рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Из истории российского этикета

Из истории российского этикета - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О Славянских Обычаях, Нормах И Правилах Поведения Упоми­нается Уже В Первых П...

О славянских обычаях, нормах и правилах поведения упоми­нается уже в первых письменных источниках. В «Повести вре­менных лет» летописец рассказывает, что «племена имели свои обычаи и законы и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих, кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями». В начале XII в. князь Владимир Мономах составил «Поучение к детям», в котором призывал трудиться, творить добро, укрощать гнев и иметь «душу честную, язык воздержанный»; «при старших мол­чать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого смысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

В эпоху Ивана IV появился свод правил поведения «Домо­строй», вполне соответствующий нравам эпохи. «Домострой» про­возглашал единоличную власть в семье грозного властелина — хо­зяина дома, отца, сурово держащего подвластное ему семейство в повиновении, «во всяком наказании и страхе Божием».

Хозяину предписывалось пороть плеткой лукавую жену и сокрушать ребра непослушному сыну. В книге описывались не только внутренние семейные порядки и способы решения хозяйственных вопросов, но и содержались правила поведения — как ходить в гости, о чем беседовать. «Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидо­вать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним — любовным, к меньшим и убогим — приветливым и мило­стивым».

Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I, который решительно вводит новый этикет, заставляя отказаться от старого быта, боярских шуб и манер. Введенные им правила поведения — политес — предписывают, как устраи­вать ассамблеи, на которые должны съезжаться все дворяне для общения, какие наряды носить, как следить за чистотой тела, как организовывать застолье. Так великий реформатор приоб­щал высшие классы русского общества к формам обхождения, принятым в Европе.

В 1717 г. выходит книга по этикету «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Книга наставляет: «Лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели, когда скажут про которого: он есть спесивый болван». В книге содержатся самые разные правила: «громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «руками по столу не колобродить», «ногами не мотать».

В романах А. Толстого «Петр 1», Ю. Германа «Россия молодая», в фильме «Как царь Петр арапа женил» и в других художественных про­изведениях с достоверностью воспроизводится борьба старого и нового через смену этикетных норм и форм поведения. Мы узнаем, как обуча­лись грамоте и элементарной гигиене великовозрастные боярские от­прыски, как обрезались рукава и полы кафтанов их родителей, как мучались отцы семейств и их жены, неумело натягивая ненавистные парики, как насильственно брились бороды — «волосатое украшение», разрешение на ношение которых выдавалось лишь немногим из бояр, да и то после уплаты специального налога.

Особое внимание Петр 1 уделял организации ассамблей — собра­ний, открывавшихся вечерами в знатных домах по установленному по­рядку, для «увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских». Здесь представители дворянских и купеческих сословий должны были встречаться с иностранцами и перенимать у них формы политеса и одежды, «тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, а также слушать, что делается». Петр I лично составил правила органи­зации ассамблей и поведения на них гостей, установил строгую оче­редность их созыва. Самая большая комната дома отводилась под танце­вальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы. В соседних комнатах играли в шахматы, шашки. Азартные игры (карты и кости) возбранялись под страхом кнута. Одна комната предназначалась для курения: Петр I сам постоянно курил трубку и предлагал следовать его примеру. Он даже разрешил продажу табака, до тех пор запрещенную в России. В ассамблеях должны были участвовать и женщины. Петр 1 по­ложил конец их затворнической жизни. Из теремов они вышли в свет. Старшее поколение осуждало это, сожалея об утраченных добропоря­дочных нравах старины.

Ассамблеи сыграли положительную роль в культурном раз­витии России уже тем, что открыли новую форму общения лю­дей. В допетровскую эпоху люди жили замкнуто, их встречи но­сили преимущественно хозяйственно-деловой или родственный характер. Ассамблеи разрушили эту замкнутость и значительно расширили круг общения, сделав последнее более раскрепощен­ным. Этикет в России в это время формируется по западному образцу, приобретая светский, открытый характер, и даже чер­ты некоторого демократизма.

Так, правила поведения на ассамблеях предполагали соблюдение равенства и свободы, правда, понимаемых достаточно своеобразно: равенство мужчин и женщин, лиц разного возраста и ранга учитыва­лось, в основном, при назначении штрафных санкций, а свобода пове­дения на ассамблеях омрачалась тем, что как-никак, это была служба, развлечение по обязанности. Это придавало некоторую специфичность российскому этикету по сравнению с европейским.

В послепетровское время, когда боярские нравы были уже преодолены, в России действительно установился образ жизни на западноевропейский манер. Дворянский этикет XVIII в. отли­чается особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью, преобладанием игровой, формальной стороны. Законодателем этикета становится императорский двор.

Изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов, ко­торые были привычны к блеску версальского двора. Чтобы быть при царском дворе на хорошем счету, требовались огромные расходы на платья, украшения, кареты и т.п. Дворянство, особенно его высшие Слои, возводили пышные дворцы, парки, триумфальные арки, трати­ли огромные средства, дабы подчеркнуть свое высокое положение. Вещи поднимали престиж, служили «этикеткой».

Усилился сословный характер этикета, что проявилось, в частности, в строгой регламентации стиля одежды, которого должно было придерживаться то или иное сословие.

В соответствии с «Табелью о рангах» был издан указ, дозволяющий носить шелка, парчу или кружева только дамам первых пяти классов. Принадлежащие к третьему классу могли носить одежду из бархата или материи, стоившей не более трех рублей за аршин. Не имевшим ранга запрещалось носить бархат. При дворе женщинам не разрешалось но­сить платья черного цвета. Во время приемов дамы должны были яв­ляться во дворец в специально сшитых для этого так называемых мун­дирных платьях.

Значительно усилилось влияние западноевропейской, особен­но французской, культуры на российский быт и нравы. Откры­вались французские пансионы, модные лавки и магазины, поя­вились французские модистки, парикмахеры, воспитатели-гувернеры. Особенно заметно идет «офранцуживание» дворянства в царствование Елизаветы Петровны. Французский язык стал в дворянской среде неотъемлемой частью русской культуры, со­храняя дворянскую этикетную дистанцию по отношению к другим сословиям. Этикет становится все более «маркированным» (по выражению Ю. М. Лотмана). Он пронизывает все сферы жиз­ни дворянства, регламентируя те или иные формы его поведе­ния. Особенно проявлялось эго на многочисленных пышных ба­лах и маскарадах, которые заменили петровские ассамблеи.

Примером тому является значение, которое придавалось в этикете вееру. Веер был обязательным предметом дамского туалета, помогав­шим скрыть неприличный смех, шепнуть соседке словцо так, чтобы никто не услышал и т.д.

В царствование императрицы Анны праздники стали еще более пыш­ными и разнообразными. Незнание танцев считалось серьезным недос­татком воспитания. На балах играли уже не в шахматы и шашки, а в карты, вошедшие в моду при Анне Иоановне и получившие быстрое и опасное распространение в среде дворянства. Несмотря на строгие меры против игроков (полиция получила право входить в дом, где велась игра, и брать под стражу играющих), азартные игры продолжались, что влекло за собой разорения, растраты казенных денег, самоубийства и т. д.

Правда, новые правила жизни и этикета внедрялись и гос­подствовали в основном в высших слоях Петербурга и Москвы. В среде же мелких провинциальных дворян и купечества они при­обрели вторичный, адаптированный к местным условиям жизни характер, касавшийся внешней, формальной стороны жизни.

Этот карикатурно-подражательный характер этикета великолепно продемонстрирован Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» на примере Чичи­кова, Коробочки, Ноздрева, четы Маниловых и других представителей мелкопоместного дворянства. Зажиточное купечество, подражая дво­рянству в манерах, поведении, быту также все обставляло по послед­ней моде: на кухне — повар, в приемной — лакей, у подъезда — эле­гантная карета. Купеческий этикет, суть которого, по выражению II.А. Добролюбова, составляло самодурство сильных, жеманство жен­щин, раболепие и угодничество слабых, предстает перед нами в пьесах А.Н. Островского.

Вместе с тем к концу XIX — началу XX в. из среды русского купечества начинают выделяться не просто образованные, гра­мотные люди, но и прекрасные знатоки культуры и искусства, становящиеся меценатами. Дети образованных купцов начинают получать классическое образование, усваивать правила хороше­го тона и светского этикета. Появляется особый разряд город­ского населения — мещане, т.е. городские (местные) «обывате­ли» — мелкие торговцы, служащие, прислуга и т.п. Здесь скла­дывался свой кодекс поведения, отражавший особенности об­щественного положения людей этой среды.

Мещанин был человеком, вынужденным заниматься наемным тру­дом и вместе с тем стремящимся «выбиться в люди», выйти из сосло­вия мещан, стать богатым. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стре­мились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, мане­ры, внешние атрибуты культурности.

Карикатурные, уродливые формы поведения мещан при их общей культурной неразвитости привели к тому, что само понятие «меща­нин» («мещанство», «мещанский этикет», «мещанские вкусы») стало нарицательным, несущим в себе негативно-пренебрежительный отте­нок бездуховности, бескультурья и т.п.

В то же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигента — человека образованного, про­свещенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции выраба­тывались свои каноны красивого, приличного, достойного по­ведения, свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному.

Демократичность, равнодушие к дорогим украшениям и одежде, наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интел­лигентного человека. Для него главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе (хотя им отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Не случайно среди нравственных ценностей ведущим становится достоинство — ка­чество, подчеркивающее самоценность личности.

Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со многи­ми другими культурными достижениями прошлого. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, ибо свидетельствова­ло о воспитанности, образованности, культуре и поэтому могло выдать нежелательное — не рабоче-крестьянское происхожде­ние. В этих условиях для собственной безопасности лучше было отказаться от элементарных норм вежливости и приличия, за­быть о них и не учить им детей.

В воспоминаниях и художественных произведениях свидетелей этой эпохи мы найдем много горьких страниц о том, как представителям русской интеллигенции и дворянства приходилось скрывать «этикетность» — «ярлыковость» своего поведения. Об этом повествуется и в «Докторе Живаго» Б. Пастернака, и в «Побежденных» И. Головкиной (Римской-Корсаковой) и в других книгах.

Такое положение не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдении норм вежливости: люди стали «забы­вать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться, упот­реблять «волшебные» слова - «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами («яр­лыками»?) «нашего» образа жизни.

Тех же, кто осмеливался следовать нормам вежливости или одевать­ся излишне тщательно (носить галстук, шляпу, пользоваться космети­кой, танцевать европейские танцы) высмеивали, обвиняли в мещанст­ве, или, что было еще опаснее, в приверженности западному образу жизни и космополитизме.

«Реабилитирован» этикет в глазах общественного мнения в советскую эпоху был лишь в 60-е г. — годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребо­валось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не уда­рить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда поя­вились и первые «легальные» книги по «советскому этикету», благодаря которым читатель смог познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Этика педагога феномен на наш взгляд совершенно осо бый И все же ее сущность и содержание как и любой профес сиональной этики наиболее полно... Во первых это этика отношения педагога к своему труду к предмету своей... Во вторых это этика отношений по вертикали в системе педагог учащийся которая рассматривает основные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Из истории российского этикета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регу­лирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих мо­ральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональ

Предмет труда и ответственность педагога
Специфика профессиональной этики педагога, ее уникальность и исключительность определяются в первую очередь предметом пе

Полифункциональный характер педагогической деятельности
Это еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненно

Творческий характер педагогической деятельности
На первый взгляд эта особенность педагогического труда про­тиворечит его репродуктивному, ретрансляционному аспекту: казалось бы, какое творчество может быть у педагога, когда он зажат в тиски учеб

ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К СВОЕМУ ТРУДУ
Учитывая сложность и специфичность педагогической дея­тельности, первое требование профессиональной этики педаго­га, регламентирующее его отношение к своему труду,

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
Основополагающими факторами современной школьной ре­формы провозглашены принципы демократизациии гуманиза­ции. И это естественно. Мы готовим детей к новой жизни, г

Уважение к личности ученика
Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образова

Ориентация на положительные отношения и чувства
Отношение педагога к своим учащимся зависит от его изна­чальных установок и целей. Если моральной установкой высту­пает ориентация на субъект-субъектные отношения с д

Знание основных типов собеседника в педагогическом общении.
В отношениях педагога и учащихся, в качестве условия реа­лизации принципов демократизации и гуманизации, педагогу очень важно научиться проявлять реальный интерес и знание особенностей учащихся — е

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА И «БАРЬЕРЫ» ЕГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ
В общей системе профессиональной культуры педагога осо­бое место занимают ее нравственные и психологические компо­ненты, в совокупности составляющие феномен, «обеспечиваю­щи

Общие нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений
Основные нормы и принципы моральной регуляции предполага­ют, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это: — сл

Специфика моральной регуляции в педагогическом коллективе
В педагогическом коллективе наряду с общими нормами мо­ральной регуляции большое значение имеют особенности про­фессиональной психологии педагога, которые в качестве субъ­ективных факторо

ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ «ПО ВЕРТИКАЛИ».
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта кото­рых — асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. То

Общие требования к руководителю
Считается, что продвижению «наверх», занятию руководящего поста помогают следующие качества-условия: — умение работать с людьми; — готовность рисковать

Морально-этические аспекты деятельности руководителя
Лидерство, авторитет, стиль управления руководителя в зна­чительной мере определяют характер «вертикальных» отноше­ний в коллективе. Но сущность их в наибольшей степени прояв­ляется в процес

Распределение «ролей» и обязанностей
Для обеспечения высокой работоспособности и оптимально­го морально-психологического климата в коллективе большое значение имеет правильное распределение обязанностей и по­ручений. «Правильным» оно

Создание условий для положительной мотивации к труду
Ранее отмечалось, что для продуктивного успешного труда каждый специалист, в том числе учитель, должен иметь поло­жительную мотивацию. Какие же факторы способствуют возник­новению и сохранен

Контроль и оценка педагогического труда
Контроль — одна из важнейших управленческих задач, опре­деляемая, как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель контроля — стимулирование активно

Моральные принципы и нормы руководства педагогическим коллективом
Являясь членом коллектива и просто порядочным человеком, руководитель должен, прежде всего, соблюдать общие этиче­ские нормы поведения и общения в коллективе «по горизонта­ли». Однако при выполнени

Правила поведения» для директора
• убеждая сотрудника, не торопитесь применять власть, пока не исчерпаны все остальные средства; • не делайте замечаний подчиненным в присутствии посто­ронних; • объектом критики д

Правила поведения» для подчиненных
• дисциплинированность, вежливость, чувство субординации; • инициативность и самостоятельность суждений; • смелость и твердость в защите собственного мнения; • недопустим

ОБЩЕНИЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
  Все моральные проблемы — профессиональные и общечело­веческие, «открытые» и «закрытые» — возникают, проявляют себя и решаются (или не решаются) в общении людей друг с дру

Понятие и сущность культуры общения
Культура общения — это система норм, принципов и правил общения, а также технология их выполнения, выработанные чело­веческим сообществом с целью оптимизации и эффективности ком

Нравственная протокультура и «дефекты» общения
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефе

Морально-психологические «барьеры» общения
«Барьеры» общения — особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению. Педагог должен, с одной стороны, уметь считаться с этими барьерами,

Социокультурные «барьеры» и маргинальность в общении
Кроме психологических и моральных причин, препятствую­щих общению, познанию и пониманию Другого, одними из са­мых серьезных являются социокультурные барьеры. Особое место ср

Феномен насилия в общении
Насилие — другое проявление антикультуры общения, при­чем очень близкое маргинальности и по форме, и по сути. Наси­лие в общении проявляется в неприятии права парт

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах чело­веческой жизнедеятельности, в конкретных ситуациях жизни. К новым мораль

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Среди «открытых» проблем нравственности, встающих перед педагогом, одна из наиболее сложных, связанных со специфи­кой его профессионального труда, — это проблема так называе­мой молодежн

ЭТИКЕТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Культура общения, от которой во многом зависит, как отно­сятся к нам окружающие - коллеги и наши учащиеся, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Эти­кет—

Зарождение и развитие европейского этикета
Едва научившись мыслить, человек усвоил: сила его в един­стве с себе подобными. А чтобы жить и бороться сообща, прихо­дилось свои интересы согласовывать с чужими, подчинять об­щим, учиться понимать

Особенности современного этикета
Знакомство с историей этикетной культуры Европы, Амери­ки и России позволяет сделать некоторые общие выводы, ка­сающиеся и современного этикета. История подтверждает, что этикет действительно заклю

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА
Этикетная культура — это выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета

Приветствия, обращения, знакомства
Приветствияобусловлены «неравенством» в этикете, поэто­му следует помнить, что первыми обязаны приветствовать: мо­лодые — старших, входящие - присутствующих, запаздываю­щие

Жесты, мимика, позы
В процессе приветствий, знакомств и представлений человек демонстрирует определенные манеры поведения, характеризую­щие этикетную культуру человека. Манеры— это спосо

Культура речи
Общаясь с помощью языка, мы не просто произносим ка­кие-то слова — мы осуществляем речевую деятельность. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических и со­ци

Правила речевого повеления
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-­этическую функцию и обеспечивают опред

Речевой этикет
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет бе

ЭТИКЕТНАЯ КУЛЬТУРА В ОДЕЖДЕ
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают-то по одежке! Одежда — одно из главных условий того, насколько хо­рошее мнение сложится о вас. Основой этикетной культуры в одежде

ЭТИКЕТ «НЕФОРМАЛЬНЫХ» МЕРОПРИЯТИЙ
Общение, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу — в семье, наедине с другом или любимым челове­ком; б) формальное оф

В кафе и ресторане
Посещение ресторана — это нечто среднее между официаль­ным и неофициальным мероприятием. Здесь еще больше, чем в гостях, нас ожидает торжественность и «прилюдность» обста­новки

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
По славянским обычаям один из самых приятных моментов праздников, когда близкие люди собираются в гостях или рес­торане, — угощение за столом. Но порой мы забываем

Что и как следует правильно есть?
Если случается, что в гостях мы не знаем, как следует есть какое-либо блюдо, наблюдаем, как это делает хозяйка, и ведем себя так же. Но существуют и общепринятые правила, которые надо помнить.

КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги