самая опасная для культуры. Такова общая закономерность финала любви-ненависти между культурой и цивилизацией. Культура Возрождения и Просвещения требовала устранить феодальный провинциализм и своеволие привилегированных слоев- и пришла к индустриальному обществу с его универсальной мерой купли-продажи и усредненным человеком-массой Рациональный разум хотел видеть народ свободный на земле свободной, и действительно освободил его от физической нищеты, создал общество потребления, но ценой конвейерного варианта труда обезличенного, стандартизованного человека.

Этих причин достаточно для формирования человека-массы и его самодовольства. Но для восстания масс, их вертикального нашествия требовался некий фермент и одновременно социально- технологический механизм. Их роль сыграла реализованная заветная мечта ранней буржуазии о синтезе свободы и равенства демократия.

Расценивая ее как романтическое детище политических и идеологических революций XVIII века, Х. Ортега-и-Гассет писал Торжественное, в теории, провозглашение прав человека на деле обернулось торжеством прав доброго буржуа. Когда в борьбе за существование людям предоставляются равные условия, наверняка восторжествуют худшие из людей, ибо их большинство. H Бердяев был не вполне согласен с такой демократией и вместе с тем подчеркивал вызванное ею фундаментальное противоречие В культуре, писал он есть начало аристократическое и начало демократическое.

Без начала демократического, без подбора качеств высота и совершенство никогда не были бы достигнуты. Но вместе с тем культура распространяется вширь, к ней приобщаются все новые социальные слои. Этот процесс неизбежный и справедливый. Однако массы легко усваивают себе вульгарный материализм и вещную техническую цивилизацию массами владеют идеи-мифы, верования религиозные или верования социально-революционные, но не владеют идеи культурно-гуманистические.

Конфликт аристократического и демократического начал, количества и качества, высоты и широты неразрешим на почве без религиозной гуманистически культуры. Такой конфликт- фатальная данность, если демократия рассматривается не как технология власти, а как абстрактный идеал. Тогда она становится удобна для всех употреблений H Бердяев, и общество превращается в объект манипуляций разномастных типов или конгломератов увеличивающегося числа людей, которые по видимости становятся участниками осведомленности и действиях, а в действительности и более чем пригодными для использования рабами.

Человек-масса- продукт нашей индустриально-демократической цивилизации, и в своем логическом завершении он тоталитарен и катастрофе не только для культуры, но и цивилизации. Он- современный варвар. Печально, но в наш просвещенный век человек-масса напоминает собаку в библиотеке она все видит, но ничего не понимает.

Подлинная культура не может быть высшей, высоколобой, средней, посредственной или тем более низшей, низколобой подобно тому, как нельзя быть более или менее честным или влюбленным. Попытки определения степени культурности- это некорректный перенос методики оценки товара, имеющего цену, на феномены, в принципе не поддающиеся такой оценке. Культура либо есть- в абсолюте своего творческого смысла и напряженности форм- от Ave Maria до народной мелодии, от Гомера до Джойса, от Растрелли до крестьянского лубка, либо ее вовсе нет- от откровенного китча до изощренных имитаций бесценных творений.

И это не максимализм автора, а категорический императив сущности культуры, которая всегда- горняя духовная высота. На ее величественном и прекрасном фоне и короли, и пигмеи масс культа- одинаково голые. Это- не просто декаданс как глубокое переживание и самовыражение кризиса культуры, давшее по-своему великолепные творения- ее самокритику. Массовая культура - это вырождение и тупик культуры, глум над ней.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие культуры, культура и цивилизация

В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конфликт культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

О понятии культура
О понятии культура. Термин культура происходит от латинского слова cultura - возделывание, обработка, воспитание, развитие. Первоначально он означал возделывание почвы, ее культивирование, т

Содержание и закономерности развития культуры
Содержание и закономерности развития культуры. Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры - содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, ег

О понятии цивилизация . Взгляды на цивилизацию в их развитии
О понятии цивилизация. Взгляды на цивилизацию в их развитии. Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского слова, что означало гражданский, государ

Взаимосвязь культуры и цивилизации
Взаимосвязь культуры и цивилизации. Близость понятий культура и цивилизация проявилась в том, что они, как правило, использовались в очень широком, историческом контексте - в абстрактных рассуждени

Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру
Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Книга Освальда Шпенглера 1880-1936 Закат Европы стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии

Сопоставление понятий культура и цивилизация Бердяевым
Сопоставление понятий культура и цивилизация Бердяевым. Н.А.Бердяев критически переосмыслил работу Шпенглера Закат Европы в своем сочинении Смысл истории. Он написал статью Воля к власти и в

Пути примирения
Пути примирения. Если воссозданная картина тотального конфликта между современной цивилизацией и культурой достоверна, и авторы и актеры этой драмы установлены, возникают кардинальные вопрос

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги