рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Назад к Боасу?

Назад к Боасу? - раздел Культура, Культурный плюрализм Нынешний Кризис Этнологии, Нынешний Взлет Релятивизма Не Все Этнологи Рассмат...

Нынешний кризис этнологии, нынешний взлет релятивизма не все этнологи рассматривают как фатальный. Так, Р.М. Киссинг дает ему трезвое и конструктивное объяснение: “Модный в настоящее время релятивизм настаивает на том, что все прочтения культуры ситуативны и сделаны с определенной точки зрения. И наши особенности восприятия языков изучаемых народов, и наши теоретические ориентации могут вести нас к построению ложных конструкций разговоров других людей. Наши поиски культурной экзотики предрасполагают нас прочитывать культурные тексты избирательно и ошибочно принимать условные метафоры за метафоры высказывания. Так, ввиду особенностей структуры, теоретических предпосылок и критериев публикаций, принятых в нашей дисциплине, в публикуемых статьях другие народы показаны как непохожие на нас. Те же статьи, в которых другие народы могут показаться неэкзотичными и похожими на нас, не публикуются и не читаются. Эта процедура фильтрации была искусственно порождена, и, в свою очередь, поддерживает убежденность в культурном релятивизме и в радикальном различии культур, которое пронизывают всю дисциплину... В результате мы не только нацеливаем себя на то, что отбирать наиболее экзотические из возможных данных, но и даем им наиболее экзотическое из возможных прочтений... Другой фактор, толкающий нас на ложное истолкование культуры, состоит в том парадоксе, что отыскивание в корне чуждого нам культурного материала приводит нас к исследованиям народов... языки которых не имеют ни записанной грамматики, ни словарей, ни орфографии. Вступив в борьбу за изучение этих языков, некоторые из антропологов становятся действительными их знатоками, но большинство из нас выучивает их слабо и неполно. В итоге, взгляд на отличие народов друг от друга и от нас самих оказывается преувеличенным.”

Один из наиболее известных современных этнологов Фредерик Барт писал недавно: “Предстоит теперь заново собрать разрозненные части собрать разрозненные части классической антропологии и заново осмыслить ее задачи, не отвергая, а трансформируя критику, включая ее в свою работу, поскольку она способствует росту нашей восприимчивости и мастерства”.

То что предлагает Барт, очень напоминает то, что в свое время предлагал Франц Боас в момент теоретического кризиса этнологии начала нашего века: “Лучший способ избежать ловушек — начинать с частного и наблюдать взаимосвязи во времени и во всем их разнообразии. В ходе такого рода работы будут возникать проблемы, бросающие нам вызов, просвещающие нас и потому необходимые. Если наша начальная цель ограничивается лишь адекватным описанием находящегося перед нашим взором, то в этом случае на будет необходимости выявлять “сущностное” и мы будем чувствовать себя менее обязанными опускать другие моменты исследуемого, которые так же становятся видимыми благодаря нашим подходам к описательной работе. Мы получим более ясную картину того, что находится перед нами, и одновременно больше времени для углубленного анализа особенностей увиденного. Без всяких усилий с нашей стороны эти описания обнаружат вариативность и заставят нас признать ее как неотъемлемую черту того, что мы видим. До настоящего времени эта вариативность оказывалась “заметенной в угол”, подальше от наших глаз общей “метлой” тех заранее установленных догм, в силу которых мы верим, что находящееся перед нами — это отражение групповых представлений, норм и структур. В некоторых случаях такая позиция может, конечно, оказаться вполне адекватной, но первой бросающейся в глаза характеристикой собранных нами указанных выше способом данных будет все же разнообразие и вариативность. Эта вариативность должна стимулировать наше стремление к сравнительному анализу и вести к дальнейшим открытиям по мере нашего продвижения по пути поиска повторяющихся ковариаций, а через последнее — и возможных связей.

Первым методологическим правилом в таком подходе должно быть использование или разработка техники поиска, которая позволила бы нам исследовать частное в его изменчивости, вместо следования шаблонам и схемам, побуждающим нас к поспешным схватыванию и характеристике (предполагаемой сущности) целого. Это означает, что нам следует выработать более осознанное отношение к тому, как мы проводим наше наблюдение, и быть менее озабоченными тем, что предстоит найти... Это замедлит работу по созданию четко сформулированных теорий, но одновременно даст возможность уделять больше внимания альтернативным вариантам той организации исследований, при которой мы в наименьшей степени нарушали бы целостность объекта наблюдений, рассекая его на части... Внимание исследователей следовало бы перенести с теоретических дискуссий по поводу объективности, интерпретаций и стиля описаний на практическую полевую работу... Нам необходимо проводить свои исследования как изнутри культурной среды, чтобы понять в какой-то степени значение действий и событий, так и извне..., чтобы суметь составить некоторые представление о том, как причинные связи внешнего мира преломляются в создаваемой человеком культуре.”

Все чаще раздаются голоса за возвращение к психологизму. “Барьер между культурой и психологией, который Гирц считал необходимым, является серьезным препятствием для понимания культурных процессов.” Неслучайно, поэтому в этнологии был поставлен вопрос, о том, что “некоторые прежние теоретические подходы могут использоваться вновь.” И прежде всего это относится к методам психологическим. В начале 90-х вновь встает вопрос о том, как “примирить (а) взгляд на культуру, в котором культурная схема, с одной стороны, руководит человеческой активностью, с другой, проистекает из этой активности, и (б) конструктивистские подходы в психологии, которые предполагают частичное проникновение в процессы и формы, составляющие подоплеку ментальных представлений.”

И что еще более существенно, вновь начинает обсуждаться проблематика, которая была поставлена несколько десятилетий назад школой “Культура и Личность”. Ведь, как об этом пишет С. Харкнис, “культура всегда определялась в конечном счете и в ментальных представлениях, и в связанных с ними ценностях. Проблема в том, чтобы разработать адекватную концепцию отношения между индивидуальными феноменами и коллективно организованным окружением.” Однако “"Возвращение в психологической антропологии происходило очень медленно". “В целом, однако, психологическая антропология, начиная с 60-х годов, характеризуется возрастающим числом различных методологий, концентрирующиеся на более узких проблемах. Предыдущий интерес к глобальным анализам личности сменился исследованием конкретных психокультурных процессов и стратегий адаптации.” Это развитие было отрефлексировано в книге "Создание психологической антропологии" в двух частях, в последнюю из которых включены темы символизма, сознания и когниции. “Может показаться насмешкой или противоречием, - пишут Джефри Уайт и Кэтрин Лац, - что изначальный упадок интереса к Культуре и Личности и психологической антропологии в целом начиная с 50-х годов имел место несмотря на одновременный взрыв интереса к академической и клинической психологии, а также фольк-психологии. Отчасти это было связано с потерей интереса к психологии других народов. Возрастал интерес к терепевтической и прикладной психологии, а не к ее антропологической версии. Призыв к коммуникации между дисциплинами (между психологией, антропологией и историей, психологической антропологией и социокультурной психологией) мог быть пустым звуком, если институциональные, культурные и исторические факторы, влияющие на формирование поля в первую очередь, игнорируются... Это было незадолго до того, однако, когда антропологи, представители мейнстрима, выработали узкий лингвистический и терминологический подход в "новой этнографии" или "этнонауке", уводящий от более широкого социального и культурного анализа.”

Призывы вернуться к этнологическим концепциям прошлых лет неслучайны. Это закономерное завершение того круга развития, который проделала этнология за последние годы. Осознав когда-то, что исследования культуры, которые на протяжении десятилетий были неотделимы от исследования психологии, зашли в тупик, этнологи сосредоточили свое внимание на разработке и усовершенствовании исследовательских методов, и увлекшись этим последним как бы и вовсе забыли о том, что концепция “модальной личностной структуры”, “национального характера”, “этнической картины мира” так и осталась незавершенными.

· Отметим ту интересную особенность исследования национального характера, что в ходе них слово “национальный” использовалось практически в том же значении, в каком оно употребляется обычно в русском языке, то есть в смысле более сопряженным с понятиями “народ” (“этнос”), “культура”, чем с понятием “государство”, “гражданство”.

Iea I. Eoeuoo?a e ie? aaonoaa. Iineaa: Aeaaiay ?aaaeoey ainoi?iie eeoa?aoo?u, 1988, n. 8.

Barzini L. The Italians. New York: Atheneum, 1964. Smith H. The Russians. New York: Ballantine, 1977.

Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W. H. Freeman and Company, 1980.

Duijker H. C. J. and Frijda N. H. National Character and National Stereotypes: Confluence. Amsterdam: North-Holl Publishing Company, 1960, ?. 31.

Inkeles A. and Levinson D. J. National Character: The study of Modal Personality and Sociocultural Systems. In: Lindzey C. and Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Massachusetts (Calif.), London, Ontario: Addison-Wesley, 1969, Vol.IV, ?. 428.

Mead M. Coming of Age in Samoa. New York: New Amer. Libr., 1953.

Freeman D. Margaret Mead and Samoa: The Making and Unmaking of an Anthropological Myth. Cambridge (Mass), London: Harvard University Press, 1983.

Kohn H. The Idea of Nationalisme. A Study in Its Origins and Background. New York: The Macmillan Company, 1946, ?. 5.

Redfield R. Peasant Society and Culture. An Anthropo-Logical Aapproach to Ccivilization. Chicago: The University of Chicago Pprees, 1956, ?. 71.

Aa?aa A. Iaoeiiaeuiua ia?acu ie?a. Iineaa: Niaaoneee ienaoaeu, 1988, nn. 57 -58.

Lesser A. Franz Boas and Modernization of Anthropology. In: History, Evolution, and the Concept of Culture. Selected Papers by Alehander Lesser. Cambridge, New York, London etc: Cambridge University Press, 1985, ?. 15.

Benelict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934, ?. 228.

Keesing R. M. and Keesing F. M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York etc: Holt, Rinehant and Winston, Inc., 1971, ?. 340.

Nieiiaae? E.E. Ia?iaiay iiia?oey. Iineaa: Oaieen, 1991, n. 230.

Fyfe H. The Illusionof National Character. London: Watts, 1946, n. 13.

Oeoaou i?eaiayony ii noaoua Aaa?eeaaie “O?aio Aian”.

George W. Stocking. Polarity and Pluparity: Franz Boas as Psuchological Antropologist. In: New direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffry M. White, Natherine A. Lutz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994, ?. 314.

Idid.

Idid., ??. 312 - 313.

Idid., ?. 316.

Idid., 1994, ?. 317 -318.

Idid., 1994, p. 319.

Clark Wissler. Psychological and Historical Interpretation for Culture // Science, 1910, XLIII, pp. 193 - 201.

David Bidney. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996, p. 63 - 64.

Ibid., p. 65.

Idid., pp. 69 - 70.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, p. 19.

Ibid., pp. 74 - 75.

Ibid., pp.75 - 76.

Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934, ??. 36-37.

Steven Piker. Classical Culture and Personality. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, ?. 7.

Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology. San Francisco: W. H. Freeman and Company, 1980, ?. 68.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, p. 419.

Idid., p. 419.

Steven Piker. Classical Culture and Personality. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, ?. 7 - 8.

George A. De Vos, Arthur A. Hippler. Cultural Psychology: Comparative Studies of Human Behavior. In: The Handbook of Social Psuchology. Vol. 4. Gardner Lingzey and Eliote Aronson (eds.) Reading (mass.), Menlo Park (Calif), London, Don Mills (Ontario): Addison-Wesley Publishing Company, 1969, ??. 337 - 338.

Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality. In: Language, Culture, and Personality. In: Mandelbaum, David G. (ed.) Selected Writings of Edward Sapir. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1949, p. 593.

Barnouw, Victor. Culture and Personality. Homewood, Illinois: The Dorsey Press, INC, 163, ??. 95-96.

Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality, p. 162.

Whorf, Benjamin Lee. The Relation of Habitual Thought and Behavior to Language. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, pp. 242 - 243.

Frake, C.O. The Ethnographic Studyof Cognitive Sistems. In: T. Gladwin, W.C.Sturtevtn (eds.) Anthropology and Humean Behavior. Washington, D.C.: Anthropologicfl Society of Washington, 1962, pp. 72 – 85.

Goodenugh, W.H. Componential Analysis and the Study if Meaning // Language, 1956, ? 32, pp. 195 – 216.

T. Gladwen, W.C. Sturtevent (eds.) Anthropology and Humean Behavior. Washington, D.C.: Anthropologicfl Society of Washington, 1962.

Tyler, S. A. (ed.) Cognitive Anthropology. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969; Casson, R. W. (ed.) Language, Culutre, and Cognition: Anthropological Perspectives. New York: Macmillan, 1981.

Bock Ph. K. Introduce. In: Philip K. Bock (ed.) Handbook of Psychological Anthropology. Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994.

Miller, George A. and David McNeill. Psycholinguistics. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4, pp. 668 - 669.

Oeo. ii: Steven Piker. Classical Culture and Personality, ??. 8 - 9.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ??. 95-96.

Sapir, Edward. In Language, Culture, and Personality, p. 593.

Ibid., p. 595.

Carroll, John B. (ed.), Language, Thought, and Reality. Selected Writings of Benjamin Lee Whorf. Boston: Technology Press of Massachusetts Institute of Technology, 1956, 57.

A. O. Iao?aiei. Ineoinaiaioeea niciaiey. I.: ec-ai Iin. Oi-oa, 1988, nn. 26.

Ronald W. Casson. Cognitive Anthropology. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, pp. 66-67.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ?. 90.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ??. 5 - 6.

Harkness, Sara. Human Development in Psychological Anthropology. In: Theodor Schwartz, Geoffry M. White, Katherine A. Lutz (eds.). In: New direction in Psychological Anthropology. Cambridge: Cambridge University Press, 1994, pp.105-106.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, 163, ?. 90.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 431.

Ibid., ?. 431.

Mair, Lucy. An Introduction to Social Anthropology. Oxford: Clarendon Pr., 1965, ??. 8 - 9.

Lewis, I. M. Social Anthropology in Perspective. The Relevance of Social Anthropology. Cambridge. University Press, 1976, ?. 20.

Ibid., ?. 19.

Ibid., ??. 20 - 21.

Bronislav Malinovski. A Scientific Theory of Culture. Chapell Hill: The University of North Carolina Press, 944, p. 150.

Francis L. K. Hsu. Passage to Understanding. In: Spindler, George D. (ed.) The Making of Psychological anthropology. Berkeley, Los Angeles, L.; University of California Press, 1978, pp. 145 -146.

Malinovsky, B. Review of six essays on culture by Albert Blumenthal. American Sociological Review, Vol. 4, 1939, p. 939.

Bronislav Malinovski. A Scientific Theory of Culture and Other Essays.

Y.A. Nieieia. Eoeuoo?ieiaey. I?a?ee oai?ee eoeuoo?u. I.: Eioa?i?aen, 1994, nn. 103 - 104.

Thomas, Nicholas. Out of Time. History and Evolution in Anthropological Discourse, Second Edition. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1996, ??. 19 - 20.

Chris, Jenks. Culture. L., N.Y.; Routledge, 1993, ?. 38.

Radcliffe-Brown, A. R. A Natural Science of Society. Glencoe, IL: Free Press, 1957, p. 106.

Radcliffe-Brown, A. R. Structure and Function in Primitive Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1952, p. 176.

Chris, Jenks. Culture, ??. 38 - 40.

A.L. Kroeber, C. Kluckhohn. Culture: A Critikal Review of Concepts and Difinitions. New York: Vintage Book, 1952, ?. 181, 189.

A.L. Kroeber. The Nature of Culture. Chicago: The University of Chicago Press, 1952, ?. 5.

David Bidney. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996, ?. 103.

A. Kroeber. Superorganic. // American Anthropologist. Vol. XIX, 1917, p. 192.

I.A. ?aaeiao. Eiioaioey eoeuoo?u A.E. E??aa?a. NIa., 1989, n. 13. (Aooi?aoa?ao)

A.L. Kroeber. The Nature of Culture, ?. 5.

Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-Cultural Psuchology. Research and Applications. Cambridge, NY., etc.: Cambridge University Press, 1992, ?. 166.

Y.A. Nieieia. Eoeuoo?ieiaey. I?a?ee oai?ee eoeuoo?u. I.: Eioa?i?aen, 1994, n. 192.

Kroeber A., Parsons O. The Concept of Nultural Systems. // Amer. Social. Rev. 1958. Vol. 23.

Y.N.Ia?ea?yi. I?iaeaia oaeinoiiai enneaaiaaiey eoeuoo?u a aio?iiieiaee NOA. A na.: A.A. Aanaeeei, A.A. Oeoeia (?aa.) Yoiieiaey a NOA e Eaiaaa. I.: 1989, n. 20.

A.A. Aaaeaiae?, ?.A. ?aaiia. Nouiinou eoeuoo?u. ?inoia: ecaaoaeunoai ?inoianeiai oieaa?neoaoa, 1979, n. 42.

Kitahara, Michio. Twelve Propositions on the Self. A study of Cognitive Consistency in the Sociological Perspective. Sociologiska Institutionen, Uppsala, 1971.

A.L.Kroeber. C.Kluckhohn, Culture: a critical review of concepts and definition. Papers of the Peabody museum of American archaeology and ethnology 47. – Cambridge (Mass.), 1952.

L.A.White, Ethnological Essays. Albuquerque, 1987, X, p. 168.

?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee. (Nai?iee ia?aaiaia). Iineaa: ?inneeneay aeaaaiey iaoe. Einoeooo iao?iie eioi?iaoee ii iauanoaaiiui iaoeai. 1996, n. 18.

L.A.White, Ethnological essays, p. 181.

White L.A. Culturological and Psychological Interpretations of Human Behaviour // American Sociological Review. December. 1947. Oeo. ii: Y.A. I?eiaa. Aaaaaiea a nioeaeuio? e eoeuoo?io? aio?iiieiae?. Iineaa: Ecaaoaeunoai IAEE, 1994, n. 20.

Eanee A. Oaeo. Yia?aey e yaie?oey eoeuoo?u. A ei: ?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee, nn. 98 - 102.

Ibid., Eanee A. Oaeo. Iiiyoea eoeuoo?u. A ei: ?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee., nn. 155 - 156.

Leslie A. White. The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. New York, Farrar, Straus and Cudahy, 1949, p. 363.

Eanee A. Oaeo. Aicieeiiaaiea e i?e?iaa ?a?e. A ei: ?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee, nn. 60 - 62.

L.A.White, The concept of cultural systems: A key to understanding tribes and nations. – N-Y, 1975.

Eanee A. Oaeo. Ia eniieuciaaiee i?oaee o?oaa o i?eiaoia. A. ei.: ?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee, n. 75.

L.A.White, The Concept of Cultural Systems: A Rey to Understanding Tribes and Nations. – N-Y, 1975.

L.A.White, Ethnological EssaysX, p.74.

L.A.White, The concept of cultural systems, p. 17.

?aaiou E.A.Oaeoa ii eoeuoo?ieiaee, nn. 27 - 29.

Eanee A. Oaeo. Eoeuoo?ieiaey, nn. 162 - 169.

John Thimpson. Ideology and Modern Culture. Critics Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford: Polity Press, 1990, ?. 131.

Spain, David H. (ed.) Psychoanalitic Anthropology After Freud. NY: Psyche Press, 1992, p. 11.

Ibid., p. 75.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 433.

Bock, P. Rethinking Psychological Anthropology: Continuity and Change in the Study of Human Action. New York: W. H. Freeman, 1988, p. 28.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ?. 3.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, ?. 48.

Rohein, G. The Origin and Function of Culture. NY.: Nevrous and Mental Disease Monographs, 1943

Roheim, G. The Psychoanalytic Interpretation of Culture. In: W. Mensterberger (ed.). Man and his Culture: Psychoanalytic Anthropology after Totem and Taboo. L.: Rapp and Whiting, 1969 pp. 46 - 47, 50.

Roheim G. Psychoanalysis and Anthropology. Culture, Personality and Unconscious. New York: International University Press, 1950, p. 3.

Roheim G., ?. 5 - 6.

Benedict R. In: Culture and Personality, Preceding of an Interdisciplinary & Conference Held Under Auspice of the Wiking Fund. New York, 1943, p. 139. Oeo. ii: Roheim G., ?. 6.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 431.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, ?. 50.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 425.

Kardiner A. Phycyological Frontier of Society. New York: Columbia University Press, 1939.

Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 432.

Freud, Sigmund. Totem and Taboo. In: Brill, A. A. (ed.), Basic Writings of Sigmund Freud. New York: Modern Library, 1938, p. 857.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ?. 10.

Kardiner A. Phycyological Frontier of Society.

Kardiner A. and Lipton R. The Individual and His Society. New York: Columbia University Press, 1945.

Keesing R. M. and Keesing F. M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York etc.: Holt, Rinehant and Winston, Inc., 1971, ?. 340.

Kottak C. Ph. Cultural Anthropology. New York: Random Hause, 1982, ?. 229.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ?. 11.

DuBois C. The People of Alor: a Socio-Psychological Study of an East Indian Island. Minneapolis: University Minnesota Press, 1944.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ??. 10 - 11.

Wallace, A. F. C. Culture and Personality. New York: Random House, 1961, pp. 26-41.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, 1994.

Ibid., ??. 19 - 20.

Mead M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953, ?. 652.

Bock Ph. K. Continuities in Psychological Anthropology, ?. 108.

Sapir E. Culture, Genuin and Spiritios. // American Jurnal of Sociology. 1927, N 29. Sapir E. Anthropology and Sociology. In: W.F. Ogburn, H. Goldenweiser (eds.) Boston: Houghton Mifflin, 1927.

Kulp D. Country Life in South China. New York: Colombia University Press, 1925.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 424.

Mead M. National Character. In: Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, Ill.: The University of Chicago Press, 1953.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, ?. 53.

Mead, M. The swadelling Hypothesis // American Anthropologist, 1954, N 56, pp. 395 - 409.

Benedict, R. Child Rearing in Certain European Countries // American Journal of Orthopsychology, 1949, N 19, pp. 342 - 350.

Gorer G. Themes in Japonese Culture. Jn: Transactions of the New York Academy of Science. Series II, Vol. 5, 1943.

Gorer G. and Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study. London: The Gresset ?ress. 1949.

Redfield R. Peasant Society and culture. An Anthropological Approach to Civilisation. Chicago: The University of Chicago Press, 1956.

Inkeles A. and Levenson D. J. National Character, ?. 983.

Ibid., ?. 427.

Ibid., ?. 429.

R. Linton. The Cultural Background of Personality. London, 1952, p. 27.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 427 - 428.

Ibid., ?. 426 - 427.

A. Eieaeun. Ee?iinou e nioeaeuiay onoaiiaea. A na.: O. Ia?niin (?aa.) Aia?eeaineay nioeieiaey. I., “I?ia?ann”, 1972, n. 50. (Ecaaiea ia aiaeeeneii ycuea - 1968 aia.)

Inkeles A. and Levinson D. J. National Character, ?. 428.

Kroeber, A. L. Anthropology. New York: Harcourt, Brace, 1948, pp. 587 - 588.

Mead M. and Metraux Ph. (eds.). The study of Culture at a Distance. Chicago: University of Chicago Press, 1953.

Gorer G. and Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study, ?. 8.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ??. 457 - 458.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ??. 13 - 14.

Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston: Houghton Mifflin, 1946, p. 304.

Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword, p. 287.

R. Linton. The Cultural Background of Personality. London, 1952, p. 27.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ?. 430.

Devereux, George. The Works of George Devereux. In: Spindler, George D. (ed.) The Making of Psychological Anthropology. Berkeley, University of California Press, 1978.

Steven Piker. Classical Culture and Personality, ??. 13 - 14.

Spiro, Melford E. Culture and human nature. In: Spindler, George D. (ed.) The Making of Psychological anthropology. Berkeley, Los Angeles, L.; University of California Press, 1978, p?. 356 - 357.

Malinowski B. Sex and Repression in Savage Society. NY: Meridian, 1955 (1927).

Campbell, Donald T., Naroll, Raoul. The Mutual Methodology and Psuchology. In: Frencis.L.K.Hsu (ed.) Psychological Anthropology. Cambridge, Mass.: Schekman Publishing Company, 1972.

Melford E. Spiro. Culture and Human Nature, ?. 73.

Ibid., p. 98.

Ibid., ?. 351.

Ibid., p. 353.

Ibid., p. 355.

Ibid., p. 356.

Weston La Barre. The Clinic and the Field. In: Spindler, George D. (ed.) The Making of Psychological anthropology. Berkeley, Los Angeles, L.; University of California Press, 1978, ?. 302.

Ibid., pp. 303 - 304.

Ibid., pp. 305 - 306.

Ibid., p. 306.

Ibid., pp. 307 - 308.

Ibid., p. 310.

Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions. In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University ?ress, 1951, ?. 395

Smith M. B., ?. 102.

Kluckhohn C. Values and Value Orientations, ?. 411.

Kluckhohn C. Toward a Compression of Value-Emphases in Different Cultures. In: Whites L.D. (ed.). The State of the Social Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 1956, ??. 116 i- 132.

Zavalloni M. Values. In: Triandis H. C. and Bristin R.W. (eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Boston etc.: Allyn and Bacon, Inc., 1980, Vol. V.

Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York: Row Peterson, and comp., 1961, ?. 10.

Ibid., ?. 31.

Ibid., ?. 9.

Mead M. National Character, ?. 645.

Child, Irvin L. Personality in Culture. In: Handdoor of Personality Theory and Research. In: Edgar F. Borgatta and William W. Lambert (eds.) Chikago: Rand McNally and Company, 1968, ?. 82.

Wallace, A. F. C. Culture and Personality, pp. 26-41.

Child, Irvin L. Personality in Culture., ??. 82 - 83.

Whiting J.W.M. and Whiting B.B. Contributions of Anthropology to the Methods of Studying child Rearing. In: P.H. Musen (ed.) Handbook of Research Methods in Child Development. New York: Wiley, 1960, ?. 133.

Child, Irvin L. Personality in Culture, p. 99.

Whiting, J. W. M. Socialization Process and Personality, 1961.

Child, Irvin L. Personality in Culture, p. 100.

Ibid., p?. 107 - 108.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character, ??. 433 - 434.

Ibid., ??. 434 - 435.

Whiting, John W.M. and Child, I.L.. Children Training and Personality: A Cross-Cultural Study. New Haven: Yale University Press, 1953.

Whiting, J. W. M. Environmental constraints on Infant Care Practices. In: R. H. Munroe, R. L. Munroe, and B. B. Whiting (eds.) Handbook of Cross-cultural Human Development. New York: Garland, 1981.

Whaiting, J.W.M., and Child, I.L. Children Training and Personality, 1953.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality. An Introduction to the Comparative Study of Psychosotial Adaptation. Chicago: Aldine Publishing Company, 1974, ??. 57 - 58.

Whiting, John W.M. and Child, I.L.. Children Training and Personality, 1953.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality, ?. 56.

Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, ??. 56-57.

Skinner, B. F. Science and Human Behavior. New York: Macmillan, 1953, p. 91.

Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning, ?. 57.

Sears, Robert R. A Theoretical Framework for Personality and Social Behavior. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, p. 57.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality, ?. 56.

Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning, ??. 56-57.

Skinner, B. F. Science and Human Behavior, p. 91.

Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning, ?. 57.

Sears, Robert R. A Theoretical Framework for Personality and Social Behavior. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, p. 57.

LeVine R. Culture, Behavior and Personality, ?. 72.

Harkness Sara. Human Development in Psychological Anthropology, ??. 105 - 106.

Le Vine, R. A. Cross-Cultural Study in Child Development. In: P. H. Mussen (ed.) Carmichael's Manual of Child Development (3rd edn., vol. II) New York; Wiley, 1970, ?p. 596-597.

Harkness, Sara. Human Development in Psychological Anthropology, ??. 107 - 108.

D’Andrade. Introduction: John Whiting and anthropogy. In:Whaiting J. Cultura and Human Development. Selected papers. New York; Wiley, 1994.

McGlelland, D.C. The Use of Measure of Human Motivation in the Stady of Society. In: Atkinson J.W. (ed.) Motives in Fantasy, Action, and Society. Prinston: Van Nostrand, 1958, p. 518.

Ibid., p. 519.

LeVine R. Culture, Behavior and Personality, p. 51.

McGlelland, D.C. The Achieving Society. Prinston: Van Nostrand, 1961.

Bateson, Gregory. Naven (2d ed.). Stanford: Stanford University Press, 1958, p. 2.

Ibid., ?. 175.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ??. 103 - 104.

Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955.

Shibutani, Tamotsu. Reference Groups as perspectives. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972.

Barnouw, Victor. Culture and Personality. Homewood, Illinois: The Dorsey Press, INC, 163, ??. 102 - 103.

Redfield R. Peasant Society and culture, 1956.

Geertz Cl. Ethos, World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E. A. and Simmons W. S. Man Makes Sense. Boston: Little, Brown and Company, 1970, ?. 325.

Redfield, Robert. The Primitive World View. Proceedings of the American philosophical Society, 1952, 94, p. 30.

A. Irving Hallowell. Ojibwa Ontolgy, Behabior, and World View. In: Stanley, Diamond (ed.) Culture in History. Essays in Honor of Paul Radin. NY: Published for Brandeis University by Columbia University Press, 1960.

Cognition and Knowledge. Joseph R. Royce. In: Edwards C. Carterette, Morton P. Friedman (eds.) Handbook of Perception. Vol. 1. Historical and Philosophical Roots of Perception. NY., L.: Academic Press, 1974, nn. 167-168.

Ibid., pp. 169 - 171.

Hsu F. L. K. Psychological Anthropology. Homewood, Ill.: Dorsey Press: 1961.

Ibid., ?. 468.

Stanley R. Barrett. The Rebirth of Anthropological Theory. Toronto, Buffalo, L.: Univ. of Toronto Pr., 1984, p.4.

Geoffrey M. White and Catherine A. Lutz. Intriduction. In: New direction in Psychological Anthropology. Theodor Schwartz, Geoffry M. White, catherine A. Lutz (eds.) Cambridge: Cambridge University Press, 1994, p. 4.

Wolf E. They Divide and Subdivide and Call It Anthropology. // The New York Times, 1980, N 30.

G.M.White and C.A.Lutz. Introduction. In: Theodore Schwartz, Geoffrey M. White, and Catherine A. Lutz (eds.). New Direction in Psychological Anthropology. Cambridge Univ. Pr., 1992, p.1.

O’Meara J.T. Anthropology as Empirical Science. // American Anthropologist. Vol.91, 1989, No 2, June, ?. 354.

J. B. Cole. Anthropology For the Nineties. N.Y, L.: The Free Press, 1988, p?. 73-74.

Hsu F. L. K. Psychological Anthropology, ?. 3.

Franncis L. K. Hsu. Psychological Anthropology in the Behavioral Sciences. In: Handbook of International and Intercultural Communication. In: Molefi, Kate Asante and William B. Gudylunst (eds.) Newbury Park - L. - New Delhi: Sage Publication, 1989, ?. 2.

Ibid., p. 7.

Ibid., p?. 9 - 10.

Ibid., p. 10.

Ibid., p?. 12 - 13.

Honigman J.J. Culture and Personality. N.Y., p. 171. (Oeo. ii: A.A. Aaeee. Ineoieiae?aneay aio?iiieiaey: iaeioi?ua eoiae ?acaeoey, n. 25 - 26.)

Honigman, John J. The World of Man. NY: Havper and Brothers Publishers, 1959, ?. 10.

Ibid., 11.

Ibid., 13.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality, 1974.

Ibid., ?. 3.

Ibid., ?. 11.

Ibid., ?. 52.

Ibid., ??. 54 - 55.

Ibid., ?. 55.

Spiro M.E. An Overview and Suggested Reorientation. In: Hsy F.L.K. (ed.) Psychological Anthropology. Homewood, Ill: Dorsey, 1961.

Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character.

Robert A. LeVine. Culture, Behavior and Personality, 1974, ?. 85.

Ibid., ??. 85 - 86.

Ibid., ??. 87 - 88.

Linton, Ralph. The Cultural Background of Personality. New York: Appleton-Century Co., 1945, p. 32.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ??. 5 -6.

Ibid., p. 6.

Prince, Morton. The Unconscious (rev. ed.). New York: Macmillan Co., 1929, p. 532.

Watson, John, B. Behaviorism (rev., ed.). New York: W. W. Norton, 1930, ?. 15.

McClelland, D. C. Personality. William Sloane Associates, 1951, p. 69.

Osgood, Cornelius. Culture, Its Empirical and Non-Empirical Character. South-Western Journal of Anthropology. Vol. 7, 1951, p. 208.

Adorno, T. W. Else Frenkel-Brunswik, D. J. Levinson, and R. Nevitt Sanford. The Authoritarian Personality. New York: Harper, 1950, p. 5.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ?. 8.

White, Leslie A. The Concept of Culture // American Anthropologist, Vol. 61, 1959, p. 239.

Hsu, Francis L. K. (ed.) Psychological Anthropology, p. 8.

Barnouw, Victor. Culture and Personality, ?. 12.

Ibid., pp. 24 - 25.

Ibid., pp. 26 - 27.

Ibid., pp. 164 - 165.

Goodenough, W.H. Cultural Anthropology and Linguistics. In: Garvin, Paul (ed.) Raport of The Seventh Annual Round. table Meeting on Linguistics and Language Language Study. Washington, D.C.: Georgetown University, 1957, ?. 9.

Casson, R.W. Language, Culture and Cognition. NY.: MacMillan, 1981, ?. 81.

Roy G. D’Andrade. Cultural Meaning systems. In: Richard A. Shweder, Robert A. LeVine (eds.) Cultural Theory. Essays on Mind, Self, and Emotion. Cambridge, L., NY., New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1984, ?. . 89.

Ronald W. Casson. Cognitive Anthropology. In: Philip K. Bock (ed.). Handbook of Psychological Anthropology. Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, pp. 61 - 62.

Melford E. Spiro. Some reflections on Cultural determinism and relativism with Special Reference to Emotion and Reason. In: Richard A. Shweder, LeVine, Robert (eds.) Culture Theory. Essays on Mind, self. and Emotion. Cambridge, london, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1984, рр 323 - 324.

Goodenough, W. H. Cultural, Language, and Society. 2nd Menlo Park, CA: Benjamin/Cummings, 1981, ?. 45.

Ronald W. Casson. Cognitive Anthropology. In: Handbook of Psychological Anthropology. Philip K. Bock (ed.) Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994, pp. 63 - 64.

Keesing, R. M. Theories of Culture. Annual Review of Anthropology, 1974, 3, ??.73-97.

Этнография и смежные дисциплины. Отв. ред. М.В.Крюков и И. Зельнов. М., 1994.

Ronald W. Casson. Cognitive Anthropology, 1994, pp. 61 - 62.

Ibid., pp. 63.

Miller Joan G. Cultural Psychology: Briding Diciplinary Boundaries in Understanding the Cultural Grounding of Self. In: Handbook of Psychological Anthropology, p. 140.

Ronald W. Casson. Cognitive Anthropology, pp. 69.

Conklin, H. C. Lexicographical Treatment of Folk Taxonomies. In: F. W. Householder and S. Saporta (eds.) Problems in Lexicograthy. Bloomington: Indiana University Research Center in Anthropology, Folklore, and Linguistics, 1962.

Lounsbury, F. G. Language and Culture In: S. Hook (ed.) Language and Philosophy. New York: New York University Press, 1969, p. 10.

Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, MA: M. I. T. Press, 1965.

Greenberg, J. H. Language Universals, with Special Reference to Feature Hierarchies. The Hague: Mouton, 1966.

Philip K. Bock. Introduce. In: Philip K. Bock (ed.) Handbook of Psychological Anthropology. Westport, Connecticut-London; Greenwood Press, 1994.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурный плюрализм

Светлана Лурье... Психологическая антропология история современное состояние перспективы... Содержани...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Назад к Боасу?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что изучает психологическая антропология?
Психологическая антропологияизучает культурус психологической точки зрения. Это означает, что она не описывает культуру как данность, а исследует ее как пр

Франца Боас: начало научного исследования психологических особенностей различных народностей.
Идеи Франца Боаса (Boas, 1858 — 1942) на десятилетия вперед определили основные теоретические постулаты не только психологической антропологии, но и ряда других магистральных направлений культурной

Кларк Висслер: попытка противопоставления психологии и этнологии. Понятие врожденной “культурной экипировки”.
В ответ на интерес Боаса к психологии и привлечение психологических концепций в качестве объяснительных механизмов культурных процессов, в американской антропологии моментально возникает направлени

Американская историческая школа.
Зарождение суперорганизма в рамках исторической этнологии. Члены основанной Боасом научной школы, которая получила название "Американской школой исторической этнологии", н

Рут Бенедикт: учение об этосе культуры.
Конец 20-х - начало 30-х годов в антропологии - период споров о соотношении психологии и культурологии, которые не приводили к созданию теории, сохраняющий баланс между психологическими и культурол

Эдвард Сэпир и его последователи: конфигурационизм и лингвистика.
Лингвистический конфигурационизм. Еще в 1911 г. Ф. Боас утверждал, что антрополог должен тщательно изучать функциональную лингвистику, чтобы понять, как туземец думает. Он подчеркив

Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования.
Работы Маргарет Мид (Mead, 1901 — 1978) отличались тем, что она, как верная ученица Боаса, в отличие от своей старшей подруги Рут Бенедикт, никогда не занималась созданием теорий. Это не означает,

Бронислав Малиновский: функционализм.
Анализ культурных институций вместо описания культурных черт Функционализм никогда не принадлежал к психологической антропологии, но оказал на нее, прежде всего в лице Бронислава Ма

Редклиффа-Брауна: структурный функционализм
Структурные принципы и культурные феномены Подход Радклифф-Брауна (Radcliffe-Brown) может быть выражен так: ограниченное число структурных принципов применяются для сравнительного и

Теория моделей культуры Альфреда Крёбера.
Понятие культуры и культурных моделей. Основные теоретические положения концепции “культурных моделей” были позднее обобщены и систематизированы Альфредом Крёбером (Kroeber) и Клодо

Культурология Уайта
Развитие культуры. Теоретическая концепция Лесли Уайта (White) “берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии кул

Влияние психоанализа на этнологические исследования.
Психоанализ и связанные с ним подхода, ведущие свое происхождение от клинической психиатрии, сыграли решающую роль в освоении исследовательского поля культурной антропологии. На первых порах это вл

Гёза Рохейм: психоаналитик, ставший антропологом.
“Пионером применения психологического детерминизма к антропологическим материалом - после самого Фрейда - был Гёза Рохейм”. Для Рохейма (Roheim) модели развития, описанные Фрейдом (т.е. стадии псих

А. Кардинер: концепция основной личностной структуры.
В течении двадцатых - первой половины тридцатых годов материалы полевых исследований в психологической антропологии накапливались. Все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологическо

Кросс-культурная антропология.
Диалог между психологией и антропологией был еще довольно оживленным в начале ХХ века. Он привел к появлению кросс-культурной психологии, которая всегда в большей или меньшей степени привлекала вни

Исследования национального характера.
В сороковые годы, отталкиваясь от концепции модальной личности, культурно-антропологические исследования пошли по новому пути. Их доминирующей темой стало изучение "национального характера&quo

Характера.
Культуро-центрированными обычно называют следующие подходы: 1. Изучение культурных моделей поведения. Исследования, которые в общем и целом отталкивались от работ, проводив

Б) Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера.
Понятие модальной личностной структуры. К моменту возникновения исследования национального характера как особой научной школы было уже очевидно, что невозможно ожидать, что хотя бы

Изучение культуры “на расстоянии”.
Вторая мировая и Холодная войны продуцировали много исследований национального характера врагов и союзников Соединенных Штатов. Маргарет Мид и другие антропологи стали разрабатывать метод исследова

Психоанализ и исследования национального характера.
Состояние психоаналитического подхода в антропологии в конце 30-х - 40-х годах ХХ века. Психоанализ играл очень важную, но иногда парадоксальную роль в изучение национального характ

Милфорд Спиро в защиту психоанализа и против культурного детерминизма.
Структура личности. М. Спиро (Spiro) решительно выступает против тезисов, что культура является исключительным детерминантом личности, а личность является усвоением культуры. Так, у

Уэстон Ля Барр: попытка вернуться к конфигурационизму и личностный подход.
Личностный подход. “Утрата доверия к школе Культура и Личность в результате критического натиска на нее после периода ее расцвета, происходила одновременно с началом моей профессион

Формирование ценностного подхода.
Понятия “ценностей” и “установок” в социальной психологии. С этим же взглядом на структуру личности был связан и ценностный подход, развитию которого исследования национального хара

Культуры
Культура: единство и многообразие. “Культура, - как полагал Ирвин Чайлд (Child), сотрудник и часто соавтор Джона Уайтинга (Whiting), - состоит из моделей действий, познания и чувств

Девид Макглелланд : мотивационный подход.
Работы Девида Макглелланда (McGlelland) можно рассматривать в рамках традиции исследований национального характера. Его также называли психологическим редукционистом. Однако Макклеланда главным обр

Кризис психологического подхода в этнологии.
Шестидесятые годы характеризуется как кризис в направлении Культуры и Личности. В сборнике под редакцией Хсю "Психологическая антропология", Хонигман писал, что в течение 50 - х годов он

Френсис Хсю: подведение итогов. Задачи психологической антропологии
Что изучала школа Культура и Личность. Перед этнологами встал вопрос о новых теоретических подходах к проблеме культуры, личности в культуре, о дальнейших путях развития того направ

Джон Хонигман о понятии “культура”: подведение итогов.
С точки зрения Джона Хонигмана (Honigman) термин "культура" одновременно обладает “техническим” и “нетехническим” значениями. “В своем нетехническом смысле это слово относится к определен

Роберт ЛёВин о соотношении культуры и личности: подведение итогов.
Личность как аспект культуры. Одним из наиболее значимых исследований, подводящих итоги развития школы “Культура и Личность” является книга Роберта ЛёВина (LeVine) “Культура, поведе

Виктор Барнау о понятии “личность”: подведение итогов.
Понятие культуры. В качестве определения культуры, наиболее, с его точки зрения, характерного для школы “Культура и Личность” Виктор Барнау (Barnouw) принимает определение Ральфа Ли

Возникновение когнитивной антропологии.
Теоретические посылки когнитивной антропологии. Когнитивная антропология возникла в середине 1950-х г. как результат изменения определения культуры, наиболее важной концепции культу

Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода.
Структурализм Леви-Стросса Главнейшей причиной, вызвавшей отказ от психологизма в этнологии, было увлечение структурализмом, основателем которого являлся Клод Леви-Стросс. По мнению

Постмодернистская критика.
Зарождение постмодернизма К качестве реакции на символизм в этнологии в 80-ые годы зарождается направление, называвшее себя “постмодернистская критика”. Оно было характерно своим кр

Судьба психологической антропологии в наше время
К началу семидесятых годов психологическая антропология забрела, казалось бы, в полный тупик, и с конца шестидесятых до середины восьмидесятых, ее, казалось бы, можно было сбросить со счетов. Если

Психологическая антропология в новом научном контексте
Рассматриваем современную психологическую антропологию, мы наблюдаем зарождение под привычным названием практически новой науки. Возрождавшаяся в восьмидесятые годы психологическая антропо

Что такое культурная психология?
Культурная психология - это научная поддисциплина, которая рассматривает культуру как одну из определяющих составляющих психологии. Поддисциплина какой дисциплине? Логичнее всего было бы ответить:

Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии.
“Представление о культурно-исторической психологии объединяет ученых многих национальных традиций, но обычно связывается с российскими учеными Алексеем Леонтьевым, Александром Лурией и Львом Выготс

Российская теория деятельности как основание культурной психологии
Психологическая теория деятельности отличается от культурно-исторической психологии существенным образом, хотя обе они создавались одной и той же группой ученых. Так по крайней мере следует из заяв

Что такое когнитивная антропология?
В конце 50-х – начале 60-х годов когнитивные антропологи анализировали лексику и семантику языка, усматривая в них ключ к когнитивной организации знаний о культуре. Недостаточное внимание уделялось

Джефри Уайт: дискурс-центрированный подход.
Узкий и широкий подходы в этнопсихологии. Науку, которую он изучает, Джефри Уайт называет этнопсихологией. В рамках американской научной традиции термин “этнопсихология” синонимичен

Теодор Шварц: опытно-роцессуальная (дистрибутивная) модель культуры.
Культура как первичная человеческая адаптация. Теодор Шварц (Schwartz) предлагает свой вариант сближения психологической антропологии и психологии. Его отправной точкой является осо

Милфорд Спиро: взаимовлияние культуры и психологии.
Понятие культуры. Обратимся теперь к анализу воззрений Милфорда Спиро (Spiro). Некоторые из его воззрений рассматривались в предшествующем разделе, среди тех, кто подводил итоги раз

Роберт ЛёВин: эксплицитная и имплицитная культура.
ЛёВин (LeVine) также, как и Спиро, относится к старшему поколению антропологов. Но поскольку он принял активное участие в становлении современной психологической антропологии, мы обратимся его теор

Джон Ингхейм и антропология личности
Концепция личности Современный психологический антрополог Джон Ингхейм в качестве основной своей темы рассматривает проблему личности. Именно к нему с наибольшей долей справедливост

Майкл Коул: культурно-историческая психология
Теория артефактов. В качестве отправной точки в формировании своей теории Майкл Коул принимает российский культурно-исторический подход к психологии, который надеется привести в соо

Ричард Шведер: Интенциональные миры
Понятие интенциональности. Ричард Шведер (Shweder) считает себя не психологическим антропологом, а культурным психологом. Однако его мысль почти всецело лежит в русле психологическо

Рой Д’Андрад: культурные значимые системы.
Концепция значимых систем Особенность психологической антропологии последних двадцати лет ХХ столетия является интеграция ею понятийного аппарата когнитивной антропологии. Во всех р

Джером Брунер: процессы смыслообразования.
Культура и мышление В одной из своих ранних работ Брунер писал, что “дискуссии на тему “Наследственность или среда?” были безрезультатны, поскольку никакой психологический феномен н

Энн Смолка: конструирование субъекта
Межментальные и внутриментальные процессы Основная проблема, которую рассматривает представительница социокультурного подхода Энн Смолка: как создается посредством социальных процес

Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением.
Своей основной задачей Эдвин Хатчинс видит интеграцию внутренней и внешней концепции культуры и предлагает способ осмысления тесной трехсторонней связи между культурой, познанием и миром. Культуру,

Эрнст Бош: культура как поле действия.
Понятие культуры Как полагает Эрнст Бош, “культура есть поле действия, содержания которого покрывает как объекты, произведенных и используемых человеческими существами, так и инстит

Теория схем в когнитивной психологии.
Схемы, является одним из ключевых понятий когнитивной психологии. “В когнитивной психологии термином “схема” обозначается структура, которая организует конфигурацию данных. Компонентами последней я

Дороти Рамельхарт о теории схем.
Понятие схемы “Понятие схемы и родственные ему понятия, рамок, сценариев, планов уходят корнями в когнитивную науку, - писала Д. Рамельхарт, - и используются различными авторами для

Теория схемы у Джанет Келлер.
В качестве исходного определения схемы Джанет Келлер берет определение Р. Д’Андрада, согласно которому схема – это структура организации (репрезентации) знаний, которая конституирует упрощенный мир

Теория схемы у Дороти Холленд.
“Схема – сложная структура знаний, схематизированная интерпретативная рамка. Она – живой ментальный отпечаток прошлого опыта. Схемы важны, ибо они канализируют, направляют опыт настоящего и информи

Представление и когнитивная структура действия.
Мысль о том, что даже простое поведение не является цепочкой рефлексов, занимала психологов на протяжении десятилетий. К. Галлистл представил биолого-психологические доказательства того, что послед

От теории “схемы” к теории “сценария”.
“Событие сопряжено с целенаправленной деятельностью людей, их оперированием объектами, их взаимодействиями ради достижения некоторого результата. Поскольку события производны от целей, они обычно п

Когнитивное развитие
Роль репрезентаций событий в детском мышлении “В настоящее время когнитивная наука разрабатывает эксплицитно репрезентационные модели сознания. Это означает, - утверждает Катрин Нел

Концепция когнитивной деятельности Джерри Фодора.
Посредническая роль ментальных репрезентаций В серии публикаций, начатой в 1975 г, Джерри Фодор показал, что ментальные процессы человека осуществляются посредством ментальных репре

Уильям Гадиланст и социальная когниция.
Основным вопросом, интересующим Уильяма Гадиланста является то, как социальная категоризация воздействует на социальные схемы, которые индивиды применяют в межгрупповых контактах. Социальная катего

Психоаналитическая антропология.
“Мы многому научились у психоаналитиков. – пишет Теодор Шварц. - Психоанализ заставил нас обратиться к опыту детства и к последующим формативным фазам. Он дал нам знания и о бессознательном, и созн

Антропология эмоций.
В наше время в рамках психологической антропологии проводятся многочисленные исследования эмоциональной сферы, так что антропологию эмоций можно выделить в отдельное поднаправление. Причем возникло

Антропология self
Проблемы self, которая так подробно представлена в работах Джона Ингхейма, рассматривалась многими антропологами и, по нашему мнению, антропология self, которую следует рассматривать как составную

Эволюционистский подход в психологической антропологии
Ни одна из областей, называемых “эволюционной” или “дарвинистской” психологической антропологией, в настоящее время не существует. “Эволюционная психология не имеет влияния на антропологию, несмотр

Katherine Nnelson. Event Knowledge Structure and Function in Development, 1986, p. 2.
Ibid, p. 6. Ibid, p. 45. Elizabeth A. Slackman, Judith A. Hudson, Robyn Fivush. Actions, Actors, Links, and Goals: The Structure of Children’s Event Representation. In: Katherine

Kim Sterelny. The Representational Theory of Mind. Oxford (England), Cambridge (Massachusetts): Basil Blackwell, 1990, р. 24.
Ibid., pp. 78 - 79. М. Коул. Культурно-историческая психология, с. 226. William B. Gudykunst, Lauren I. Gumbs. Social Cognition and Intergrou Communication. In: Handbook of Intern

Bradd Shore. Twice-Born, Once Conceived: Meaning Construction And Cultural Cognition. American Anthropologist. Vol. 93. No.1. March 1991. p. 9.
Ibid., Taylor, C. Interpretation and the Sciences of Man. In: William M. Sullivan, (eds.). Interpretive Social Science: A Reader. Paul Rabinow and Berkeley: University of California Press,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги