Регуляторы человеческих поступков - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКОВ ОВД Деятельность Человека Складывается Из Поступков. Каждый Поступок Как ...
Деятельность человека складывается из поступков. Каждый поступок как элементарный деятельностный акт предполагает вычленение воздействий, мотивов или побуждений, повлекших этот поступок, и своего рода фильтров, или критериев, заложенных в человеческом сознании, через которые этот поступок мысленно пропускается. Побуждения м.б. внешними, исходящими от другого человека, из семейного окружения, от общественных институтов, наконец, значительная их часть формируется по месту службы или работы. Другой класс побуждений – внутренние. Это разнообразные интересы, желания, потребности, эмоции и страсти. В отличие от внешних, которые имеют по меньшей форме вербальную форму, а часто еще и фиксируются на каких-нибудь носителях (приказы, лозунги), внутренние побуждения часто относятся к сфере подсознательного и, бывает, даже не подлежат немедленной рефлексии. Тем самым они образуют широкий спектр от абстрактно-рационального до конкретно-чувственного.
Все означенные побуждения проходят через сито регуляторов в следующей последовательности. Первым стоитэстетическийфильтр. Дело в том, что он располагается в индивиде на уровнях начиная с биологического, врожденно-инстинктивного, далее – в области приобретенных установок и навыков, заложенных первичным воспитанием. Действует этот фильтр во всех областях жизнедеятельности, начиная с повседневно-бытовых: прием пищи, наличие и вид одежды, отправление естественных надобностей, сексуальная направленность и т.д. Он называется еще кратко – вкус, и выражается в критериях «красиво-некрасиво». Допустим, что-то некрасиво, но настолько заманчиво, что индивид этот барьер преодолел. Тогда на его пути встает теперь уженравственныйбарьер, или система критериев «хорошо-плохо». Врожденных среди них нет, поэтому данный барьер слабее. Т.е. органического неприятия нравственных запретов нет, и в данном случае работают лишь такие механизмы, как совесть и стыд, которые, как считают представители философии экзистенциализма, действуют только при осознаваемом наличии другого человека. Наконец, последний и самый слабый барьер –правовой. Его поставило общество, государство, и работает он, задействуя страх индивида перед наказанием. Этот последний бастион отбраковки недопустимых поступков базируется на критериях «законно-незаконно».
Казалось бы, как это эстетика, представления о красоте могут оказаться приоритетнее права? Как такая эфемерная материя может быть действеннее угрозы принуждения, угрозы легитимного применения насилия? Думается, что здесь определяющую роль играют представления о симметрии (Ветхий завет, императив Канта, симметрия организмов). Красивое – как правило, симметричное. Симметричное – естественное. В силу этого оно имеет право на существование в социальном мире. Наоборот, односторонность не укладывается в эстетические представления будучи противоположной природному естеству человека. Зло односторонне. А значит, ему не место в пространстве наших поступков.
Как же все-таки, при наличии всех трех барьеров совершаются безнравственные и противоправные поступки? Здесь сказываются факторы среды, несовершенство общества, темперамент человека. Один человек сначала думает, примеряет к предстоящему действию все три системы критериев (бывает, достаточно уже эстетической), а потом уже совершает поступок. У него работает механизм опережающего отражения действительности. Другой, более импульсивный, сначала делает, а потом думает, как же получилось, что он оказался в камере. А кто-то проявляет себя таким образом как личность, например, Гитлер или серийные убийцы.
3.Нравственная обусловленность права
Право существует для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.
Гегель разделил сложившиеся нормы естественного права и право как закон, т.е. принятые законодательными органами нормы взаимоотношений людей. Право – древнее закона. Когда не было государства, не было и закона, а нормы правового поведения уже были. По своей сути право и закон субъективно связаны с чувством порядка и сознанием долга, т.е. с нравственными принципами.
Т.о., право – это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности.
Соловьев: жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы. Это выгодно так же, как получить живую собаку в обмен на мертвого льва.
Фихте: противоречие в самой идее права. Из понятия свободной личности с необходимостью вытекает свобода других. Но свобода других требует ограничения прав данной личности, передачи ее внешней инстанции. Значит, свобода требует уничтожения свободы. Разрешение антиномии: закон должен содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные.
Закон – это общепринятое и безличное, не зависящее от личных мнений и желаний, определение права. Признаки: публичность (обнародованность), конкретность – в отличие от отвлеченных истин и идеалов, реальная применимость – связь с санкцией.Кант: я никогда не смогу сделать сто-то другому, не предоставив ему права сделать мне при тех же условиях то же самое. Всякий имеет право делать то, чем он никого не обижает.
Моральность соответствует природе человека, но ее мало, потому и необходим принудительный закон. Принудительная обязательность и отличает правовую норму от нравственной. Цицерон: мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
Право – необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Причем право реально проявляет себя только там, где есть свобода – при тоталитарном режиме действует не право, а политическая целесообразность, т.е. произвол.
Наказание за нарушение закона рассматривается как собственное право преступника. Гегель: преступник почитается как разумное существо, и вынесенная судом санкция выражает тем самым уважение к преступнику как к личности, свободно выбравшей форму своего поведения в виде преступления. Эта честь не будет ему воздана, если понятие и мерило его наказания не будут взяты из самого его деяния.
Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. Одно не бывает без другого: обязанности без права – это рабство, право без обязанностей – анархия. Права отца семейства над его членами есть в такой же мере его обязанности по отношению к ним.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ... Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Регуляторы человеческих поступков
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Москва - 2011
Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним. М., Московский университет МВД России, 2011. -
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Задача воспитания настоящего профессионала, выдвинутая в Приказе Министра внутренних дел РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах вну
Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников ОВД
Семинар - 2 часа
Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть» и др. Рассмотреть их применительно к специфике полицей
Практические занятия
– 4 часа
Цель занятия: Используя учебный материал, художественную и мемуарную литературу, произведения кино, опыт работы сотрудников ОВД, свои жизненные наблюдения, показать, какую
Порядок подготовки и проведения деловой игры.
1. Накануне деловой игры курсанты (слушатели внимательно изучают Типовое положение о комиссии… по служебной дисциплине и профессиональной этике, а также другие документы и материалы об этом институ
План практического занятия
– 2 часа
1. Стадии становления служебного коллектива.
Участники занятия должны предложить модель периодизации жизни служебного коллектива, а затем рассмотреть в к
Тема 9. Формирование морального облика сотрудников ОВД
Семинар - 2 часа
Цель занятия: Выяснить объективные причины, влияющие на формирование морального облика сотрудника; рассмотреть систему нравственного воспитания личного состава ОВД;
План практического занятия
– 2 часа
1. Составить, обосновав, следующие перечни:
· Моральные качества, наиболее значимые в деятельности сотрудников ОВД.
· Аморальные свойства личнос
В органах внутренних дел при общении с населением
Деловая игра – 2 часа
Цель занятия: Выработать навыки культурного поведения сотрудника при приеме граждан. Уяснить особенности проявления такта, вежл
В общественных местах
Практическое занятие – 2 часа.
Цель занятия:Обратить внимание курсантов (слушателей) на поведение сотрудников за пределам
Тематика рефератов, контрольных работ
Этическое содержание уголовно-процессуального законодательства. Моральный аспект процесса предварительного расследования. Нравственная обусловленность угол
П р и м е ч а н и е.
Контрольная работа (реферат) выполняется в сроки, установленные управлением учебно-методической работы Московского университета МВД России. Написание контрольной работы (реферата) предшествует сдач
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет этики. Определение этики, морали и нравственности.
2. Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД.
3. Общечеловеческое, социокультурное,
I.Общие положения.
1. Самостоятельная подготовка курсантов и слушателей является составной частью образовательного процесса, направленного на формирование квалифицированных специалистов ОВД.
2. Самоподготовк
Разновидности семинара
№
Семинар как форма обучения
Методы обучения, применяемые на семинаре
Семинар – беседа (просеминар)
Подготовка к семинару
2.1.Подготовка преподавателя к семинару
Предварительная
Непосредственная
1. Сбор материалов по теме семинара
2. Изучени
Темы докладов
6. Деонтологическая сущность категорий морали в профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел.
7. Реализация категорий добра и зла в профессиональной деятельности сотрудников О
Методика проведения семинарского занятия
5.1. Введение:
Преподаватель:
- Решает организационные вопросы
- Объявляет тему и цели семинарского занятия; определяет место и роль данного семинара в о
Разновидностей
Игра как сложная форма профессионального обучения, отличается от других форм практической подготовки слушателей прежде всего тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная оперативно-слу
Подготовка к деловой игре
2.1.Подготовка преподавателя к деловой игре
Предварительная
Непосредственная
1. Сбор материалов по теме деловой игры
2.
План-сценарий
Деловая игра - 4 часа
Цель занятия:
- формирование навыков и умений решения комплексных задач по практике делового общения сотрудников ОВД;
- воспитание деловых ка
Методика проведения деловой игры
4.1. Введение:
Преподаватель:
- Решает организационные вопросы.
- Объявляет тему и цели деловой игры; определяет место и роль данного семинара в общей ст
Стремитесь быть непринужденным буквально во всем.
• Быть непринужденным в рассуждениях - признак высокого интеллекта и культуры. Непринужденность в общении особенно ценят, поскольку она предполагает внутреннюю свободу и придает смыслам и з
Пренебрегайте нападками ваших обидчиков.
• При нападках на вас не забывайте о важнейшем правиле благоразумных: никогда не защищать себя "пером". Такая защита оставляет след, и сопернику она скорее принесет славу за отваг
Освободите себя от стремления всегда и во всем себя показать.
• Уважайте прежде всего себя, чтобы уважали вас. На то, чтобы себя показать, будьте лучше скупы, чем расточительны.
• Старайтесь приходить лишь туда, где вас желают видеть, и не приходите,
Научитесь выбирать себе друзей.
• Помните, что благодаря тем, с кем человек общается, у него незаметно меняются привычки, характер и многое другое, что в конце концов формирует его как личность.
• Старайтесь найти тех, к
Избавьтесь от опасной привычки внедрять правду насилием.
• Внедрение правды насилием является одной из форм морального насилия. Такие формы морального угнетения, как учит история, уничтожили больше народа в истории человечества, чем все историчес
Примите своих родных и близких такими, какие они есть.
• Снизьте требования к своим родным и близким. Принимайте их такими, какие они есть. Не требуйте от них абсолютной "белизны".
• Слишком высокие требования очень часто вмес
Помните, что нет ничего пагубней, чем поверхностное знание.
• Опыт мудрых учит: на то, что лежит на поверхности, обычно наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же сущность находится гораздо глубже, чтобы ее лучше ценили и понимали лишь знающие л
Четко осознавайте свои главные преимущества.
• Помните, что каждый мог бы достигнуть в чем-либо гораздо больших высот, если бы знал свои действительные преимущества. Напомните себе очередной раз: достойный человек— это не тот, кто не и
Научитесь вовремя уходить.
• Овладейте особой мудростью - уходите за минуту до того, как станете лишним.
• Старайтесь отдаляться от дел, прежде чем дела отдалятся от вас.
• Научитесь и свой финал (за
Мораль и политика
Если мораль и право выступают своего рода берегами канала эволюционного развития на социальном уровне - со стороны соответственно общества и государства, и в этом своем регулятивном качестве как бы
Мораль и искусство
Мораль складывается из некоторой совокупности нравственных норм и принципов. О них можно прочитать в книгах, послушать в университетской аудитории. Но для приобретения человеком нравственной культу
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов