рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.

Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А. - раздел Культура, НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход Г68Наука И Иновационное Предпринимательство В Современном Об...

Г68Наука и иновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин­ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7803-0060-7

В монографии исследуется один из самых динамичных институтов современного общества - инновационное предпринимательство. Ана­лизируются культурно-антропологические и социокультурные основа­ния современных форм предпринимательства. Рассматриваются про­блемы развития малых высокотехнологичных фирм на примере и дан­ных социологического мониторинга новосибирского Академгородка.

Монография будет полезна для специалистов в области науковеде­ния, социологии науки и образования, организаторов науки, менедже­ров малых инновационных фирм.

ББК 87.6
ISBN 5-7803-0060-7
*

© Институт философии и права СО РАН, 1999

© Центр социальной адаптации

и переподготовки кадров, 1999

© Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А., 2000


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................... 4

Глава 1. Произвольное действие как филогенетическое

основание предпринимательского поведения............................ 8

1.1. Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами............... 8

1.2. Взаимное возникновение-закон произвольного действия индивида... 19

1.3. Произвольное действие и генезис чувственно-сверхчувственного бытия : ; 31

1.4. Первобытное хозяйство и формирование экзистенциальных архетипов 42

1.5. От произвольного действия к воспроизводству традиций.................. 51

Глава 2. Капиталистическое предпринимательство как механизм

наращивания социально-вещественного мира......................... 62

2.1. Генезис капиталистического предпринимательства............................. 62

2.2. Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития 76

Глава 3. Инновационное предпринимательство

и произвольное действие.............................................................. 100

3.1. Многомерный индивид как субъект инновационной деятельности 100

3.2. Постмодернизация как процесс нового синтеза чувственного и сверх­чувственного: роль инновационного предпринимательства 117

3.3. Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе 139

3.4. Экзистенциальная аскеза и произвольное действие (произ-ведение себя) 166

3.5. Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы 179

Глава 4. Инновационное предпринимательство ;.

в современной России.................................................................... 192

4.1. Малый бизнес в постсоветском обществе........................................... 192

4.2. Проблемы формирования инновационной сферы в современной России 204

4.3. Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах

(на примере новосибирского Академгородка).................................... 211

4.4. Малый ВТ-бизнес и формирование инновационной инфраструктуры
сибирской науки......................................................................................... 222

Глава 5. Малый инновационный бизнес в новосибирском

Академгородке: состояние и перспективы............................... 229

5.1. Популяционный подход при анализе малых инновационных фирм... 232

5.2. Проблема оптимума............................................................................. 235

5.3. Мать-и-мачеха...................................................................................... 241

5.4. Мотивация инновационной деятельности........................................... 244

5.5. Малое-это прекрасно............................................................................ 247

Малое инновационное предпринимательство с позиций

социокультурного подхода (вместо заключения)................... 251


ВВЕДЕНИЕ

В постиндустриальной цивилизации принципиально меняется положение человека, и эти изменения, как представляется, опреде­ляют то главное, что отличает данную цивилизацию ото всех дру­гих. Суть этих изменений в переходе от позиции человека массы со всеми специфическими ее институциальными обрамлениями (огра­ничениями) к позиции человека - инноватора и предпринимателя. В общецивилизационном плане это выражается прежде всего в том, что на смену человеку массы как тотальной безысходности техно­генного общества приходит «многомерный» человек, осуществля­ется переход от автоматического режима функционирования соци­альных стандартов (машинизированной социальности) к сопряже­нию специфических логик (схематизмов) социокультурных систем и конструированию схем межличностных и межсубъектных взаи­модействий.

Преодоление автоматизма социальных стандартов исходно связано с развитием предпринимательства. Но развитие самого предпринимательства первоначально обусловлено стремлением отдельных индивидов, а затем небольших групп общества к повы­шению своего социального статуса путем приобретения богатств. При этом инструментом первоначального предпринимательства зачастую было насилие, грабеж, работорговля, умышленный обман. Сам по себе процесс накопления в его первоначальных формах, в основе которых лежит неэквивалентный обмен, осуществляется вопреки действующей общинной морали и подвергается запрету, осуждению и преследованию.

Капиталистическое предпринимательство в его классическом варианте выходит на историческую сцену путем жесточайшей аг­рарной реформы и насилия, сравнимого по масштабу с опустоши­тельными войнами, создавая политические, социальные и экономи­ческие условия для неэквивалентного обмена в самом производстве (неэквивалентного обмена такого товара, как рабочая сила). По ме­ре развития и усложнения материально-вещественной сферы пред-


ВВЕДЕНИЕ

принимательские усилия все более связаны с созданием условий для ускоренного развития, диверсификацией, демассификацией производства.

В постиндустриальном обществе предпринимательство не ог­раничивается экономической сферой. «Оно соотносится со всеми видами человеческой деятельности, кроме тех, которые можно от­нести не к социальным, а экзистенциальным»1. В частности, как полагают некоторые исследователи, инновационная деятельность и предпринимательство «призваны поддерживать гибкость и способ­ность к самообновлению любого общества, экономики, отрасли, сферы услуг или производства»2.

Что касается понимания самой природы предпринимательской деятельности, то как отмечает П.Друкер, «многие специалисты се­годня рассматривают предпринимательство как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже озарение»3. Анализ различных подходов к пониманию столь таин­ственного явления позволяет заключить, что загадочность этого феномена в том, что в современных условиях он в наибольшей сте­пени реализует то главное и основное, что происходит в человече­ской истории, определяет ее смысл и направление - развитие тако­го сложного и уникального существа, как человек.

Таким образом, в постиндустриальном обществе помимо эко­номического предпринимательство приобретает все больше чело-векосозидательный смысл. Причем последний определяет сущ­ность самого предпринимательства и в новых условиях. Для Рос­сии, переживающей переходный период, основной задачей которо­го является формирование новой системы общественных ценно­стей, новой, способной к экономической и общественной инициа­тиве личности, возникающий новый статус института предприни­мательства имеет особое значение. Это связано не только с тем, что само по себе предпринимательство выступает как институт «выра­щивания» инициативных людей, но и с тем, что человекоразмер-ный характер, в частности, инновационного предпринимательства наиболее созвучен задачам, стоящим перед современным россий­ским обществом и связанным с сохранением и мобилизацией в но­вых условиях того позитивного потенциала, который был накоплен в советскую эпоху. Речь идет о том, что инновационное предпри­нимательство имеет важное значение для сохранения и развития

1 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. -
М, 1992.-С. 39.

2 Там же. - С. 333-334.

3 Там же. - С. 3.


ВВЕДЕНИЕ

тех немногочисленных элементов «post-modern-сознания и post-modern-мотивации, которые десятилетиями культивировались в советском обществе»1 и обусловливают (как это ни парадоксально) переход от советской мобилизационной трудовой этики к воспри­ятию труда как средства самореализации, свободного неподкон­трольного самовыражения, характерного для инновационной эко­номики.

Нельзя не сказать и о том, что переход к современной рыноч­ной экономике - это скорее социокультурная, чем экономическая проблема. Сущностью такого перехода является выявление и моби­лизация имманентных российской культуре духовных предпосылок рыночных преобразований. По большому счету речь идет о выяв­лении и рефлексии некой тенденции, за которой скрывается новая, укорененная в глубинах народной жизни система базовых ценно­стей, существующая в форме архетипических конструкций, кото­рые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации. Не искусственное создание новых институциальных образований (рынок, предпринимательство), а реконструкция жизни на основе выявления и создания условий для эмансипации и реализации соответствующих новому времени, но­вым тенденциям мирового развития культурных архетипов может придать смысл рыночным преобразованиям. Такая реконструкция, разворачиваясь в том числе и через формирование нового мировоз­зрения, обусловливает превращение выделенной тенденции в осно­вание нового типа системного развития.

В этой связи чрезвычайно важное значение для развития рын­ка инновационной ориентации, как и для перехода России на путь инновационного развития (зачатки которого были представлены в советском обществе именно благодаря мощному развитию науки и наукоемкой промышленности в оборонном секторе), имеет ини­циация смыслообразующих процессов, связанных с перегруппи­ровкой (синтезом) культурных архетипов с доминантой на хозяйст­венный успех, предпринимательство, новаторство инновации. Это означает, что анализ инновационного предпринимательства нельзя ограничивать рамками только экономического подхода. Необходи­мо социокультурное представление данного феномена. Причем предпринимательские качества должны быть представлены в кон­тексте зарождения и развития самого человека. Настоящая попытка

Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методо­логическая парадигма российского обществоведения // Вопр. философии -1977.-X» 10.-С. 35.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

НАУКА И ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Социокультурный подход

ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА... центр социальной адаптации и переподготовки кадров... А А Гордиенко С Н Еремин Е А Тюгашев...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гордиенко А.А., Еремин С.Н., Тюгашев Е.А.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами
ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1. Но экзист

Генезис капиталистического предпринимательства
государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникае

Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития
человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изуч

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
идеологию потребления и новую философию общественных ценно­стей, меняющих приоритеты развития современного производства1. Таким образом, вслед за исчерпанием чисто экономических моти­вов

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мусор в страны с низкими доходами, безупречна, так что мы долж­ны ей следовать»'. Этот факт ярко фиксирует «парадокс Запада», который «состоит в том, что сформированный им принцип плюра­лизма - диа

Институциальные оснований формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
бражены и концентрируются основные средства - технологии, ценности природосовместимого (коэволюционного) развития дан­ного антропогеоценоза. В этой связи универсальным основанием для развития эконо

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека. Как уже отмечалось, возникающая

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти те

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского быти

Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе
отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1. Меняется и характер материального производства: целью его в

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов перв

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являют

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной. Само по себе производство

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использов

Экзистенциальная аскеза и произвольное действие
Внедрение новых технологий, переструктурирование эконо­мики, сокращение занятости привели к росту свободного времени и ориентации значительных слоев населения на досуг как единствен­ную форму неотч

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождаю

Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы
жизни вызывают у них экзистенциальное напряжение, в некотором смысле аналогичное тем, которые возникают в первобытном чувст­венном коллективе в ситуации «или пан, или пропал». Только здесь «пан» зн

Малый бизнес в постсоветском обществе
Российское государство, осуществляя модернизацию сверху, с самого начала пошло на поводу у сторонников архаичного пони­мания рыночных преобразований, в основе которого лежит модель максимизации при

Малый бизнес в постсоветском обществе
институты «захваченного» ими государства (как известно, государ­ство культивирует ныне экономический тоталитаризм), с другой -недоверия населения, которое настороженно относится ко всему институту

Малый бизнес в постсоветском обществе
тем в странах развитого капитализма на долю последних приходит­ся 50-70% валового национального продукта и более 50% осваи­ваемых ноу-хау'. Кроме необходимости незаконного «подкармливания»

Малый бизнес в постсоветском обществе
нимательства и характерными для русской культуры архетипами трудолюбия, аскезы, жертвенности. Очевидно, что предпринимательству в России без соответст­вующей поддержки трудно рассчитывать

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
пени избежать прежде всего кадровых потерь и максимально ис­пользовать кадровый потенциал науки для перехода к инновацион­ному развитию1. Для Новосибирского Академгородка ВТ-предприятия

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
наших организаций, и они, в первую очередь, являются участника­ми технопарковой зоны. В том числе и во взаимодействии с произ­водственными и коммерческими организациями».1 При этом не ну

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
симыми и располагают соответствующей собственностью. В ре­ зультате им не нужно согласовывать каждый свой маневр - финан­ совый ли, имущественный ли — с вышестоящими бюрократически­ ми

Малые инновационные предприятия в сибирских наукоградах
чисто экономического подхода. С самого начала они не фокусиру­ют свою деятельность на одном типе ресурсов - финансовом. На­оборот, они делают ставку на интеллектуальные, квалификацион­ные, социальн

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Малый инновационный бизнес новосибирского Академгород­ка имеет весьма широкий географический ареал распространения своей продукции. Только одна из 24 ответивших на соответствую­щий вопрос фирм опер

Проблема оптимума
6. На 2-3 года ...,................................................................. 8 7. На 3-5 лет........................................................ ,.............. 8

Проблема оптимума
сокращение бюджетного финансирования ВПК и неизбежно свя­занное с этим снижение спроса с его стороны (в том числе и по гражданской номенклатуре) уменьшили рынок наукоемких техно­логий в целом.

Мать-и-мачеха
ем, вопросом «жизни и смерти» фирм. Речь может идти только о том, что существующие фирмы имеют некоторый потенциал эко­номического роста, но реализуют его не полностью. Разумеется, внешние для наук

Мотивация инновационной деятельности
Таблица 5.5 Оценка причин, побудивших к созданию собственной фирмы   Причина Количест- Средняя  

Малое - это прекрасно
лагали тем или иным научным заделом на стадии своей организа­ции, о чем свидетельствуют ответы, полученные при опросе (%): 1. Фундаментальные разработки....................................

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не

МАЛОЕ ИННОВА ЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
шись из природной среды, он устремился в космос артефактов. Этот искусственный мир диктует свои законы: стремясь распола­гать сущим как благом, человек воплощает в результатах деятель­ности, в ее п

С ПОЗИЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Но специфика современности, видимо, в том, что люди встали перед императивом взаимодействия, так сказать, напрямую, как самодостаточные целостности, как культурные миры. Они теперь живут и действую

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в то

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
линарных исследований, связи науки с образованием и производст­вом, возникло потому, что первопроходцы эпохи М.А.Лаврентьева смогли вложить в фундаментальные принципы СО АН социокуль­турный смысл,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги