Реферат Курсовая Конспект
О понятии цивилизация . Взгляды на цивилизацию в их развитии - раздел Культура, Понятие культуры, культура и цивилизация О Понятии Цивилизация. Взгляды На Цивилизацию В Их Развитии. Слово Цивилизаци...
|
О понятии цивилизация. Взгляды на цивилизацию в их развитии. Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине XIX века. Оно произошло от латинского слова, что означало гражданский, государственный.
В Средневековье данное понятие получило юридический смысл и было отнесено к судебной практике, в последующие периоды значение понятия расширилось. Цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в XVIII веке, в трудах Вольтера. Однако революция постепенно развивалась, и обнаруживались ее последствия.
Исследователи подчеркивали, во-первых, что цивилизация может умереть. В эпоху Возрождения стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 году появились Мысли о философии человечества И.Гердера. В том же году вышли Принципы философии истории Дж-Б.Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием цивилизация. Это Франсуа Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого.
Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, есть цивилизация. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать. Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального.
В XIX веке значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь цивилизованного поведения, слово стало применяться и для характеристики стадий человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации 1877г. Понятие цивилизация появилось, как отмечалось, в XVIII веке в русле теории прогресса и несло на себе отпечаток просветительского мышления.
В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на началах разума и универсализма, некий идеал. Цивилизация отождествляется также с цивилизованностью, то есть хорошими манерами и навыками самоконтроля Вольтер. В эпоху Реставрации во Франции Ф. Гизо рассматривает цивилизацию как единство двух элементов - уровня социального развития и уровня интеллектуального развития.
Затем значение термина расширяется и помимо обладания воспитанностью и навыками цивилизованного поведения он стал употребляться для характеристики стадий развития человечества. Л. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую после дикости и варварства. В это время понятие цивилизация используется также как характеристика европейского капитализма в целом. В XIX-XX веках эти подходы к пониманию цивилизации - линейно-унитарный и стадиальный - дополнены локально-историческим.
Н. Данилевский в работе Россия и Европа 1869 трактует цивилизацию в качестве обособленного культурно-исторического типа - основной реальной и самодостаточной единицы субъекта истории. Не существует всемирной универсальной истории, есть лишь история конкретных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции немецкого философа О. Шпенглера, опирающейся на идеи Данилевского, цивилизация рассматривается как заключительная стадия развития любой отдельной культуры, свидетельствующая об отмирании культурного мира как организма, вырождении и затухании одушевлявшей его культуры, хаосе, не порождающем более культурной индивидуальности.
Цивилизация как противоположность культуры есть эквивалент мертвой протяженности, бездушного интеллекта. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от развития к окостенению, от героических деяний к механической работе. Признаки цивилизации - развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в огромных городах, превращение народов в безликие массы. Для английского историка и социолога А. Тойнби цивилизация - система, отличающаяся от других типом и значимостью связей между ее элементами, возникающая в результате поиска адекватных ответов на вызовы природы или социума.
В подобном ключе развивались представления о цивилизации Н. Бердяева, Х. Ортеги-и-Гассета, других философов XX века. Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия цивилизация - культурологических М. Вебер, В. Каволис, социологических Д. Уилкинс, П. Сорокин, этнопсихологических Л. Гумилев, географических Л. Мечников - сводится, на наш взгляд, в конечном счете, к трем основным группам 1. Синоним культуры. 2. Уровень, ступень, общественного развития, материальной и духовной культуры. 3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.
Вероятно, цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.
Накопление, перераспределение и реализацию последнего цивилизация контролирует путем сознательного регулирования взаимного обмена деятельностью и информацией внутри социума и взаимодействия его с окружающей природной и социальной средой. Само зарождение цивилизации означало, что над естественно возникающими связями надстраиваются управляемые людьми институты и что, следовательно, механизмы биологической эволюции и выживаемости видов вытесняются социальными отношениями.
Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах разума, справедливости, уважения прав человека, использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. В философии второй половины XX века важнейшим системообразующим элементом понимания сущности цивилизации рассматриваются ее технологические характеристики, принципиально отличающийся от культурных характеристик жизни.
Научно-технический прогресс, экономическая эффективность и целесообразность выступают как реализация формальной рациональности в развитии духа М. Вебер, подчиняющей себе все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а развитие техники и экономики становятся субстанциональной основой и универсальным критерием цивилизованности.
ЖУРНАЛ ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО Избранные статьи 2000 г. Т.2 вып. 2 3 . О.А.Митрошенков Культура и цивилизация материалы лекции
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О понятии цивилизация . Взгляды на цивилизацию в их развитии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов