Реферат Курсовая Конспект
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН - раздел Культура, Рикёр П. Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике Августин Аврелий — 21–23, 25, 34, 43, 96, 99, 254, 339, 34...
|
Августин Аврелий — 21–23, 25,
34, 43, 96, 99, 254, 339, 342–351,
353, 355, 356, 375–377, 379–381,
384, 390, 522, 604, 612, 613
Авраам — 81, 421–423, 464, 491,
584
Автономова Н. С. — 604
Адам — 86, 341, 342, 344–347,
349, 350, 354–357, 365, 367, 368,
374, 375, 379, 381, 384, 386, 387,
392, 458, 526, 527
Алэн (Alain) (Э. Шартье) — 156,
190, 608
Анна, св. — 263
Ансельм Кентерберийский — 423,
614
Антоновский Ю. М. — 617
Аполлон — 162, 393, 608
Аристарх — 615
Аристотель — 21–24, 34,190, 307,
334, 376, 377, 501, 510
Аткинсон (Atkinson) — 181
Атон — 182
Барышникова Г. И. — 610
Барт (Barth) К. — 423, 473, 479,
614
Барт (Barth) P. — 18, 583, 614, 616,
618
Башляр (Bachelard) Г. — 118, 606
Бенвенист (Benveniste) Э. — 129,
222, 318, 321, 322, 607, 612
Бергсон (Bergson) A. — 211, 230,
412, 609
Бердяев Н. А. — 6
Бернар (Bernard) св. — 467, 616
Бибихин В. В. — 605, 612
Блэк (Black) M. — 129, 607
Боас (Boas) Ф. — 76, 86, 605
Бонхёффер (Bonhocffer) Д. — 555,
596, 617
Брейе А. — 6
Брейер (Breuer) И. — 234, 610
Брюкке Э. — 610
Брюнсвик Л. — 6
Бубер (Buber) M. — 489, 616
Бультман (Bultmann) P. — 47, 66,
244, 462, 466, 471, 473–486, 491,
492, 603, 604, 611, 615
Бугру Э. — 5
Бэкон (Bacon) Ф. — 513, 617
Вайс (Weiss) И. — 489
Валабрега (Valabrega) — 237
Валентин — 344, 350, 380
Ван Гог Ван Гог (Van Gogh) B. —
Ван дер Леув (Leew van der) Ж. —
44, 55, 103, 603
Вебер (Weber) M. — 244, 611
Вейль (Weil) Э. — 498, 616
Веланс (Waelhens) A. де — 154, 608
Вергот (Vergote) А.-Б. — 240, 611
Винчи Л. да — 611
Витгенштейн (Wittgenstein) Л. —
5, 47
Вундт (Wundt) В. — 608
Гадамер (Gadamer) ГЛ-Г. — 5, 9, 24
Галилей (Galilei) Г. — 40
Гартман (Hartmann) Г. — 154, 191,
243
Гегель (Hegel) И. В. Ф. — 8—11,
14, 16, 36, 54, 88, 145, 154, 156,
157, 165, 190, 196, 198, 210, 214,
230, 231, 303, 304, 307, 309, 334,
389, 390, 410, 425, 439, 442, 444,
446, 448, 449, 452, 457, 499–501,
512, 527, 550, 551, 571–577, 579,
592–595, 598, 608, 610, 615, 618
Гейне Г. — 608
Гераклит — 369, 388, 542, 561, 614
Геру (Gueroult) M. — 215, 609
Гесиод — 372, 429
Гёльдерлин (Hölderlin) — 562
Гёте (Goethe) И. В. — 169, 190, 255,
512
Гийом (Guillaume) Г. — 133, 134,
328, 607
Гиро (Guiraud) П. — 101, 606
Гич (Geach) П. — 129, 607
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Годель (Godel) P. — 108, 606 Гомер — 372
Гранэ (Granet) M. — 72, 605 Греймас (Greimas) А.-Ж. — 18, 114, 116, 119, 138, 583, 606, 616 Гуго Сент-Викторский (Hugo de Sancto Victore) — 97, 606 Гумбольдт (Humboldt) В. — 125, 132, 139, 606
Гуссерль (Husserl) Э. — 5–8, 11, 12, 18, 21, 24, 33, 37–39, 47, 129, 166. 220, 250, 299, 305t 311, 312, 318, 319, 324, 326, 327, 395, 482, 486, 603, 604, 607 Давид — 490 Дальбьез В. — 5 Дарвин (Darwin) Ч. — 181,204, 205, 227, 246
Декарт (Descartes) P. — 144, 200, 213, 216, 227, 250, 286, 289–291, 299, 300, 404–406, 558, 603 Джексон (Jackson) — 261 Дильтей (Dylthey) В. — 10, 12, 35, 38, 43, 50, 66, 102, 244, 428, 430, 463, 473, 481, 482, 603 Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий) — 96, 99, 605 Дионисий Фракиец — 615 Додд (Dodd) — 354 Достоевский Ф. М. — 98 Дюмери А. — 8 Дюркгейм (Durkheim) Э. — 605 Дюфрен (Dufrenne) M. — 8,140, 607 Елизавета Тюдор — 608 Ельмслев (Hjelmslev) Л. — 122–124, 135, 222, 316, 319, 606, 618 Женет Ж. — 18, 616 Заратустра — 539, 540, 561. 562, 617
Зенон (из Китиона) — 603 Иаков — 81, 349, 381 Иванов Вяч. Вс. — 605 Иванцов Н. А. — 614 Иезекииль — 351, 353, 381 Иеремия — 351, 352. 381, 587, 588 Иоанн — 476, 489; 589, 590 Иоанн Креститель — 492 Иов — 351, 385, 432, 491, 549, 5501 555–557, 560, 561, 584 Иосиф — 81 Исаак — 422, 491 Исав — 349, 381
Ипполит (Hyppolite) Ж. — 230, 390,
447, 610
Исайя — 452, 588, 592
Иуда — 353
Йеремиас (Jeremias) И. — 581, 590
Йонас (Jonas) X. — 340, 475, 613
Камю (Camus) A. — 7
Кант (Kant) И. — 7, 9, 10,147,181,
190, 213, 216, 272, 273, 278, 283,
284, 299, 355, 375–379, 382–384,
404–406, 414, 415, 417, 423–426,
431, 449, 479, 498, 499, 501, 503-
505, 507, 509, 510, 512–514, 524,
525, 530, 531, 538, 548, 550, 551,
558, 576, 614
Караулов Ю. Н. — 612
Кассирер (Cassirer) Э. — 44
Кастелли (Castelli) Э. — 232, 233,
242, 247, 248, 603
Кафка (Kafka) Ф. — 521
Киспель (Quispel) — 340
Климент Александрийский — 338,
613
Клодель (Claudel) П. — 390, 614
Коперник (Kopemic, Copernicus) H.
203, 205, 227, 246
Крис (Kris) — 191
Кьеркегор (Kierkegaard) С. — 340,
342, 376, 389, 422, 433, 451, 457,
479, 492, 493, 529, 540, 560, 561,
611
Лагаш (Lagache) Д. — 218, 604
Лакан (Lacan) Ж. — 244, 611
Ланьо — 5
Лапланш (Laplanche) Ж. — 147, 604
Ларошфуко (La Rochefoucauld) Ф.
409, 614
Лашалье — 5
Лёвенштейн Р. — 191
Левина М. И. — 615
Левинас Э. — 8
Леви-Строс (Lévi-Strauss) К. — 19,
61, 65–67, 70–74, 76, 77, 79, 80,
85, 86, 90, 93, 94, 134, 147, 325—
327, 329, 605, 616
Леенхардт (Leenhardt) M. — 44, 603
Лежа С. — 7
Лейбниц (Leibniz) Г. В. — 15, 53,
195, 221, 223, 271, 307, 332, 334,
550, 551, 570
Лёвенштейн (Lœwenstein) P. — 91
Липпс (Lipps) T. — 260, 611
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Литтре (Littre) Э. — 435, 615
Лозинский М. — 608, 610
Лука (апостол) — 589, 616
Лукреций Кар Т. — 179, 608
Любак (Lubac) A. де — 466, 616
Лютер (Luther) M. — 348, 365,
449, 457, 477–479, 483, 495
Мальбранш (Malebranche) H. —
279, 405, 612
Мани — 342, 348, 350, 375, 380,
382, 613
Марк (апостол) — 589, 616
Маркион (Marcion) — 465, 615
Маркс (Marx) К. — 14, 50, 90, 142,
155, 193, 199–203, 212, 355, 409,
415, 533
Марру А.-И. — 613
Марсель (Marcel) Г. — 6, 8, 11
Мартине (Martinet) A. — 63, 605
Маршель (Marchel) В. — 581, 587,
588
Матфей (апостол) — 589, 590, 593,
616
Мейе (Meillet) A. — 126, 606, 607
Мерло-Понти (Merleau-Ponty) M. 7,
21, 229, 240, 307, 311–314, 318,
319, 610, 612
Микеланджело Б. — 609
Михайлов А. В. — 604
Моисей (пророк) — 57, 168, 169,
180–182,185—190,198, 247, 251,
257, 261, 262, 265, 266, 268, 399,
430, 583, 585, 592, 609
Мольер — 614
Мольтман (Moltmann) Ю. — 489,
491, 494, 497, 510, 528, 616
Монжен О. — 10, 26
Мосс (Mauss) M. - 66, 325, 326, 605
Мунье (Mounier) Э. — 7
Мэн де Биран (Main de Biran) M.
Ф. П. — 5, 272, 273, 282, 612
Набер (Nabert) Ж. — 5,50,224,271—
285, 299, 406, 419, 421, 604, 612
Ницше (Nietzsche) Ф. — 14,15, 43,
50, 142, 193, 199–203, 208, 210,
212, 250, 252, 271, 355, 409, 415,
433, 494, 502, 532, 534–537, 539,
540, 547, 550–555, 558, 559, 561,
562, 609, 617
Огден (Ogden) Ч. К. — 107, 606
Одрикур (Haudricourt) A. — 72,
605
Ориген — 464, 615
Ортиг (Ortigues) Э. — 98, 329, 606
Осия — 452, 521, 588
Островский А. Б. — 605
Павел св. — 186, 345–348, 350,
353, 355, 356, 381, 387, 389, 421,
427, 433, 441, 451, 455–458, 460,
464, 466, 476–478, 494, 496, 520,
529, 531, 541, 555, 590
Парменид — 142, 493, 616
Паскаль (Pascal) Б. — 453, 457, 466.
615
Пелагий — 346–351, 355,375, 381,
613
Петтаццони (Pettazzoni) P. — 515,
617
Пёч (Puech) А.-Ш. — 340, 373, 613
Пиррон (из Элиды) — 608
Пирс (Peirce) Ч. С. — 104, 112, 606
Платон — 142, 156, 160, 190, 213,
216, 221, 225, 278, 332, 377, 420,
510, 546, 571, 604
Плотин — 387, 388, 390
Пойер (Pohier) Ж.-M. — 569, 580
Полилов Н. — 609
Политцер (Politzer) Ж. — 147, 607
Понталис Ж.-Б. — 604
Прометей — 162, 392
Пропп В. — 583, 618
Равесон Ф. — 5
Рад (Rad) Г. фон — 80, 82, 490,
582–584, 587, 605
Райк (Reik) T. — 184, 609
Ранк (Rank) О. — 182, 429, 609
Рапапорт (Rapaport) Д. — 243
Ричарде (Richards) А. А. — 107,
606
Робэн Л. — 6
Ротмайер (Rottmayer) — 375
Руткевич А. М. — 608
Рюйе (Ruyer) P. — 119, 606
Сакс Г. — 609
Сартр (Sartre) Ж.-П. — 6, 90, 327,
605, 608, 612
Симондон (Simondon) — 241
Симплициан — 348, 349
Смит Робертсон (Smith Robertson)
181, 609
Сократ — 162, 617
Соссюр (Saussure) Ф. де — 18, 19,
62–64, 108, 110, 112, 118, 122—
124, 127, 222, 313, 605, 616
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Софокл — 93, 160–162, 170, 190,
191, 210, 255, 268, 417, 605, 608
Спиноза Б. — 15, 27, 53, 168, 196,
221, 230, 250, 252, 253, 271, 281,
307, 308, 332, 334, 365, 387, 388,
390, 407, 419, 420, 425, 433, 434,
545, 546, 608, 614
Столпнер Б. Г. — 615
Суте (Souter) — 347
Тертуллиан — 464, 615
Титченер Э. — 608
Трир (Trier) И. — 109, 606
Трубецкой Н. С. — 63, 66, 67,
605
Ульман (Ulmann) С. — 101, 107,
109, 606
Урбан (Urban) — 109
Фейербах (Feuerbach) Л. — 14,
252, 355, 415, 475, 479, 502
Фехнер (Fechner) Г. Т. — 261, 611
Филипп А. — 7
Филон Александрийский — 388,
614, 615
Финк (Fink) О. - 220, 610
Фихте (Fichte) И. Г. — 9, 10, 225,
299, 305. 404, 406, 407, 420, 558,
610
Флейш-Маркснов Э. фон — 610
Фортунат — 342
Франк С. Л. — 617
Фреге (Frege) Ф. Л. Г. — 129, 130,
318, 482, 607
Фрейд (Freud) 3. — 8, 12–16, 43,
45, 46, 50, 53, 103, 105, 142, 143,
145, 148,149, 153, 159–161, 165—
189, 191, 193–231, 233–240, 242,
245–269, 271, 294, 300–308, 310,
331, 332, 334, 396–398, 400–402,
409, 412, 413, 415, 417, 418, 428—
430, 432, 433, 494, 504, 532, 534-
537, 539, 546, 547, 550, 552–554,
565–568,571—574,577,579,591 —
593, 595, 597, 604, 607–612
Хабермас Ю. — 9
Хайдеггер (Heidegger) M. — 5–9,
12, 13, 21, 26, 36–39, 41, 48, 52,
56, 140, 200, 285, 286, 288–299,
334, 396, 475, 481, 484–486, 538,
542–545, 558–562, 605, 607, 610,
612, 616, 617
Херманн (Hermann) B. — 479
Хомский (Chomsky) H. — 121, 131,
132, 134, 606
Христос Иисус — 34, 99, 181, 186,
345, 346, 349, 380, 387, 393, 426,
456–460, 462, 463, 465–468, 471,
472, 476, 477, 483, 488, 489, 492,
495, 496, 513, 514, 528, 529, 531,
541, 586, 589–591, 593, 616
Целестий — 349, 613
Цицерон М. Т. — 464, 615
Шастен М. — 6
Швейцер (Schweitzer) A. — 489, 616
Шекспир (Shakespeare) У. — 170,
190, 191, 255, 608, 610
Шелер М. — 6, 12
Шеллинг (Schelling) Ф. В. И. —
190, 196
Шеню (Chenu) M.-Д. — 96, 97,
100, 605
Шервинский С. — 608
Шлейермахер (Schleiermacher) Ф.
10, 35, 43, 50, 66, 103, 244, 481,
611
Шопенгауэр (Schopenhauer) А. —
271
Эдип — 87, 93, 160–163. 166,
170, 190, 191, 203, 210, 212, 217,
242, 247, 268, 428, 536, 537, 566—
569, 573, 582, 591, 592
Экснер 3. — 610
Элиаде (Eliade) M. — 12, 44, 55,103,
395, 603
Эпикур — -179, 398, 608, 609
Эснар (Hesnard) А. Л. М. — 229,
240, 610
Эсхил — 212, 446, 461, 613, 615
Эхнатон — 182, 609
Юлиан Экланский — 344, 348, 350
Юлий II (папа) — 609
Юнг (Jung) К. Г. — 269, 611
Якобсон Р. О. — 19, 63, 65, 110,
112–114, 118, 222, 605
Янкелевич В. — 29
Ясперс (Jaspers) К. — 6–8, 26, 511
Яхве — 80, 81, 182, 185, 341, 356,
452, 476, 582–584, 586–588
Примечания
1
Ricoeur P, Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 16.
(обратно)
2
Бердяев H. A. Самопознание. M., 1991. С. 262.
(обратно)
3
См.: Рикёр П. История и истина. СПб., 2002. С. 12.
(обратно)
4
«France catholique». 1992, № 2338. P. 16.
(обратно)
5
Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 18.
(обратно)
6
«Известия», 1993,23 окт.
(обратно)
7
Dufrenne M., RicoeurP. Karl Jaspers et la Philosophie de l'existence. Paris, 1947.
(обратно)
8
Mongin О. Paul Ricoeur. Paris, 1994. P. 35.
(обратно)
9
См. наст. изд… с. 36.
(обратно)
10
Ricoeur P. Méthode et tâche d'une Phénoménologie de la volonté // Problèmes actuels de la Phénoménologie. P., 1952. P. 119.
(обратно)
11
Наст, изд., с. 324.
(обратно)
12
RicoeurP. Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 38.
(обратно)
13
Ricoeur P. Lectures 2. La Contrée des philosophes. Paris, 1992. P. 196.
(обратно)
14
См.: Ricoeur P. La métaphore vive. Paris, 1975; Ricoeur P. Parole et Symbole // Revue des sciences religieuses. Strasbourg, janv.-av. 1975.
(обратно)
15
Kic0é>MrP.TempsetRécit.T. 1–3. Paris, 1983–1985.
(обратно)
16
Ricoeur P. Du texte à l'action. Essais d'herméneutique II. Paris, 1986.
(обратно)
17
Ricoeur P. Temps et Récit. T. 1. P. 26.
(обратно)
18
Ricoeur P. Temps et Récit. T. 1. P. 106–107.
(обратно)
19
Ricoeur P. Ce qui me préoccupe depuis 30 ans // Esprit, 1986, № 8/9. P. 241.
(обратно)
20
Ibid
(обратно)
21
Ricoeur P. Réflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 57.
(обратно)
22
Mongin О. Face à l'éclipsé de Récit// Esprit, 1986, № 8/9. P. 225.
(обратно)
23
RicoeurP. Du texte à l'action. P. 8.
(обратно)
24
RicoeurP. Du texte à l'action. P. 162.
(обратно)
25
Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.
(обратно)
26
(обратно)
27
RicoeurP. Mémoire, Histoire, Oubli. Paris, 2000. P. 376.
(обратно)
28
(обратно)
29
(обратно)
30
(обратно)
31
(обратно)
32
(обратно)
33
(обратно)
34
греха
(обратно)
35
Quid — зачем, к чему, для чего, с какой целью (лат.).
(обратно)
36
Стоическая школа — древнегреческая философская школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э.
(обратно)
37
Галаха, Аггада — жанры талмудической литературы.
(обратно)
38
Речь идет о труде немецкого философа и историка культуры, одного из основоположников философской герменевтики Вильгельма Дильтея (1833–1911) «Возникновение герменевтики» (1900).
(обратно)
39
Dasein — присутствие, наличное существование (нем.).
(обратно)
40
Полное название труда Эдмунда Гуссерля (1859–1938): «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936); это последнее (незаконченное) произведение философа, материалом к написанию которого послужили доклады, сделанные им в 1935 г. в Вене и Праге.
(обратно)
41
Cogilo — мыслить, думать, рассуждать (лат.); Рене Декарт (1596–1650), один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, признавал Cogito (Со-gito ergo sum — мыслю, следовательно, существую) первым достоверным суждением науки и первым непосредственно данным сознанию объектом.
(обратно)
42
Речь идет о работе П. Рикёра «Символика зла» («Symbolique du mal»), входящей в состав его труда «Философия воли» («Philosophie de la volonté. II. Finitude et culpabilité». Paris, I960):
(обратно)
43
Ван дер Л eye (Leew van der) Жерар (1890–1950) — голландский пастор, ученый, специалист в области истории религий.
Леенхардт (Leenhardt) Морис (1878–1945) — протестантский пастор, этнолог, специалист в области первобытного мышления и мифологии.
Элиаде (Eliade) Мирче (1907–1986) — французский философ культуры, исследователь мифологии, религиовед, писатель.
(обратно)
44
Булътман (Boultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религии, философ, представитель «диалектической теологии»; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования. Автор работ: «Иисус» («Jesus», 1926), «Новый Завет и мифология» («Neues Testament und Mythologie», 1948), «Теология Нового Завета» («Theologie des Neuen Testaments», 1953); см. раздел «Предисловие к Бультману» в наст. изд.
(обратно)
45
Полное название работы Э. Гуссерля: «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию» (1913; рус. пер. А. В. Михайлова — 1999 г.).
(обратно)
46
Набер (Nabert) Жан (1881–1960) — французский религиозный философ, в центре внимания которого проблемы самопознания, свободы, зла, веры. Автор работ: «Внутренний опыт свободы» («L'expérience intérieure de la liberté», 1932), «Основы этики» («Eléments pour une Ethique», 1943), «О зле» («Essai sur le mal», 1955), «Жажда Бога» («Le désir de Dieu», 1966). П. Рикёр посвятил Ж. Наберу работу «Символика зла».
(обратно)
47
Culpa — вина, проступок (лат.).
(обратно)
48
Герменевтический круг — особенность процесса познания, отражающая его циклический характер. Различные представления о герменевтическом круге связаны с осознанием взаимообусловленности объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания, с другой: чтобы нечто понять, его надо объяснить, и наоборот. Св. Августин утверждал: для понимания Священного писания необходимо в него верить, но для веры необходимо его понимание; в герменевтике XVIII–XIX вв. герменевтический круг представлен как круг целого и части: для понимания целого необходимо понимание отдельных частей, но для понимания отдельных частей необходимо уже иметь представление о смысле целого.
(обратно)
49
В связи с тем, что психоаналитическая терминология занимает в данной работе П. Рикёра значительное место, позволю себе отослать читателя, незнакомого или малознакомого с ней, к вышедшему на русском языке всемирно известному «Словарю по психоанализу» (М., 1996; пер. с фр. Н. С. Автономовой), авторами которого являются философ и врач-психоаналитик Жан Лапланш (р. 1924) и философ и литератор Жан-Бернар Понталис (р. 1924), научным редактором — Даниэль Лагаш (1903–1972), один из наиболее известных психоаналитиков, работавших в области психологии. В «Словаре» дана полная библиография трудов Фрейда.
(обратно)
50
Conatus — влечение, стремление (лат.).
(обратно)
51
См.: Платон. Пир 203 Ь-е.
(обратно)
52
Arche — начало, принцип (греч.). Telos — цель (греч.).
(обратно)
53
См. в наст. изд. разд. IV. Символика интерпретации зла, гл. «Герменевтика символов и философская рефлексия» (1 и 2).
(обратно)
54
Вероятно, Рикёр имеет в виду свой труд «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» («De l'interprétation. Essai sur Freud», 1965) и, в частности, первую главу: «О языке, символе и интерпретации».
(обратно)
55
Gnose — познание (греч.: gnôsis).
(обратно)
56
Гностики — представители гностицизма, религиозно-философского учения поздней античности, в котором основные факты и учение христианства разрабатывались как принадлежащие языческой (восточной и эллинской) мудрости.
(обратно)
57
Экзистентное (existential) понимание — анализ человеческого существования, игнорирующий онтологическую перспективу (см.: Хай-деггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 12–13. Пер. В. В. Бибихина).
(обратно)
58
«Первобытное мышление* — труд К. Леви-Строса, опубликован в 1962 г. (рус. пер. А. Б. Островского — 1994).
(обратно)
59
Здесь и далее см.: Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.
Соссюр (Saussur) Фердинанд де (1857–1913) — швейцарский лингвист, один из основателей структурной лингвистики.
(обратно)
60
Фонологическое направление в лингвистике — раздел лингвистики, в котором изучаются структуры и функциональные закономерности звукового строя языка.
(обратно)
61
Трубецкой Николай Сергеевич (1890–1938) — русский лингвист, один из ярких представителей Пражского лингвистического кружка; разработал основы фонологии как особой лингвистической дисциплины; сформулировал принципы и задачи морфонологии.
Якобсон Роман Осипович (1896–1982) — русский и американский лингвист, литературовед, семиотик, один из основоположников структурализма.
Мартине (Martinet) Андре (р. 1908) — французский лингвист, фонолог, последователь Н. С. Трубецкого.
(обратно)
62
Saussure F. de. Cours de linguistique générale. P. 166.
(обратно)
63
Saussure E de. Cours de linguistique générale. P. 121.
(обратно)
64
Ibid. P. 140
(обратно)
65
Lévy-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 101, ЮЗ.
(обратно)
66
Здесь и далее см.: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983 (пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова). В данном случае см. с. 83 и след.
(обратно)
67
Ibid. P. 102.
(обратно)
68
Мосс (Mauss) Марсель (1872–1950) — французский социолог и этнограф, ученик Э. Дюркгейма; оказал влияние на развитие структурной антропологии К. Леви-Строса.
(обратно)
69
Lévi-Strauss С, Anthropologie structurale. P. 37.
(обратно)
70
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 39–40.
(обратно)
71
Ibid. R 51–52,56—57
(обратно)
72
Ibid. P. 57: «Родство не является статичным, оно существует только для того, чтобы непрерывно продолжаться. Мы имеем здесь в виду не желание продолжения рода, а тот факт, что в большинстве систем родства изначальное нарушение равновесия, возникающее в данном поколении между тем, кто отдает женщину, и тем, кто ее получает, может восстановиться только благодаря ответным дарениям в последующих поколениях. Даже самая элементарная структура родства существует одновременно в синхроническом и диахроническом измерениях». Эти слова следует сопоставить с тем замечанием, какое мы сделали выше относительно диахронии в структурной лингвистике).
(обратно)
73
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 58.
(обратно)
74
Ibid. P. 61.
(обратно)
75
Ibid. P. 68.
(обратно)
76
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 69.
(обратно)
77
Ibid. P. 71.
(обратно)
78
Ibid.P.65.
(обратно)
79
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 70
(обратно)
80
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 71.
(обратно)
81
Lévi-Strauss С. Anthropologie structurale. P. 81
(обратно)
82
Леви-Строс может согласиться с такой постановкой вопроса, поскольку он сам его превосходно сформулировал: «Моя рабочая гипотеза занимает промежуточное положение: возможно, что между определенными аспектами и на определенных уровнях обнаруживаются некоторые связи, и наша задача состоит в том, чтобы определить, каковы эти аспекты и каково расположение этих уровней» (Anthropologie structurale. P. 91).
(обратно)
83
Одрикур (Haudricourt) Анри (р. 1911) — французский лингвист, исследователь языков Юго-Восточной Азии.
Гранэ (Granet) Марсель (1884–1940) — французский синолог.
(обратно)
84
Боас (Boas) Франц (1858–1942) — американский антрополог, этнолог, лингвист, один из основоположников структурной лингвистики.
(обратно)
85
Бриколаж (фр.: bricolage) — поделки, изготовление самоделок.
(обратно)
86
Рад (Rad) Герхард фон (1901–1971) — религиовед, специалист по изучению Ветхого и Нового заветов.
(обратно)
87
Амфиктиония — в Древней Греции религиозно-политический союз племен и городов с общими святилищем, казной, правилами ведения войн.
(обратно)
88
Машина feed-back — машина с обратной связью (англ.).
(обратно)
89
Праксис (praxis) — термин, введенный Сартром для обозначения творческого характера деятельности в отличие от подавляющей индивида инертной деятельности.
(обратно)
90
Речь идет о трагедиях древнегреческого драматурга Софокла (ок. 496–406) «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».
(обратно)
91
Шеню (Chenu) Мари-Доминик (1895–1990) — французский теолог-доминиканец, автор работ по средневековой теологии и томизму.
(обратно)
92
Signum — знак, клеймо (лат.).
(обратно)
93
Symbolon — символ (греч.).
(обратно)
94
Дионисии — по всей вероятности, Рикёр имеет в виду Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), христианского мыслителя V или VI в., использовавшего символизм для истолкования всего сущего.
(обратно)
95
Analogia — соразмерность, соответствие, подобие, сходство (греч.).
Anagoge — раскрытие внутреннего смысла (греч.).
(обратно)
96
*Allegoriae — аллегория, иносказание (греч.).
Disünctiones — различение, распознавание (лат.).
(обратно)
97
Гуго Сент-Викторскии (Hugo de Saint-Victor, ок. 1096–1141) — средневековый философ, представитель схоластики.
(обратно)
98
Ортиг (Ortigues) Эдмон (р. 1917) — французский философ, религиовед, этнограф, лингвист.
(обратно)
99
Translatio — перенос, перемещение, перевод (лат.).
(обратно)
100
Ульман (Ulmann) Стивен (1914–1976) — английский лингвист. Гиро (Guiraud) Пьер (p. 1912) — французский лингвист.
(обратно)
101
A fortiori — тем более (лат.).
(обратно)
102
Пирс (Pierce) Чарлз Сандерс (1839–1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель; родоначальник общей теории знаков — семиотики.
(обратно)
103
Огден (Ogden) Чарлз Кей (1889–1957) — американский лингвист. Ричарде (Richards) Айвор Армстронг (1893–1979) — английский
(обратно)
104
Годель (Godel) Роберт (р. 1902) — австро-швейцарский лингвист, представитель социологического направления в лингвистике.
(обратно)
105
Трир (Trier) Йост (1894–1970) — немецкий лингвист, последователь Гумбольдта (см. далее комм. 41).
(обратно)
106
Inpraesentia — в присутствие (лат.).
(обратно)
107
In absentia — в отсутствие (лат.)
(обратно)
108
Греймас (Greimas) Альгирдас (р. 1917) — французский лингвист (см. комм, к с. 452).
(обратно)
109
Башляр (Bachelard) Гастон (1884–1962) — французский философ, методолог науки, эстетик; см. его книгу «Психоанализ огня». М., 1993.
3&Рюйе (Ruyer) Реймон (р. 1902) — французский философ.
Структура, слово, событие In: Esprit. «Structuralisme, idéologie et méthode», mai 1967. P. 801–821.
(обратно)
110
Хомский (Chomsky) Ноам (р. 1928) — американский лингвист, основоположник генеративной лингвистики и теории формальных языков как раздела математической логики.
*°Елъмслев (Hjelmslev) Луи (1899–1965) — датский лингвист.
(обратно)
111
Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм (1767–1835) — немецкий языковед, философ, эстетик, государственный деятель и дипломат; основоположник философии языка как самостоятельной дисциплины, оказавший огромное влияние на развитие языкознания в XIX–XX вв.
(обратно)
112
Мейе (Meillet) Антуан (1866–1936) — французский лингвист, последователь Соссюра, глава французской социологической школы в лингвистике.
(обратно)
113
Бенвенист (Benveniste) Эмиль (1902–1976) — французский лингвист, ученик А. Мейе, специалист по общему и европейскому языкознанию, а также в области семиотики.
**Фреге (Frege) Фридрих Людвиг Готлоб (1848–1918) — немецкий философ, логик и математик, основоположник современной формальной логики и логической семантики.
*ьГич (Geach) Питер — английский философ, представитель лингвистической философии.
Блэк (Black) Макс (р. 1909) — американский философ, представитель лингвистической философии.
(обратно)
114
Erfüllung — выполнение, исполнение (нем.).
(обратно)
115
Гийом (Guillaume) Гюстав (1883–1960) — французский философ, лингвист, последователь А. Мейе.
(обратно)
116
Unterwegs zur Sprache — на пути к языку (нем.). Намек на одноименную работу — «На пути к языку» (1959) М. Хайдеггера.
(обратно)
117
Дюфрен (Dufrenne) Микель (р. 1910) — французский философ и эстетик.
(обратно)
118
См. раздел «Диалектика бытия и небытия» платоновского диалога «Софист», 236с—259е.
(обратно)
119
Речь идет о статье «Бессознательное», включенной в сборник работ 3. Фрейда «Метапсихология» («Métapsychologie». Paris, 1952), куда вошли также статьи «Влечения и их судьбы», «Вытеснение», «Мета-психологические дополнения к учению о сновидениях», «Скорбь и меланхолия».
(обратно)
120
Ноэсис и ноэма — термины платоновской и аристотелевской философии. Гуссерль использует их для раздельного описания объектов сознания и процессов их идеального построения; они связаны с центральным понятием феноменологии — интенциональностью, то есть предметной направленностью сознания. Рикёр так поясняет эти термины: поете — воспринимаемое, желаемое; noese — восприятие, желание (см. rRicoeurP. Reflexion faite. Autobiographie intellectuelle. Paris, 1995. P. 30).
(обратно)
121
Политцер (Politzer) Жорж (1903–1942) — французский мыслитель; разрабатывал проблемы философии, политэкономии, психологии с позиций диалектического материализма (См.: Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. М., 1980).
(обратно)
122
les, PCS, Cs — принятое в психологической и философской литературе сокращенное обозначение содержаний душевной жизни, признаваемых и психоанализом: les (inconscience) — бессознательное, PCS (preconscience) — предсознательное, Cs (conscience) — сознание.
(обратно)
123
Es (нем.), Id (лат.), Ça (фр.) — «Оно» — наиболее архаичная, безличная часть психики, содержащая бессознательные влечения (les), которые коренятся в телесной организации человека и стремятся к удовлетворению.
(обратно)
124
Интроспективная психология — одно из ведущих направлений в психологии конца XIX — начала XX в., положившее в основу своих исследований метод самонаблюдения; главные ее представители В. Вундт (Wundt, 1832–1920) и Э. Титченер (Titchener, 1867–1927).
(обратно)
125
Речь идет об американской школе «психологии «Я»», или «эго-пси-хологии».
(обратно)
126
См. раздел «Самосознание» в труде Гегеля «Феноменология духа» (СПб., 1913).
(обратно)
127
Веланс (Waelhens) Альфонс де (1911–1981) — бельгийский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления; в 60—70-е гг. был близок психоанализу.
(обратно)
128
Вслед за Сартром термином «редкость» (rareté) обозначают отношение индивида к окружающей среде в условиях нужды, нехватки.
(обратно)
129
Алэн (Alain, псевдоним Эмиля Шартье) (1868–1951) — французский философ-моралист; в политике ставил целью спасти человека от тирании.
(обратно)
130
Стоицизм — школа древнегреческой философии; основана Зено-ном из Китиона ок. 300 до н. э.
(обратно)
131
Скептицизм — древнегреческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в конце IV в. до н. э.
(обратно)
132
См.: Гегель. Феноменология духа. С. 90 и след.
(обратно)
133
Hybris — высокомерие (греч.).
(обратно)
134
Речь идет об английских писателях XVI–XVII вв., современниках королевы Елизаветы Тюдор (1558–1603).
(обратно)
135
Аполлон — в греческой мифологии олимпийский бог, сочетающий в себе функции как губительные, так и благодетельные, стороны мрачные и светлые; со временем Аполлон приобрел значение устроителя социально-политической жизни Греции, а также организующего начала в области морали, искусства, религии.
(обратно)
136
Софокл. Эдип-царь, 556–558 (пер. С. Шервинского).
(обратно)
137
«О вещая моя душа» (Шекспир. Гамлет. Акт 1, сцена 5 (пер. М. Лозинского)).
(обратно)
138
Bildung (нем.), naiôeia (греч.), education (англ.), eruditio (лат.) — образование, воспитание.
(обратно)
139
См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1933. С. 1.
(обратно)
140
Ананке — в греческой мифологии богиня необходимости, неизбежности.
(обратно)
141
Здесь и далее см.: Фрейд 3. Недовольство культурой (пер. А. Рут-кевича) // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
(обратно)
142
Человек человеку волк (лат.).
(обратно)
143
Буквально: «сказочка о небесах» (нем.). Слова из поэмы Г. Гейне «Зимняя сказка».
(обратно)
144
«Так совесть делает из всех нас трусов» (Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена 1).
(обратно)
145
Эпикур (341–270) — древнегреческий философ-материалист.
Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.) — римский философ и поэт, автор поэмы «О природе вещей»; его идеи близки материалистическим взглядам Эпикура.
(обратно)
146
См.: Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб., 1997. С. 190–191.
(обратно)
147
Смит Робертсон (Smith Robertson, 1846–1894) — американский историк, этнолог, религиовед (см.: Фрейд 3. Тотем и табу. С. 178 и след.; 203).
(обратно)
148
«Имаго» («Imago») — международный психоаналитический журнал, основанный соратниками Фрейда Гансом Саксом и Отто Ранком (см. далее).
(обратно)
149
Атон («диск солнца») — в египетской мифологии олицетворение солнечного диска; первоначально — одна из ипостасей бога солнца, впоследствии — единый бог всего Египта.
(обратно)
150
Фараону Эхнатону приписывается свершение «монотеистической революции» — удаление всех древних богов из египетского пантеона ради единственного бога — Атпона.
(обратно)
151
Ранте (Rank) От/по (1884–1939) — один из ведущих представителей психоаналитической школы Фрейда; разрабатывал теорию «травмы рождения», отвергнутую Фрейдом; автор работ «Миф о рождении героя» (1909), «Мотив инцеста в литературе и фольклоре» (1912).
(обратно)
152
Райк (Reik) Теодор (1884–1939) — австрийский психоаналитик. [554]Керигма — провозвестие, проповедь (греч.).
(обратно)
153
Искусство поэзии (лат.).
(обратно)
154
«В орехе», то есть в зародыше (лат.); здесь: по сути дела, по существу.
(обратно)
155
Статуя Моисея, анализируемая Фрейдом в указанной работе, выполнена Микеланджело для гробницы папы Юлия II (Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи).
(обратно)
156
См.: «Литература». С. 601.
(обратно)
157
Онеирические (от греч. oyeipoç — сон) — сновидческие, фантастические, бредовые.
(обратно)
158
Aufklärer — просветитель, представитель эпохи Просвещения (Aufklärung — нем.).
(обратно)
159
См.: Ницше. По ту сторону добра и зла //Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 238 (пер. Н. Полилова).
(обратно)
160
Во французском языке on — безличное местоимение (ср. нем. «тал»).
(обратно)
161
Эпикуреизм — мироощущение, основанное на этике Эпикура, считавшего главной целью человека удовлетворение чувственных инстинктов и достижение полной душевной безмятежности.
(обратно)
162
См.: Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. Гл. 1: Моральная обязанность.
(обратно)
163
Геру (Gueroult) Марсиал (1891–1976) — французский историк философии.
(обратно)
164
Quid — здесь: нечто (лат.).
(обратно)
165
Речь идет о сообщении, сделанном П. Рикёром на заседании Французского философского общества 22 января 1966 г. См. книгу П. Рикёpa «Об интерпретации. Очерк о Фрейде» (Ricoeur P. De l'interprétation. Essai sur Freud. Paris, 1965).
(обратно)
166
См. комм. 15 на стр. 25.
(обратно)
167
Финк (Fink) Ойеен (1905–1975) — немецкий философ, пропагандировавший гуссерлевскую феноменологию, сближая ее с идеями Хайдеггера.
(обратно)
168
Своими учителями Фрейд считал выдающегося австрийского физиолога Эрнста Брюкке (1819–1892), руководившего психологической лабораторией Венского университета, который Фрейд начал посещать в 1873 году, а также его ассистентов Зигмунда Экснера и Эрнста фон Флеиш-Марксова; в 1881 году Фрейд познакомился с профессором Физиологического института в Вене Йозефом Брейером (1842–1925), ставшим его покровителем в науке, поддерживавшим его морально и материально.
(обратно)
169
Category mistake — категориальная ошибка (англ.).
(обратно)
170
Stricto sensu — в строгом смысле (лат.).
(обратно)
171
См.: Ricoeur P. De l'interprétation. P. 387. Здесь Рикёр приводит цитату из «Толкования сновидений» Фрейда: «В наиболее конкретной форме процесс сгущения в сновидении проявляется в том случае, когда он избирает своим объектом слова и имена. Слова вообще очень часто играют в сновидении роль вещей и претерпевают тогда те же самые соединения, смещения, замещения, сгущения, как и представления о вещах» (Цит по: Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб, 1998. С. 333).
(обратно)
172
«Тетическое же суждение есть такое, в котором нечто не приравнивается и не противополагается ничему другому, а только полагается себе равным…» (Фихте И. Г. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1916. С. 93).
(обратно)
173
Hypothéton — предпосылка, предположение (греч.).
(обратно)
174
Anhypothéton — здесь: беспредпосылочность (греч.).
(обратно)
175
См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. С. 181 (пер. с нем. Барышниковой Г. В.).
(обратно)
176
Мерло-Понти (Merleau-Ponty) Морис (1908–1961) — французский философ, представитель феноменологическо-экзистенциалистского направления.
Эснар (Hesnard) Ангело Луи Мари (1886–1969) — французский психиатр, сторонник «открытого» психоанализа, обогащенного современными идеями биологии, лингвистики, феноменологии, социологии; книга «Творчество Фрейда«(«L'Oeuvre de Freud») была опубликована в 1960 г.
(обратно)
177
Ипполит (Hyppolite) Жан (1907–1968) — французский философ, историк философии, представитель неогегельянства, стремившийся соединить идеи Гегеля с экзистенциализмом.
(обратно)
178
В своем сообщении на Международном коллоквиуме на тему «Техника и казуистика» проф. Кастелли связывал означенную проблему с вопросом, который был основным на предшествующих ежегодных встречах ученых в Риме; тема эта звучит так: демистификация как аспект современности.
(обратно)
179
Freud. Gesammelte Werke. T. XIII. S. 211.
(обратно)
180
Freud. Gesammelte Werke. T. XIII. S. 40
(обратно)
181
Freud, Début du traitement. P. 102.
(обратно)
182
In absentia — здесь: в (его) отсутствие (лат.).
In effigie — здесь: с (его) призраком, тенью (лат.).
(обратно)
183
См.: Шекспир. Гамлет, акт III, сцена 2 (пер. М. Лозинского).
(обратно)
184
Вергот (Vergüte) Анри-Бернар (р. 1913) — французский философ, специалист в области философии религии и философии морали; значительную часть своих работ посвятил творчеству С. Кьеркегора.
(обратно)
185
Wunscherfüllung — исполнение желания (нем.).
(обратно)
186
'Бихевиоризм — направление в психологии XX в., сводящее психику к различным формам поведения, трактуемого как совокупность реакций организма на раздражения внешней среды.
(обратно)
187
Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (1768–1833) — немецкий протестантский теолог и философ; с его именем обычно связывают возникновение философской герменевтики.
Вебер (Weber) Макс (1864–1920) — немецкий социолог, историк, экономист.
Бультман (Bultmann) Рудольф (1884–1976) — немецкий протестантский теолог, историк религий, философ, представитель «диалектической теологии», отталкивающийся от основных положений христианского экзистенциализма; сторонник демифологизации христианского учения, выражения его содержания в терминах человеческого существования.
*вЛакан (Lacan) Жак (1901–1981) — французский теоретик и практик «структурного психоанализа», врач-психиатр; именно Лакан, считает Рикёр, дал наиболее правильное истолкование психоанализа Фрейда, выделив языковую структуру бессознательного (см.: RicoeurP. Reflection faite. Autobiographie intellectuelle. P. 33).
(обратно)
188
Entzauberung — расколдовывание (нем.).
Entgötterung — разбожествление (нем.).
(обратно)
189
Речь идет о «Новых сериях лекций по введению в психоанализ» Фрейда (1930), которую многие сторонники и критики психоанализа считают развернутым и окончательным вариантом фрейдизма, где его основоположник обсуждает социологические, философские и общемировоззренческие проблемы (см.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989).
(обратно)
190
3ёйдер-3е — залив в Северном море у побережья Нидерландов.
(обратно)
191
In fine — в конечном счете, в итоге (лат.).
(обратно)
192
Липпс (Lipps) Теодор (1851–1914) — немецкий философ, психолог, эстетик.
(обратно)
193
*Фехнер (Fechner) Густав Теодор (1801–1887) — немецкий философ и физиолог, один из основоположников экспериментальной психологии.
(обратно)
194
Речь идет о картине Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (ок. 1509).
(обратно)
195
Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961) — швейцарский психолог и культуролог, признававший себя учеником Фрейда, затем резко порвавший с ним; основатель аналитической психологии, в центре которой лежит понятие коллективного бессознательного, передаваемого из поколения в поколение совокупностью архетипов.
(обратно)
196
Мэн de Биран (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер (Confier de Biran, 1766–1824) — французский философ и политический деятель.
(обратно)
197
Малъбранш (Malebranche) Никола (1638–1715) — французский философ, главный представитель окказионализма, стремившийся соединить идеи картезианства с учением Августина.
(обратно)
198
Речь идет о втором издании «Критики чистого разума», осуществленном в 1787 г.
(обратно)
199
В 1929–1930 гг. Хайдеггер осуществляет радикальную переориентацию своего мышления, названную им самим «поворотом»; именно с тех пор исследователи творчества немецкого мыслителя говорят о «раннем» («Бытие и время», 1927) и «позднем» («Неторные тропы», 1950; «Время картины мира», 1950) Хайдеггере.
(обратно)
200
Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (пер.
B. В. Бибихина).
(обратно)
201
Здесь и далее см.: Хайдеггер М. Время картины мира// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 (пер. В. В. Бибихина).
(обратно)
202
См. комм. 4 на с. 606.
(обратно)
203
См. комм. 44 на с. 611.
(обратно)
204
Gelassenheit — брошенность, одиночество (нем.)
(обратно)
205
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 348–349.
(обратно)
206
См.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
(обратно)
207
Habitus — внешность, наружность, облик (лат.). [555]Здесь и далее см.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974 (пер. с фр. Ю. Н. Караулова).
(обратно)
208
Hic et nunc — здесь и теперь (лат.).
(обратно)
209
Статья «Трансценденция ego» явилась своего рода творческим итогом изучения Ж.-П. Сартром феноменологии и экзистенциализма в Германии (1933–1934); опубликована в 1936 г. в журнале «Recherches philosophiques».
In: Eglise et Théologie. Bulletin trimestriel de la faculté de Théologie protestante de Paris, 23, 1960. P. 11–30.
(обратно)
210
Пелагианство — христианская ересь, возникшая в начале V в. на латинском Западе в связи со спорами о божественной благодати, первородном грехе человека, свободе воли и предопределении; свое название получило от имени монаха Пелагия (ок. 360–410).
(обратно)
211
Климент Александрийский (ок. 150–215) — христианский богослов и писатель.
(обратно)
212
Манихейство — религиозное учение об окончательном торжестве добра (Света) над злом (Мраком), созданное персом Мани (III в.).
* Peccatum originale — врожденный грех (лат.).
Peccatum naturale — природный грех (лат.).
*Йонас (Jonas) Ханс (1903–1993) — немецко-американский философ, занимавшийся проблемами философии биологии, философии сознания, этики.
Пёч (Puech) Анри-Шарль (р. 1902) — французский религиовед, специалист в области истории религий.
(обратно)
213
Сотериология (от греч. sortier — спаситель) — учение о спасении через искупителя.
(обратно)
214
Речь идет о трактате Августина «Рассуждение против Фортуна-та-манихея» («Disputatio contra Fortunatum manichaeum»), 392.
(обратно)
215
Defecîus — нехватка (лат.)
(обратно)
216
Aversio a Deo — отпадение от бога (лат.).
(обратно)
217
Und malum faciamus — Откуда мы берем зло (лат.).
(обратно)
218
Declinatio — отклонение (лат.). Corruptio — порча (лат.).
(обратно)
219
Libertas adpeccandum et ad non peccandum — свобода греховности и непогрешимости (лат.)
(обратно)
220
Речь идет о трактате Августина «О различных вопросах к Сим-плициану» («De diversis quaestionibus ad Simplicianum»); в трудах: Аврелий Августин. Исповедь. М., 1997; Анри-Ирене Марру. Святой Августин и августинианство. М., 1999 — годом издания этого трактата значится 396-й.
(обратно)
221
В тех же трудах (см. предыдущий комм.) название этого трактата и дата его написания указаны так: «О Благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия» («De Gratia Christi et de peccatooriginal!contraPelagiumetCoelestium», 418).
(обратно)
222
«EnumaElish» — древняя вавилонская поэма о сотворении мира..
(обратно)
223
«Прометей прикованный* — трагедия Эсхила.
(обратно)
224
Орфики — представители религиозного движения в Древней Греции, возникшего в результате реформы культа Диониса.
(обратно)
225
Цит по: Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 50.
(обратно)
226
Минерва — в римской мифологии покровительница ремесел и искусств, позднее — богиня мудрости, войны и городов.
Юпитер — в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы; царь богов.
(обратно)
227
àÔr^ia— несправедливость (греч.). oqjxxaia — неумеренность (греч.).
(обратно)
228
Per generationem — по рождению (лат.).
(обратно)
229
Здесь и далее см.: Кант. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
(обратно)
230
См.: Иов. 38,1.
(обратно)
231
Hiatus — пропасть, расселина, отверстие (лат.).
(обратно)
232
Мардук — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог Вавилона.
"^Гераклит (ок. 540–480) — древнегреческий философ (именно он ввел в философию понятие логоса как говорящего с самим собой космоса, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал).
Филон Александрийский (кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.) — иудей-ско-эллинистический философ, теолог, экзегет; логос у него создает космос из огненной стихии и является организующим принципом и наиболее совершенным творением мира.
(обратно)
233
Спиноза. Этика. М.;Л., 1933. С. 143 (пер. Н. А. Иванцова).
(обратно)
234
Maître Jacque (по имени персонажа комедии Мольера «Скупой», бывшего одновременно и кучером и поваром) — мастер на все руки (франц.).
(обратно)
235
«Атласный башмачок» (1929) — пьеса французского писателя Поля Клоделя (1868–1955).
(обратно)
236
См. комм. 56 на с. 611–612.
(обратно)
237
Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа (1613–1680) — французский моралист.
(обратно)
238
Eschaton — последний, конечный (греч.)
(обратно)
239
От лат. principium — начало, первопричина, первоисточник.
(обратно)
240
Ponit sednon tollit — полагает, а не отвергает (лат.).
(обратно)
241
Semeljussit semperparet, ânaÇ teyôuevov— принятому однажды подчиняются всегда (лат., греч.)
^Ансельм Кентерберийский (1033–1109) — средневековый теолог и философ, представитель августинианства.
Барт (Barth) Карл (1886–1968) — швейцарский протестантский теолог, основоположник «диалектической теологии».
(обратно)
242
Intellectsfidei — разумная вера (лат.)
(обратно)
243
Faktum — факт (нем.).
(обратно)
244
Deus sive natura — Бог, или природа (лат.).
(обратно)
245
Здесь и далее см.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 (пер. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной).
(обратно)
246
Massa реrdita — загубленная масса (лат.).
(обратно)
247
«Орестея» — трилогия древнегреческого драматурга Эсхила (525–456), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
(обратно)
248
Lex — закон, юридическая норма (лат.). Nomos — обычай, закон (греч.).
Септуагинта — наиболее древняя и значимая греческая версия Ветхого Завета, созданная «семидесятью толковниками» между 250 и 130 гг. до н. э.
(обратно)
249
См.: Ос. 2, 18–23; Ис. 50, 1.
(обратно)
250
Паскаль различает три несводимых друг к другу порядка бытия: физический, интеллектуальный, нравственный (см.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994).
(обратно)
251
Речь идет об аллегоризме стоиков, представителей одного из главных течений эллинистической философии, зафиксированном в их диалектике, которая делится на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или предмете высказывания.
(обратно)
252
Имеется в виду аллегоризм Филона Александрийского', понимавшего священную историю не буквально, как того требовал иудаизм, а алле
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
o... Рик р П Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике От переводчика Поль Рик р...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов