рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мораль и политика

Мораль и политика - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКОВ ОВД Если Мораль И Право Выступают Своего Рода Берегами Канала Эволюционного Разви...

Если мораль и право выступают своего рода берегами канала эволюционного развития на социальном уровне - со стороны соответственно общества и государства, и в этом своем регулятивном качестве как бы равноправны, то мораль и политика связаны другими отношениями. Политика представляет собой генератор социальных изменений, в социально-эволюционном процессе она отвечает за изменчивость, а мораль в свою очередь среди изменений, или социальных мутаций, порожденных политикой, призвана отбраковывать те, которые не отвечают нравственным ожиданиям общества, не соответствуют сложившимся представлениям о добре и зле.

Основной вопрос политики – это вопрос о завоевании, использовании и удержании власти. Особое место здесь занимают правоохранительные органы, т.к. они – часть исполнительной ветви власти в государстве. И в этом плане они подвержены по меньшей мере двусторонней моральной оценке. С одной стороны, насколько моральна сама власть, целостность и устойчивость которой призваны обеспечивать правоохранительные органы, решения которой они исполняют. Здесь вопрос стоит о принципиальной возможности служения такой власти – ведь правоохранительные органы имелись и в нацистском рейхе, и в тоталитарном сталинском государстве. С другой стороны, в какой мере отвечают этическим принципам сами правоохранительные органы, насколько нравственной является их деятельность и, конечно, их представители. В принципе, каждый из этих вопросов имеет и экономическое, стоимостное выражение.

Политиков всегда обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей. Подтверждающих эту тенденцию примеров всегда имелось в избытке. И всегда люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Выделяются две главные позиции. Политические идеалисты исходят из приоритета морали перед политикой. Политика должна полностью подчиняться морали. Аристотель говорил, что лучшая политика вырастает на этической основе, на базе существующих нравов и обычаев. А цель политики – в том, чтобы обеспечивать счастье граждан, такое состояние, которое позволяет им осуществлять свою разумную сущность. Политические реалисты проповедуют идею о внеморальности политики, полагают, что к ней неприменимы моральные оценки, т.к. политика конкретна – направлена на процветание государства в реальных обстоятельствах, а нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла. Значит, если человек хочет считаться с моральными ценностями, то он не будет заниматься политикой, а выбрав сферу политики, надо забыть о морали.

Сторонник первой точки зрения просто не попадет в политику, а все-таки попав, будет сразу отодвинут на обочину политического процесса более гибкими конкурентами, допускающими для себя некоторые отступления от норм морали (Париж стоит мессы). Как политик он оказывается нежизнеспособным. Значит, известная степень аморальности допустима? А это – начало движения по наклонной. Отступив в малом, отступаешь затем и в более значительном, если это сулит очередные политические дивиденды. Постепенно приходишь ко второй точке зрения, граничащей с откровенным цинизмом. Получится, что нужно признать право политиков на безнравственные действия, если это отвечает некоторым политическим интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но где кончается гражданин и начинается политик? В результате мы получаем государство, отрицающее мораль. Или исповедующее две разные формы морали. Но если я – человек нравственный, то зачем мне иметь во главе государства аморального субъекта? А где тогда взять морального? Мы его выбираем из своей среды, а попав в политику, он все равно станет аморальным. Получаем замкнутый круг. На сегодня эта проблема представляется неразрешимой.

И здесь в сложное положение нравственного выбора попадает именно работник силовых структур. Надо ли выполнять безнравственный приказ? Или моральные оценки на службе вообще не должны применяться? Классический пример такого рода выбора – выполнение американскими летчиками приказа о ядерной бомбардировке японских городов, преследующего не столько военные, сколько научно-познавательные цели.

Рассмотрим проблему взаимосвязи морали и политики. По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, механизмом сдерживания, социального контроля за деятельностью политиков. В странах развитой демократии к политикам предъявляются хотя во многом и формальные, но высокие требования в плане личного морального облика (Кеннеди, Клинтон – Ковалев, Скуратов). Причем уклонение от нравственного контроля означает крест на политической репутации. С другой стороны, мораль – ориентир, побудитель политической активности. Она направляет политику в сторону реализации сущности человека, принципов гуманизма и справедливости. Кроме того, наличие морального авторитета у политика позволяет добиваться как собственных политических целей, так и решать государственные политические задачи.

Моральным критерием политических действий является их способность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага.

Моральные ценности отражают настроения общества. Поэтому политики не могут их не учитывать. Более того, под неблаговидные политические действия подводятся нравственные обоснования. А любой кандидат на политический пост во время предвыборной кампании пытается создать себе имидж нравственной личности. Такой имидж, разумеется, отражает и национальную специфику.

Со своей стороны, политика влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений. Как бы мы сейчас ни относились к парткомам и месткомам, комсомольцам, пионерам и октябрятам, они играли огромную роль в обеспечении действия норм морали в нашей стране. Но как только политическая система утрачивает стабильность, происходит вспышка аморализма и его крайней формы – преступности.

Раз имеет место очерченное единство политики и морали, то не может не быть и различий. Мораль старше политики, она появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика – продукт социальной дифференциации общества, и формируется она с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, политика через призму интересов власти. Мораль опирается на общественное мнение и внутренние убеждения человека, а политика – на общественные и государственные институты и меры принуждения. Политика активна, а мораль – консервативна. Поэтому мораль может быть тормозом на пути реализации политических целей, пусть и прогрессивных, отражающих вновь сформировавшиеся в обществе потребности (развитие предпринимательства и частной собственности – легализация спекуляции – ранее противоправная деятельность оказывается законной – правоохранительные органы действуют вопреки нравственным установкам общества).

В конечном счете взаимодействие политики и морали непосредственно детерминирует правоохранительную деятельность. Это связано со следующими факторами:

политика определяет стратегию правоохранительной деятельности (соблюдаются ли права всех или лишь тех, кто платежеспособен?);

политика создает условия правоохранительной деятельности (справедливы ли законы?);

политика обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью («а судьи кто?»);

политика формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам, их деятельности и представителям (нельзя заставить или попросить уважать – нужно отвечать нравственным запросам).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ СОТРУДНИКОВ ОВД

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ... Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мораль и политика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва - 2011
  Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: Планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации к ним. М., Московский университет МВД России, 2011. -

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    Задача воспитания настоящего профессионала, выдвинутая в Приказе Министра внутренних дел РФ «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах вну

Тема 4. Категории профессиональной этики сотрудников ОВД
Семинар - 2 часа Цель занятия: подробно проанализировать основные категории профессиональной этики: «долг», «честь», «совесть» и др. Рассмотреть их применительно к специфике полицей

Тема 5. Мораль и право в правоохранительной деятельности
Семинар – 2 часа   Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства м

Тема 6. Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ как стандарт антикоррупционного поведения. Моральный фактор и антикоррупционное поведение
  Семинар - 2 часа Цель занятия: Уяснить сущность и структуру морального фактора, его влияние на оперативно-служебную деятельность ОВД, нравственное становление сотруд

Тема 7. Моральный выбор в поведении и деятельности сотрудников ОВД.
Цель занятия: раскрыть понятие морального выбора, его роль в поведении и деятельности сотрудников ОВД; закрепить теоретические положения темы в процессе анализа полицейской практики; показа

Практические занятия
– 4 часа Цель занятия: Используя учебный материал, художественную и мемуарную литературу, произведения кино, опыт работы сотрудников ОВД, свои жизненные наблюдения, показать, какую

Порядок подготовки и проведения деловой игры.
1. Накануне деловой игры курсанты (слушатели внимательно изучают Типовое положение о комиссии… по служебной дисциплине и профессиональной этике, а также другие документы и материалы об этом институ

Тема 8. Нравственные отношения в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел
Семинар – 2 часа Цель занятия: Практически освоить нравственную основу организации и функционирования служебного коллектива, влияние нравственно-психологического климата на эффектив

План практического занятия
– 2 часа 1. Стадии становления служебного коллектива. Участники занятия должны предложить модель периодизации жизни служебного коллектива, а затем рассмотреть в к

Тема 9. Формирование морального облика сотрудников ОВД
Семинар - 2 часа Цель занятия: Выяснить объективные причины, влияющие на формирование морального облика сотрудника; рассмотреть систему нравственного воспитания личного состава ОВД;

План практического занятия
– 2 часа 1. Составить, обосновав, следующие перечни: · Моральные качества, наиболее значимые в деятельности сотрудников ОВД. · Аморальные свойства личнос

Тема 10. Происхождение и сущность этикета и его роль в жизни общества
Семинар - 2 часа Цель занятия: На конкретных примерах из практики делового общения сотрудников милиции проработать методику делового общения, соблюдения служебного этикета и этическ

Тема 11. Служебный этикет в традициях и ритуалах ОВД
  Семинарское занятие – 2 часа Цель занятия:Уяснить сущность политических ратных, бытовых, профессиональных традиций и их роль в жизни служебных колле

Тема 12. Воинская вежливость как отражение служебного этикета
  Практическое занятие – 2 часа Цель занятия: Показать знания уставов, приказов и директив МВД России, определяющих поведение сотрудников органов внутренних дел; практ

Тема 13. Культура устной и письменной речи и ее проявление в поведении и деятельности сотрудников ОВД
Практическое занятие – 2 часа   Цель занятия: Показать роль грамотной и образной речи сотрудника в его служебной деятельности. На конкретных примерах показать недопуст

Тема 14. Этикет в общении начальника и подчиненного
    Деловая игра – 2 часа     Цель занятия:Раскрыть многообразие ситуаций во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Пока

В органах внутренних дел при общении с населением
  Деловая игра – 2 часа   Цель занятия: Выработать навыки культурного поведения сотрудника при приеме граждан. Уяснить особенности проявления такта, вежл

В общественных местах
  Практическое занятие – 2 часа.   Цель занятия:Обратить внимание курсантов (слушателей) на поведение сотрудников за пределам

Тема 17. Служебный этикет в жизни курсантского коллектива.
  Практическое занятие – 2 часа. Цель занятия: Привлечь внимание курсантов к этикетным нормам повседневной жизнедеятельности учебных подразделений. Раскрыть роль служе

Тематика рефератов, контрольных работ
  Этическое содержание уголовно-процессуального законодательства. Моральный аспект процесса предварительного расследования. Нравственная обусловленность угол

П р и м е ч а н и е.
Контрольная работа (реферат) выполняется в сроки, установленные управлением учебно-методической работы Московского университета МВД России. Написание контрольной работы (реферата) предшествует сдач

Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет этики. Определение этики, морали и нравственности. 2. Философия как методологическая основа профессиональной этики сотрудника ОВД. 3. Общечеловеческое, социокультурное,

I.Общие положения.
1. Самостоятельная подготовка курсантов и слушателей является составной частью образовательного процесса, направленного на формирование квалифицированных специалистов ОВД. 2. Самоподготовк

II. Организация и методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Выяснить (определить) готовность курсантов и слушателей к самостоятельной работе. 2. На лекционных и семинарских занятиях (при необходимости) провести работу по обучению умениям и навык

Разновидности семинара
  № Семинар как форма обучения Методы обучения, применяемые на семинаре Семинар – беседа (просеминар)

Подготовка к семинару
2.1.Подготовка преподавателя к семинару Предварительная Непосредственная 1. Сбор материалов по теме семинара 2. Изучени

Темы докладов
6. Деонтологическая сущность категорий морали в профессиональной этике сотрудников органов внутренних дел. 7. Реализация категорий добра и зла в профессиональной деятельности сотрудников О

Методика проведения семинарского занятия
5.1. Введение: Преподаватель: - Решает организационные вопросы - Объявляет тему и цели семинарского занятия; определяет место и роль данного семинара в о

Статья 4. Гражданский долг и нравственные ценности службы в органах внутренних дел
  1. Каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благор

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел
  1. Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень

Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел
  1. Нравственные принципы службы воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел. 2. Служебная деятельность сот

Статья 7. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел
  1. Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональных чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательс

Разновидностей
Игра как сложная форма профессионального обучения, отличается от других форм практической подготовки слушателей прежде всего тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная оперативно-слу

Подготовка к деловой игре
2.1.Подготовка преподавателя к деловой игре Предварительная Непосредственная 1. Сбор материалов по теме деловой игры 2.

План-сценарий
Деловая игра - 4 часа Цель занятия: - формирование навыков и умений решения комплексных задач по практике делового общения сотрудников ОВД; - воспитание деловых ка

Методика проведения деловой игры
4.1. Введение: Преподаватель: - Решает организационные вопросы. - Объявляет тему и цели деловой игры; определяет место и роль данного семинара в общей ст

Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
Будьте мудры, но не говорите никому об этом. Ф. Честерфил   Помните, что отсутствие культуры, невежество и грубость способ­ны повредить всем

Стремитесь быть естественней, поскольку это намного приятней искусственности.
• Чем лучше удалось дело, тем меньше говорите о своих усилиях и трудах, чтобы окружающим казалось, что успех достигнут совер­шенно естественным путем. • Добиваясь успеха, избегайте

Стремитесь быть непринужденным буквально во всем.
• Быть непринужденным в рассуждениях - признак высокого интеллекта и культуры. Непринужденность в общении особенно це­нят, поскольку она предполагает внутреннюю свободу и придает смыслам и з

Пренебрегайте нападками ваших обидчиков.
• При нападках на вас не забывайте о важнейшем правиле благоразумных: никогда не защищать себя "пером". Такая защита оставля­ет след, и сопернику она скорее принесет славу за отваг

Остерегайтесь тех, кто, прикрываясь вашим интересом, добивается исключительно своего.
• Против хитрости таких людей существует лишь одно оружие - ваша проницательность. Без нее вам придется вытаскивать кашта­ны из огня, обжигая себе руки, но не для себя, а для коварного друго

Спокойно принимайте изменения и перемены привычного для вас места.
• Так называемая "родная земля" для людей выдающихся порой становится своего рода мачехой. На родине очень часто царит зависть к тому, кого знают с детства. И земляки чаще напомина

Освободите себя от стремления всегда и во всем себя показать.
• Уважайте прежде всего себя, чтобы уважали вас. На то, чтобы себя показать, будьте лучше скупы, чем расточительны. • Старайтесь приходить лишь туда, где вас желают видеть, и не приходите,

Научитесь выбирать себе друзей.
• Помните, что благодаря тем, с кем человек общается, у него незаметно меняются привычки, характер и многое другое, что в конце концов формирует его как личность. • Старайтесь найти тех, к

Овладейте мудростью уподобляться людям, т. е. уравнивать себя с ними.
• Обычно человек одобряет других по одной простой причине — он находит их похожими на себя. Из этого следует, что уважать кого-нибудь — означает уравнивать окружающих с собой. С помощ

Помните, что не всегда можно помочь человеку, потому что в нем самом лежит первое препятствие к получению данной помощи.
• Если человек не готов получить помощь, а ему ее навязывают, эта помощь не окажет позитивного воздействия, а лишь может усугу­бить положение дел. Предлагать собственную помощь нужно мудро;

Избавьтесь от опасной привычки внедрять правду насилием.
• Внедрение правды насилием является одной из форм морального насилия. Такие формы морального угнетения, как учит история, уничтожили больше народа в истории человечества, чем все исто­ричес

Примите своих родных и близких такими, какие они есть.
• Снизьте требования к своим родным и близким. Принимайте их такими, какие они есть. Не требуйте от них абсолютной "белизны". • Слишком высокие требования очень часто вмес

Преодолейте желание понравиться всем и во всем — это невозможно.
• Освободитесь от привычки следовать тому, чтобы каждый ваш шаг был привлекателен абсолютно для всех. И как бы вы не стреми­лись проявить свои добрые намерения к окружающим, всегда най­дется

Научитесь во благо использовать удивительный и чудный дар слова.
• Старайтесь всегда помнить о последствиях своей речи, когда по­рою вы неудержимо роняете необдуманные слова, которые спо­собны оскорбить, уязвить или принести какой-либо другой Бред нашим б

Избегайте превосходных степеней, преодолейте негативную привычку восторгаться сверх меры.
• Захваливать, расточать восторги — признак ограниченности понимания и вкуса. • Превосходное крайне редко, вот почему будьте умеренны в восторгах.   Будьте &

Помните, что нет ничего пагубней, чем поверхностное знание.
• Опыт мудрых учит: на то, что лежит на поверхности, обычно наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же сущность нахо­дится гораздо глубже, чтобы ее лучше ценили и понимали лишь знающие л

Четко осознавайте свои главные преимущества.
• Помните, что каждый мог бы достигнуть в чем-либо гораздо больших высот, если бы знал свои действительные преимущества. Напомните себе очередной раз: достойный человек— это не тот, кто не и

Научитесь вовремя уходить.
• Овладейте особой мудростью - уходите за минуту до того, как станете лишним. • Старайтесь отдаляться от дел, прежде чем дела отдалятся от вас. • Научитесь и свой финал (за

Регуляторы человеческих поступков
Деятельность человека складывается из поступков. Каждый поступок как элементарный деятельностный акт предполагает вычленение воздействий, мотивов или побуждений, повлекших этот поступок, и

Мораль и искусство
Мораль складывается из некоторой совокупности нравственных норм и принципов. О них можно прочитать в книгах, послушать в университетской аудитории. Но для приобретения человеком нравственной культу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги