рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении

Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Кроме Психологических И Моральных Причин, Препятствую­щих Общению, Познанию И...

Кроме психологических и моральных причин, препятствую­щих общению, познанию и пониманию Другого, одними из са­мых серьезных являются социокультурные барьеры. Особое место среди них занимает сравнительно новый феномен — маргинальность в общении.

Маргиналъностъ — это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жиз­ни. В ситуации маргинальное™ оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностя­ми и «материнской» группой, из которой они выделились (си­туация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная ситуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, по­рождая определенные, порой трагичные, барьеры.

В основе маргинальное™ в общении лежит герменевтическое непонимание — невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и тради­циям одной культуры. И хотя общаются они на одном естест­венном языке, но договориться порой не могут, что объясняет­ся различиями категориальных систем их мышления и ценно­стей, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого. Такое непонима­ние возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна сторона оказывается «пра­вой», а другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавли­ваются, не распознаются другой. Причем главное здесь — не «ко­личественный» уровень культуры сторон (прямо пропорциональ­ной зависимости между уровнем культуры и уровнем понимания не прослеживается), а «качественный» тип культуры людей, всту­пающих в общение. В наибольшей степени маргинальность харак­терна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры.

Маргинальность может быть пространственной, временной, культурной. Пространственная маргинальность связана с пере­меной места жительства: эмиграцией в другую страну, миграци­ей из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей куль­турной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее, скажем, от деревенского происхождения, традиций, националь­ного языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений. Испытывая затруднения с включением в иную куль­турную традицию или отторгаясь новым окружением, не же­лающим его принимать, он попадает в «промежуточную» ситуа­цию — ситуацию «меж-культурья». Возникает феномен маргинальности, порождающий синдром «никому-не-нужности», с одной стороны, и желание самоутверждения и «приобщения» — иногда весьма агрессивное — с другой. Так человек становится маргиналом.

И дело не в том, что одна культура общения «выше», «лучше», а другая «ниже», «хуже» — к примеру, городская или сельская. Они про­сто иные, разные. Иногда помогает время, дающее возможность адапта­ции, иногда человек до конца жизни так и остается «промежуточным» — маргиналом. И чтобы этого не случилось, ему надо помочь адаптиро­ваться к новой, непривычной культуре. Это касается, в частности, сту­дентов, приехавших в вузы из сел, маленьких городов, провинции. Их городские сверстники не всегда готовы помочь им в этом, а иногда, особенно на первых порах, демонстративно отгораживаются от них. Вот здесь и должен на помощь прийти педагог: снять возникшие барьеры, устранить герменевтическое непонимание.

Временная маргинальность связана с переменами иного рода — когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее, эпоха: когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; старые нормы общения перестают действовать или те­ряют свою ценность, а новые еще не сформировались или не могут — в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей — стать «руководством к действию». И опять чело­век «впадает» в состояние маргинальное™, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточ­ным» человеком.

Такие ситуации, как правило, редки, происходят они в периоды бурных социальных ломок и потрясений — в глобальном или регио­нальном масштабе. Так, человечество с трудом привыкало к новым правилам общения и общежития в эпоху становления христианства. В России эпохальные потрясения вообще стали «национальной забавой» — от петровских реформ до эпохи перехода «от социализма к капитализ­му». Причем одни люди обрекают себя на маргинальность по доброй воле — не желая принимать новых правил отношений, другие же ока­зываются просто не в состоянии перестроить свою ментальность. В та­ком положении, оказалась, например, значительная часть старшего поколения граждан бывшего Советского Союза, не желающая или не умеющая принять новых условий жизни, тоскующая по старым образ­цам и желающая вернуть их. Отсюда — пресловутый конфликт «отцов» и «детей», их неумение и неготовность понять друг друга.

Суть «культурной» маргинальности - недооценка или непри­ятие культуры вообще, пренебрежение к ней, непонимание ее роли и значения в жизни личности и общества, стремление стать «над ней»: Такой тип маргинальное™ сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежи­тельное отношение к своему языку, культуре, национальным обы­чаям. Единственный путь преодоления культурной маргинально- сти — образование и воспитание — «окультуривание» человека.

В педагогической деятельности, единственным способом осу­ществления которой является общение, чрезвычайную роль иг­рает маргинальность в общении, затрудняющая процесс обуче­ния и воспитания, а порой делающая его просто невозможным. Проявляется она в ряде моментов, к встрече с которыми (и к преодолению которых) педагог должен быть готов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда — «клано­вость», деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (род­ственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-пони- мание», о котором уже говорилось.

Дело в том, что менталитет маргинала отличается рядом признаков:

— одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумени­ем совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

— монополизмом на истину, только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

— неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и лю­бые аргументы здесь бессильны — он не воспринимает их;

— нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать от­пор.

2. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных пози­ций (часто не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») — это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» прин­ципу «использовал — выбросил».

3. Маргинальность в общении носит, как правило, воинст­вующий характер. Маргинала отличает уверенность в собствен­ной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую воз­можность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта на­правленность на противостояние может проявляться в общест­венной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктив­на, но и привносит большое моральное зло в систему межлич­ностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура обще­ния предполагает отношение к Другому как равному мне субъ­екту, за которым я готов признать право на «самость», «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность — это антикультура в общении.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Этика педагога феномен на наш взгляд совершенно осо бый И все же ее сущность и содержание как и любой профес сиональной этики наиболее полно... Во первых это этика отношения педагога к своему труду к предмету своей... Во вторых это этика отношений по вертикали в системе педагог учащийся которая рассматривает основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регу­лирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих мо­ральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональ

Предмет труда и ответственность педагога
Специфика профессиональной этики педагога, ее уникальность и исключительность определяются в первую очередь предметом пе

Полифункциональный характер педагогической деятельности
Это еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненно

Творческий характер педагогической деятельности
На первый взгляд эта особенность педагогического труда про­тиворечит его репродуктивному, ретрансляционному аспекту: казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он зажат в тиски учеб

ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К СВОЕМУ ТРУДУ
Учитывая сложность и специфичность педагогической дея­тельности, первое требование профессиональной этики педаго­га, регламентирующее его отношение к своему труду,

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизациии гуманиза­ции. И это естественно. Мы готовим детей к новой жизни, г

Уважение к личности ученика
Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образова

Ориентация на положительные отношения и чувства
Отношение педагога к своим учащимся зависит от его изна­чальных установок и целей. Если моральной установкой высту­пает ориентация на субъект-субъектные отношения с д

Знание основных типов собеседника в педагогическом общении.
В отношениях педагога и учащихся, в качестве условия реа­лизации принципов демократизации и гуманизации, педагогу очень важно научиться проявлять реальный интерес и знание особенностей учащихся — е

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И «БАРЬЕРЫ» ЕГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ
В общей системе профессиональной культуры педагога осо­бое место занимают ее нравственные и психологические компо­ненты, в совокупности составляющие феномен, «обеспечиваю­щи

Общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений
Основные нормы и принципы моральной регуляции предполага­ют, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это: — сл

Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе
В педагогическом коллективе наряду с общими нормами мо­ральной регуляции большое значение имеют особенности про­фессиональной психологии педагога, которые в качестве субъ­ективных факторо

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ «ПО ВЕРТИКАЛИ».
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта кото­рых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. То

Общие требования к руководителю
Считается, что продвижению «наверх», занятию руководящего поста помогают следующие качества-условия: — умение работать с людьми; — готовность рисковать

Морально-этические аспекты деятельности руководителя
Лидерство, авторитет, стиль управления руководителя в зна­чительной мере определяют характер «вертикальных» отноше­ний в коллективе. Но сущность их в наибольшей степени прояв­ляется в процес

Распределение «ролей» и обязанностей
Для обеспечения высокой работоспособности и оптимально­го морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и по­ручений. «Правильным» оно

Создание условий для положительной мотивации к труду
Ранее отмечалось, что для продуктивного успешного труда каждый специалист, в том числе учитель, должен иметь поло­жительную мотивацию. Какие же факторы способствуют возник­новению и сохранен

Контроль и оценка педагогического труда
Контроль — одна из важнейших управленческих задач, опре­деляемая, как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель контроля — стимулирование активно

Моральные принципы и нормы руководства педагогическим коллективом
Являясь членом коллектива и просто порядочным человеком, руководитель должен, прежде всего, соблюдать общие этиче­ские нормы поведения и общения в коллективе «по горизонта­ли». Однако при выполнени

Правила поведения» для директора
• убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства; • не делайте замечаний подчиненным в присутствии посто­ронних; • объектом критики д

Правила поведения» для подчиненных
• дисциплинированность, вежливость, чувство субординации; • инициативность и самостоятельность суждений; • смелость и твердость в защите собственного мнения; • недопустим

ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
  Все моральные проблемы — профессиональные и общечело­веческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении людей друг с дру

Понятие и сущность культуры общения
Культура общения — это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные чело­веческим сообществом с целью оптимизации и эффективности ком

Нравственная протокультура и «дефекты» общения
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефе

Морально-психологические «барьеры» общения
«Барьеры» общения — особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению. Педагог должен, с одной стороны, уметь считаться с этими барьерами,

Феномен насилия в общении
Насилие — другое проявление антикультуры общения, при­чем очень близкое маргинальности и по форме, и по сути. Наси­лие в общении проявляется в неприятии права парт

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах чело­веческой жизнедеятельности, в конкретных ситуациях жизни. К новым мораль

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Среди «открытых» проблем нравственности, встающих перед педагогом, одна из наиболее сложных, связанных со специфи­кой его профессионального труда, — это проблема так называе­мой молодежн

ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Культура общения, от которой во многом зависит, как отно­сятся к нам окружающие - коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти­кет—

Зарождение и развитие европейского этикета
Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в един­стве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, прихо­дилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять об­щим, учиться понимать

Из истории российского этикета
О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоми­нается уже в первых письменных источниках. В «Повести вре­менных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и преда

Особенности современного этикета
Знакомство с историей этикетной культуры Европы, Амери­ки и России позволяет сделать некоторые общие выводы, ка­сающиеся и современного этикета. История подтверждает, что этикет действительно заклю

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА
Этикетная культура — это выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета

Приветствия, обращения, знакомства
Приветствияобусловлены «неравенством» в этикете, поэто­му следует помнить, что первыми обязаны приветствовать: мо­лодые — старших, входящие - присутствующих, запаздываю­щие

Жесты, мимика, позы
В процессе приветствий, знакомств и представлений человек демонстрирует определенные манеры поведения, характеризую­щие этикетную культуру человека. Манеры— это спосо

Культура речи
Общаясь с помощью языка, мы не просто произносим ка­кие-то слова — мы осуществляем речевую деятельность. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических и со­ци

Правила речевого повеления
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-­этическую функцию и обеспечивают опред

Речевой этикет
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет бе

ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА В ОДЕЖДЕ
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают-то по одежке! Одежда — одно из главных условий того, насколько хо­рошее мнение сложится о вас. Основой этикетной культуры в одежде

ЭТИКЕТ «НЕФОРМАЛЬНЫХ» МЕРОПРИЯТИЙ
Общение, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу — в семье, наедине с другом или любимым челове­ком; б) формальное оф

В кафе и ресторане
Посещение ресторана — это нечто среднее между официаль­ным и неофициальным мероприятием. Здесь еще больше, чем в гостях, нас ожидает торжественность и «прилюдность» обста­новки

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
По славянским обычаям один из самых приятных моментов праздников, когда близкие люди собираются в гостях или рес­торане, — угощение за столом. Но порой мы забываем

Что и как следует правильно есть?
Если случается, что в гостях мы не знаем, как следует есть какое-либо блюдо, наблюдаем, как это делает хозяйка, и ведем себя так же. Но существуют и общепринятые правила, которые надо помнить.

КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги