рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - раздел Культура, КУЛЬТУРОЛОГИЯ   Задание 1   Эта Легенда Родилась В Сир...

 

Задание 1

 

Эта легенда родилась в Сирии около V в. н.э. и ей суждено было обрести великое будущее в литературах Средневековья, от Франции до Руси. Вашему вниманию предлагается византийская версия XI в.

Каким духовным потребностям эпохи отвечала эта легенда?

Какие евангельские мотивы встречаются в тексте?

Что является в глазах Алексия истинным и что – ложным благом?

Соответствует ли жизненный путь христианского святого Алексия идеалам и ценностям других религий?

 

 

Житие и деяния человека Божия Алексия

 

Во время оно в городе Риме у благонравных и богобоязненных родителей по благочестивой их молитве о ниспослании наследника родился сын, нареченный при крещении Алексием. Когда он достиг надлежащего для учения возраста, ему преподали грамоту, и добронравное чадо в краткое время усвоило азы знания, а затем грамматику и церковные книги, постигло философию и риторику, став премудрым. Когда же Алексий возмужал, заботливые родители выбрали ему в жены девушку царского рода, превосходившую всех красотой и богатством. Обвенчали молодых с честными иереями в святом храме и, проводив их в свадебный покой, весь день провели в веселии.

Алексий же, войдя в покой с дарами для супруги своей, сказал ей: «Прими это, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его». Той же ночью, взяв долю от богатств своих, покинул он дом и, придя к пристани, взошел на корабль и отплыл на восток. Прибыв в Сирию и сойдя на землю, вознес Алексий молитву в таких словах: «Господь Бог, сотворивший небо, землю и море, спаси меня от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо ты милостив, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков». И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. Облекшись в нищенское рубище, сел он просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы, соблюдал строжайший пост и еще более строгое бдение. Съедал Алексий две унции хлеба, а две унции воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя.

Родные в Риме, скорбя об исчезновении Алексия, отправили рабов во все стороны света на поиски его. Прибыли рабы и в тот город, где жил Алексий, и увидели его, но, не узнав, подали милостыню, как простому нищему. Алексий тогда восславил Бога и сказал: «Благодарю Тебя, Господи Боже, что удостоил меня ради Твоего святого имени принять подаяние от рабов моих». И все рабы вернулись в Рим и сказали господину, что нигде не нашли сына его.

Семнадцать лет провел Алексий при храме Пресвятой Богородицы. И молва о жизни человека Божия прошла по всей земле. Когда Алексий понял, что святость его открылась всем, он бежал морем из того города, и вновь оказался в Риме. Выйдя на берег, Алексий сказал: «Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо домашние меня не узнают». Встретив отца своего в городе, обратился Алексий к нему с такими словами: «Раб Божий, окажи милость захожему нищему и дай угол в доме твоем, чтобы питаться мне крохами, падающими от стола рабов твоих, и Бог благословит дни твои и дарует Царствие Небесное». И отвели Алексию закут в сенях, и еще семнадцать лет жил он, не узнанный в отчем доме, терпя насмешки, побои и обиды от рабов.

Когда же Богу было угодно взять доверенное им Алексию сокровище, тот попросил раба принести писчие принадлежности и записал всю жизнь свою и сокровенное, знаемое лишь отцом и матерью, чтобы узнали они, кто это, и увидели, что это сын их Алексий. И вот в воскресенье во время литургии от престола изошел невидимый глас: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме». И по тому указанию отправились к дому отца Алексия, где и нашли его. Но Алексий уж разрешился от бренной плоти. Тогда прочитали они, что написал человек Божий перед смертью своей. И безмерна была скорбь близких его, когда узнали они, что жил Алексий, не узнанный подле них столько лет. Стал стекаться народ, чтобы поклониться честным останкам его. Страдавшие от тяжких недугов, взглянув на святого, исцелялись: немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые нечистым духом стали здоровы, прославляя Отца и Сына со Святым Духом.

Задание 2

 

Любая религия включает в себя не только учение о духовном опыте общения с Богом, но и моральные заповеди, нормы поведения по отношению к другим людям. Во многих религиях основополагающие заповеди схожи, ведь в их основе лежит «золотое правило» этики: всегда поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И все же можно найти немаловажные отличия…

Перед вами два текста на тему щедрости. Первую историю рассказал в своей книге под названием «Луг духовный» христианский писатель Иоанн Мосх, живший в VI-VII вв. в Византии. Вторую историю мы находим в собрании притч суфийского писателя Х-XI в. Мухаммеда аль-Газáли.

Каковы отличия в трактовке такой общечеловеческой добродетели как щедрость? Что можно сказать на этом основании о своеобразии ислама и христианства в целом?

 

1. Некогда жила одна христианка, а муж ее был язычником. Было у них пятьдесят милиарисиев[31]. Однажды муж говорит своей жене так: «Отдадим наши деньги в рост, чтобы получить хоть малую прибыль». Жена говорит ему в ответ: «Если хочешь отдать их в рост, отдай христианскому Богу». Муж спрашивает ее: «А где этот христианский Бог, чтобы нам дать ему взаймы?» Она отвечает мужу: «Я тебе Его покажу, и ты не только не потеряешь деньги, но Он удвоит сумму, которую получил». Женщина, взяв мужа, ведет его в святую церковь и показывает ему на нищих с такими словами: «Если ты отдашь им, то это христианский Бог возьмет деньги, все они – Его люди». Тогда муж этой женщины с радостью отдает нищим свои пятьдесят милиарисиев и возвращается домой.

Через три месяца, когда у них вышли деньги, муж говорит жене: «Христианский Бог не считает нужным отдать нам хоть часть своего долга, а мы в нужде». Жена в ответ ему: «Ступай туда, где ты давал деньги, и Бог с превеликой готовностью вернет их тебе». Муж бегом побежал в святую церковь, но, обойдя всю ее, не увидел никого, кто мог бы вернуть ему деньги, кроме тех же самых нищих. Лишь на мраморном полу валялся один милиарисий. Вернулся человек к жене и говорит ей: «Вот я сходил в вашу церковь и не увидел христианского Бога, и Он мне ничего не вернул».

Со своей скромной находкой отправился муж на базар и купил хлеба, вина и рыбы на еду. Вот жена берется чистить рыбу и, разрезав, находит во внутренностях пречудный камень. Камень был очень красив с виду, но ни она, ни муж ее не знали ему цены. Решил муж попробовать продать этот камушек хоть за малые деньги. Пошел к ювелиру. Тот спрашивает: «Сколько ты просишь?» Человек молчит, не зная, что ответить. Ювелир предлагает сначала десять, потом двадцать, потом пятьдесят милиарисиев, а человек все молчит. Так дошли до трехсот. Наконец владелец камня согласился и, получив от ювелира деньги, радостный вернулся домой. Жена же его, подивившись доброте человеколюбца Бога, сказала супругу: «Вот сколь благ, великодушен и богат христианский Бог. Знай теперь – нет другого Бога, кроме Него, ни на земле, ни на Небесах».

2. Три праведных человека из Медины отправились паломниками в Мекку. В дороге они потеряли свою поклажу и были измучены голодом и жаждой.

Вдруг они увидели одинокую палатку и в ней старую женщину. Они спросили: «Есть ли у тебя, чем утолить жажду». «Да», – ответила она. Они спешились и вошли под убогий кров, где оказалась лишь одна овечка. Старуха сказала им: «Подоите ее и смешайте молоко с водой». Так они и сделали. Затем они спросили ее: «Есть ли у тебя еда?» Она ответила: «Нет ничего, кроме этой овцы. Пусть кто-нибудь из вас зарежет ее, я приготовлю вам пищу, и вы насытитесь». Тогда один из них зарезал овцу, освежевал ее, а старуха приготовила им еду. Они насытились и побыли у нее, пока не остыли, а затем продолжили свой путь.

Вскоре пришел муж этой женщины, и узнав о происшедшем, в гневе воскликнул: «Горе тебе! Ты режешь овцу для людей, которых не знаешь!» Так сказал он, а вскоре нужда привела их в Медину, где они поселились, добывая на пропитание тем, что собирали навоз и продавали его.

Однажды, когда старуха проходила по какой-то из мединских улиц, ее узнал один из путников и послал за ней слугу. «Неужели, матушка, ты меня не узнаешь?» «Нет», – отвечала она. «Я был твоим гостем тогда-то и тогда-то». Он приказал купить ей в подарок тысячу овец и дал ей тысячу динаров[32], а затем отправил со своим слугой к двум другим путникам. «Сколько тебе дал мой брат?» – спросил второй товарищ. «Тысячу овец и тысячу динаров». Он приказал одарить ее также и отправил к третьему. «Сколько тебе дали мои спутники?» – спросил тот. Она ответила: «Две тысячи овец и две тысячи динаров». Тогда он приказал дать две тысячи овец и две тысячи динаров, сказав при этом: «Если бы ты пришла ко мне первому, я бы уж заставил их раскошелиться».

Так старуха вернулась к мужу владелицей овечьего стада и четырех тысяч динаров.

 

 

Задание 3

 

Дайте толкование следующим понятиям: Кааба, Сýнна, сýра, хадúс, халúф, сýфий, шариáт, адáт, кáди[33], мýфтий, муллá, имáм, муэдзúн (муáззин), минарéт, рамадáн (рамазáн).

 

 

Задание 4

 

Какой вклад внесли в мировую культуру деятели средневекового Востока?

Заполните табл.4, в заключение приведите собственные примеры.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "Выберите наиболее полное и адекватное определение культуры"...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  Задание 1   В современной гуманитарной науке понятие «культура» трактуется иначе, чем в повседневной жизни. Выберите адекватное определение культуры

СТРАТЕГИИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
  Задание 1   Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. О

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Воеводина Л.Н. Мифология и культура. М., 2002. 2. Диксон О. Шаманские практики / О.Диксон, И.Ядне. М., 2001. 3. Дмитриева Н.А. Краткая исто

Тема 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУР
  Задание 1   Представления человека о мире запечатлеваются в характерных понятиях и выражениях его языка. Какие выводы о картине мира древних народов можно сде

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996. 2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. 3. В преддверии философии: Ду

Тема 4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА. ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
  Задание 1   Приведенные фрагменты в большинстве своем взяты из классических восточных текстов, посвященных мировоззренческим вопросам. Проанализируйте эти цит

Традиционная культура Индии
1. Почему культуру Индии принято считать традиционной? Что составляет неизменную основу традиции в индийской культуре? 2. Почему варно-кастовая система представляется индийцам воплощением

Традиционная культура Китая
1. Почему культуру Китая называют традиционной? Что составляет основу традиции в китайской культуре? 2. Почему конфуцианство и даосизм нельзя рассматривать только как религии? 3.

Культура Индии
3. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб, 2000. 4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. 5. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. 6.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
  Задание 1   В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у кот

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990. 2. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992. Т. 1-3. 3. Гаспаров М.Л. Занимательная Гр

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999. 3. Дмитриева Н.А

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
  Задание 1   Вашему вниманию предлагаются (с некоторым сокращением) два художественных текста, позволяющих оценить перемены, произошедшие в литературе между Ср

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. 3.

Тема 8. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
  Задание 1   В ХХ в. «центр тяжести» западной цивилизации переносится в Северную Америку. Американский философ Джордж Сантаяна полагал, что стремительное разви

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Барт Р. Мифологии. М., 1996. 2. Бейли К. Кино: фильмы, ставшие событиями. СПб, 1998. 3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994. Ч.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005 [1] Виннебаго – индейский народ в Северной Америке, живет на террито

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги