рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ   Задание 1   В Задании Приведены Цитаты...

 

Задание 1

 

В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания личностей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями.

Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.

 

1. На Крите рассказывали, что Минос, сын Зевса, был мудрый и справедливый царь, давший людям первые законы. В Афинах рассказывали, что Минос был жестокий угнетатель, бравший с Афин дань живыми людьми в жертву чудовищу Минотавру. Греки помнили рассказы критян, но охотнее пересказывали афинские предания. «Вот как опасно враждовать с городом, где есть хорошие поэты и ораторы!» – замечает по этому поводу древнегреческий историк Плутарх, автор «Сравнительных жизнеописаний выдающихся греков и римлян».

2. В трагедии «Антигона», созданной афинским драматургом Софоклом, говорится:

Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет.

Он под вьюги мятежный вой

Смело за море держит путь…

Из году в год в бороздах его пажити,

Под ним плуг мул усердный тянет…

И речь, и воздушную мысль,

И жизни общественной дух

Себе он привил…

3. Залевк и Харонд, создавшие законы для греческих городов на Сицилии, постановили: кто захочет внести в закон какое бы то ни было изменение, тот должен явиться в народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут – он должен тут же на месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.

4. Греческий поэт Алкей, гражданин города Митилена и активный участник политической борьбы, сложил такие стихи:

Мы потерялись в сшибке морских валов!

То справа грянет в борт перекатный вал,

То слева, а меж тем и этим

Мечется черное наше судно –

И мы без сил страдаем под бурею…

Он же в другой раз написал:

Волна под вихрем опережающим

Встает и нам без счету вычерпывать

Захлестывающую воду…

Не поддавайтесь оцепенению!

Когда невзгода настала насущная

Перед глазами, – всякий помни,

Быть пред бедой настоящим мужем…

Нам ненавистно самовластье,

Мы не хотим над собой тирана.

 

5. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

6. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах:

Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы,

А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы.

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

То и они бы придали богам свой собственный облик:

Бык быку, конь коню написал бы подобного бога.

 

7. Афина и Посейдон спорили, кому из них быть покровителем Аттики, и Афина победила. Раздосадованный Посейдон проклял афинян: «Пусть они теперь на своих собраниях принимают только наиглупейшие решения!» Афина, однако, заступилась за своих подопечных: «Но пусть эти решения всякий раз оборачиваются им на пользу».

8. Когда великого Демосфена спросили, какая из основных частей красноречия главная, он ответил: «Произнесение». А во-вторых? – «Произнесение». А в-третьих? – «Тоже произнесение».

9. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. По этому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся: «Искусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника!»

10. Греки признавались: «Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или Поликлетом, мы бы с отвращением отказались».

11. «Ремесла, – утверждал философ Ксенофонт, – справедливо не уважаются, так как они истощают тело тех, кто ими занимается. Они принуждают иногда проводить жизнь в сидячем положении, в полумраке, а иногда возле огня. А когда тело ослаблено, то и душа быстро теряет свою энергию». Аристотель не советовал молодым людям заниматься ремеслами, предостерегая их: «Ремесла не оставляют времени для забот о государстве, они мешают уму свободно развиваться и совершенствоваться».

 

12. Наставник Ахилла говорит герою:

Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой,

В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи.

С тем он <отец Ахилла> меня и послал, да тебя всему научу я:

Был бы в речах ты вития[22] и делатель дел знаменитый.

 

13. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, истмийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкратным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти».

Ключ к заданию

 

Полисная демократия. Греческая демократия носила прямой характер: в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане города-государства (полиса): каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос «за» или «против». Например, в Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось состоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В гражданскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабы, ни уроженцы других городов (метеки).

Классическое рабство. Античное рабство принято называть «классическим» в отличие от «патриархального рабства», преобладавшего в странах Древнего Востока. В системе патриархального рабства статус раба почти не отличается от статуса младшего члена семьи рядовых тружеников; в системе классического рабства раб рассматривается как «говорящее орудие», соответственно, за ним заведомо не признаются человеческие права и интересы, присущие свободным.

Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós (красивый) и agathós (добрый); так называют сложившийся в эпоху античности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.

Агональность. Античная – в первую очередь греческая – культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки различали два понятия: pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничтожение противника) и agόn (борьба, состязание, в ходе которого выяснится сильнейший). Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремесленников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, художников, трагиков, спортивные игры и др.

Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал человека. По соседству с типичными земледельческими культурами Востока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархическим социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наиболее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека.

 

 

Задание 2

 

Аристотелю принадлежит следующее рассуждение: «Человек не может обходиться без орудий хотя бы для того, чтобы обеспечивать себе самое необходимое для жизни. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Таким образом, для кормчего руль – орудие неодушевленное, а матрос, находящийся на судне, – одушевленное орудие. Раб – это одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий». К этому греческий философ прибавлял следующее: «Если бы наши орудия умели работать сами, и ткацкий челнок сам бы ходил по станку, а смычок по струнам, то не нужны были бы ни рабы, ни рабовладельцы».

Каким образом суждения Аристотеля отражают мировоззренческие установки Античности? По какому пути пошла мировая цивилизация впоследствии?

 

 

Задание 3

 

Несколько лучших сочинений греческих авторов носят название «Пир» и написаны в форме ученой застольной беседы. Какие темы обсуждали греки в дружеском кругу, можно представить себе по сочинению философа и писателя Плутарха. В своей книге «Застольные беседы» он собрал образчики рассуждений, которыми греки тешили свой ум в то время.

Вот некоторые из вопросов, обсуждавшихся на пирах, на которых бывал Плутарх. Предположите, какие версии могли выдвигать собеседники?

· Уместно ли на пиру рассуждать о философии?

· Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается?

· Почему существует правило: «пять чаш – да, три чаши – да, четыре чаши – нет»?

· Холоднее или горячее женская природа, чем мужская?

· Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гнев и страдание, но неприятно на тех, кто действительно испытывает эти чувства?

· Почему древесина смоковницы[23] горька, а плоды сладки?

· Почему ночью звуки слышнее, чем днем?

· Четное число звезд на небе или нечетное?

· Что появилось раньше, курица или яйцо?

 

 

Задание 4

 

О каких произведениях из культурного наследия античности идет речь?

 

1. Храмовый комплекс на вершине холма был посвящен Афине, а именно Афине в двух лицах – Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла под открытым небом, и корабли, подплывавшие к Аттике, издалека видели сияние солнца на высоко вознесенном острие ее копья. Подплыв ближе, мореплаватели различали рядом на холме белый прямоугольник храма Афины-Девы, в стенах которого находилась статуя Победительницы.

2. Издали этот храм невелик, вблизи он кажется громадным: его колонны в шесть раз выше человеческого роста и толще человеческого охвата. Над колоннами – треугольные фронтоны, а в них – скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. С восточной – рождение Афины из головы Зевса. Меж колоннадою и крышей высокою полосою все здание опоясывал фриз: вереница прямоугольных барельефов, на каждом – две фигуры, схватившиеся в поединке. На каждой из четырех сторон храма шла борьба между разумом и стихией: бились афиняне с амазонками[24], греки с троянцами, лапифы[25] с кентаврами[26] и боги с гигантами[27].

3. Греки считали, что именно этот мастер лучше других делал статуи богов. Ему принадлежат две самые прославленные греческие скульптуры: Афина-Дева в Парфеноне и Зевс на престоле, украшавший храм в Олимпии, одно из чудес света.

4. Это изображение атлета интересно тем, что его создатель впервые в истории скульптуры попытался передать в неподвижной статуе естественное и энергичное движение человека. Для этого мастер выбрал едва уловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело и вот-вот рванется, чтобы резким толчком послать диск.

5. Эту статую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитал те самые пропорции тела, которым должен следовать художник. Правда, голова здесь укладывается в росте только семь раз, а не восемь, как должно быть. Но главным открытием мастера был принцип перекрестной неравномерности движения тела: атлет опирается на правую ногу, а копье держит в левой.

6. Эта скульптурная группа отражает вкусы новой эпохи, наступившей после завоеваний Александра Македонского, когда искусство начинает обращаться к теме страстей и страдания. Перед нами троянский жрец, предостерегавший сограждан, что их город может пасть от деревянного коня, и за это боги наслали на него змей. Мы видим, как змеи кольцами оплетают тело жреца и тела его сыновей, видим последние моменты напряженной борьбы, предвещающей гибель.

7. Обе эти статуи были созданы неизвестными мастерами и не пользовались славой в античные времена. Эстетическое поклонение и той, и другой скульптуре началось уже в эпоху нового времени. Первую статую прославил XVIII в., усмотрев в солнечном боге, только что поразившем змея Пифона, идеал мужской красоты. Вторая скульптура, изображавшая античную богиню вытирающейся после купания, стала олицетворением совершенной женской красоты уже в XIX в.

8. Мысль о создании этого заведения в Александрии Египетской подал царю один из учеников Аристотеля. Еще этот великий ученый вынашивал мысль о таком учреждении, где одновременно велась бы разработка всех наук. И вот его замысел был претворен в жизнь, пусть и не на греческой земле. Здесь был двор для прогулок, зал для бесед, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное – была библиотека, где постарались собрать все, что когда-либо было написано на греческом языке.

9. Это самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. По подсчетам современных ученых его четыре аркадных яруса вмещали до 50 тыс. зрителей. Пол арены был устроен таким образом, чтобы под ним могли разместиться клети с животными и механизмы, служившие для перемещения декораций. Возведенное в I в. н.э., это гигантское сооружение для всех последующих эпох символизировало собой мощь и богатство римской культуры.

 

 

Задание 5

 

Вспомните важнейшие достижения античной цивилизации, заполните табл.3.

Постарайтесь, соблюдая хронологию, вписать в пустые строки сведения о выдающихся греческих ученых, заложивших основы для дальнейшего развития математических и естественных наук.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "Выберите наиболее полное и адекватное определение культуры"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  Задание 1   В современной гуманитарной науке понятие «культура» трактуется иначе, чем в повседневной жизни. Выберите адекватное определение культуры

СТРАТЕГИИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
  Задание 1   Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. О

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002. 2. Диксон О. Шаманские практики / О.Диксон, И.Ядне. М., 2001. 3. Дмитриева Н.А. Краткая исто

Тема 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУР
  Задание 1   Представления человека о мире запечатлеваются в характерных понятиях и выражениях его языка. Какие выводы о картине мира древних народов можно сде

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. 3. В преддверии философии: Ду

Тема 4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА. ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
  Задание 1   Приведенные фрагменты в большинстве своем взяты из классических восточных текстов, посвященных мировоззренческим вопросам. Проанализируйте эти цит

Традиционная культура Индии
1. Почему культуру Индии принято считать традиционной? Что составляет неизменную основу традиции в индийской культуре? 2. Почему варно-кастовая система представляется индийцам воплощением

Традиционная культура Китая
1. Почему культуру Китая называют традиционной? Что составляет основу традиции в китайской культуре? 2. Почему конфуцианство и даосизм нельзя рассматривать только как религии? 3.

Культура Индии
3. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб, 2000. 4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. 5. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. 6.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1-3. 3. Гаспаров М.Л. Занимательная Гр

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  Задание 1   Эта легенда родилась в Сирии около V в. н.э. и ей суждено было обрести великое будущее в литературах Средневековья, от Франции до Руси. Вашему вни

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999. 3. Дмитриева Н.А

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
  Задание 1   Вашему вниманию предлагаются (с некоторым сокращением) два художественных текста, позволяющих оценить перемены, произошедшие в литературе между Ср

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. 3.

Тема 8. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
  Задание 1   В ХХ в. «центр тяжести» западной цивилизации переносится в Северную Америку. Американский философ Джордж Сантаяна полагал, что стремительное разви

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Барт Р. Мифологии. М., 1996. 2. Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб, 1998. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005 [1] Виннебаго – индейский народ в Северной Америке, живет на террито

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги